Алексей Ахматов. Заметка про дядю Федора

Публикатор: Поэзия.ру
Отдел (рубрика, жанр): Эссеистика
Дата и время публикации: 26.02.2025, 20:46:16
Сертификат Поэзия.ру: серия 339 № 188080
Img 4432

Фотография Александры Климовой


Об авторе


Алексей Дмитриевич Ахматов. Поэт, критик, прозаик. Родился в Ленинграде в 1966 году.

С 80-х годов прошлого столетия публиковался в различных журналах и альманахах, антологиях и справочниках страны и ближнего зарубежья («Нева», «Звезда», «Аврора», «Юность», «Литературная учеба», «Немига литературная», «День поэзии», «Русские стихи 1950-2000», «Литературный Петербург XX век», журнал «Север», «Перископ» и т. д.).

Переводился на сербский, болгарский, немецкий и английский языки.

Автор нескольких поэтических сборников, книг критики, публицистики и прозы: «Солнечное сплетение»: Стихи. Л., 1989; «Камушки во рту»: Стихи. СПб., 1993; «Сотрясение воздуха»: Стихи. СПб., 1998; «Срез»: Сб. статей. СПб., 2000; «Избранное»: Стихи, избранное. СПб., 2005; «Воздушные коридоры»: Стихи. СПб., 2008 (премия им. Бориса Корнилова); «Работа с любовью»: Стихи, избранное, СПб., 2011; «Моего ума дело»: Эссе, СПБ., 2016 (премия им. Н. В. Гоголя); «За углом зрения»: Стихи. СПб, 2019; «Дело труба»: рассказы, СПб. 2020; «Там, где жил Паутиныч»: повесть СПб, 2023.

Сопредседатель поэтической секции Санкт-Петербургской писательской организации Союза писателей России, руководитель общества «Молодой Петербург», главный редактор одноименного ежегодника и куратор премии «Молодой Петербург».

Член союза писателей России (Санкт-Петербургского отделения) с 1994 года.

Лауреат премии им. Бориса Корнилова в номинации «На встречу дня» (2010), премии журнала «Зинзивер» (2014, 2015), премии им. Н. В. Гоголя в номинации «Портрет» (2016), Международного конкурса лирико-патриотической поэзии им. Игоря Григорьева «На всех одна земная ось» (2017), премии «Русский Гофман» (2018).

 

 

Заметка про дядю Федора

 

Из Достоевского особенно часто выдергивают три цитаты.

Первая: «Красота спасет мир».

Вторая: «Если бога нет – все позволено».

И третья: «Если выбирать между Христом и истиной, я выберу Христа».

Для одного прозаика через почти две сотни лет после их обнародования даже многовато! Это что касается действительно глубоких философских высказываний. Мемы, типа «…так вы и убили-с» я тут не рассматриваю. Как не рассматриваю глупую, никакого отношения ни к Достоевскому, ни к русскому человеку не имеющую, фразу: «русский человек без православия дрянь», которая вероятно трансформировалась из бердяевской фразы в статье про Кошелева, о народности из уваровской триады.

С красотой все боле менее понятно. Красиво говорить не запретишь! Ее часто используют по поводу и без. Мне, например, очень нравится аллюзия на нее у волховского поэта Анатолия Цветаева:

 

Кто поставил балет снегопада?

И зачем в городской суете

На террасе продрогшего сада

Крутит ель тридцать два фуете?

Плачет скрипка автобусной дверцей,

А в оконцах не видно ни зги.

Оглушенное нежностью сердце

Выдаст скерцо предсмертное и...

Ты выходишь в накидке Инфанты,

Раздраженной авоськой шурша.

И покорно встает на пуанты

Утомленная насмерть душа.

Ты рассерженно шепчешь "не надо",

Убегаешь, одернув пальто.

Кто поставил балет снегопада

Здесь, в бездушии уличном? Кто?

Ледяной фантастический улей.

Каплет горький неоновый мед.

КРАСОТА убивает, как пуля.

