Венецианские бусинки

Отдел (рубрика, жанр): Прозаические миниатюры
Дата и время публикации: 10.03.2025, 23:38:04
Сертификат Поэзия.ру: серия 3975 № 188372
Marzo2017

***
По облупленной стене скользит остроносая тень гондолы. Я наблюдаю, как появившийся гондольер отталкивается ногой от порога стеклянной двери и с улыбкой машет мне рукой. Тоже улыбаюсь через стекло и машу ему в ответ. Дни стоят не по-мартовски тёплые, и лицо уже тронул лёгкий загар. Воздух... Воздух здесь сейчас нереальный. Как в разгар нашей весны, только глубже и безграничнее. И море. Оно уже проснулось, и стенки каналов слегка зацвели. От этого дыхание его более живое, чем осенью. К тому же сейчас полнолуние. В это время все природные процессы окрашены в мягкие тона лёгкого драматизма. Но напряжённость эта - всего лишь спазм перед грядущей полнотой бытия.
Я уже позавтракала и пью кофе. На моей тарелочке совершенно удивительный круассан. Хочется верить, что вот такими они бывают только в Венеции: воздушные и одновременно плотные той особой плотностью, которая присутствует лишь в сути, не затрагивая очертаний. Слева от меня венецианское зеркало, слегка затемнённое "под старину". В нём отражается кофейная пенка над моей губой и барная стойка напротив. А за стеклянной дверью, по узкой ленте синевато-зелёного канала нескончаемым потоком плывут блестящие чёрные гондолы и их тени... И снова и снова чуть надтреснуто звонят колокола.


***
После завтрака иду на рынок Риальто докармливать свои пять чувств. Вот такая у него удивительная способность. Ни одна картинная галерея не сможет этим похвастаться. Если бы у меня была возможность - купила бы всё. Ну, понемногу. А до этого я в молчаливом экстазе единюсь с рельефными формами чуть недозрелых cuori di mucca*, густо пахнущими сицилийскими лимонами, сиреневатыми артишоками и проч., и проч. Cтановится грустно: в наших мегаполисах такого качества не найти даже в самый щедрый сезон.          
Заев грусть парой тягучих фиников, отправляюсь в рыбный ряд. Чего тут только нет! И почти все эти диковины - "nostrano"**. Увесистые, ещё живые крабы царапают друг другу панцири. Длинные, похожие на ланцеты, тельца кальмаров дремлют в мутной прозрачности. Покрытые слизью спинки и брюшки камбалы переплетаются в причудливой мозаике. Из влажной дорады на крупные кристаллы льда сочатся остатки моря. Рядом лежат веера упитанной скумбрии, горы мелких сицилийских креветок и толстеньких каракатиц. В ящиках жмутся друг к дружке барабульки и маленькие зелёные крабики moeche, выловленные в лагуне. Я покупаю полтора десятка огромных королевских креветок и дюжину устриц (последние оказываются не "nostrano", а выловленными где-то близ Довиля). Их можно есть сырыми. Мне показывают, как правильно чистить креветки и любезно вскрывают раковины устриц. Кроме того, дарят несколько терракотовых морских гребешков. Осталось приобрести крупный ароматный лимон в ряду напротив и сесть на ступеньки возле traghetto***.
Была ли то еда или другая вселенная, чуть сбрызнутая лимонным соком - я так и не поняла. Но такой многомерной информации от пищи я ещё не получала. Завтра приду снова. Совсем рано. Пока солнце не успело растопить солёно-ледяные бусины на деревянном пирсе.

* помидоры "бычье сердце"
** местного производства
*** переправа (трагетто)


***
Стою на мосту dell'Academia и всматриваюсь в мутноватый свет убывающей луны. Внизу медленно текут воды Гранд-канала. Время от времени белые тела ночных катеров нарушают покойность течения, и вода тяжелеет. Справа от меня уличный маэстро извлекает из пустоты старенького аккордеона "Scherzo" Баха. Когда музыка стихает, я кладу несколько монет в стоящую перед ним шкатулку и прошу повторить. Он улыбается, и стремительные звуки вновь разбегаются по прохладе весенней ночи. Спускаясь, я в который раз пытаюсь считать ступеньки этой деревянной арки, но снова сбиваюсь.
Пройдя несколько шагов по Campo San Vidal я в удивлении замираю: откуда-то сверху непрерывным потоком течёт медово-густой, сладко-терпкий аромат. "Едва-едва я добрёл, измученный, до ночлега... И вдруг - глициний цветы!..."* Крупные гроздья белых глициний мягко спускаются из глубины золотисто-чёрного неба. И вот, ты уже не прежний. Словно перешёл какую-то невидимую черту, внезапно и навсегда отделившую часть пустых тревог от твоего сердца.

*Мацуо Басё




Сертификат Поэзия.ру: серия 3975 № 188372 от 10.03.2025
21 | 20 | 261 | 18.03.2025. 17:12:37
Произведение оценили (+): ["Александр Шведов", "Пахомов Сергей Станиславович", "Моргунова Елена", "Александр Чекалов", "Ирина Бараль", "Алёна Алексеева", "Николай Горячев", "Сергей Погодаев", "Елена Ланге", "Кохан Мария", "Надежда Буранова", "Игнат Колесник", "Владимир Мялин", "Виктор Гаврилин", "Александр Питиримов", "Ира Якименко", "Сергей Красиков", "Наташа Корнеева", "Владимир Старшов", "Светлана Ефимова", "Аркадий Шляпинтох"]
Произведение оценили (-): []


Здравствуйте, Екатерина! Замечательные бусинки! Ощутимые и видимые зарисовки. Лёгкими штрихами/мазками вы создали необыкновенно сочный триптих. )) А базар – это отдельная песня! Умеете Вы подмечать в своих путешествиях такие моменты, которые увлекают читателя, создают впечатление присутствия. Спасибо, что щедро делитесь своими ощущениями!


