Дата: 13-11-2022 | 02:27:29
На далёкой и красной планете
Нужно жить, соблюдая режим.
И под красные всполохи эти
Мы в душе от предчувствий дрожим.
Надуваются вены и жилы,
Наливается водка в стакан.
Что ж, махнём и закусим, коль живы,
За бесплодную спесь марсиан.
Пусть у них высоки алгоритмы,
Раскалённая родина-мать.
Не один из них нам говорит, мы
Их любви не способны понять.
Их планета не скоро остынет,
(Вот и нас беспокоит Greenpeace).
На своей причитают «латыни»,
Но не ищут, увы, компромисс.
Мы не верим в их красные снимки.
Глядя в ужасы их катаракт,
С ними нам не брататься в обнимку,
Отменён «межпланетный» контакт.
И не то чтобы наши культуры
Не сойдутся во многом никак, –
Только стали их взгляды понуры,
И потравлен безумьем их злак.
Приживутся ль они? И как скоро
Наважденья спадёт пелена?
А пока лишь искусство раздора,
И стабильна на порох цена.
Константин Еремеев, 2022
Сертификат Поэзия.ру: серия 1779 № 171148 от 13.11.2022
-2 | 7 | 520 | 21.12.2024. 09:07:50
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): ["Аркадий Шляпинтох"]
Тема: Re: Re: Культурная отмена культурного обмена Константин Еремеев
Автор Константин Еремеев
Дата: 14-11-2022 | 03:35:43
Здравствуйте, Ольга!
Спасибо за отзыв! С критикой, в общем, согласен. Есть моменты, в которых сам сомневался. Да и было у меня, кстати, несколько вариантов на финал. Теперь последние два катрена заменил. Марсиане - образ собирательный, хотя аналогии очевидны.
Благодарю Вас за Георгия Шенгели. До сего дня, увы, о нём не знал. С большим интересом восполню этот пробел.
Рад, что Вы заглянули!
С уважением и признательностью,
К.Ъ.
Тема: Re: Re: Re: Культурная отмена культурного обмена Константин Еремеев
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 14-11-2022 | 13:24:40
Дорогой Константин, рада Вашей здоровой реакции на мои слова. Порой сомневаешься - стоит ли...
Но с Вами как-то всегда легко говорить. Чуть позднее вернусь к Вашей доработке.
Насчет марсиан (если я не ошиблась в своем предположении) - думаю, спесь их действительно бесплодна. Можно, конечно, одной рукой свечки ставить, другой приглашать в компанию некромага с проектом "Магия красного", но реноме при этом приобретает уже совсем другой цвет.. )
А у Шенгели есть очень известное стихотворение "Жизнь", из тех что остаются, шедевр... Оно уже стало медийным, настолько часто его читали со сцены и цитировали...
"...Жизнь надо брать с холодной головою,
Пока она – с горячей головой.
Она за дерзость будет благодарной,
Под пальцы ляжет – нежной глины пласт, –
Она мундштук подарит мне янтарный
И том стихов на ватмане издаст.
Она раскроет деловые связи,
Она покажет в полутьме кулис
Все тайны грима, все соблазны грязи,
Все выверты министров и актрис..."
Шенгели я знаю с юности, которая совпала с возвращением читателю имен. И тогда же к "зеленой звезде" подобрала свою мелодию... )
Тема: Re: Re: Re: Re: Культурная отмена культурного обмена Константин Еремеев
Автор Константин Еремеев
Дата: 15-11-2022 | 09:12:45
Ольга, ещё раз спасибо за Шенгели! Звучит свежо. И именно - звучит его поэзия. Всегда рад Вашим визитам.
