Благодарю организаторов Литературного пространства за приглашение выступить перед аудиторией молодых поэтов с лекцией. Тема сформулирована так: Стихотворная новелла как особый лиро-эпический жанр. Художественная и стиховая организация авторской новеллы «Откровение Питирима Александрова» (лекция — мастер-класс).
Поговорим о редком в наше время поэтическом жанре стихотворной новеллы. Долгое время новелла изучалась в ряду прозаических жанров и сих пор в литературоведческих словарях не дается определения новеллы как жанра поэтического. И если прозаическая новелла изучена хорошо, то стихотворная новелла не изучена совсем.
Стихотворная новелла развилась в системе лирических жанровых новаций в середине 19 века, но лишь к концу 20 века (спустя примерно 150 лет!) термин «стихотворная новелла» или «лирическая новелла» начал закрепляться в литературоведении, но до настоящего времени так и не получил должного теоретического осмысления.
Перечислим более-менее устоявшиеся в литературоведении константные признаки стихотворной новеллы и назовем те, которые остались за рамками внимания исследователей, акцентируя внимание на мощнейших инструментах «прозаизации» поэтической речи (в положительном смысле этого слова) и кинематографичности поэтического текста.
Обстоятельно докажем тезис, что стихотворная новелла — это не «дефективная лирика», не гибридный жанр, не двуродовое образование, а вполне самостоятельный и полноправный жанр лирического рода литературы, т.е. особый поэтический жанр.
Создание стихотворной новеллы требует от поэта своеобразной «установки на новеллу», свободную от столь присущих русской литературе пространных описаний, авторских рефлексий, философствований, нравоучения.
Создав сознательно и целенаправленно не один десяток стихотворных новелл и несколько новеллистических поэм (составными частями которых выступают стихотворные новеллы), в качестве «иллюстративного материала» предстоящей лекции я выбрал одну из написанных мною новелл, которая, на мой взгляд, наиболее полно отражает сущность этой жанровой формы — «Откровение Питирима Александрова».
С удовольствием, уже в качестве слушателя, посещу лекции поэта и ученого-философа Артема Верле — о новых формах поэзии и телеведущего ГТРК Кирилла Радиона — об умении работать в кадре и на камеру.
Присоединяйтесь к Литературному пространству: Псков, «Каверинка». 3 ноября, с 12 до 18 часов (начало моей полуторачасовой лекции в 13.50).
До скорой встречи!