Никакой она МИР НЕ СПАСЕТ!

И не надо мне сказок про пекло!

Посмотрите, послушайте, а?

Оркестровая яма проспекта,

Безнадежное па-де-труа.

 

Прошу прощения за безоглядное цитирование, но уж больно текст вкусный! Со второй цитатой несколько сложнее. Ее не так просто отыскать у Федора Михайловича. Интернет-справочники и разные энциклопии так прямо на голубом глазу в один голос и заявляют, что прям именно такой фразы у Достоевского нет. Ею можно, де, описать его философию. Проблема поиска высказывания только в том, что оно урезано. «Если бога нет, все позволено» - реально принадлежит Мите, говорящему Алеше в «Братьях Карамазовых»: «Только как же, спрашиваю, после того человек-то? Без бога-то и без будущей жизни? Ведь это, стало быть, теперь всё позволено, всё можно делать?»

Эта фраза не является доказательством существования Бога, как это ошибочно представляют некоторые писатели, продолжая, что, поскольку в жизни позволено не все, то Бог есть. Она, скорее, про необходимость верить в неизбежность наказания в безбожном мире – иначе человечество себя сожрет. Не было бы сомнения в божественном существовании, самого вопроса Достоевский бы не озвучивал. Причем Митино построение на мой взгляд очень верное. Но не однозначное. Сам Достоевский еще в «Подростке» эту тему «если нет Бога» представляет, как утопию с другого конца: «И люди вдруг поняли, что они остались совсем одни, и разом почувствовали великое сиротство. <…> Осиротевшие люди тотчас же стали бы прижиматься друг к другу теснее и любовнее; они схватились бы за руки, понимая, что теперь лишь они одни составляют всё друг для друга. Исчезла бы великая идея бессмертия, и приходилось бы заменить её; и весь великий избыток прежней любви к Тому, который и был бессмертие, обратился бы у всех на природу, на мир, на людей, на всякую былинку». Кстати, плотская любовь и появляется только после изгнания из Рая, то есть потери Бога, как пусть и неравноценная, но замена. В божественной любви она вроде как не нужна и не предусмотрена. Возможно она есть как намек на то, что Бога нет, но это другой вопрос.

Еще необходимо отметить, что сам Бог в рассуждениях Достоевского постоянно идет рука об руку с личным бессмертием и с будущей жизнью. Интересно было бы задать Федору Михайловичу вопрос, что бы он выбрал, Бога или «будущую жизнь»? Вот тут проблема обострилась бы максимально. Собственно, это и был бы вопрос о подлинной любви ко Христу.

Любопытно, что Лев Толстой в начале 20 века высказал мысль о дозволенности совершенно противоположного содержания. Из «Послания к духовенству»: «Если возможна троица, непорочное зачатие, искупление рода человеческого кровью Христа, то все возможно, и требования не обязательны». И это тоже выглядит весьма логично. Надо понимать, что Трюмо русской революции вообще не очень любило чудеса. Оно попросту их отрицало, что и явилось катализатором отрицания им церкви, а церкви отрицанием его самого. А ведь еще Тургенев писал: «О чем бы ни молился человек — он молится о чуде. Всякая молитва сводится на следующую: «Великий боже, сделай, чтобы дважды два — не было четыре!»

Только такая молитва и есть настоящая молитва — от лица к лицу. Молиться всемирному духу, высшему существу, кантовскому, гегелевскому, очищенному, безобразному богу — невозможно и немыслимо.

Но может ли даже личный, живой, о́бразный бог сделать, чтобы дважды два — не было четыре? Всякий верующий обязан ответить: может — и обязан убедить самого себя в этом». Толстой считал, что евангельские рассказы о чудесах – антихристианские.

