И другие птицы (Рекомендованное)

Дата: 28-08-2022 | 10:45:29

Nlh7m akcei

И другие птицы

 

Собрать все звуки тишины:
И звёздный плач, и снежный шорох,
И шёпот лилий водяных,
В которых
Глаза озёрной стрекозы,
Вместившие и быль, и небыль,
Прошедшему путём слезы
Седьмому небу
Равны, тождественны, под стать –
Ах, до чего ж они похожи!
Зачем весеннее нас так
Расстраивает и тревожит?
Затем что долго не живёт
Кузнечик радости апрельской,
Затем что огненный живот
Наполнен нежностью и песней.
Мы выдыхаем этот мир -
И откровенье длится, длится,
И вдруг становятся людьми
Стрекозы и другие птицы.

 

 

Встретимся щеглами

 

торопливый почерк трясогузки
прочитай от корки и до корки!
навсегда застряли в горле узком
присказки, смешки, скороговорки.

подо льдом, где сладко спят стрекозы
вечным сном в серебряных кроватках,
самый краткий путь проложен к звёздам -
до небес из бездны и обратно.

пахнут слёзы земляничным мылом,
с каждым взглядом чище между нами.
встретиться губами не по силам?
зябликами встретимся, щеглами!

иволга-певунья-канарейка:
с высоты - кто форте, кто пиано,
пёрышки младенческие греют
королёк, крапивник, коноплянка...

 

 

Теперь легко

 

Речные руки тянутся обнять:
Теперь легко потрогать корни, глину,
Траву на берегу, тебя, меня
И ласточку – мы с нею триедины.

Теперь легко – на небо посмотри,
Мы проросли высокогорным лугом,
С простудой на губе, с огнём внутри,
Навеки прикипевшие друг к другу.

Каких тебе мечтаний и забот?
Сядь, рядом посиди, поплачь о прошлом,
Мы намолчались досыта, и вот
Оледенелый панцирь сердца сброшен!

Теперь легко узнать из первых уст
Не тишину, но пересвист весенний
И захлебнуться половодьем чувств,
Прозрением, отчаяньем, весельем…

Кувшинки расцветают на свету,
Хранят их камышовые отряды,
И птичий стрёкот мается во рту,
А мы и рады.

 

 

Свиристели, синицы

 

Свиристели, синицы, снегирь
На ольховой нахохлились ветке.
Дождь идёт. Неуклюжи и редки
Рядом с ним человечьи шаги.

С крыши шумно стекает вода.
Сад сияет и в сердце стучится.
Свиристелей возьми себе в дар.
Но не дам снегиря и синиц я.

Здесь прохладно, и время кружит,
Смотрит в оба и целится в темя -
Это нам с тобой выпало жить
В белоснежную эру цветенья.

Это нам - сигаретный дымок,
Отсыревшие спички в кармане.
Но уже никого не обманешь.
Но уже никому невдомёк,

Что напрасно учила зима
Петь, смеяться и хлопать в ладоши:
Птиц за пазуху спрячь осторожно,
Лёгких крылышек не поломав.

 

А ещё недавно

 

а ещё недавно любила жадно
облака считая в траве лежала
как с самой собой говорила с небом
у коровки божьей просила хлеба
и спускались бабочки на ресницы
а теперь такое мне только снится
потому что снялись и улетели
камышёвки ласточки коростели
отощала роща осиротела
спрятала оса золотое тело
паданцы расклёвывают синицы
и душа печалится и томится
и такая сладкая эта мука
что лежишь в кровати раскинув руки
а как будто посередине лета
и сверкает солнечная монета
и стоит сверчок маменькин сынок
с раскалённой скрипочкой надо мной
а снаружи скрип ледяной ноги
и на тыщу вёрст не видать ни зги

 

Сороки сели на забор

 

Сороки сели на забор
И удивлённые взирают,
Как облака во весь опор
Летят над садом и сараем.

