Голландские мотивы

Дата: 29-12-2022 | 12:39:20

На фламандский мотив

 

Прилежны струны мандолины,

Девиц прилежны кружева:
Сюжет из воздуха невинный,
Пустые, ёмкие слова...

Наполнен звуками тугими
Белёсой комнатки сосуд.
Белеют руки молодые –
И звуки сонные плывут.

И так о суженом мечтают,
Что слово с языка нейдёт.
И пальцы в кружеве порхают –
И лютня девичья поёт.

 

2016


Навеяно картиной Рембрандта Мельница

 

Мельница на каменном уступе –
Плоские древесные лучи.
Хорошо молоть пшеницу в ступе;
Треснувшее семя, не кричи!

Из него уже не выйдет колос,
Не блеснёт щетиной золотой.
Хорошо молоть и плакать в голос
И скрипеть смертельной шестернёй!

Та мука, белее снега, станет
Золотистым хлебом пуховым.
И накормит душу, и поранит
Нерождённым колосом моим.


2016

 

Кисти и цепи

 

(По мотивам полотен Рембрандта ван Рейна)

Вот кисти спелые и аромат олифы;
Палитра памяти; мольберт неторопливый,
Рука художника в пространном рукаве,
И золотые мысли в голове,
И мысли алые, способные ютиться
В пространстве медленном… Сусанна золотится
Тяжёлый стыд ей веки приоткрыл:
Из кущ ветвистых веяньем могил
Старик колючий смотрит на девицу…
А вот чета: как умершая птица, –
Глава семьи, богат и знатен он,
И светел – даже после похорон.
Платок зажат в руке его супруги, –
Как будто жизнь удерживают руки
С узлами вен, а взгляд уже погас
(Так гаснут лампы в полуночный час).
Всё это – кисти… Что же нам про цепи
Сказать теперь среди великолепий
Палитры сочной, словно бы хурма,
Где украшений золото и тьма, -
Колец, цепей таинственные блики
И шум огней, и жар многоязыкий?..
Вирсавия – смятенье и покой…
Но пойман миг – натурщице нагой
Вдруг стало холодно – она прикрылась тканью,
И так, застыв, она сидит, в сиянье…
Но что же цепь?.. Холодная змея…
Уносит жизнь Лукреция моя,
На бёдрах – цепь, в руке блеснуло жало…
Моя любовь, и тут ты опоздала!..

Но жив Гомер – и бюст его велик,
Как сам слепой сказитель и старик.
На нём – рука: философ вдохновенный
Коснулся тайн аттической вселенной;
И цепь на нём, на звеньях – медальон,
Где в шлеме Александр изображён.
Связала цепь философа, поэта –
И полководца, словно злата Лета…
Один – счастливый раб своих идей,
Другой в плену поэзии своей,
А третий – плен и рабство нёс народам,
И лишь себе – пленённую свободу.
И тем в веках, наверное, велик…

А краски что?.. Потресканный язык…

 

2016

 

Хендрикье

 

(Навеяно картиной Рембрандта «Каменный мост»)

Каменный мост, словно арка в реке.
Хендрикье, Хендрикье налегке
Или с корзиной, где фрукты и мёд, –
Вниз головою идёт.

Вот и другая – плывёт по мосту,
Ту же скрывая от всех красоту...
На берегах разрослись дерева,
Неба касаясь едва.

Лодки скользят – изобилие шляп;
Лица пловцов, как ошибка и ляп:
Хендрикье! Может ли место и век
Выбрать себе человек?!

Сколько набилось сюда чудаков:
Пухлых, сухих, молодых, стариков! –
Все получили от жизни права –
Держит их лодка едва...

Ты же скользи по мосту, и в руке
Чудо-корзину неси налегке,
Фрукты любимому, масло и мёд! –
Хендрикье, счастье не ждёт!

 

2016

 

Натурщица. Рисунок Рембрандта

 

Прикрылась покрывалом как-то вдруг:
Ей стало холодно, а может, стыдно.
Случайный миг, девический испуг
Запечатлел художник дальновидный.

Он мог писать Сусанны наготу,
Лукреции предсмертную истому,
И Вифлеема умную звезду,
И Саскию среди веселья, дома...

Он мог писать Марию и царей,
И краски притч ему давали силы.
Но нагота натурщицы моей,
Едва прикрывшись, время победила.

 

2016

 

О малых голландцах

 

Милы мне старые картины,
Сюжет нехитрый и простой.
Во тьме свеча; и погреб винный
На миг осветится свечой.

Единый взгляд – и блик чудесный
Из мрака выхватит сейчас
Объятья парочки любезной,
Поставит бочку напоказ.

Кувшин и краник отворённый;
В глаза ударило вино –
Крестьянин лыбится хмельно.
Хозяйке весело, влюблённой…

Или – высокое окно
В высокой зале освещённой;
Читает девушка письмо,
Глаза опущены с вниманьем.
На веках тени… "Решено...
Всё завтра разрешит свиданье…"

Или – в замызганном углу
Над люлькой юная служанка;
Или на шахматном полу
Игрушка-куколка и склянка;
Неспешный лекаря лорнет;
Семья почтенная в тревоге…

Или учёный-буквоед,
Или разбойник на дороге…

Простой мне нравится сюжет,
Проникновенный и не строгий.