С благодарностью,
К.Ъ.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Культурная отмена культурного обмена Константин Еремеев
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 15-11-2022 | 16:27:30
Знаете, Константин, о чем я подумала в связи с Вашим стихотворением и нашим разговором. О том, что поэт (писатель) - не трибун и не обличитель. Он свидетель. Важный свидетель торжества или трагедии жизни (звучит пафосно, понимаю). Даже если трагедия происходит в его сердце. ) А поэзия отличается от публицистики прежде всего метафорическим осмыслением. А что есть метфора? Это мост - между понятиями, явлениями, душой и вселенной и пр. Высокая символизация самой жизни. Поэма еще может нести вот эту прозаическую повествовательность. Стихотворение ёмче и должно действовать преображающе. Когда прозой то же самое сказать нельзя, когда обыденное приобретает космическое звучание (это уже не просто пафосно, а и банально:))... И да, свежесть - как раз то самое слово, которое применимо к поэтической речи.
А судьба Георгия Шенгели очень непроста, во многом искажена недобросовестными биографами и обиженными современниками. Недавно (впрочем, лет пять тому) вышла книга В. Молодякова о Шенгели, надеюсь ее прочитать (как все стоящее быстро исчезла с интернет-ресурсов). И страница памяти Шенгели давно задумана.
Ему, кстати, принадлежит определение "прозёванный гений" в отношении Сигизмунда Доминиковича Кржижановского. Пусть этот писатель будет еще одним (если не знали) Вашим открытием. Писал прозу (правда, и стихи, но они менее известны), но его проза суть настоящая поэзия. При жизни вообще не печатали, кроме военных очерков. В сети есть, если не найдете, я Вам вышлю. У меня чуть ли не ПСС. Это сокровище.
С самыми добрыми чувствами...
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Культурная отмена культурного обмена Константин Еремеев
Автор Константин Еремеев
Дата: 16-11-2022 | 09:58:10
Да, Ольга, поэт - свидетель. Важный или скромный - тут всяко может статься. А бывает, к сожалению, и забытый - как в случае с Шенгели и другими многими.
Это именно то, что я тоже чувствую. И такое ощущение у меня, что сама жизнь вменяет ему именно эту роль / обязанность. Особенно в последние годы, может десятилетия это как-то отчётливей слышится.
Если случится возможность выслать Кржижановского, буду Вам очень признателен.
Взаимно, с теплом и благодарностью,
К.Ъ.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Культурная отмена культурного обмена Константин Еремеев
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 16-11-2022 | 13:30:12
Константин, доброго дня!
Ловите, выслала на почту ссылки на яндекс-диск. Один том ПСС (у меня дома три из шести бумажных, переиздания, очевидно, не будет) и сборники "Возвращение Мюнхгаузена", "Воспоминания о будущем", "Тринадцатая категория рассудка" и что-то еще...
Если не откроется, положу на гугл-диск.
Тема: Re: Культурная отмена культурного обмена Константин Еремеев
Автор Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 13-11-2022 | 22:29:19
Догадываюсь, Константин, кого Вы подразумеваете под "марсианами", и разделяю Вашу боль. Но ведь могу и ошибаться.
Но как стихотворение - не очень, не обижайтесь...
Много прозаизмов, которые, если появляются в тексте, должны иметь сильное контекстуальное оправдание.
И если первые три строфы еще дают надежду на развитие темы, то потом все сводится к какому-то бытовому разговору..
Случайно или нет Вы попали и в размер, и в интонацию стихотворения забытого, но замечательного поэта, которое, казалось бы, на актуальную, если не сказать газетную тему...
* * *
Мы живём на звезде. На зелёной.
Мы живём на зелёной звезде,
Где спокойные пальмы и клёны
К затенённой клонятся воде.
Мы живём на звезде. На лазурной.
Мы живём на лазурной звезде,
Где Гольфштром* извивается бурный,
Зарождаясь в прозрачной воде.
Но кому-то захочется славой
Прогреметь навсегда и везде, –
И живём на звезде, на кровавой,
И живём на кровавой звезде.
Георгий Шенгели, 1942 год* От нем. Golfstrom. Сейчас мы чаще говорим Гольфстрим.