Вам большое спасибо, Аркадий!
На Риальто особая атмосфера. Это как выставка в музее, где все экспонаты живы, включая фрукты, овощи, вяленые финики и плавающие в рассоле половинки артишоков) Ощущение жизни от всего очень сильное. И чувствую, что сейчас засосёт под ложечкой))
Сам город нереальный. Была там в общей сложности больше двух месяцев. И не хватило. Надо ещё. А лучше всего - туда переехать. Хотя меня мало кто поймёт)
Очень рада Вашему впечатлению!

Дата и время: 11.03.2025, 11:38:09

Екатерина, с большим удовольствием совершила с Вами  увлекательную прогулку и как будто невольно погрузилась в эту атмосферу праздника жизни.   
Нина Гаврилина.

Нина, большое спасибо! Очень рада, что Вам понравились бусинки.
Город чудесный. А итальянцы вообще такой народ, у них, если с нашей точки зрения - праздник каждый день. Просто из ничего. И вообще на каком-то целебном позитиве. Северные поспокойнее южных, конечно. Но для человека из России и северные полны чрезмерной радости и лёгкости. Что-то детское сохраняют. Помню, одна девушка писала об Италии, что, спускаясь с трапа самолёта, она мгновенно ощущает радость. После этого выяснилось, что я пошла дальше, и сама эту радость ощущаю ровно в тот момент, когда самолёт только входит в воздушное пространство Италии) Работало как индикатор. Ощущаю радость, спрашиваю, где летим - всё чётко, над Сапожком)

Искренне рада за Вас, Екатерина.
Нина.

Спасибо, Екатерина, за чудесное погружение в мир Италии. Ваши бусинки сверкают, переливаются, манят за собой. И кажется, что я там, рядом с Вами. )

Надежда, Вам спасибо!
Это самое ценное, что может услышать автор.

Дата и время: 11.03.2025, 18:27:08

Екатерина, детали красивы, прописаны с любовью, складываются в особый мир - нездешний и волшебный. Италия чарует. Особенно русские к ней не равнодушны. 
Не переезжайте навсегда в Италию - в этом случае очарование рассыпется, начнётся жизнь, а человеку, на мой взгляд, очень нужно быть чем-то очарованным, особенно поэту )
Я бы хотела снова таким взглядом на неё посмотреть, житейским не затронутым. Пейзажи, музеи и архитектура до сих пор потрясают, доставляют удовольствие, но это другое)

Подумала: нет, наверное, не хотела бы. Лучше уже как есть, со всеми pro et contra 

Елена, спасибо Вам впечатление! 
Согласна. Но иногда срастается. А скучать в любом случае буду, если такое произойдёт. Придётся любить со всеми недостатками) 

Дата и время: 12.03.2025, 06:44:32

Екатерина! А кто Вы по профессии и что позволяет Вам иметь такой ареал обитания: от Монголии и тундры до Италии? Только не убеждайте нас, что это творческие командировки от сайта "Поэзия. ру"

Дата и время: 12.03.2025, 10:24:42

Сергей, вспомнился эпизод из фильма Паоло Соррентино "Великая красота":
- Ma tu che lavoro fai?
- Io?.. Io sono ricca.
- Bellissimo lavoro ...
(- А кем же ты работаешь?
- Я?.. Я - богатая.
- Прекрасная работа...)))))

Фильм прекрасный. Из тех, что (da vedere)²
Мне особенно нравится момент, где главный герой прогуливается по набережной Тибра и предаётся эгоистичным воспоминаниям. Очень психологичный эпизод. И божественное по реализации ci sono riuscito, похожее на тёмное, но прекрасное эхо)

Сергей, спасибо за отклик)
Я психолог. Работаю в психоаналитическом подходе. По этой причине мне иной раз хочется и можется отступить в анализе произведения от стандартных лекал.
В миру обычный человек, мама троих детей. В глубине души - путешественник. Ну и пишется кое-что время от времени ))

Ага! Предупреждать надо!

Неужели напугала?)) 

Я спокоен... Я спокоен, как зеркальная гладь озера... И на всякий случай нем.

Тогда с Вас подборка в стиле японской поэзии. А то начну мелкими камешками зеркальную гладь расписывать)

Дата и время: 12.03.2025, 23:27:15

Екатерина, удивили. Поэт-психоаналитик, по-моему, редкость. А мама троих детей - это отдельная работа!
Совет не переезжать был несерьёзным. К тому же, если срастается)

Редкость) У меня несколько учебных работ по анализу собственного творчества есть. Классический ПА, в основном. Может, со временем решусь что-нибудь здесь опубликовать. А так вообще черновиков по тому же Преступлению и наказанию уйма. Надо собирать воедино. Там интересно. Идеи, главное, свежие )
И да, отдельная работа) Но она приятная)
Спасибо за беседу, Елена. С Вашей лёгкой руки пересмотрю la grande bellezza. В который раз будет. Но этот фильм можно и нужно пересматривать.
p/s Во время пандемии набрела на l’amica geniale. Тоже шедевр. Потом ещё и прочитала. Если вдруг не смотрели/не читали - очень рекомендую (если читать - посоветовала бы в оригинале, при всём уважении к переводу атмосфера там отсутствует)

Екатерина, опубликуйте, пожалуйста, и анализ стихов и идеи по ПиН. Уверена, что интересно будет не только мне!

Фильм не смотрела и книгу не читала. Спасибо, посмотрю/почитаю.