Неприметное... (Рекомендованное)

Дата: 07-09-2022 | 13:12:34

А возле дома ждёт поющий куст,
взъерошенный до самой тонкой ветки,
и каждый воробей в нём - златоуст
чумазый,
незатейливой расцветки.
Лучами позолоченный хорал
под зимним небом звуками расплёскан...

Пусть певчий каждый - неприметно мал,
выводит трели звонким отголоском,
но сердце поскользнётся на ходу
и я качнусь,
как деревце от ветра,
когда едва дыхания найду
для полного молчанием ответа…

2019.




Елена Ханова, 2022

Сертификат Поэзия.ру: серия 3659 № 169843 от 07.09.2022

Рекомендованное | 6 | 29 | 495 | 06.12.2022. 02:48:55

Елена, как-то вот "воробьиные трели" некоторое сомнение вызвали. Да и "поющий куст" - тоже: достаточно малейшего подозрительного звука или движения поблизости, чтобы вся эта филармония переместилась в другое место.
:о)

Сергей, как раз воробьиный куст - это архетип, он давно запечатлен в литературе.

Очень жаль, что Вас минула такая радость - побыть с ним рядом.

 

 Вот как исцеляет колокольный звон, вот так же и воробьиный щебет, его крутой настой... Тонизирует точно! Проверено не раз.

Такой куст есть по дороге от станции к одному подмосковному храму, который никогда не закрывался и где служили и бывали редкие люди... Там просто живая арка из кустов и деревьев, и зимой очень красиво - когда ягоды боярышника лежат, как драгоценности, на поставцах из снега. Так вот там живой воробьиный куст звучит, как у Елены, "хорал, лучами позолоченный". И это не сумма, а именно целое..

Если идти тихо сквозь эту арку, то никто никуда не улетает. Идешь, а над головой такое диво. )


Стихи Елены, правда, шире этой темы и понравились мне прежде всего емкостью, когда строк мало, а сказано много.

 Позволю себе привести стихотворение Андрея Анпилова. Его книга так и называется по этим стихам: "Воробьиный куст". 

Сухой и горький воздух пуст,
Среди мороза холостого
Бесснежный одинокий куст
Дрожит от щебета густого.

Инстинкт ли, холод ли, несыть
Собрал их всех на ветках ивы,
Чтоб торопливо обсудить
Зимы грядущей перспективы?

Не воробьиный ли пророк
Сцепил их капельками ртути
В один трепещущий комок,
Раздувший серенькие груди?

Трещат, пищат наперебой
Танатос, Эрос и Либидо -
Ты кто такой? Ты кто такой? -
Как дети лейтенанта шмидта.

Торгует, рядится, кишит
Воздушный рынок, деет дело
Куста взъерошенное тело,
Пока хлопок не раскрошит.

Ольга, спасибо. Про литературный архетип не знал, а "воробьиный куст" - конечно, встречал. И неоднократно.
А приведенный Вами пример подтверждает то, о чём я сказал. Поясню:
- "Торгует, рядится, кишит воздушный рынок" - какое пение на рынке (под которым подразумевается "толкучка")?
- "Пока хлопок не раскрошит" - это и есть "подозрительный звук". Не любое движение или звук спугнут стаю с куста. А то, которое покажется им подозрительным.
:о)

"Архетип" - это я фигурально выразилась, Сергей.
 В приведенном мною примере ключевое слово "воздушный". Это же метафора.
Птичий рынок. 
 Хлопок - да, это громкий, пугающий птиц звук. Просто движение людей, текущих мимо, как ветер, вряд ли вспугнет птицу. )

Ольга, эта метафора поближе к "птичьему базару" будет, пожалуй. То есть, не тот рынок, где птицами торгуют. :о) 

Мне думается, Сергей, что сумма ассоциаций проистекает из суммы знаний о мире, из личного опыта, который даже в мыслях облекается в некие слова. Можно говорить о стилистической уместности того или иного выражения, работает оно на весь строй стихотворения или нет. Часто случается, что читатель вычитывает в стихотворении даже то, что автор вовсе и не имел в виду. ) Мне этот рынок лег на душу.  Галдеж здесь во всех ипостасях. 
Вообще у Андрея прекрасная поэзия, тончайшие нюансы бытия. Рада быть его  читателем, слушателем, входить в число друзей "Первого круга".

Ольга, в том и дело, что у Андрея совсем не то, что здесь у Елены. У него галдёж, базар, а не хорал. И воробьи "трещат-пищат наперебой", а не певчие в хоре.
А так-то пением и вороний разговор назвать можно, почему нет?
Ну, ладно. Повторяться нет необходимости.
:о)

Сергей, я понимаю, что слово хорал для Вас не является точной передачей воробьиного щебета. В том значении, какое Вы вкладываете в это слово.  В изначальном смысле - это многоголосное пение.  Вас же слово "златоуст" здесь не смутило.  И тут метафора, и там... 
 Разумеется, я привела стихотворение Андрея  просто для иллюстрации. И его взгляд - совсем иной, как и  изначальный посыл стихотворения.
 Пением вороний грай нельзя назвать, как и чаячий крик, галочий, а вот щебет воробьев можно. Соловей поет соло, а воробьи - все вместе. И вот что я думаю в связи с этим. Слух у птиц хороший, они же слышат друг друга, какая цель такого слаженного щебета? Только славословие. )

Браво, Ольга!
восхищена и солидарна с Вашим замечанием.

