Значит, видится что-то

Дата: 26-05-2023 | 10:37:57

Х  Х  Х                                                      

 

 

                                                      Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни…

                                                                                                                     А.А.Ахматова

 

Ощущая приятную тяжесть в руке,

Я держу черный том и листаю, листаю…

Значит, видится что-то мне в каждой строке,

Если я с постоянным упорством читаю

Эту горькую жизнь…

Все же это судьба! —

Находить и терять, покидать этот город,

Возвратиться, когда прекратится стрельба

И в леса отлетит птица вещая ворон;

И, пространство вокруг заполняя собой,

Помнить беркута плавную тень на кургане,

Муэдзина призывы, арыбь на Коране

И луны азиатской ломоть голубой.




Виктор Брюховецкий, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 1310 № 175176 от 26.05.2023

0 | 6 | 461 | 21.12.2024. 20:20:27

Произведение оценили (+): ["Вяч. Маринин"]

Произведение оценили (-): ["Алексей Борычев"]


Только хотел возразить вам, но мой коммент загадочно исчез. Так вот, именно ахматовская строчка, которую вы привели в качестве эпиграфа, красноречиво убеждает, что А.А. помнит не какой-то голубой ломоть абстрактной дыни, а именно чарджуйской, всегда янтарно-жёлтой, лучшей из дынь, причём, заметьте, которая не висит в небе, а, как на блюде, лежит. Именно из абсолютно конкретных, очень чётких деталей и рождается живописная магия её стихов "азиатского" цикла. Поэтому счёл нужным указать вам на эту деталь. Тем более, что вам, как вы пишите, видится что-то в каждой её строке.))

Какая дыня? Луна!!! Голубая, кмк
Лежит ломтем дыни. 
О дыни здесь речи нет.

Виктор, так вот этим самым сравнением луны с ломтем чисто конкретной дыни А.А. вам и подсказывает, что азиатская луна не голубая, а янтарно-жёлтая.
 Впрочем, извините, это, судя по всему, действительно не имеет значения.

И, всё-таки, Олег...
Никак не успокоюсь.
Во-первых: ломоть у АА лежит не на блюде, а на краешке окна. Краешек окна -- это что? Это не подоконник, это часть оконного стекла. Образ еще тот! Попробуйте ломоть положить на вертикальное стекло. Но... Вы увидели в этом ломте -- цвет.
Я увидел форму. Очевидно, в небе висела ущербная (растущая) луна, по форме напоминающая ломоть дыни. Любой азиатской дыни! АА  это и наблюдала. Почему она указала именно чарджуйскую дыню? По-моему всё просто.
Этот образ (ломоть ч. дыни) появился в литературе еще в 1932 году у гениальнейшего русского поэта, который в стихах сравнил осенний холодок с ломтем ч.д. Так и звучит ".. холодок... похожий на ломоть чард. дыни". Здесь речь явно не об янтарном цвете. Этот образ покорил АА и она унесла его в себе до поры. И уже в Ташкенте явила его нам.
Я помню тот холодковый образ, и читая АА, думал о форме, о голубой ущербной луне, тем более, что дальше в стихе появляются, голубые  глицинии. Ущербная луна никогда не будет отдавать желтизной. Это рассеянно-дымчатое серебро, что , конечно, ближе к голубому, согласитесь.
В цикле АА "ЛУНА В ЗЕНИТЕ,  1942-1944 гг) в восьмом кусочке автор (ша) видит "окно с огромною серебряной луною", что тоже подсказывало мне о голубом "ломте".
Вот как-то так я Вам объясняю мое решение, хотя написать " ломоть золотой" мне было бы совершенно не трудно.
С уважением, ВБ 

Виктор, вы привели столько аргументов в пользу голубого цвета злосчастного ломтя луны, что без рюмки, как говорится, и не разберёшься.) Ну, во-первых, я сказал, что ломоть луны у А.А лежит не на блюде, а как на блюде. Действительно, у А.А он лежит на краешке окна. Только для меня это не часть оконного стекла, а именно подоконник,т.к. всё, очевидно, происходит летом ( "духота кругом", "голубые глицинии"), окна распахнуты ( свечка горит, "мотыльков сзывая"), и луна, судя по всему, не растущая, а именно ущербная, низкая, восходящая в самом начале ночи, а потому и лежит на подоконнике ( надо полагать, как и положено убывающей луне,  своей выпуклой стороной). А убывающая луна, особенно в Средней Азии, отсвечивает, как правило, жёлтым, золотым и даже красноватым цветом. Ну а эпитет "чарджуйский", указывает, скорее всё же, именно на золотистый. Поскольку  я жил в тех краях, у меня строчка Ахматовой  вызывает такую картину этой поэтичной ночи. 
 Разумеется, Виктор, вы вправе видеть всё это иначе, по-своему. Но я рад, что благодаря вашей "неуспокоенности", мы поглубже погрузились в стихи Ахматовой. Ибо что есть поэзия, говоря словами Пастернака, как не всесильный бог деталей! Желаю творческих удач!

Мирный исход! Что может быть лучше!
А уж погрузились-то, да... Давненько я АА так не листал.
Спасибо.
удачи!