Дата: 29-10-2023 | 16:19:58
Решили как-то раз мы с подругой приобщиться к культуре. А где она, эта культура, нынче? — спросите вы. Конечно же, в театре! Вот мы и выбрали оперный вариант культуры.
Подруга вооружилась биноклем, чтобы все рассмотреть до мелочей. Меня же интересовал общий план. И хотелось вдобавок охватить всё — и сцену, и зрителей, и оркестр. Поэтому мы и устроились на балконе. Сказал же поэт, что большое видится на расстоянии. А заодно и слышится.
И всё бы увиделось, если б не сосед, который сидел рядом ниже и наискосок! Внушительной наружности, с бутылкой то ли кваса, то ли колы, он ни минуты не мог провести в покое. Постоянно прикладываясь к этой самой бутылке, он что-то искал глазами на сцене, в оркестровой яме, в партере. Наклоны его массивного туловища были непредсказуемы. Должно быть, у него пробка от бутылки упала вниз. Иного объяснения его телодвижениям я не нашла.
Спектакль был о жизни цыганского табора. На сцене стояли пустые телеги, а между ними ходили, скучая, цыгане и пели. Самый главный цыган (он сидел в центре и всех поучал под музыку) должен был, по идее, быть старым. Для этого ему приделали бороду. Но она была настолько фальшивая, что трудно было поверить в почтенный возраст моложавого и стройного вожака.
Потом появилась цыганка Земфира — героиня оперы. Молодая, красивая и, как оказалось, неверная жена. По ночам она бегала от мужа к молодому цыгану и всё время обнималась с ним на телеге и пела. Чем занимался её муж в это время, никто не знает. Наверное, спал.
В программке к спектаклю так и было написано, что цыган молодой. И я верила написанному, пока он обнимался с Земфирой и она лежала на нём. За её распущенными волосами и юбками цыгана не было видно. Но пассивный он был какой-то. Она его обнимала-миловала, а он лежал и вяло отвечал на её поцелуи. Когда же он встал, чтоб пропеть Земфире свою песню, оказалось, что он весьма упитанный, с животиком, мужчина лет за пятьдесят. Вот тут-то и стало понятно, почему он такой спокойный — старый потому что!
А муж у Земфиры, Алеко, надо сказать, был настоящий красавец, молодой, стройный, с красивым голосом. Я бы от такого не побежала. Но, видно, у этой самой Земфиры что-то не так с головой, раз она променяла своего Алеко на этого так называемого молодого, но реально старого цыгана.
И вот бегает она к
этому цыгану, бегает, а муж, Алеко, значит, и не
догадывается ни о чём. Так бы и не знал, если б Земфира
сама не спела ему однажды:
Старый муж,
грозный муж,
Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.
Он свежее весны,
Жарче летнего дня…
Это ж надо! Такого
красавца Алеко обозвать старым, а того, кто лежит с животом на телеге и еле
шевелится — «нежнее весны, жарче летнего дня»! Чуден мир оперы!
Конечно, цыганская кровь взыграла у Алеко, обиделся он сильно, что стариком обозвала жена. Ну и вдобавок к тому же, что призналась, где ночами шастает. Схватил он нож да и зарезал так называемого молодого цыгана. И тот упал в правом углу сцены. Но упал он неправильно. И хотя руку положил под голову, а ноги вытянул, поза эта была явно не удобной и лежать так до конца спектакля было тяжело. Хотя роль, конечно, у него оказалась очень даже удобная — все поют, ходят, а он отдыхает. Отпел своё, значит.
Земфира поплакала над своим любовником и бросилась с кулаками к мужу. И в тот момент, когда она налетела на Алеко, мой сосед решил глотнуть то ли кваса, то ли колы, поднял бутылку и закрыл ею полсцены. А взбешённый Алеко за это время зарезал Земфиру. Я догадалась об этом, потому что услышала, как она пела: «Я умираю… я умираю… я умираю…»
Сосед опустил бутылку, и я увидела, что Земфира умерла в левом углу сцены и тоже стала отдыхать, как и её любовник.
И вот лежат они так вдвоём по краям сцены, отдыхают, а на сцене собрались цыгане. Естественно, табор осудил Алеко за убийство жены и её любовника. Они, хоть и цыгане, народ со своими нравами, но многие из них считали, что всё можно было решить другим путем. А поэтому они с песнями изгнали Алеко из своего табора.
Спектакль закончился, мы шли с подругой по вечерней улице, обсуждали то, что увидели на сцене и услышали, и пришли к выводу, что искусство, сталкиваясь с реальной жизнью, может приобретать весьма причудливые формы. И что в опере всё-таки главное — это музыка и голос. Они или есть, или их нет. А всё остальное — это уж как получится.
В нашем случае и музыка, и голоса были.
Надежда Буранова, 2023
Сертификат Поэзия.ру: серия 851 № 177951 от 29.10.2023
4 | 2 | 419 | 24.11.2024. 20:56:04
Произведение оценили (+): ["Моргунова Елена", "Светлана Ефимова", "Виктор Гаврилин", "Виктор Брюховецкий", "Екатерина Камаева"]
Произведение оценили (-): ["Александр Куликов "]
Тема: Re: Такая вот опера Надежда Буранова
Автор Виктор Гаврилин
Дата: 30-10-2023 | 12:02:23
Надя, мне очень понравился твой рассказ о приобщении к культуре, оценила тонкий юмор, посмеялась, представила ясно всю описанную картину. Очень живописно и натурально. Поверила, что так оно и было на самом деле. Сама однажды смотрела оперу "Русалка" Даргомыжского, сходное впечатление.
Спасибо за хорошее настроение.
Нина Гаврилина.