Елена Копытова: «Я просто продолжаю движение в своём «поезде» (интервью)

Дата: 15-08-2023 | 13:39:01

Screenshot 20230119 191849 gallery

Елена Копытова родилась в Риге в 1974 году. Окончила юрфак Московского государственного индустриального университета, магистратуру рижского Института транспорта и связи (TSI). Живет в Риге. Преподавала в Институте транспорта и связи правовые дисциплины.

Автор ряда печатных («Крещатик», «Даугава», «Рижский альманах», «Письмена», «Этажи», «Глаголъ», «Метаморфозы», «Витражи» и др.) и сетевых («45 Параллель», «Эрфольг», «Русский переплёт», «Тропы» и др.) публикаций. Автор нескольких сборников стихотворений.
Бронзовый призёр международного литературного конкурса «Кубок Мира по русской поэзии - 2014». Победитель Международного Грушинского Интернет-конкурса (2015) в номинации «Поэзия». Победитель Международного литературного конкурса им. И. Григорьева «Ничего душе не надо, кроме Родины и неба». Лауреат Международного конкурса памяти Игоря Царева «Пятая стихия» (2014/2015). Двукратный победитель Международного Интернет-конкурса «Эмигрантская Лира» (Номинация «Эмигрантский вектор» 2015/2016 и 2016/2017). Обладатель премии и звания «Серебряное перо Руси» в номинации «Поэзия» (2016). Лауреат национальной литературной премии «Поэт года» (2019). Член Балтийской гильдии поэтов.

Страница автора https://poezia.ru/authors/elena%20kopytova


 

 

Елена, Вы получили далёкое от литературы образование. Как Вы пришли к поэзии?

 

Дело в том, что к поэзии я пришла гораздо раньше, чем к вопросу о выборе образования. Стихи я начала писать лет в 13-14, а в пятнадцатилетнем возрасте я уже чётко знала, что поэзия будет главным делом в моей жизни. Возможно, покажется странным, что при таком раскладе я не получила литературное образование. Более того, у меня была реальная возможность поступить в Литературный институт, в 1995 году мне предлагали рекомендацию для поступления от известного в то время латвийского литературного журнала «Даугава», где была опубликована подборка моих стихотворений. Но для меня крайне важно было тогда, чтобы творчество оставалось абсолютно свободным, без малейшей «обязаловки», мне казалось, что его очень легко можно спугнуть, если направить в контролируемое русло. Поэтому образование я выбирала, руководствуясь критерием «любое, кроме литературного». Спустя много лет, могу сказать, что сейчас я бы поступила точно так же. Вот только профиль образования был бы другим. Думаю, что теперь я бы выбрала не юриспруденцию, а программирование.

 

 

При Вас произошёл развал СССР – как это отразилось на Риге и на Вашей личной судьбе?

 

Мне думается, что события такого масштаба никогда нельзя трактовать однозначно, однако, об исторических аспектах рассуждать не буду.

Я нередко вспоминаю так называемые «лихие девяностые», которые, кстати, хронологически совпали с моими личными «двадцатыми». С одной стороны, для меня и многих моих современников – это время крайне болезненных потерь и разрушения привычных ценностей, с другой стороны – это время новизны и многочисленных возможностей. Это годы, буквально наполненные энергией – разной, и разрушительной, и созидательной. А в калейдоскопе моих личных воспоминаний 90-е годы – это студенчество, людные митинги, разнообразные встречи, разбавленный спирт, советские песни, которые пели хором, шансон на заезженных кассетах, поезда дальнего следования и много чего ещё… В общем, чем старше я становлюсь, тем с большей теплотой отношусь к тому времени. И немного удивляюсь себе, так как раньше 90-е представлялись мне чем-то гораздо более безотрадным.

А что касается Риги… Центр Риги теперь похож на типичный европейский город, окруженный «спальными» жилыми массивами поздней советской застройки. Я редко бываю в центре города, мне там неуютно, всё больше провожу время на окраинах...

 

 

После того, как Вы оказались «чужой среди своих», что поддерживает и даёт силу?

