
Писание стихов – дело не нарочное.
Когда говорится «искра божья», можно предположить, что речь здесь не только о
таланте, то есть степени, но и наваждении. Человек возжен. Об этом же
материалист сказал бы, что в космосе человеческого организма и сознания так уж
разместились светила . Именно такой «парад планет» обычно приходится на
человеческое отрочество и юность. Там начинаются стихи. Иногда это продолжается
всю жизнь.
Был ли я таким исключением, когда в
шестнадцатилетнем возрасте из случайного полудетского сочинительства вступил в
пору постоянного писания стихов? Все тогда было в помощь этому: и сам нежный
возраст, и юношеская влюбленность, и перенасыщенная романтикой природа Карелии,
где я жил в то время. И эпоха на дворе стояла весенняя, поэтическая
–«оттепель». Вся держава полнилась стихами – новые поэты, возвращенные поэты,
зарождающиеся поэты… Как многое нравилось и как на многих хотелось быть
похожим. Манила мировая скорбь, как это бывает в юности, и грустно становилось,
что не было своей скорби. Ждать же ее оставалось недолго. Ищущий да обрящет.
Судьба распорядилась так, чтобы проснувшееся во мне наваждение стиха теперь
существовало не благодаря, а вопреки всему. Скорби же отмерилось вдосталь и так
надолго, что в ней терялся горизонт отпущенной жизни.
Я думаю: что движет поэтической мыслью
человека на самом-самом закате его жизни – на таком закате, что до ночи всего
один шаг? Что водит рукой того, кто в палате смертников записывает свои певучие
столбцы? И веры-то здесь нет – той утешающей, боговой с ее загробной жизнью,
адом или раем, отмщением или искуплением. Ведь именно в этих ситуациях до боли
ясна вся словесная тщета. И стихи – не молитва во спасение души. Выжить бы, а
потом уже говорить о высоком…
Трудно выживалось мне в
одиночной палате одной из московских травматологий. Судьбе и молодости угодно
было, чтобы я выжил – такой как есть, но выжил. И когда после полугода предсмертного
забытья мир проступил в очнувшемся сознании со всей своей неумолимой правдой,
не слезы полились ему навстречу. Всё те же столбцы. Отказывающаяся подчиняться
рука не в силах была держать карандаш, который приходилось привязывать, а
строка дерзила и все пыталась воспарить над безысходностью…
Такой
ли сейчас у меня сентиментальный возраст, но хочется вспоминать только хорошее
– не людскую жестокость, а людскую доброту, не холодные редакционные отказы, а
чье-то участие, понимание и реальную помощь в литературных мытарствах.
Вспоминаю ужасно
морозный декабрь 1979 года, когда в Софрине состоялось Московское совещание
молодых литераторов. Вспоминаю происходившие здесь споры и обсуждение стихов в
прокуренной комнате гостиницы; еще молодые лица участников нашего семинара и
молодую же категоричность… Стихи мои были рекомендованы совещанием к изданию, и
в 1980 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла моя первая книжечка стихов
«Листобой».
Именно с издательством «Молодая
гвардия», как с первой любовью, связаны у меня самые теплые чувства. Здесь в
альманахе «Поэзия» еще в 1976 году появилась первая, значительная для меня
подборка стихов, а мой «Листобой» получил специальную премию издательства, и
наши чувства приобрели как бы взаимность.
Да не создадут все эти памятные и
приятные для меня события впечатления гладкого литературного пути! В духе
времени мучительно медленно продвигались рукописи по издательским конвейерам.
Вторая моя книжка вышла в издательстве «Современник» в 1985 году, промаявшись в
издательстве более десяти лет. Это почти норма… Впрочем, опасно сетовать на
некоторые затяжки. А не позволяли ли они дозреть недозревшему? Наверно, в этом
есть своя жестокая правда творчества: всё проверить временем, но с ним,
проходящим, что-то утрачивать навсегда. Но что делать с тем, что существует, но не
радует, а разве человек должен знать о себе только хорошее и светлое? И на подъёмах его счастья, и в безднах
трагедий пусть говорит человек. И сказанное выверется жизнью, а там… «Как слово
наше отзовется»…
(Предисловие к книге стихов «По времени жизни». 1991г.)
