Дата: 18-08-2022 | 10:30:57
(Из поэмы "Памятные закладки".
Заключительная часть)
Сначала света не было в фойе,
И долго ждали зрители, когда
Зажжётся свет – и в зал их впустят. Вот
Зажёгся свет – и зажелтела сцена.
На ней – рояль налево, как обычно
Раскрыт и пуст; направо, в середине,
Как некий ларь – органчик, как ручной.
Игрушка-лавочка купца, и дверцы
Её распахнуты – а на витрину
Её хозяин выставил свирель.
Пред ним помост-квадрат для дирижёра.
И больше ничего – рояль, органчик…
Вот хор вошёл, рассыпался, как веер,
Шумя, стал обживать амфитеатр,
Сам чёрно-белый: в бабочках мужчины,
А женщины – кто в чём, но всё же строги
Их платья в чёрном золоте до пола.
А с хором вместе вышла пианистка,
Уселась, словно эльфы на цветок,
На стул, с плечами голыми, руками –
Худыми, пухловатыми, с руками,
Которых кисти молча поплывут
Над клавишами, словно над волнами
Пучины страшной и прекрасной равно.
А органистка – личико бледно,
Его и видно только над коробкой,
Вокруг него – соломенную стрижку.
Летя, выходит дирижёр в жилетке
Атласной, мишка плюшевый и только!
Коала-мишка; руки он поднял,
Раскланявшись нелепо-грациозно.
И вот, кистям волнящимся послушны,
Заволновались пальцы пианистки,
И в зал подул прохладный ветерок.
Вступает тихо хор, всего пугаясь,
Затем – погромче, мерно нарастая
До страшной ноты: океан ревёт,
Или гремит разверзнутое небо:
Последним днём? знаменьем грозным трубным?
И тишина. Певица вдруг встаёт,
От дрёмы пробудившись, словно ангел
С полотен Фра Анджелико, мала,
Узка, и в длинном платье в блёстках-иглах,
Которые дыханью в такт сверкают
На мерно их качающей груди.
Она встаёт – и голос тоньше нити
Серебряной – уносится куда-то,
Куда-то вверх, и будто бы «сопрано»
Обводит степь калмыцкими глазами.
"Ну вот, теперь и умереть". Нет-нет!
Ещё не прозвучала Lacrimosa.
День Страшного Суда не отзвучал,
И не ясны последние аккорды…
Но звук дрожит у Господа в устах.
А в облаках вставали изваянья
Из золота – всё греческие боги
Да нимфы, да античные герои.
Фонтаны брызги рассыпали; жемчуг
На землю лил дождём. Холодный пот
Геракл вытирал со лба десницей.
Златая Гера в золоте кудрей,
Обвитых лентой шёлковой, следила,
Жемчужну губку закусив, как овод
Язвил и гнал соперницу-корову.
А Ганимед, захваченный орлом,
Пугливо вниз глядел… Такие звуки!
Ещё я слышал в детстве… Детский Кун
Рассказывал мне мифы и легенды,
Как ветерок ночной дыша на ушко.
Всё небо было в греческих богах,
В царях, богинях, в птицах и животных.
И не Олимп тогда прельстил меня
Своими склоками и вечной скукой.
А небо. Небо, равное тебе,
Из Вены гений, лёгкий даже в скорби.
«Ты сочиняешь Requiem? Давно ли?»
«Давно, недели три».
Меццо-сопрано, куколка с чертами
Полу-старушки, полу-грудничка.
Пошёл бы ей чепец благообразный,
Особенно к закатанным глазам,
К пропорциям, нарушенным чудесно –
В убыток телу, в пользу головы…
И тоже – ангел с голосом грудным,
Пониже чуть, чем у её соседки.
Прелестный край, заоблачная Вена!
Дома увязли прямо в облаках.
Как будто дым обвил их – из клубов
Они торчат, краснея черепицей.
И дерево над ними возросло,
Раскинув крону зыбкую. Под ним
Адам и Ева за вечерним чаем
С вареньем яблочным… Ах, дивные плоды,
Хрустящие под зубками красавиц!
От них немало натерпелся я –
Давно то было. Срок пришёл – и снова
По улицам заоблачным брожу.
Вот ангел реет вровень с париком
Констанцы скорбной – он с кабацкой скрипкой
Какого-то еврея-музыканта,
Ушедшего недавно в мир иной.
Он был слепец. Его маэстро встретив
У кабака, сказал, не удержавшись:
«Из Моцарта нам что-нибудь!» И тот
Играл, играл, скрыпел, пока не умер.
И грянул хор. И в бабочках мужчины,
И женщины-поющие головки,
И ящичек органа, пианистка
И дирижёр в лоснящейся жилетке –
Всё как-то вдруг приподнялось, поплыло,
Огромным бледным облаком сокрыто.
И уплыло… И только пелены
Е г о белели на могильном камне.