 

Здесь есть один нюанс. В Латвии настолько большая русскоязычная диаспора, что оказаться совсем «чужим среди своих» даже при желании не получится. Но, да, я всё же не могу назвать себя человеком, которому полностью удалось интегрироваться в латвийское общество.

Что поддерживает? Во-первых, общение с близкими мне по духу людьми, во-вторых, творчество. Но последнее скорее является зеркалом состояния души, да и пишу я не очень часто. В-третьих, помогают различные хобби, а человек я очень увлекающийся. Я разделяю свои увлечения на «нормальные» и «нестандартные», которые иногда несколько удивляют окружающих. Так, например, мне было уже почти сорок, когда я вдруг решила, что пора прыгнуть с парашютом. Сначала я прыгнула в тандеме с инструктором с высоты 3000 метров, а ещё через год совершила самостоятельный прыжок: захотелось встретиться с небом один на один, испытать себя. В общей сложности сейчас у меня шесть парашютных прыжков. Кроме того, я пробовала летать на параплане и на мотодельтаплане. Последнее мне настолько понравилось, что уже на протяжении нескольких лет я периодически приезжаю на аэродром, чтобы полетать с пилотом над Ригой, которая, кстати, с высоты птичьего полёта чудо как хороша.

Ещё одно необычное моё увлечение – это спидкубинг, так называется скоростная сборка кубика Рубика и других, более сложных, головоломок. Я увлекаюсь этим уже третий год и не перестаю удивляться, как за 30-40 секунд полный хаос можно привести в состояние упорядоченности, главное выбрать оптимальную последовательность действий. Теперь и на сложные жизненные ситуация я смотрю как на некую последовательность ходов…

Впрочем, вполне обычные интересы у меня тоже есть. Так я очень люблю велосипедные прогулки, катаюсь с марта по ноябрь почти ежедневно. Строчки стихов нередко приходят ко мне именно во время езды на велосипеде. Ещё я увлекаюсь мобильной фотографией – всё, что просится в кадр снимаю на смартфон, который всегда беру с собой. А вот профессиональный фотоаппарат у меня как-то не прижился. Но именно в этом и состоит идея мобильной фотографии как жанра: главное – взгляд фотографа, а не наличие дорогостоящей аппаратуры.

 

 

Вы пишете на русском языке. Доводилось ли Вам встречать противодействие политического характера?

 

Нет, мне никогда не приходилось встречать подобного противодействия – ни в Латвии, ни где-либо ещё, где публиковались мои стихи. Впрочем, я ведь и не пишу политизированых текстов.

 

 

Есть ли в Латвии союзы русскоязычных писателей и какую помощь они оказывают своим участникам?

 

Да, в Латвии есть различные союзы для авторов, пишущих на русском языке. Я уже много лет состою в литературном объединении, которое называется «Балтийская гильдия поэтов». В этом союзе состоят не только латвийские поэты, но и авторы из других стран балтийского региона, однако основателями Гильдии являются именно латвийские литераторы. Есть и другие литературные объединения: союз литераторов «Светочъ», творческое объединение «БАРДЫ.LV» и др. В Латвии так же есть и русские поэты, которые состоят в Союзе писателей Латвии, и поэты, состоящие в Союзе писателей России. Ежегодно в Латвии проходят дни русской культуры, в рамках которых проводится фестиваль поэзии «Балтийская строфа», на который съезжаются литераторы из разных стран. К началу фестиваля выходит альманах «Письмена», составитель и главный редактор которого – Юрий Касянич, поэт, являющийся главным организатором фестиваля и возглавляющий Балтийскую гильдию поэтов.

 

 

Ваши стихи часто возвращаются к поиску ответа на вопрос: как такое могло произойти с нашей Родиной и что теперь делать? Для Вас это вопрос риторический или всё же Вы ощущаете продвижение в своих поисках?

 

Да, это те самые извечные наши русские вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?» Вопросы, как мне кажется, риторические по своей сути. Но мы всё же ищем на них ответы и удивляемся, что совершенно не продвигаемся в своих поисках…

 

 

Герои Ваших стихотворений – простые люди, ситуации жизненные и понятные каждому. Много текстов посвящено дорогам и поездам. Ощущается неуспокоенность и стремление найти свою станцию. Расскажите, пожалуйста, о ней.