Нина, мой поклон, рада такому созвучию.

Ольга, слово "златоуст" меня тоже смутило. Просто не стал упоминать. :о)
Нет, меня совсем не раздражает воробьиное чириканье. Ни отдельной пичужки, ни стаи. Просто называть его пением сродни хоралу, на мой взгляд, это некоторая натяжка. :о)
А гомон чаек, кстати, тоже может быть вполне мелодичным. Особенно когда вдали.

И на десерт: https://youtu.be/8maS7Dkw03Y :о)

Скажу нечто странное, Сергей, что уже пыталась пояснить выше. На наше восприятие и понимание текста влияет наш образ жизни и, соответственно, образ мыслей. Каждый находится в своей реальности, эти реальности могут не совпадать в силу именно деятельности, предпочтений, заполненности совершенно разными атрибутами этой реальности. И стихи человек пишет из своего измерения. ) Находишься с человеком в одном пространстве (не географическом и даже не идеологическом) - понимание возникает. Без натяжек.
Правда, тут возможны и спекуляции (ко всякому бреду подверстать расхожее "я так вижу"), но Вы понимаете, что здесь не тот случай, и верите мне, надеюсь.
 Насчет чаек. Они все же тяготеют к хищникам, плотоядные они, хоть их образ и поэтичен - на фоне моря и пр.
Чаек я перевидала множество, от ручных до диких. По пути к Соловкам, плывя на катере,  мы кормили их с рук (опасное это занятие...), а на станции аэрации в Курьяново в  Москве их тучи, они вьются над очистными сооружениями. Не могу назвать гармоничным или слаженным их крики (устойчивое словосочетание - "крик чайки").

Спасибо за такое веселое видео! В свою очередь - дарю наших чаек на набережной в Печатниках (увы,  набережную реконструировали, фонари сняли, без комм. - слёзы одни..) : https://youtu.be/6dXdjReGq2Y

Ольга, ничего странного: по сути, Вы сказали о том, что любое мнение субъективно. С чем я абсолютно согласен. Добавлю только, что кто-то пытается "влезть в шкуру" ЛГ сочинения, а кто-то этого не делает. А тем, кто пытается - когда удаётся, а когда нет. А когда удаётся - так тоже бывает, что это лишь показалось.
Это я в общем виде, без конкретики и привязок, конечно.

Главное, что Елена понимает, что впечатления могут быть разными. :о)

P.S. А воробьи тоже хищники: букашек своим птенцам скармливают в таких количествах, что будь здоров. И охотиться на что-то более крупное им размеры не позволяют, а то бы... :о)

Странное, Сергей, заключается в том, что в шкуру того, кто в другом измерении, влезть невозможно (или доступно каким-то мегалюдям), да и не нужно. Просто искусство действительно сословно, укладно, если говорить упрощенно. Вседоступность лучших образцов литературы - так же условна, т.к. для их понимания нужно обладать высокой культурой, до них дорастаешь всю жизнь. (Можно, конечно, делать вид, что понимаешь...) И такой взгляд снимает противоречия между субкультурами, внутри которых комфортно (и все понятно) адептам одного, скажем так, интеллектуального уровня. Полифоничные мастера предполагают полифоничного читателя/слушателя/ зрителя (имеющего определенный уровень эрудиции, понимания и пр.). Проще всего назвать это вкусами, о которых, как известно, не спорят. На локальном уровне: речевой или этической нормы, фактической достоверности, рифмы-размера спорить (вернее, обмениваться мнениями) можно и нужно.
 Опять же я говорю - в идеале, не касаясь сейчас спекуляций на всякой экспериментальной части, выстраивании искусственных барьеров. Всё - в свободном доступе, хочешь-можешь - понимай, не тронуло, иди мимо. Читатель свободен в своих предпочтениях, как и художник (ответственность которого несоизмерима с читательской). И пусть расцветают все цветы (кроме ядовитых :)).
 Подчеркиваю, что выражаю исключительно личное мнение.

 ps. Более того, такой взгляд на прикладное значение иск-ва снимает налет избранности с творца, который пишет как дышит, а не потому, что есть некая сиюминутная заданность, злоба дня, соц. заказ. И такое кредо поэта - в пастернаковском стихотворении, вокруг которого тут были некоторые баталии н-ное количество лет назад:
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги...

