Читая стихи польских поэтов

Отдел (рубрика, жанр): Лирика
Дата и время публикации: 15.08.2024, 00:19:47
Сертификат Поэзия.ру: серия 3973 № 184275

I. Читая Ярослава Ивашкевича

 

Дождь

 

Едва закрыть успели ставни

дождь постучал приятель давний

а помнишь

год тому назад

какую

 

он устроил бучу

когда привел с собою

тучу

и пировал два дня подряд

 

Куражась

доходил до точки

по крыше лез на сеновал

а по ночам в садовой бочке

как пьяный мельник распевал

 

И все-таки на землю

 

Едва коснется ураган

вершин высоких сосен,

гудит невидимый орган

и наступает осень.

 

Листвы осенней витражи

гроза дрожать заставит,

листок осиновый дрожит,

срываясь в долгом Ave

 

Maria. Ввысь летят слова.

Словам высоким внемлю.

На землю падает листва.

И все-таки на землю.

 

Врасплох

 

Телегу снег застал врасплох,

и разъезжаются колеса.

Снежинки ловим, точно блох,

над домом дым приклеен косо.

 

Река подернулась ледком,

не за горами день, когда мы

по ней пойдем гулять пешком,

как будто господа и дамы.

 

Печален колокола звон,

костела будничная праздность

и католических ворон

картинная благообразность.

 

Волк

 

Я старый волк. На склоне дня

бреду околицей деревни,

не замечающей меня

слепыми окнами харчевни.

 

Там дверь откроется, как пасть,

чтобы ошпарить перегаром,

чтоб мог с крыльца в сугроб упасть

какой-нибудь крестьянин старый,

 

чтоб с песней вышел молодой

в распахнутой овечьей шкуре,

когда хозяйка за водой

пройдет к колодцу, брови хмуря.

 

И сквозь густой табачный дым

в утробе логова людского

я различу, какой еды

куски берутся бестолково.

 

Захлопнется с размаху дверь,

подхватит ветер пара клочья.

Я буду выть всю ночь теперь.

Проклятая порода волчья!

 

Глаза у страха велики…

У них – дубины и двустволки,

а у меня мои клыки,

и все вокруг друг другу – волки.    

 

II. Читая Тадеуша Ружевича

 

Умершему

 

Я жив.

Пока тревога боль и страх

вопросами безжизненно повисли

имею вес

на уличных весах

а в остальном

немного легкомыслен.

Трамваю на бегу

могу подрезать нос

весь день смотреть

у букинистов книжки

купить с лотка пушистый абрикос

горячий

словно женские подмышки

читаю Маркеса

(чтоб в грязь лицом)

а как

хотите хоть сейчас проверьте

и по совету римских мудрецов

пишу стихи

не думая о смерти.

Рыжеволосую обняв веду за стол

пить газированную воду

без заглавья

нет ничего еще не приобрел

на ежедневной

ярмарке тщеславья

хотя бы мог

издать и фолиант

о том как

расправляя фрака перья

умеет облетать официант

все столики

как ласточка деревья

о том как

пиво пенится

о том

как фонари в ресницах ночи ярки

как пахнет кипарисовым листом

в июле

в полночь

в опустевшем парке.

Такие-то дела.

 

Живу живой.

Мой Друг

давно оплаканный на тризне

прости за то что стал тебе чужой

как те

кто был чужим тебе при жизни.

 

Страх

 

Ваш страх чиновник

спрячьте в портфель

будьте рыцарь

в конце концов

 

из ящиков картотеки

достаньте латы

с анкетой наперевес

наступайте

берите у меня интервью

как у знаменитости

 

допрашивайте

словно гестаповец

сделайте даже

попытку пытки

 

все равно

не скажу

куда уеду

после смерти

 

что смерть

ненавижу

сильнее

чем Вас

 

III. Читая Юзефа Озга-Михальского

 

В снегу

 

Снега весной распахнуты

как шубы,

постреливает иногда мороз.

