...И трижды петух...

Дата: 06-02-2023 | 20:59:29

Х    Х    Х-

 

...И трижды петух прокричит в тишине,

Поднимется ближний и пальцем укажет.

Войдет фарисей и ремнями повяжет,

И сердце иглою опробует мне.

 

Нащупает мышцу и скажет: «Стучит...»

На алую каплю посмотрит с любовью,

Возьмет на язык и скривится: «Горчит...

Ну, как он живет с этой горькою кровью?»

 

И все зашумят, загалдят у стола.

Но я в этом гомоне ясно услышу —

Алмазные звезды ударят о крышу,

И ночь отойдет, и расступится мгла!

 

И травы вскипят, словно в час мятежа.

«Смотрите, он мертв, мы к нему опоздали...»

И выйдет из бренного тела душа,

И дали откроются, русские дали —

 

До самой черты, что синеет во мгле...

А воздух прозрачен и неощущаем,

Как время, которое не замечаем,

В котором мы ищем себя на земле.

 

Высокое небо всё чище, и злей...

А бедное тело, в чем жил я когда-то,

Проносят друзья и у старой ограды

Толкуют о высшей свободе моей.


"ИННД" -- стр.105




Виктор Брюховецкий, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 1310 № 173050 от 06.02.2023

1 | 26 | 507 | 26.04.2024. 21:03:37

Произведение оценили (+): ["Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Владимир Мялин"]

Произведение оценили (-): ["Ирина Бараль", "Борис Лазарев"]


"Проносят друзья и старой ограды" - чего-то здесь не хватает. Например, предлога. Но мне прочитались две последние строки в таком виде:
"Проносят друзья мимо старой ограды,

Толкуя о высшей свободе моей."

а по-моему, именно случайно пропущен - предлог "у":

"Проносят друзья и у старой ограды
Толкуют о высшей свободе моей."

Нина, спасибо. Именно в таком духе я и выразился. Что предлога здесь не хватает.
А потом сообщил, как мне увиделись эти две строки.
:о)

да я поняла Вас, Сергей. Но это, по-моему, исказизьм-с...) - слово "мимо" со строчками Автора как-то не очень монтируется... И не толкуя, а именно толкуют... 
о высшей свободе.
А в целом?

Нина, я никаких предложений не делаю. Даже какой именно предлог пропущен опечаткой, не упоминал. А Ваш вариант выглядит, как будто они остановились у ограды, чтобы потолковать. Если, конечно, это кладбищенская ограда (как я понимаю), а не оградка  фамильного участка.
Что же касается "в целом", то мне не близко, но это не повод ставить плюс, минус или учить автора, как надо.

я понимаю Вас, Сергей,
спасибо. )

Спасибо! Да, "у" пропущено. Какой я невнимательный.
Открыл книжку -- в книжке "у" есть. Странно... Однако, еще раз спасибо.

Спасибо, Виктор.
Зацепило.
+

синеет во мгле...?

именно.
что-то, по-Вашему, не так?

Ну да. Несколькими строками выше:
"И ночь отойдет, и расступится мгла!"

угу, вроде как накладочка... петелька... ) не с петелом ли связано сие, во первой строке упомянутом? тогда должно бы и еще раз мглою полыхнуть, кукарекнуть...
- Есть! - "Высокое небо все чище, и злей..." - иносказательно,  рифмой...
складно.
складень...

Знаете, Нина, здесь, если закольцевать стих-е, то не совсем понятно - как сочетается библейская аллюзия о духовном предательстве с внутренней свободой. Разве что ближние и друзья здесь не синонимы))) Но вопрос, конечно, не к Вам.

"И трижды петух прокричит в тишине,

Поднимется ближний и пальцем укажет.

Войдет фарисей и ремнями повяжет,

Нащупает мышцу и скажет: «Стучит...»

 

И травы вскипят, словно в час мятежа.

«Смотрите, он мертв, мы к нему опоздали...»

И выйдет из бренного тела душа,

И дали откроются, русские дали "


Когда повяжет фарисей,

А ближний пальцем ткнёт небрежно,

Для полноты картины сей

Привязка к месту неизбежна.


Коль "дали русские" вдали

Ему навеяли идею,

Какие тропы привели

Страдальца в сердце Иудеи?


Где от Творца неотделим

Давидов Иерусалим. 

Фарисеев (читайте - лицемеров) во все времена и всюду...

Ну это понятно, Виктор. Но причем здесь (в стих-ии) апостол Петр?

А "ближний" разве целовал?

Уважаемый Виктор, я не понимаю о чем Ваши реплики. Под стих-ем конкретные вопросы по форме и содержанию. Если Вам не нужно конструктивное обсуждение, то оно мне тем более не нужно. Тогда не трудитесь вообще что-либо писать. А то ставите меня положение, когда вроде неудобно не отвечать, а что отвечать - не знаю...

Мне обсуждение не нужно, тем более конструктивное. Стих уже обсуждался. Журналы: Москва 6-2009, Алтай 4-2010, Подъем 10-2012, Дальний Восток 6-2012.
Вы спросили: причем здесь ап. Петр. Я разве Вас к нему отсылал? Или где-то валяется отрубленное ухо?
Я в делах библейских не специалист. Но кое-что читал. В неудобное положение Вы сами себя поставили. Не знаете -- что, не отвечайте. 
Виталий (без обиды) я эту тему закрываю.
Удачи!