Ольга, я не имел в виду"шкуру" сочинителя. Речь только о сопереживании ЛГ сочинения. А это вполне возможно и без мегапродвинутости, поскольку чувства и эмоции у всех людей одинаковые.
А в остальном - по большей части согласен, конечно. :о)

Сопереживание есть всегда, если стихи достойные.  У нас у всех одинаковые органы чувств, кроме шестого (шучу), среднестатистический опыт и воспитание на одних и тех же образцах.
 А что касается ЛГ - в лирическом стихотворении нет никакого ЛГ (это наследие советской школы), это сам автор и есть, влезший в "шкуру" дерева, птицы, персонажа.

Ольга, достойные стихи или недостойные - это субъективное ощущение.
"это сам автор и есть, влезший в "шкуру" дерева, птицы, персонажа." - так почему же читатель не может влезть в эту же шкуру? Может. И необязательно потому, что сам нечто похожее переживал. А просто благодаря воображению. Когда оно есть, конечно. Особенно когда у обоих. :о)

Ну не придирайтесь к словам, Сергей. Опустим слово "достойные". А потому, что автор и читатель - не одно и то же. Если же (см. п. 1) читатель и автор из одного измерения (условно), перевоплощения пройдут легко. Я немного скаламбурила. Воображение - великая вещь, но его одного недостаточно. Впрочем, не станем умножать сущности. Спасибо за разговор.

Ольга, спасибо Вам )
Из-за разницы во времени я не могу сразу участвовать в диалоге, но вот освободилась, перечитала и хотела поблагодарить Вас за такие полные, интерсные ответы.

Тема: Re: Re: Re: Неприметное... Елена Ханова

Автор Елена Ханова

Дата: 08-09-2022 | 16:14:11

Ольга, спасибо Вам )
С таким удовольствием прочитала Ваш отклик. Это так интересно, когда отклики ведут и открывают что-то новое для тебя. И за стихотворение Андрея Анпилова спасибо, я его раньше не читала.

 И Вам спасибо, Елена, за понимание. Прочитав в свое время это стихотворение Андрея, я дала ему ссылку на свою запись в жж "Воробьиный куст" (но не нашла сегодня у себя и пересказала несколько бледнее, чем по первому впечатлению). Поражаюсь, как мы с ним похожи в восприятии, иногда даже метафоры совпадают. Пошутила однажды: "спасибо, Андрей, мне и писать уже не надо, очень многие из мгновений, которые я бы хотела остановить, уже остановлены тобой". )

Тема: Re: Re: Неприметное... Елена Ханова

Автор Елена Ханова

Дата: 08-09-2022 | 16:07:56

...я умею ходить бесшумно, птицы не боятся )
А их пение для меня было трелями.
Доброго дня, Сергей.

Елена, я не спорю. Просто высказал своё субъективное понимание. Не могу назвать воробьиное чириканье трелями или пением.
Извините, если что не так.
:о)

Сергей, и я не спорю)
Ваше мнение мне интересно, спасибо Вам за него.
Это всегда интересно,  как текст воспринимается другими. Сама я часто не сразу вижу оплошности)

!
прекрасная Пропись...
все образы отчётливы и преисполнены...
особенно пришлись "чумазый златоуст" и отголосок...
Чего? Чей? - а также - ответного молчанья полнота -
тоже ведь как бы исполненность...
своей партии...)
L.

Тема: Re: Re: Неприметное... Елена Ханова

Автор Елена Ханова

Дата: 09-09-2022 | 14:37:44

Нина, спасибо Вам )
Куст и правда растёт прямо у дома, а воробьи после холодной зимы чумазые...Но среди нашей зимы они самые лучшие певцы)

Тема: Re: Неприметное... Елена Ханова

Автор Cuéllar

Дата: 10-09-2022 | 09:09:30

Здравствуйте, Елена! Мне Ваш поющий куст очень даже понравился!
А по поводу того, поют ли воробьи, хотел бы добавить, что орнитологи относят воробьев к подклассу поющих воробьиных. Подозреваю, что они знают толк в пении птиц. Да и то, что один из самых знаменитых детских хоров мира уже тысячу лет называется Regensburger Domspatzen (воробьи регенсбургсого собора) говорит в пользу самых известных в мире птиц.
https://www.youtube.com/watch?v=nuIDid_d7GQ
Короче - никаких ассоциаций с "птичьим базаром. " :)

Тема: Re: Re: Неприметное... Елена Ханова

Автор Елена Ханова

Дата: 10-09-2022 | 15:54:06

Вечер добрый )
Простите, не знаю, как к Вам обратиться по имени...
Спасибо за мой "поющий куст" )
Если бы только пернатые знали, сколько они вызвали добрых слов, думаю были бы горды собой)

Тема: Re: Re: Re: Неприметное... Елена Ханова

Автор Елена Ханова

Дата: 10-09-2022 | 16:50:44

Спасибо Вам за ссылочку)
Сегодня всё посмотреть не успею, у меня уже полночь, но вернусь к исполнителям обязательно, это интересно )