2018


В кабаке. По Тенирсу

 

В холщовых штанах, в башмаках на шнуровке,
Он трубку мусолит, набив её ловко.
Дымок жидковат, и беретик с пером…
Ну как мне не бредить таким кабаком?

Потрёпан и красен беретик петуший;
А рядом флейтист – его флейту послушай!
Сей авлос фламандский не в меру далёк.
А в трубочной чашке трещит уголёк.

Над кружкою мылится пена пивная.
Ах, доля крестьянская, видно, такая –
Сидеть в кабаке и потягивать дым;
И пивом налиться,
И в угол мочиться,
И в драке остаться живым.

 

2018

 

Портрет

 

С портрета смотрит, как живая.
А уж четыре сотни лет
Её не наблюдает свет.
От карих глаз изнемогая,
Стихи не пишет ей поэт.

На мандолине не выводит
Он элегических рулад.
На пристань лунную не ходит,
Где мачты праздные дрожат.

И в кабаке, из трубки пылкой
Не выбивает уголёк,
Воображая на затылке
Под милой шапочкой пучок...

Ах, лица бледные в окошках,
В чепцах крахмальных и без тех!
Я подожду ещё немножко –
И время подниму на смех!

Ну что за шалость и забава:
Следы во мраке оставлять? –
Черты угасшие – лукаво
На обозренье выставлять?

«Ничто не вечно под луною!» –
Ах, этот шёпот колдовской!
Но твой портрет всегда со мною,
Запечатлённый ангел мой.

 

2019


Музицирующий крестьянин в жёлтом

 

 (по картине Тенирса)

Крестьянин с лютнею похмельной
Не брит, не вымыт, но с утра
Такое в кабаке веселье,
Такая в кабаке игра!

В своём цыплячьем одеянье,
А всё ж похож на воробья,
Хвативший крепкого крестьянин,
Без двух минут, быть может – я...

Такую хмарь, что даже жутко,
В душе не раз я испытал,
И средь людей всерьёз и в шутку
По струнам ухал – и играл.

 

2019


                          * * *

 

Среди картин в знакомой галерее
Холсты голландцев мне всего милее.
Размером малым, детской простотой,
Простонародной фона темнотой,
Наивностью, с какой крестьянин тёмный
Выводит в свет мотив на лютне скромной,
С какой курильщик смотрит в потолок,
Пуская дыма сизонький кружок;
С какой схватились буйные крестьяне…
А вот в беретах вольные дворяне
С вином в бокале, с девицей хмельной
В чепце или накидке кружевной.
На них, как сыч, остро взирает сваха
Из темноты, как бы во власти страха:
Как угольки – чуть не шипят газа.
А вот она –серёжка, как слеза, –
Играет каплей жемчуг розоватый:
Белёсая, безбровая краса –
Очарованье юности крылатой…
Вермеер Делфтский, Тенирс, Халс, Ван Эйк –
Ван Рейн с Сусанной мертвенной своей,
Со стариками милыми своими,
И с Саскией, чьё зашумело имя,
Как скрипка с флейтой в комнате веков –
Или вино Фламандских погребков.

 

2019

 

                       * * *

Живёт Голландия… так в масле сыр
Лежит и млеет, в глиняной маслёнке;
И с носиком отбитым тут кувшин,
И быстрый взгляд молоденькой торговки.

Тут туша кажет рёбра, на крюке,
С прилавка гуси шеи уронили…
Блистает гульден в пухленькой руке,
Шумит кабак, который не топили…

Раскуривает трубочку моряк –
И уголёк трещит в вишнёвой чашке…
И сводня в чёрном девушку в кабак
Ведёт, и ей даёт мужчина знак;
Сидит – и шпага вдоль лощёной ляжки…

Страна слепых, ты дремлешь наяву,
Пока чеканят с мельницей медали...
Уже давным-давно твою судьбу
Прилежный холст и кисть предугадали.


2022




Владимир Мялин, 2022

Сертификат Поэзия.ру: серия 1319 № 172203 от 29.12.2022

2 | 4 | 396 | 25.04.2024. 11:38:08

Произведение оценили (+): ["Владимир Старшов", "Владимир Белозерский"]

Произведение оценили (-): []


Ага! Значит, сначала тычем плюс, потом читаем.


у кого это «Голландия есть плоская страна» Фигушки, сам он плоский.


Я Голландию плоской не считаю) Судя по живописи очень даже выпуклая) Спасибо!

Владимир, Вы в этом цикле как всегда всевластны: слово,
мысль, художественный вкус - всё в естественном  ясном
соединении. У Вас своя собственная эстетика.

Ну, слава Богу!
Рад, что Вам по душе...
Решил - о Европе, поскольку родные исторические сюжеты, картины дорогие, но мрачные, симпатии мало у кого вызовут).