Кстати, о Толстом. Куда ж без него, раз речь зашла о Боге?! Я полагаю, что Лев Николаевич конкретно полемизирует с Федором Михайловичем, точнее с третьей, приведенной мной цитатой, про выбор между Христом и истиной, когда в 1901 году пишет: «Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете». Правда, далее он сообщает: «истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю». И в этом как раз нет ничего новаторского, поскольку еще в оспариваемом им «Евангелии» Иоанн (14:6) говорит: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь». Но при этом, Толстой сам же приводит интересное высказывание Кольриджа: «Тот, кто начнёт с того, что полюбит христианство более истины, очень скоро полюбит свою церковь или секту более, чем христианство, и кончит тем, что будет любить себя (своё спокойствие) больше всего на свете».

А тут снова Тургенева можно вспомнить. Рассказ «Истина и правда»: «Почему вы так дорожите бессмертием души? — спросил я. — Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной... А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство! — В обладании Истиной? — Конечно. — Позвольте; в состоянье ли вы представить себе следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою... И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить. «Что такое? Что такое?» — «Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь — прямая линия!» — «Неужели! о, какое блаженство!» — кричат все молодые люди, с умилением бросаются друг другу в объятия! Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеетесь... В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства... Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело... Правда и Справедливость! За Правду и умереть согласен. На знании Истины вся жизнь построена; но как это «обладать ею»? Да еще находить в этом блаженство?»

Вообще, не похоже, чтобы Достоевский, говоря об истине, задумывался в данном конкретном случае о разнице между ней и правдой или тем более справедливостью. Он, признаваясь в предпочтении Христа перед истиной только на первый взгляд парадоксален. По сути, он о самых простых и человеческих вещах. Истина всеобъемлюща, холодна и безжалостна. Кто его знает, что она таит в себе. Сам Бог скрывал ее от Адама с Евой в райском саду. Она может запросто и убить, и раздавить человека. А что есть Христос, пришедший спасти человеков? Сама доброта, защита и утешение. Достоевский просто имел смелость сказать об отсутствии своей смелости. И это было столь непросто, что отозвалось и осталось в человечестве.

То есть первым был Кольридж, потом, лет через сорок в противоположном смысле высказался в письме Наталье Фонвизиной Достоевский: «если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной», параллельно Тургенев в «Стихотворениях в прозе», а спустя еще полвека – Толстой.

В процессе написания этой небольшой заметки один из читателей подсказал мне еще одну часто упоминающуюся, а может быть и самую цитируемую фразу Федора Михайловича, которую я в виду ее неприятия как-то выпустил из вида. Про слезу ребенка. Иван говорит Алеше в «Братьях Карамазовых»: «Да весь мир познания не стоит тогда этих слёзок». Но об этой цитате говорить не особенно интересно. Ее слишком поистрепала наша либеральная общественность, дискредитируя советский строй. Как говорил сам Достоевский: «…на что восстает обыкновенно и всякая либеральная обшмыга третьего разряда».

Уффф… И что из всего этого следует? Что красота спасет всех, и всех убьет, что с Богом и без Бога все позволено, что между Христом и истиной мы выбираем себя. А Достоевский - молодец!





Поэзия.ру, публикация, 2025
Автор произведения, 2025
Сертификат Поэзия.ру: серия 339 № 188080 от 26.02.2025
6 | 1 | 3254 | 05.12.2025. 08:50:48
Произведение оценили (+): ["Екатерина Камаева", "Сергей Красиков", "Александр Куликов ", "Александр Шведов", "Владимир Старшов", "Александр Питиримов"]
Произведение оценили (-): []


В Фесе, в знаменитых красильнях, вонять начинает уже на входе. Поэтому всем раздают мяту. Чтобы дышали через неё. На первой террасе думаешь, что такой вони ты себе просто не представлял. Это нечто уму непостижимое. Поднимаешься на вторую террасу. И понимаешь, что на первой - не воняло. Поэтому красота мир в одиночку не спасёт. Только в совокупности с пониманием, что где-то есть вторая терраса.
Мне нравится, как Вы пишете.
p/s Только про Солнышко лесное не зашло. Я ради этой песни даже на гитаре в школьные годы немного научилась. Но это уже идейные разногласия, а не литературные.