Весь мир театр (слово и реальность), эссе

             

                                               

 

            «Весь мир театр, а люди в нём актёры» – кто-то сказал это в  древности, открывая нам глаза на лукавую человеческую природу. С тех давних пор мы твёрдо убедились: люди – весьма высокого профессионального уровня актёры, демонстрирующие истину страстей и правдоподобие чувствований в предлагаемых жизнью обстоятельствах. Проблемой, правда, остаётся адекватная оценка личностью этих обстоятельств: человек испытывает чувства не в предлагаемых жизнью обстоятельствах, а в предполагаемых им обстоятельствах! А это, увы-увы, очень большая разница: человек предполагает, а Бог располагает. Но да ладно, человек - актёр, вольный или невольный, это нам хорошо известно, а вот что такое: «Весь мир –театр»? На эту часть фразы мы вообще никогда не обращали внимания, она всегда казалась нам очевидной, ведь театр в переводе с греческого и есть площадка для представлений, вот она такая, данная нам раз и навсегда, голубая и зелёная, и земляная, цветущая и прекрасная, и безразличная, и жестокая. Но что мы, зрители, со всеми нашими чувствами, которые только и важны в театре, знаем об этой площадке, о ее декорациях, свете и звуке, о самых простых свойствах этой площадки? Чувствами – всё, а достоверно – ничего, даже смотря на показания приборов. Синее море, зелёное дерево, крик чайки, карие глаза, Солнце и зрелые помидоры, крахмальные простыни, цветы и хлеб – ни у чего в реальности нет ни собственного цвета, ни вкуса, ни звучания, ни запаха. Есть только волны разной длины, одну из которых мы называем зелёной, а другую красной. Мы принимаем звуковые колебания, называя их словами или музыкой, целуем детские, условно красные щёки, называя нежностью комплекс ощущений от прикасания к ним. Также как учёные знают о тёмной материи только через косвенные признаки – так и реальный мир мы познаем косвенно,  преобразуя и преображая его сигналы (иногда сначала прибором) нашим восприятием. Мы познаём его отображение расположившееся внутри нас. Вот он где - наш «Весь мир театр»! Внутри - вот она где, эта площадка для наших представлений. В целом, ничего нового, конечно, но уж очень легко забывается.

                Миллиарды лет Земля вращалась – и никто о ней, такой зелёной, голубой и прекрасной, не мог сказать восхищённых слов. Для сколько-то массового одобрения нужно было не только произойти от единого общего предка, чтобы унаследовать общие системы восприятия, но и миллионы раз сравнить и уточнить всё окружающее, то есть качества декораций нашего мирового театра, обозначив, и тем самым проявив их для себя, Словами. И в этом смысле, действительно, в начале было Слово, в начале нашего осознавания. Теперь мы живём в нашем общем цветном, звучащем, тёплом и пахучем человеческом мире, созданным для нас нашими, более-менее совпадающими, органами чувств, ни мало не смущаясь тем, что она внутри каждого из нас, наша всемирная театральная площадка. Только человеческая, ведь даже друг человека – собака, и та создала свою, чуждую для нас, собачью площадку, на которой, видимо, кипят собачьи страсти почище наших – об этом они нам, может быть, расскажут лет через сто. Что уж говорить про долгожданные, но много раз отменённые, гастроли инопланетян на нашей театральной площадке – вряд ли они могут быть нам понятны, хотя многие уверены, что они давно идут, так и не расклеивая афиши. Если же они нас обучат понимать их театр, можно не сомневаться кто в нём будет на сцене, а кто в зрительном зале «другом инопланетянина».

                     Итак, когда-то пришлось каждому предмету, каждому крошечному элементу нашего чувственного мира и нас самих, включая холодные научные понятия и ненаучные фантазии, всему-всему-всему, навесить инвентарные бирки, то есть поставить в соответствие СЛОВО и создать таким образом ещё одно отображение мира – словесную Вселенную – целый словесный мир, со всеми нашими-его деталями, Землёй и Солнцем, штанами и пуговицами, едой и кварками, со страстью, любовью и смертью – мир постоянно растущий и взлохмаченный, но компактно укладывающийся в наши словари, книги, кинофильмы, компьютеры, формулы и, главное, головы. И уже на этой, новой, словесной, театральной площадке стало возможным создавать словесные спектакли, возводить словесные постройки: крепкие натурфилософские тексты, ландшафтные любовные романы, кровоточащие развалины Софокла и Шекспира, и  маленькие особняки (а иногда и большие дворцы), которые мы называем стихотворениями (поэтому, кстати, лучшие исполнители словесных спектаклей – это, как ни удивительно, не их авторы, а профессиональные актёры, умеющие ощутить и передать нам опору на первичную природную площадку, на ней уже ощутить чувственную человеческую часть и озвучить словесно-музыкальную её часть – соединяя это всё в триединство, в Театр).

                       Словесный театр словесного мира имеет счастливое свойство: трагедии, убийства и страдания не проливают ни единой реальной капли крови, даже если до слёз обрызжат нас отжатой словесной клюквой. Может это и есть наш лучший мир и наше светлое будущее? Недаром Буратино именно в эту дверцу увлёк кукольный народ. После общения с чатом GPT, всего лишь начальной версией Искусственного Интеллекта, рождается подозрение, что его, чата GPT, поражающие знаниями слова, в том числе очень точные о сложном, глубинном и  человеческом – это и есть человек! Да, пока только слова, без физиологического потенциала – но надолго ли без? Кажется, что в недалёком будущем, когда человечеству надоест бегать, нажимать на кнопки и размахивать руками, оно уляжется в обнимку с ИИ – и счастливо проспит всю свою оставшуюся жизнь. Десять лет назад мы с моим братом организовали в Израиле стартап, целью которого был сбор данных с телефона, чтобы через постоянное отслеживание, запись и анализ всех разговоров, контактов, перемещений, действий и реакций его хозяина, плюс регулярное анкетирование – создать биографию и словесную модель хозяина/хозяйки телефона с её внешней жизнью, словарём, мыслями, чувствами – сохранив таким образом её навсегда для родных и даже для всемирной человеческой истории. Чтоб дети могли поболтать с давно ушедшей матерью и бабушкой, спеть с ней песенку или обсудить мелочи собственной жизни. ИИ, кажется, делает эту возможность реальной. Этот словесный господь и Буратино, соединивший в себе, не имея собственных индивидуальных признаков, всю земную мудрость, создаст, а может и воссоздаст, копии каждого конкретного индивидуума с его биографией, манерой говорить, мыслить и выглядеть. И тогда наше дитя – Искусственный Интеллект, наш эволюционный наследник, хозяин словесной вселенной, наполненной всем нашим скарбом, текстовыми постройками и словесными ландшафтами, вселенной, заселённой нами, словесными людьми – сможет достойно выглядеть и общаться с инопланетным разумом.




Юрий Лавут-Хуторянский, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 1528 № 173804 от 12.03.2023

0 | 0 | 296 | 02.05.2024. 08:50:46

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.