***
- Чай? Кофе? Может быть, какао?
С вчера осталась каша. Хочешь с молоком?
Чем хлеб намазать? Маслом или джемом?
Ешь аккуратней. Стирка только завтра.
Погромче сделать? Да, погода - дрянь.
- Сегодня снилось, что попал я в город,
чьи улицы карабкались на горы
извилистыми тропами крутыми.
Там люди говорили на латыни.
Мол, vita brevis, ars, конечно, longa.
Там проплывала почему-то лодка
по улицам, как будто по каналам.
В каких-то бедуинских одеялах
там на борту стояли человеки
и утверждали, что плывут из Мекки.
И тут передо мной возникла карта
с координатами Рене Декарта,
и лодка с бедуинами мгновенно
нашла на карте голубую вену
и ринулась в нее, петляя тромбом…
Вдруг чей-то хриплый голос крикнул: - Trombo!
Что означает «вихрь» на эсперанто.
И тут же лик Эммануила Канта
возник на горизонте сложной тучей.
- Долг человека – быть всегда могучим! -
сказал все тот же хрипловатый голос. –
Долг человека – быть всегда веселым!
- Ах, был бы только повод для веселья.
А то ведь дорожает все подряд.
Сметана вон, творог, а к пасхе – яйца.
Я, честно говоря, на перепутье,
что выгодней – отдать в починку туфли
или купить другие у китайцев.
Ну что, доел? Поспишь еще немного?
Оставить телевизор? Сделать тише?
Зайду на почту. За квартиру надо,
за телефон… Не знаю, ох, не знаю…
Вчера в аптеке девушка сказала,
что, может, завезут после обеда…
Куда собрался? В туалет? Ты можешь
минутку подождать? Что значит сам?
Ну, сам так сам. Но только потихоньку…
…Ах, бедный мой могучий человек.
***
- О, Господи, спешил – не посмотрел,
какой маршрут.
- С утра был сорок пятый.
- Вы будете садиться?
- Наш пострел
опять оставил где-то ползарплаты.
Я говорила дочке, чем такой
отец, так лучше б вовсе никакого.
- Мужчина, что вы тычете рукой?
- Сама-то вертишь задницей, корова!
- Водитель! Здесь карманник!
- Где он, гад?!
- Альлё, и что жь ты ел вчерась на завтрак?
- Кто едет дальше, проходите взад!
- Пардон…
- Ведь жизнь кончается не завтра…
- А в сорок пятом, помню, нам отец
письмо прислал, мол, встретил, мол, простите.
- Мороз за тридцать. Двигуну крантец.
Короче, жуть.
- Алло, в субботу – к Мите.
«А я ем сушку и гляжу в окно.
Обидно, что к обеду снег растает».
- Пар-дон…
- Когда припомнишь, как давно…
- А ты когда вернешься из Китая?
- В субботу – к Мите.
«Вот и новый день,
такой же, как вчера,
одна забота,
чтобы успеть какую-нибудь хрень
купить
на днюху
Мите
до субботы.
И для того ли данный индивид
покинул чрево матушки когда-то?
О боже, что певица там бубнит-
поет?
Трех человек из автомата?»
- Па-а-а-ардо-о-он…
- За это можно все отдать…
«За что за все? И что отдать, скажите?
Что есть у нас,
чтоб мыслить и страдать,
отдав последний грош
в субботу Мите?
Куда, скажите, замышлять побег?
С кем и за кем
идти
неровным следом,
уж если
даже этот
юный снег,
как миленький,
растает до обеда».
- Алло!
Вчера весь день ждала тебя.
Ты меня бросил? Да? Скажи, Володя…
- …
- Не отрекаются, любя…
- И, как всегда, немного о погоде…
И Вам спасибо, Владимир.
Виртуозное произведение. Можно перечитывать бесконечно.
Если уж о мыслящем тростнике речь зашла, вспоминается известная песня "Шумел камыш..." С одной стороны - общепринятый символ пьянства и мещанства, с другой - трагедия. Вот где-то так на стыке высокого и низкого, обыденного и ирреального хотелось поработать. Если получилось, то очень хорошо.
Я то же хочу сказать. Высокое и обыденное. Но сначала кажется, что о высоком рассуждает некто от первого лица. Потом начинаешь сомневаться- скорее, свысока, ропщет так сказать, глас вопиющего в пустыне.
Стихотворение было написано в годы мирового кризиса, кстати. Казалось, 90-е стали возвращаться. Я вдруг сейчас об этом вспомнил. Произошло как бы наложение двух временных пластов. Интересная штука!
Да, а еще эта тревожность, связанная с датами, в стихотворении сначала намечается, а потом заявляет о себе в цифре «45»
45-й автобусный маршрут во Владивостоке до-о-олгий. Протяжённость и временная и пространственная. Вполне можно сопоставить с течением человеческой жизни. Отсюда, наверное, и 45-й год возник. Год, когда бабушка с двумя дочерями - моей мамой и тетей - приехали во Владивосток. Получается, и личное что-то отразилось.
Чудесно и горько по-настоящему, Александр. Жизнь и поэзия в обнимку в одной квартире и в одном автобусе-трамвае. И над каждой строкой рука мастера. Большое спасибо.