 

Что касается героев моих стихов – это, как реальные, так и вымышленные персонажи. При этом у вымышленных персонажей нередко бывают реальные прототипы. То же самое можно сказать и о ситуациях, которые я описываю – вымысел переплетается с реальностью, вымышленные события часто обрастают деталями и обстоятельствами, которые действительно имели место в моей жизни.

А образ поезда и дороги… Да, это такая сквозная метафора, проходящая через моё творчество. В последнее время я прихожу к мысли, что по-настоящему свою станцию я вряд ли когда-нибудь найду. Но, если раньше у меня была твёрдая уверенность в том, что моя конечная «станция» точно будет находиться либо в Латвии, либо в России, то теперь я вполне допускаю, что она, возможно, будет найдена где-то в другом месте. А пока что я просто продолжаю движение в своём «поезде» и из окна наблюдаю за всем, что происходит вокруг…

 

 

Часто можно услышать определение: «Поэзия – духовное одиночество». Так ли это?

 

Мне кажется, что духовное одиночество сейчас – это проблема отнюдь не только поэтов, но и большинства современных людей в целом. И здесь есть один нюанс – большинство одиноких людей в современном мире часто даже не подозревают о своём одиночестве. Типичная картинка: скажем, сидит в кафе группа молодых людей. Они, вроде как, встретились, вроде как, общаются, но… Они не видят друг друга, не общаются – каждый сидит, уткнувшись в смартфон, и листает ленту в социальной сети. Так же проходит, например, воскресный завтрак в типичной семье – люди не замечают своих близких, не знают их, но при этом каждый живёт иллюзией насыщенной и людной «жизни» в Интернете. Такое вот коллективное помешательство: абсолютно одинокие люди, находящиеся рядом с другими абсолютно одинокими людьми, живут иллюзией виртуального «неодиночества».

А сейчас скажу нечто, совершенно противоположное тому, о чём только что шла речь. Именно для поэтов виртуальное общение как раз во благо. Без Интернета круг читателей каждого из нас скорее всего ограничивался бы рамками родных, друзей и регионального ЛИТО, аудитория наша была сугубо «местечковой». И именно благодаря цифровым возможностям каждый пишущий теперь может обрести читателей в любой точке мира.

Вот такой интересный парадокс. Впрочем, ничего удивительного в этом на самом деле нет. Как и всякое детище технического прогресса, всемирная паутина – и благо, и зло одновременно. Нормальная медаль с двумя сторонами.

 

 

Использование современных разговорных выражений типа «крышу снёс» или «накроется медным тазом» и т.д., – так прорывается здоровая злость за всё, что случилось с нашим поколением?

 

Думаю, так прорывается не только злость, но и другие эмоции...

Да, я иногда использую просторечные и даже жаргонные выражения. Мне кажется, это делает тексты более экспрессивными, эмоциональными, приближает автора к читателю. Кому-то это по душе, кому-то – нет, но ведь автор и не должен нравиться всем без исключения. Так, например, некоторые поэты иногда используют ненормативную лексику, и это тоже может быть выразительным средством, если применяется к месту. В поэзии, пожалуй, вообще нет запрещённых приёмов, главное, чтобы все средства выражения применялись по существу и умело.

 

 

Как Вы относитесь к существующему порядку, где поэт должен зарабатывать на хлеб чем угодно, только не своим дарованием?

 

О себе на этот счёт могу сказать следующее. Я почти пятнадцать лет посвятила преподавательской работе. Из них первые лет пять прошли с полной самоотдачей, а всё оставшееся время я боролась с профессиональным выгоранием. Так бывает, когда человек изначально неверно оценивает свои внутренние ресурсы и за короткое время сжигает всё своё «топливо». Главным тогда для меня было сделать так, чтобы мои студенты этого выгорания не заметили, и я уверена, что это мне удалось. Студент не должен страдать из-за того, что у лектора, видите ли, «профессиональный кризис». В этом плане педагогика родственна медицине, в этих профессиях – либо совсем уходи, либо делай хорошо «через не могу». Но вот творчество моё в тот период серьёзно страдало... Сейчас случилось так, что есть возможность пожить какое-то время, как «вольный художник». А на перспективу

примеряю к себе «удалёнку», не выходя из дома. (Ещё одна из возможностей цифрового времени). И мне было бы очень интересно приобрести некоторые знания в сфере информационных технологий. Есть у меня установка такая, что учиться новому никогда не поздно.