И дождь торопится, бежит,
Шерстя ракитовые кроны,
Тщедушный, серенький, студёный,
Он сам от ужаса дрожит,

Что небо холодом дохнёт –
И всё на свете заморозит.
И льют беспомощные слёзы
На неподвижное жнивьё,

На почерневшие стволы,
На брошенные в спешке грабли,
На спящее среди травы
Созвездие подгнивших  яблок.

А скорый гость уже в дверях
Стоит с подарками, смеётся,
И хризантем последних солнца
Так ослепительно горят.

А значит, нечего рыдать
И разводить напрасно сырость:
Не выпал птенчик из гнезда,
А вырос.

 




Марианна Боровкова, 2022

Сертификат Поэзия.ру: серия 3564 № 169630 от 28.08.2022

Рекомендованное | 1 | 5 | 706 | 28.03.2024. 11:22:05

Произведение оценили (+): ["Александр Питиримов", "Ольга Пахомова-Скрипалёва "]

Произведение оценили (-): ["Нина Есипенко Град и Храм °", "Алексей Борычев"]


Какая, однако, полнота жизни, такое в хорошем смысле первобытное восприятие ее!
Очень хорошо, Марианна!
В одном стихотворении нет знаков препинания. И я несколько раз перечитывала, чтобы логически увязать некоторые фразы.  Это, разумеется, право автора... Но без знаков препинания, на мой взгляд,  как без нотных знаков, - не та музыка. )

Спасибо, Ольга, за добрые слова о стихах моих)
Что касается отсутствия знаков препинания в некоторых из них, то на тему знаков препинания в современной поэзии есть много познавательных статей в сети, при желании можно найти, например, подробный и очень интересный обзор Надежды Черных (Надя Делаланд) как раз об этом.

И Вам спасибо, Марианна, за ответ.
Есть поэзия, есть читатель (разумеется, разный). Это основополагающие вещи. А всякое теоретизирование, что суть оправдание или опровержение какого-либо метода, - мне не столь интересно. 
Я выразила лишь свое впечатление - как читатель.

Марианна, извините за 1/2 офф, но что ж там интересного, в этом подробном разборе?
Не для дискуссии, а просто Ваше мнение хотелось бы услышать.

Поскольку Н.Ч. (Н.Д.) утверждает, что автор отсутствием знаков препинания должен скрыть от читателя, что именно он хотел сказать. И пономарская интонация или нет - это тоже читатель сам решать должен.
А если есть у автора желание как-то интонацию обозначить, то можно пользоваться эрзацами в виде двух, трёх, четырёх и т.д. пробелов.
 (Слегка перефразируя Г.Горина): "А зачем грезить о бабе каменной, когда всё это рядом в натуральном виде ходит?"
Когда есть пунктуация - зачем считать пробелы?
:о)
И этот её аргумент - спор с "казнить нельзя помиловать". Дескать, не для поэзии такие вопросы.
Допустим. А "Варвара краса длинная коса" - тоже не для поэзии?
Но есть же разница между
"Варвара-краса, длинная коса"
и
"Варвара - краса?! Длинная, коса..."
Как эту разницу пробелами выразить?
:о)
Я уж не говорю о том, что при попытках обосновать отсутствие знаков препинания исчезает и основание разбивать текст на строки. Печатай себе подряд. Пускай читатель продирается сквозь эти дебри. А будет ли у тех, кто продерётся, желание заценить всю глубину авторского замысла? Сомневаюсь.
Хотя, конечно, это сугубо субъективное личное мнение.
:о)
Да, и почему бы в таком случае не распространить отсутствие знаков препинания и на прозу? Особенно на ту, которая тоже может быть поэтичной.
:о)

Спасибо за интересную дискуссию, Сергей, я бы ответила коротенько словами самой Нади:" Отсутствие знаков препинания в стихотворении позволяет особенным образом развернуться многим другим приемам воздействия". С уважением к любому другому частному мнению.