Ок. Причем здесь ухо и арест Христа? Я знаю, что говорить т.к. о Новом Завете несколько статей написал. Виктор, если "в библейских делах не специалист", перечитайте коротенький рассказ Чехова "Студент". Он как раз на обсуждаемую тему.
Я и не думал обижаться, с чего Вы взяли.
И Вам удачи.

О... Уже арест Христа! Да Вы о чем? Не ищите черную кошку в этой комнате. Её здесь нет. Этот стих обо мне. Как я вижу, что я думаю, так я и пишу. 

Начинаю удивляться. Вот Ваша фраза из предыдущего коммента:
"Вы спросили: причем здесь ап. Петр. Я разве Вас к нему отсылал? Или где-то валяется отрубленное ухо?".
Разумеется, это эпизод из сцены ареста Христа, что я и озвучил.
Теперь Вы сами же недоумеваете: "Уже арест Христа! Да Вы о чем?".
Может действительно закончим диалог?
Не хотите прочесть Чехова, просто прогуглите название своего стих-я, чтобы наконец понять однозначность написанного Вами же! 
PS Виктор, я понимаю, что этот стих о Вас, но я спросил, причем здесь аллюзия на апостола Петра. Что неясного? Сцена отречения святого Петра. Неужели так сложно это понять?
PPS Заканчиваю обсуждение. 

Петух, значит, вас попутал. Так у нас их в деревне!...
И все поют трижды. Вот незадача. Писавшие, наверно, тоже из деревень, подметили. И вставили...

Виктор, доброго вечера.
Простите, хотите Вы того или нет, но фраза "трижды петух прокричит " уже навсегда связана с евангельской историей и с отречением апостола Петра (но не с предательством Иуды)... И хотя петух поет дважды у евангелистов (у Иоанна),  Христос неслучайно на Тайной вечере трижды спрашивает у Петра "любишь ли мня?" (трижды Петр и отрекается).  Когда Петр отрекся в третий раз, тут и прокричал петух, и Петр вспомнил прореченное ему. К этому времени Христос уже был схвачен...


Аллюзия в Вашем стихотворении на евангельский сюжет возникает не только с первой строки, но и в ходе дальнейшего повествования. Но оказывается Вы вовсе не имели в виду никакого Петра, никакого Христа, хотя в тексте у Вас и фарисей появляется, и указывает, и тема предательства и смерти...

 Но самое главное - в центре всего повествования оказываетесь Вы*, преданный и погибший (?). Именно поэтому у меня (лично у меня) возникает отторжение всего текста, самой его сути, а не формы, которая по образному исполнению (только если отстраниться от первоначального посыла, а это сделать, поверьте, невозможно) очень даже хороша и ярка.  

Мне скорее была бы понятна экстраполяция на себя образа Петра, который очень любил Учителя, но отрекся из страха, по немощи человеческой. Понятной потому, что человек примеряет на себя (условно говоря, испытывая себя и сомневаясь в своей силе духа) образ человека, но на месте Бога он оказаться не может.

 

Каюсь, у меня было давнее стихотворение (пожалуй, единственное) на этот евангельский сюжет, но не от своего лица. Чем более вживаюсь в контекст Св. Писания,  узнаю - не то слово, тем меньше дерзаю на подобное. Санкции нет, она вообще мало у кого есть. Тут не только факты боишься исказить, сам дух.  Тем не менее полно встречается нелепостей, когда ради красного словца...  Я сейчас не Вас имею в виду, а некую печальную тенденцию современных текстов...

 

К слову сказать, меня не смутили здесь Ваши "русские дали", в той же степени, в какой стихи Тютчева о крае русского народа, земле родной, которую "в рабском виде Царь небесный исходил, благословляя".


* Скажем, лирический герой стихотворения, всегда оговариваюсь, что это условное наименование, как правило, это сам автор.


 На такие размышления подвигли меня Ваши стихи, не обессудьте, постаралась изложить максимально деликатно и искренне.

Уважаемая Ольга! Доброе утро! (уважаемая -- искренне). Внимательно Вас прочитал. Первую строку стиха можно и заменить. Вариантов - куча. Но мне нравится мой петух, и тот, который "в горшке" тоже нравится (О.М.). Вот беда. Ни о Христе, ни о Петре я, сочиняя, и не думал. Я не думал! Но кому-то показалось, и пошло, и поехало... Все библейские дела от меня далеко, а вот петух, коростель и перепел мне все мое детство спать не давали. Как я без петуха? Не отрекусь...
Удачи! Спасибо за участие.

Уважаемый (не менее искренне) Виктор!  Даже если бы не было предыдущих откликов,  у меня неизбежно возникли бы аллюзии. И я обосновала свое прочтение. Если библейские дела от Вас далеки, к чему тогда вся эта атрибутика с конкретными указаниями? Петухов заменить можно, фарисей останется, да вся, я прошу прощения за не слишком уместное слово, интрига. Кому там что показалось?
 Впрочем, повторяться не стоит.  
У О.М. нет случайных слов. Его культурные, этнические и пр. аллюзии сетями можно выбирать... 
 И Вам спасибо за ответ. 
 Всего доброго.