А что касается моих мыслей по поводу того, что было бы, если бы у поэтов была возможность зарабатывать на жизнь своим творчеством… Ой, боюсь, что в этом случае большая вероятность «проложить себе дорогу» была бы не у тех, кто пишет лучше, а у тех, кто лучше локтями работает… Даже представить страшно, чтобы тогда было! Шучу, конечно, но в этой шутке точно есть доля правды…

 

 

Какие стихи считаете хорошими, а какие неудачными и почему?

 

Если говорить о собственных стихах, то здесь всё очень просто. Работает так называемый «эффект края» – те тексты, которые написаны самыми последними, дороже всего. Они кажутся более беззащитными что ли, как самые младшие детёныши. А вот на то, что написано уже давно значительно легче смотреть критично и без лишних эмоций. А вообще, конечно, что удачно, а что – нет, лучше определять не автору, а читателям.

В отношении стихотворений, написанных другими поэтами у меня такой критерий – если зажглась внутри меня «лампочка» в ответ на прочтение стихотворения, значит – хорошо. Для меня хорошо. Иногда спрашивают: «Но как же! А вдруг текст с литературной точки зрения совсем безграмотный?» Поэтому я сразу хочу определить, как презумпцию – мы говорим сейчас об авторах, которые всерьёз занимаются поэзией, и, конечно, могут отличить грамотное от безграмотного. И сразу предположим – есть много литературно-полноценных текстов, да вот только «лампочка» загорается не на каждый из них… Опять-таки – речь идёт исключительно о моей личной «лампочке». У иного читателя она на совершенно другие тексты загорится. Это всё о том, насколько субъективны в этом деле оценочные категории «удачно» и «неудачно»…

 

 

Какую часть Вашего творческого процесса составляет правка текстов? Возвращаетесь ли Вы к написанному или идёте только вперёд?

 

В юности мне по-крупному повезло, у меня случился замечательный литературный опыт – сотрудничество с потрясающим редактором, поэтом и переводчиком Леонидом Константиновичем Черевичником, который долгие годы работал в отделе поэзии латвийского журнала «Даугава». Этот человек очень многому меня научил, в том числе тому, что, если хочешь достичь профессионального уровня, необходимо править свои тексты. Поэтому уже много лет я подхожу к этому вопросу очень тщательно. На каких бы эмоциях не было написано стихотворение, через день-два я возвращаюсь к нему и «довожу до ума». А в процессе такого редактирования свежего стихотворения я люблю рядом с собой близкого человека посадить и по поводу каждого нюанса советоваться.

Для меня важно, чтобы тексты редактировались через небольшой промежуток времени после их написания – «по горячим следам», потому что терпеть не могу «незавершёнку» в этом вопросе. К написанному давно я, как правило, уже не возвращаюсь. Хотя, и в этом, конечно, возможны исключения.

 

 

Много стихотворений Вы посвятили любимому городу. Что для Вас значит Рига?

 

Рига мой родной город. Это всё равно, как родители – их не выбирают, но они единственные. И это на всю жизнь. Родители разными бывают, но мы ведь в большинстве своём не пытаемся изменить их и подогнать под собственные представления о том, какими им следует быть. Вот и в отношении родного города можно ощущать нечто подобное…

А вообще, мне кажется, что о своём городе я лучше умею рассказывать в стихах…

 

 

Какой основной признак человечности Вы могли бы назвать и почему?

 

Для меня человечность – это в первую очередь неравнодушие к другим людям. На мой взгляд, это именно то, чего современному обществу более всего не хватает. Особенно страшно бывает, когда люди демонстрируют безразличие к большому человеческому горю, спокойно живут рядом с чужой бедой, и при этом нередко ещё и подчёркивают, что у них «всё замечательно».