Но холостые выстрелы

беззубы

и не пугают никого всерьез.

 

Вороне Бог послал кусочек сыра

в лощине,

глупая,

клюет просевший наст.

Как в прачечной,

кругом тепло и сыро,

и солнце пахнет, словно ананас.

 

Три НЕ

 

НЕ говори, что жизнь уже прошла.

НЕ плачь о жизни, канувшей до срока.

НЕ поминай ни горести, ни зла.

Живи легко, свободно, одиноко, –

как будто на Земле еще дела

остались, но душа уже далеко.

 

Забота о месяце

 

Месяц стеклянный

на яблоне снежной

льет на поляны

левобережья

свет,

        отдающий

анисом на вкус.

Месяц на ветке

оставить боюсь. 

 

Свобода

 

Ночь отступила.

День не наступил.

И сон похож

на теплую погоду.

Когда подняться

не хватает сил,

мне кажется,

что я

проспал

свободу.

 

Над временем

 

На дождь глядим из-под навеса,

свернув, конечно же, с пути.

Но чтобы выбраться из леса

идти нам нужно и идти.

 

А там глядишь: над головою

уж новый день шумит листвою.

 

Вспорхнуть бы птицей навсегда

над чащей времени, над лесом,

над теми, кто бежит к навесу,

когда с небес бежит вода.

 

Ода листу

 

Лист,

        упади, говорю.

Дай наступить

        ноябрю.

В ветку вцепился,

        хоть не дыши.

Надо бы верить

          в бессмертье души!

 

Больше, чем имею

 

Даю тебе все,

                    что имею:

 

даю тебе все, что умею,

даю тебе сердце свое –

послушай,

оно еще бьется,

оно, как ребенок, смеется,

и плачет, и песни поет.

 

                    Оно собирается с силой –

                    оно еще может успеть

                    присутствие женщины милой

                    на этой Земле обогреть.

 

 

 

 




Сертификат Поэзия.ру: серия 3973 № 184275 от 15.08.2024
4 | 6 | 232 | 12.02.2025. 20:58:54
Произведение оценили (+): ["Сергей Красиков", "Владимир Старшов", "Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Евгений Иванов"]
Произведение оценили (-): []


Удивительный цикл можно составить из трех стихотворений- «Меня сегодня дома нет…» из Р. Блая, «Как чист кристалл апреля…» М. Кинтаны и «Умершему»  Ружевича. Известные всем, но невыразимые ощущения марта, апреля, июля…

Интересная идея. Спасибо за глубокое прочтение. :)

Это первый взгляд, не задумываясь)))
На первый взгляд эти три стихотворения объединяет свет, они очень светлые. Если глубже вчитаться, то два стихотворения связаны как две крайние части триптиха. Пересказ Р. Блая как бы взгляд с того света, бесплотный герой изчезает из этого мира. С другой частью триптиха его как бы связывает голос автоответчика- незнакомый ему чудак, это же его живой друг, которого он забыл и не узнает… Друг который отвечает: он ушел…
Средняя часть, про ясный и понятный чистый тот свет, и полный звуков, шорохов и слов неясный этот.
Примерно таким был бы сценарий рисованного мультика по этим стихам. Потому что динамика, звуки и цвета этих произведений просятся на экран.
Этот свет громкий, золотистый как пиво, рыжий, абрикосовый.
Тот- тихий, прозрачный как страница книги на просвет.

Иногда задумываюсь над визуализацией стихов. Конечно, мультипликация - лучший способ это сделать. Перетекание образов, метафор, метаморфозы, заключенные в стихах, - всё это очень хорошо передавалось бы с помощью видоизменяющихся рисунков. 

Есть класс программ для т.н. "морфинга" изображений. Я ими уже лет двадцать не пользовался, но уверен, что они нынче позволяют создать такой мультфильм без специальных навыков художника-мультипликатора. Можно создавать длинные цепочки перетеканий изображений.

Очень интересно. Не знал.