2019
Владимир Мялин, 2022
Сертификат Поэзия.ру: серия 1319 № 169382 от 18.08.2022
3 | 8 | 574 | 23.11.2024. 15:52:36
Произведение оценили (+): ["Вера Тугова", "Алексей Борычев", "Слава Баширов"]
Произведение оценили (-): []
Спасибо большое, Ольга!
Желаю Вам успеха на этой площадке).
Здравствуйте, Владимир! Давно хотела написать Вам, но только сегодня выбрала время. Прекрасно, прекрасно написали Вы свою «Моцартиаду»! Моцарт – один из любимых моих композиторов. Как всегда, Ваше «обрамление», вкупе с ощущением божественной музыки, из тончайших нюансов и зорких вкраплений создают атмосферу живой эпохи.
Спасибо за сноски. Прочитала с удовольствием Ваши «Монологи» и с Микеланджело, и с Данте. Всё, что выходит, как говорится, из-под Вашего пера, нмв, достойно времён и прошлых, и настоящих , и (дай-то Бог) будущих. Какой-то Вы пленник культуры (кажется, Д. Мережковского так называли), просветитель нравов, образец истинного вкуса. Кстати, вчера на 1-ом канале показывали фильм А. Кончаловского (к 85-летию режиссёра) о Микеланджело. К сожалению, не смогла посмотреть: очень поздно, а у меня режим. Всё- таки думаю, что удастся посмотреть позже. Почему-то у нас всегда отодвигают культуру на задний план.
Прочитала также и этюд М. Шейховой о Вашем творчестве . В тексте немало Ваших оригинальных стихов, которые я увидела впервые : они меня впечатлили надолго, а со мной такое нечасто бывает. Обычно прочитанное, грубо говоря, вылетает почти сразу же. А у Вас и своя интонация, и свой, ни на чей не похожий, слог, и эта камерность: и тонкость, и лёгкость (кажущаяся), и глубина. Ничуть не хуже Ваших поэм и зарисовок, нмв.
Спасибо Вам огромное! Читала урывками, но получила истинное наслаждение. Какой-то поэт, кажется, Ю. Казарин признавался, что не может уснуть, если не прочитает что-то из хороших стихов. У меня тоже бывает подобное состояние, даже потребность. Ваши стихи для такого чтения очень подходят: создают ощущение гармонии и с собой, и с миром.
Здравствуйте, Вера! Спасибо Вам за прекрасный отклик!
Спасибо!
Эта (заключительная) часть "Памятных закладок" была написана почти с натуры, сразу после окончания концерта, на котором исполнялся "Реквием". Настолько было сильным потрясение. А какое очарование! .. Мысли, чувства, звуки, краски в восхитительной гармонии - что ещё надо для сердечного отклика в стихах?)
Я - пленник культуры, это точно. Это ведь лучше, чем невольник бескультурья!) И как много прелести в писании таких поэмок!... Ты словно на одной ноге с великими... Да, ужасная нескромность и стыд, но как же это прекрасно!) Не могу себе отказать в единственном, может быть, настоящем удовольствии)
А сам ты далеко, как та планета -
То с Данте в лодке среди скал, то с Тассо,
То с Фидием... То с герцогом живым...
Ведь это волшебство...
Как жаль, что многие поэты сейчас лишают себя этого удовольствия, этой радости, горней какой-то...
Мариян представляет стихи столетней давности – из книги "Вино и хлеб". Эта статья и есть предисловие её к этой книжке. Те стихи находятся как бы в брожении, в поиске ещё, как знаменитый сорт пива, и оттого вроде как свежи и, о скромность, притягательны...
Ю. Казарин, кажется гл. редактор "Урала". Помню некоторые его стихи: хороши некоторые.
И читайте перед сном мои стихи, раз они так благотворно на Вас действуют, нагоняя сон)).
Ещё раз благодарю!
Ну вот, Владимир, сделали Вы мне ещё наводку: теперь буду читать Ваши стихи из сборника " Вино и хлеб".
А Ю. Казарин , действительно, руководил отделом поэзии в журнале " Урал". Теперь, кажется, нет.Он ведь ещё и профессор филологии в Уральском университете, незаурядный писатель и эссеист, отменный литературовед и критик.
Тема: Re: Re: Re: Re: Моцарт. Requiem Владимир Мялин
Автор Владимир Мялин
Дата: 22-08-2022 | 13:31:31
К сожалению, эти стихи рассыпаны по площадкам в беспорядке, но и в самой книге бумажной они тоже в беспорядке. Там их понапихано под завязку, так как у меня тогда был спонсор и я поспешил воспользоваться случаем). Эта книга и по сей день занимает половину моего коридора и половину коридора одной моей доброй знакомой).
Да-да, Любовь, это заключительная часть моих "Закладок"... Очень приятно, что читаете не без удовольствия). Спасибо!
Тема: Re: Моцарт. Requiem Владимир Мялин
Автор Ольга Лебединская (Рэна Одуванчик)
Дата: 18-08-2022 | 23:55:50
Очень понравилось. С любовью к музыке. Столько чувств. Столько деталей! Спасибо.