СТРАНИЦЫ ИЗ ДНЕВНИКА
Любовь, Россия, смерть – вот три кита, на которых стояла и стоит русская Муза. В них обозначены и поэтапные тематические смещения по мере собственной творческой эволюции и проживания жизни, от запевного томительного начала, побуждаемого любовью, до исповедального предсмертного шёпота. К тому же, вечно напряжённое поле Родины к молчанию не располагает, и земля эта без поэтов немыслима. И запечатленные в стихе лепестки ли сирени, картинки ли семейной трапезы, руины ли безвременья через концы света уносятся в вечность в колыбели русской словесности.
1993г.
* * *
Поэтическое слово по своей природе представляет собой единственное хранилище всего того подсознательного, что вобрал в себя наш язык. Слово это при своей сжатости настолько бездонно и многомерно, что его можно сравнить с генетическим кодом применительно к неуловимой реальности, называемой национальным духом. Пружина этого кода, утвердясь в прошлом, разжимается в будущее. Утрата этой сокровенной силы не проходит бесследно. А то, что читающих поэзию становится катастрофически мало, лишь подтверждает незатейливую мысль о духовном кризисе.
2005г.
* * *
Настоящего художника, в частности поэта,
отличает то, что из написанного им получается целое мироздание. Пусть здесь
будут свои провалы и взлёты, но мы чувствуем, что попадаем в отличный от всех
прочих мир. Есть поэты, которые написали не одно блестящее стихотворение, но
всё это как-то не смыкается друг с другом, и не возникает мира художника. Всё в
прорехах, в дырах, и всё это похоже на искусно сплетённую паутину. Всё убивает
эклектика.
У истинного творца явно или не явно существует навязчивая идея -
это солнце, вокруг которого вращаются планеты. Целостность мира скрепляется
повторяемостью образов и зачастую перепевами одного и того же, что нередко
относят к издержкам творения. Мне же кажется напротив - это подтверждает лишь
целостность мира художника.
2006г.
* * *
Если бы я начал записывать свои мысли с младых ногтей, то передо мной сейчас стояла бы чреда всё меняющихся взглядов на жизнь. Может быть, со своими открытиями, присущими для определённого возраста. Были бы здесь и свои находки, и оригинальность мышления, но всё это так или иначе напоминало бы игру ума, метание бисера. Зачем всё это? Всё равно в конце концов человек, не потерявший разум на склоне лет, придёт к одной простой и всеобъемлющей мысли, которая своей неизменностью превращается в инстинкт, то есть, в то, что не выразимо словами. И сводится к тому, что я есть жизнь, и эта отдельная жизнь всей своей сутью, всеми своими помыслами занята тем, чтобы не отделиться, не отпасть от жизни вообще.
2007г.
Владимир, благодарю Вас сердечно за понимание и поддержку, за доброе отношение к Виктору и его творчеству, и ко мне. Мне это особенно важно услышать сегодня, в день его памяти. 16 лет уже прошло, как его нет с нами.
С уважением,
Нина.
Повтор текста удалён.
Дорогая Нина (не знаю Вашего отчества), читал и читаю с любовью. Спасибо.
Уважаемый Владимир, спасибо за верность творчеству Виктора. Если Вам удобнее обращаться ко мне по имени-отчеству, то Ивановна я.
Нина Гаврилина.
Да, Нина Ивановна, удобно.
С почтением, В.М.
Дорогая Надя, всегда чувствую твою поддержку, которая мне очень помогает в решении многих вопросов. Ни одного стихотворения не проходит без твоего чуткого и доброжелательного внимания. Спасибо большое за память о Викторе.
С теплом,
Нина.
Очень хорошо, Нина, что вы поместили этот текст. Появилась возможность говорить с Виктором не только через стихи. Удивительная судьба, жестокая и высокая. Характер железной нежности, без которого не бывает большого поэта. И продолжение творчества, благодаря Вам, Нина. Да, у Виктора свой, сотворённый и выстраданный мир. Там всё его: любовь, природа, Россия.
Он не отпал от жизни, продолжается в поэзии и в любви Вашей, низкий Вам поклон.