И ещё страшно, когда мы начинаем делить людей на «наших» и «не наших», на «своих» и «чужих» – точка невозврата, за которой очень быстро заканчивается человечность.

 

 

Перечислите имена поэтов прошлого и современности, оказавших наибольшее влияние на Ваше творчество.

 

Когда мне было лет тринадцать, мама подарила мне томик стихотворений Сергея Есенина. Помнится, стихи произвели на меня настолько сильное впечатление, что я почти всё выучила наизусть – не учила специально, само запомнилось. Вот тогда и возникла мысль: «Я тоже хочу писать стихи!» Ну, а дальше были и другие поэты Серебряного века… Но, вот что интересно – сейчас поэзию той эпохи я почти не читаю, как-то восприятие изменилось. Впрочем, такое бывает не только со стихами. Так в ранней юности моей любимой книгой был роман «Мастер и Маргарита», я его читала раз шесть, не меньше, целые главы наизусть знала. Но я точно знаю, что теперь мне уже не стоит к нему возвращаться, вряд ли сейчас это произведёт на меня столь мощное впечатление. Я по-доброму завидую людям, которые сохранили такое восприятие жизни, что и после сорока лет этот роман остаётся у них любимой книгой. Для меня же лучше пусть это произведение останется любимой книгой юности. Кстати, и сейчас у меня тоже есть самое любимое литературное произведение, к которому бесконечно хочется возвращаться – это роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

А что касается поэзии, под настроение с удовольствием могу почитать Иосифа Бродского, Роберта Рождественского, Леонида Филатова. Булат Окуджава в работе со Словом в моём понимании – истинный ювелир.

Современных поэтов читаю достаточно часто. В основном – то, что размещено на литературных сайтах. Сейчас современная поэзия для меня интереснее классической, она кажется мне более насыщенной, будто содержит больше смысла на единицу текста. На объективность такого восприятия я, конечно, не претендую.

Есть по меньшей мере несколько десятков современных поэтов, стихи которых я очень люблю, поэтому принципиально не хочу выделять кого-либо из них. Скажу лишь, что многие из этих поэтов – авторы сайта Поэзия.ру.

 

   

Поэзия.ру – какие у Вас с ней отношения?

 

Поэзия.ру – литературный сайт, где я впервые создала свою поэтическую страницу. Я долго искала, «примеривалась». То есть выбор этой площадки был не спонтанным, а вполне осмысленным. Помню, мне тогда очень понравилось, что здесь все авторы проходят редакторский отбор, и это, конечно, сразу повышает планку уровня произведений и делает сайт более камерным. Что я могу сказать сейчас? Здесь публикуют свои стихи многие поэты, которых я читаю и люблю. Здесь я размещаю свои новые тексты и всегда нахожу неравнодушных читателей. Я вижу, что в последнее время сайт развивается, появляются новые интересные рубрики. Мне нравится, что и в техническом плане сайт стал более удобным. Всё это меня, безусловно, радует, и я от всей души желаю Поэзия.ру дальнейшего развития.

 

 

Процитируйте строки, которые всегда способны зажечь для Вас свет в кромешной темноте.

 

Все знают о том, что существуют физики, в душе которых скрываются лирики. Я же, напротив, лирик, в душе которого прячется физик. Поэтому для себя в качестве такого путеводного «фонарика» я выбрала не лирические строки, а слова Альберта Эйнштейна: «Жизнь подобна езде на велосипеде. Чтобы сохранять равновесие, необходимо продолжать движение».

 

 

 

 

Беседовала Л. Берёзкина

 

 

 

 

Чужой

 

…И опять ныряешь, как лодка с пробитым днищем, в этот мир – непонятный, штормящий, совсем не твой, понимая, что часто находит не тот, кто ищет. Не успеешь очнуться, как сорной взойдёшь травой, не успеешь опомниться – облаком станешь белым. И, пытаясь вписаться-вжиться, постичь азы, примеряешь чужие мысли, чужое тело. И уже почти понимаешь чужой язык. Продолжаешь упорно стучаться в чужие души, всё надеясь прорваться туда, где тебя не ждут. И мельчаешь внутри – всё больше тебя снаружи. Незнакомая музыка льётся в твоём саду. Это просто, казалось бы – будешь одним из многих. Всё, что было тобой, останется между строк. Но чужой язык приводит к чужой дороге, где чужому Богу внимает чужой Пророк.

