«Звёздочки на земле» Аамира Кхана. Шпаргалка для взрослых. 

Дата: 12-03-2024 | 23:48:54

Screenshot 20240312 233939 ru.yandex.searchplugin

Есть очень хороший фильм индийского режиссёра Аамира Кхана, где он сам снялся в одной из главных ролей. Называется «Звёздочки на земле». Сюжет этого фильма поднимает ряд вопросов. Из них я выделю два: многочисленные проблемы системы общего образования, в том числе и психологические, и стремление родителей прикрывать собственные комплексы за счёт ребёнка.
Это история о восьмилетнем мальчике Ишане, которому никак не даются чтение, счёт и письмо. Вместо того, чтобы «работать над собой», мальчик хулиганит, чем ещё больше огорчает мать и отца. Старший брат Ишана — гордость школы и родителей. И никто не может понять, что же такое с младшим ребёнком. Ишан тем временем замечает всякую жизнь вокруг и, перемешивая увиденное со своими яркими и богатыми фантазиями, создаёт воистину прекрасные рисунки. У мальчика редкий талант. Но всё, что от него сейчас требуется — читать, писать и считать. А это ему не удаётся совсем.
В итоге отец принимает решение отвезти Ишана в школу-интернат, где и без того внутренне одинокий ребёнок чувствует себя ещё хуже.
Через некоторое время туда устраивается молодой учитель рисования Рам Никумбх, одновременно работающий в специализированном центре для детей-инвалидов. Он сразу же обращает внимание на мальчика, который никак не идёт на контакт. Посмотрев тетрадки Ишана, Никумбх понимает, что у мальчика дислексия — избирательное нарушение способности обучаться чтению и письму, проявляющееся в неумении распознавать знаки и связывать их со звуками и образами (это может распространяться на действия по заданной схеме, требующей выполнения точных мелких движений, как то застёгивание пуговиц и завязывание шнурков). Такому ребёнку изначально просто не хватает стандартно отведённого времени, чтобы учесть качественные и количественные характеристики объекта и соотнести их друг с другом. Это может быть как неврологическим расстройством, так и генетической предрасположенностью к неспособности синхронно отреагировать на мгновенное изменение параметров. Но часто такой ребёнок в остальном не уступает сверстникам и даже превосходит их в какой-либо интеллектуальной или творческой сфере. Никумбх сам страдал дислексией и прекрасно знает, что это не приговор, а лишь ситуативно-временное затруднение. Он едет к родителям мальчика, выясняет их позицию и восприятие происходящего и узнаёт, что у Ишана исключительные способности к рисованию. Кроме того, на примере японской надписи на коробке с игрой, жёстко, но доходчиво объясняет отцу Ишана, что чувствует мальчик, когда видит текст.
Вернувшись в интернат, учитель рассказывает детям, что многие гениальные люди испытывали сложности с чтением, письмом и другими вещами. Но это не помешало им стать теми, кем они стали. И Рам Никумбх просит разрешения у директора заниматься с мальчиком индивидуально, при условии, что другие учителя будут опрашивать его только устно. Наглядная картина дислексии, представленная в фильме, выглядит как невозможность мгновенного перехода из пространства собственного восприятия в реальность и обратно. Это похоже на задачу быстро перебраться на другой берег полноводной реки в отсутствие моста и умения плавать. И Никумбх проделывает этот путь вместе с Ишаном, в комфортном для ребёнка темпе выстраивая связь между двумя берегами. Проходит не так много времени, и Ишан переплывает пугающую прежде реку в два счёта.
Родителям мальчика учитель Рам Никумбх сказал три вещи:

1. Лихорадка — это всего лишь симптом. И у каждой лихорадки есть причина.

2. Мальчик хулиганил, потому что не понимал, что с ним не так, поэтому предпочёл включить внутреннюю защиту и казаться двоечником по причине лени и хулиганства, нежели по причине потенциальной неполноценности.

3. Неверно во всём искать практическую пользу и делать ставку на взращивание материально преуспевающего потомства. Неправильно ждать от ребёнка достижений, которые примет и признает мир, задавать жёсткие рамки, приравнивая всякое несоответствие к провалу. Нельзя каждый палец вытягивать до тех пор, пока он не станет указательным или не сломается. Смысл руки не в этом. Жизнь — это не состязания и гонки. Это Жизнь.




Екатерина Камаева, 2024

Сертификат Поэзия.ру: серия 3975 № 181351 от 12.03.2024

6 | 2 | 177 | 24.04.2024. 06:40:45

Произведение оценили (+): ["Кохан Мария", "Аркадий Шляпинтох", "Николай Горячев", "Алёна Алексеева", "Александр Шведов", "Александр Питиримов"]

Произведение оценили (-): []


Екатерина, спасибо за этот обзор индийского фильма. Я практически не знакома с современным индийским кинематографом, да и из старых фильмов только лишь один в детстве видела). Понравился, кстати).
Все-таки, несмотря на многочисленные проблемы системы общего образования и комплексы родителей, прогресс в воспитании налицо. В старину проще поступали.. Ребенку при рождении составляли гороскоп. И если, например, гороскоп у девочки был плохой, то ее в будущем отправляли в храмовые проститутки..
Сказанное, конечно, не значит то, что гороскопы не нужны.. Но радикализма в воспитании явно поубавилось у населения Индии, судя по фильму.

Мария, спасибо за отзыв.
Старые традиции там и сейчас кое-где процветают. Но в очень небольшой степени.