Рисованная мысленной гуашью... (Рекомендованное)

Дата: 11-01-2023 | 09:36:17

Рисованная мысленной гуашью

О детскости тоскующая жизнь

То ищет день потерянный вчерашний,

То в завтрашнем лелеет миражи.

 

Довольствуясь обыденным и малым,

Разглядывая мир полутонов,

Прислушиваться к птичьим мадригалам,

К элегиям и шёпоту ветров. 

 

А время подгоняет незаметно

Позёмкой стылой, ливневым дождём,

Посконной чехардою из примет. Но –

Как прежде, без ответа мы живём.

 

Корпим. И растворяются с годами

Когда-то так манящие цвета.

И блекнет в повседневной мелодраме

Вопроса не избывшая мечта.

 

А может быть и спрашивать не надо.

Всё тайное откроется в свой срок –

Дыханьем расцветающего сада

И откровеньем выстраданных строк. 





Константин Еремеев, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 1779 № 172454 от 11.01.2023

Рекомендованное | 0 | 5 | 435 | 27.11.2024. 02:34:20

Произведение оценили (+): ["Ольга Пахомова-Скрипалёва "]

Произведение оценили (-): []


Константин,  очень люблю полутона, и Ваша элегическая нота тоже звучит и во мне. Тоска о детскости -  воспоминание об источном замысле в нас... И радуюсь совпадению наших словесных кодов.  Но давно  во мне живет чувство, что прошлого и будущего нет, - все настоящее, или вечное, пронизанное условно нами называемыми прошлым и будущим...  А время их сшивает по разным измерениям. )

Простите, что вторгаюсь в Вашу творческую кухню, но  позвольте мне немного изменить акценты Вашего стихотворения? Оно мне видится более цельным и емким, если пожертвовать предпоследней строфой, на мой взгляд мало что добавляющей к общему рисунку стихотворения:


...А время подгоняет незаметно

Позёмкою, метелью* ли, дождём

Посконной чехардою из примет. Но –

Как прежде, без ответа мы живём.

 

А может быть, и спрашивать не надо?

И вечное откроется** в свой срок –

Дыханьем расцветающего сада

И откровеньем выстраданных строк.


 * можно поискать эпитет - поземка и метель из оного ряда. 

** У  Вас было само откроется - возвратная частица -ся (себя) уже как бы подразумевает это "само". 

Слово вычитанных - не то, кмк,  поищите, поколдуйте еще. Я только иллюстрирую свои размышления по прочтении стихотворения и ни в коем случае не настаиваю. 


С самыми добрыми чувствами

Ольга, спасибо за отзыв и добрые советы! Я сделал правки. Предпоследний катрен изменил, но не убрал, так как был другой (черновой/оставленный) вариант. С позёмкой и дождём разобрался. А первая строка последнего (не поверите) у меня была именно такая: А может быть, и спрашивать не надо…
Ну а выстраданных - соглашусь, наверное это именно то слово. Думал о нём, но оно мне показалось каким-то уж слишком тяжёлым (даже в черновик не записал). Но, оставлю его сейчас, пожалуй. Как-то оно с вашим добрым советом проявило мне свою глубину, но не тяжесть. 
С благодарностью и признательностью,
К.Ъ. 

Доброй ночи, Константин, а нам доброго дня. Случается, правлю свои ранние стихи, а уж поздние вообще драконю, и они у меня сидят на карантине - иногда только из-за одного слова, как мне кажется - плохо расслышанного, когда идет общий поток. Но войти в старое стихотворение бывает почти невозможно, и заплатка из слова, продиктованного новым опытом (другим фактически человеком), бывает искусственной. Поэтому править нужно сразу.
Не решилась Вам сразу сказать, что мне не нравится слово "мечта", - на нем лежит отпечаток многократного употребления в декларативных (песенных) стихах еще недавней нашей истории... Это как слёзы - морозы и кровь - любовь.
 Если рассматривать стихи не как дневниковые записи, а иметь в виду читателя, который эмпирическим путем тоже открывает свой велосипед, то, на мой взгляд, общих мест стоит избегать. Нужен какой-то новый угол обзора старой темы. Свежая неординарная метафора.
Есть другая крайность, и она мне неблизка, когда стихи напичканы необычными метафорами, которые живут своей жизнью вне контекста.
 Тут такой баланс... Он еще называется "вкус".
 В стихотворении может и вовсе не быть метафор, а оно само - метафора в своей композиции. Вот композицию (то самое чеховское ружье), пожалуй, я ценю более всего, когда автор не забыл с чего начал, и строфы его не распадаются на несвязанные между собой ассоциативные кирпичики...
 Часто основой композиции в стихотворении выступает конкретный сюжет. Но и несюжетные стихи-размышления могут быть скреплены общей идеей, сюжетом становится мысль и ее развитие, и вот тут важна какая-то неожиданность разворота темы.
У Вас я как раз наблюдаю композиционную завершенность многих стихотворений. И отсутствие претензий на оригинальность. Метафора должна быть органичной, пусть и простой, даже знакомой, а не проекцией на предмет или явление каких-то невообразимых вещей, как бы они красиво ни звучали...

Ольга, доброго времени суток! 
Все ваши замечания и комментарии очень ценны. С ними никак нельзя не согласиться. За что я премного Вам благодарен. 
Ну а мечту... никуда не могу подевать. По крайней мере в данный момент. Но - посмотрю, подумаю ещё. 
И по случаю - поздравляю со Старым Новым годом Вас! Удивительно вообще, как он до сих пор не исчез из нашей жизни... 
 

И Вас, Константин с Новым годом - по старому стилю! Тогда уж и  с преполовением года поздравляю - по-нашему, а еще раньше мартовские иды рулили...  
 Да, с мечтой трудно расстаться.. Пожалуй, она и держит на плаву, только я ее называю "упование" ).
 Но я тут на досуге подумала, что частный случай метафоры  - не что иное, как высокий эвфемизм. То есть не прямое называние... И вот поэзия прибегает к иносказаниям часто, потому что мирское слово может разрушить тонкий образ события. 
Очень рада, что Вы не обиделись!

Радостных Святок!