 

 

 

Крепкий орех

 

Только мама и ты. И весна на дворе.

Воздух детства, звенящий, как спелый арбуз.

Слово «Родина» – крепкое, точно орех –

не распробуешь с первого раза на вкус.

 

Середина пути. И дождём осаждён

серый город, дрейфующий в талой воде.

Так бывает: годишься не там, где рождён...

А бывает, и вовсе не годен нигде.

 

И трясёшься в вагоне – судьбе ли назло?

Вот и дерево кроной глядит на восток.

Так подбитая птица встаёт на крыло,

безнадёжно ловя восходящий поток.

 

А тебе говорят: «Так ведь это твой дом!» –

ножевые слова, как удары серпа.

Слово – крепкий орех, да вот только потом

от него остаётся одна скорлупа.

 

И царапаешь душу в густой трын-траве.

Но с тобой пуповиной земли сплетены –

вместо матери – крест, вместо Родины – две

совершенно чужих бесприютных страны.

 

 

Алёше не снятся…

 

Всё – сам! Он никак не согласен на меньшее.

Мальчишка – в тельняшке, но спит, как сурок.

Алёше не снятся дороги Смоленщины

(не видел он толком российских дорог).

Над верхней губой – чуть заметная родинка.

Он – сам по себе, не задолблена роль.

Он знает, «с чего начинается Родина» –

с таможни, со слов «Пограничный контроль!»

 

…А плюшевый мишка две бусины вылупил

и смотрит насквозь, от бессонниц устав,

пока по «нейтралке» из Себежа в Зилупе

со свистом летит жёлто-синий состав.

 

За далями – дали вослед и – так далее…

Смолистый рассвет заливает леса.

И вздрогнешь, увидев: колодцы Латгалии

сухими глазами глядят в небеса.

И с полок слетают крылатые простыни.

Небритый сосед говорит: «Вуаля!»

Саднящий динамик фонит девяностыми:

 «Зачем нам, поручик, чужая земля?»

 

…Так странно – «просёлки, что дедами пройдены» –

другая судьба, незнакомая жизнь.

И поезд опять прибывает на… Родину.

А здесь, как везде –

ни своих, ни чужих.

 

 

 

Крестики-нолики

 

«Крестики» против «ноликов». Битвы в тетрадных клеточках.
В классе – портреты классиков. А за окном – дожди.
Скоро окрепнут мальчики. И повзрослеют девочки.
Юность всегда уверена: лучшее – впереди.

Стала эпоха странная нашей с тобой ровесницей.
Новым заветным ценностям – полные паруса.
Поздневосьмидесятые. Помнишь? Смолим под лестницей,
дым выдыхая кольцами в пыльные «небеса».

Нашу судьбу, наверное, поцеловал юродивый –
с ласковым взглядом инока, с мокрым беззубым ртом...
Помнишь, «Рояль» разбавленный – горький «подарок» родины? –
Ранние девяностые. Лучшему быть потом.

Завуч тряслась от ярости: «Трутни и алкоголики!»
Кабы она увидела: с той стороны черты
многие из отличников вдруг округлились в нолики
и, как цыплят по осени, стали считать кресты...

*

Встретились одноклассники и, помянув ровесников,
молча склонили головы. Едко саднит в груди.
А на бумаге в клеточку нить журавлиных крестиков
только ещё наметилась. Вся ещё – впереди.

 

 

 

Общий знаменатель

Сквозь тюлевый туман проглядывает профиль –
в светящемся окне на верхнем этаже...
Опять спешат часы. Глотая крепкий кофе,
ты думаешь, что всё по полочкам уже.

Во лбу твоём горит след яблока Ньютона –
заветная печать, как горе от ума.
А где-то есть огни Москвы и Вашингтона.
И где-нибудь сейчас свирепствует зима.

И ты наврёшь себе (так врут часы и люди)
с три короба и сам поверишь в ерунду –
мол, даже сам Творец совсем тебя не любит,
как будто тяжкий грех на всём твоём роду.

Ведь кто ты для Него? Солдатик с патронташем?
Не помнящий родства, один из рядовых...
И делим мы людей на «наших» и «не наших»,
а время делит всех на мёртвых и живых.

Едва ли стоит ждать, что вдруг придет Спасатель
и скажет: «Не убий!» – сомнительный запрет.
И вряд ли мы найдём тот общий знаменатель,
который не нашли за сорок тысяч лет.

Спешащие часы угомонить не пробуй...
Над гулом городов, за шторой синевы,
незримая рука раскручивает глобус –
летят, летят огни Нью-Йорка и Москвы...

 

 

 

Чужая беда


Если б каждому встроить в сердце такой движок,
чтобы знал человек: не бывает беды чужой...

Неприглядная правда всегда – неугодный «миф».
(Не пристало страдать, когда приходящим в мир
вид на жительство дан на очень короткий срок).
Не порок, что ты в отечестве – не пророк.

Не порок молчать, не веря в свою вину.
Человек молчит, покорно идя ко дну.
Он, как все. О нём не скажут: «Не повезло».
Воевать за правду – трудное ремесло.

Сколько лжи писалось вилами на воде –
всё вросло в мозги, не вырубишь топором.
Человек идёт вперёд по чужой беде...
Перекрестится ли, покуда не грянул гром?
Но скорее свистнет рак на пустой горе...

«Не моя вина. И беда не в моём дворе.
Мне такая ноша, право, не по плечу.
Не ропщу. Молчу. И большего не хочу».

 

 

 

Нащупать пульс...

Тихим вздохом или волной сумбурной
оживай, пытаясь облечь в слова
то, о чём не скажешь литературно...
Смотришь в небо. Кружится голова.

Выше – Вечность. Ей рапортует Город,
сам накрытый тьмой с головы до пят,
будто он по улицам-швам распорот,
наизнанку вывернут и распят.

Навидался всяческих безобразий.
Здесь ломались копья, свистел свинец.
Выбивались «в люди» (из грязи – в князи)
те же – льстец, подлец, на-душе-игрец...

Да какого лешего – брат на брата?
Чтоб потом скандировать «чья вина?»
...И пустое место бывает свято –
на поминках. Зыбится тишина.

Ты молчишь, привычно считая раны
от фальшивых слов и случайных пуль.
Выше Вечность чуткой дрожит мембраной. –
Просто тронь рукой и нащупай пульс.




Редколлегия, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 339 № 176465 от 15.08.2023

1 | 8 | 268 | 01.05.2024. 17:47:50

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Автор Daugava

Дата: 20-01-2023 | 18:15:56


Благодарю за знакомство с невероятно талантливым автором.

Автор Елена Копытова

Дата: 21-01-2023 | 00:04:22


Большое спасибо Редколлегии Поэзия.ру и всем, кто откликнулся!

Автор Виктор Гаврилин

Дата: 20-01-2023 | 19:56:54


Елена, мне очень близки Ваши мироощущения.
Желаю новых творческих озарений!

Нина.

Автор Елена Копытова

Дата: 21-01-2023 | 00:00:05


Спасибо большое, Нина! Рада, что наши мироощущения совпадают.

Автор Надежда Буранова

Дата: 20-01-2023 | 20:08:11


Спасибо за знакомство с интересным автором, от стихов которого у меня "зажигается лампочка" в душе!
Вдохновения и новых творческих удач Елене!

Автор Елена Копытова

Дата: 21-01-2023 | 00:00:48


Надежда, искреннее Вам спасибо!

Автор Вера Тугова

Дата: 22-01-2023 | 18:39:39


Не знаю, сможет ли прочитать Елена мой комментарий, но благодарность хочу ей высказать самую искреннюю. После знакомства с этим интервью создалось впечатление, что пообщалась с близким, почти родным человеком, настолько запали в душу и откликнулись многие её мысли и жизненная позиция, причём поразительно точно. О стихах её я напишу тоже: они мне всегда нравились, почти на каждый стих писала отклики, т.к.появление их на сайте всегда было событием.

По- моему, главное в этом интервью, что нет расхождения в нём между словом и делом (творчеством), что всегда подтверждается предельно чистыми и откровенными стихами. Это свойственно, нмв, людям , живущим в согласии и с собой, и со своей совестью, и с людьми, и с миром, что не исключает и каких-то несоответствий и разногласий в определённых обстоятельствах. Стихам Елены никак не свойственна самоуспокоительная благостность, особенно в наше бурлящее разными эмоциями время. В них всегда чувствуется напряжённый нерв бытия. В этом её стихи, кмк, сходны с поэзией, А. Кушнера, которого принято называть поэтом жизни.

Неоднозначно её определение "духовного одиночества" в поэзии, которое она распространяет не только на мир поэтический, а на сообщество людей в целом, в своём определении "виртуального неодиночества".

Очень верно, по- моему, сказано и о субъективности оценочных категорий поэтических текстов: "удачно" и " неудачно" .Это зависит от многих причин, порой и не касающихся художественной ценности произведения.

 

Об основном признаке человечности говорится без обиняков: " неравнодушие к другим людям". Злободневно это сейчас и своевременно: мир отупел от равнодушия, оправдывая себя смутным и часто предвзятым философствованием. Это неравнодушие особенно необходимо сейчас и поэтическому сообществу: ведь именно поэт (истинный) должен напряжённо держать руку на пульсе общества и , как врач, улавливать, замечать все те всплески, колебания, неритмичность ударов этого самого пульса нашей общей жизни. Не отгораживаться от него стеной пошлого безучастия, собственного величия, часто мнимого; и тем более подчёркивать, что у них "всё замечательно", купаясь в волнах личного благополучия, и с пренебрежением делить людей на "наших" и "не наших", на "своих" и "чужих".

В заключение хотелось бы процитировать те строчки Елены Копытовой, которые особенно врезались мне в память: их так много, что, пожалуй, и выбрать трудно. Вот самые, нмв, важные, определяющие её жизненную позицию. В них свободное, открытое, проникновенное, обращённое к людям Слово:

"Продолжаешь упорно стучаться в чужие души, всё надеясь прорваться туда, где тебя не ждут."

" Всё, что было тобой, останется между строк".

("Чужие").

" Так бывает: годишься не там, где рождён…

А бывает и просто не годен нигде."

"Слово - крепкий орех, да вот только потом

от него остаётся одна скорлупа"

(«Крепкий орех»)

"Если б каждому встроить в сердце такой движок,

чтобы знал человек: не бывает беды чужой…

 

Не порок молчать, не веря в свою вину.

Человек молчит, покорно идя ко дну.

Он как все. О нём не скажут: "Не повезло".

Воевать за правду - трудное ремесло".

 

"Сколько лжи писалось вилами на воде -

всё вросло в мозги, не вырубишь топором.

Человек идёт вперёд по чужой беде…

Перекрестится ль, покуда не грянет гром?

Но скорее свистнет рак на пустой горе".

 

"Навидались всяческих безобразий.

Здесь ломались копья, свистел свинец.

Выбивались " люди" (из грязи в князи),

те же - льстец, подлец, на - душе - игрец"

Ты молчишь, привычно считая раны

от фальшивых слов и случайных пуль.

Выше вечность чуткой дрожит мембраной. -

Просто тронь рукой и нащупай пульс.


( "Нащупать пульс…")

И делим мы людей на наших и не наших,

а время делит всех на мёртвых и живых"

( "Общий знаменатель")

"И поезд опять прибывает на… Родину.

А здесь как везде -

Ни своих, ни чужих"

( "Алёше не снятся…")

"Многие из отличников вдруг округлились в нолики

и , как цыплят по осени, стали считать кресты""

( " Крестики-нолики")

Интервью с Еленой Копытовой, её непредвзятые, сокровенные и мужественные стихи (говорю без всякой экспрессии и экзальтации), вернули мне веру в жизнь и людей. А что ещё надо человеку, чтобы жить?!

Спасибо огромное!

Автор Елена Копытова

Дата: 23-01-2023 | 23:39:08


Вера, искреннее Вам спасибо за такие душевные слова! Для автора это так важно - знать, что твое творчество находит отклик. Добра Вам и вдохновения!