
(Из поэмы "Памятные закладки".
Заключительная часть)
Сначала света не было в фойе,
И долго ждали зрители, когда
Зажжётся свет – и в зал их впустят. Вот
Зажёгся свет – и зажелтела сцена.
На ней – рояль налево, как обычно
Раскрыт и пуст; направо, в середине,
Как некий ларь – органчик, как ручной.
Игрушка-лавочка купца, и дверцы
Её распахнуты – а на витрину
Её хозяин выставил свирель.
Пред ним помост-квадрат для дирижёра.
И больше ничего – рояль, органчик…
Вот хор вошёл, рассыпался, как веер,
Шумя, стал обживать амфитеатр,
Сам чёрно-белый: в бабочках мужчины,
А женщины – кто в чём, но всё же строги
Их платья в чёрном золоте до пола.
А с хором вместе вышла пианистка,
Уселась, словно эльфы на цветок,
На стул, с плечами голыми, руками –
Худыми, пухловатыми, с руками,
Которых кисти молча поплывут
Над клавишами, словно над волнами
Пучины страшной и прекрасной равно.
А органистка – личико бледно,
Его и видно только над коробкой,
Вокруг него – соломенную стрижку.
Летя, выходит дирижёр в жилетке
Атласной, мишка плюшевый и только!
Коала-мишка; руки он поднял,
Раскланявшись нелепо-грациозно.
И вот, кистям волнящимся послушны,
Заволновались пальцы пианистки,
И в зал подул прохладный ветерок.
Вступает тихо хор, всего пугаясь,
Затем – погромче, мерно нарастая
До страшной ноты: океан ревёт,
Или гремит разверзнутое небо:
Последним днём? знаменьем грозным трубным?
И тишина. Певица вдруг встаёт,
От дрёмы пробудившись, словно ангел
С полотен Фра Анджелико, мала,
Узка, и в длинном платье в блёстках-иглах,
Которые дыханью в такт сверкают
На мерно их качающей груди.
Она встаёт – и голос тоньше нити
Серебряной – уносится куда-то,
Куда-то вверх, и будто бы «сопрано»
Обводит степь калмыцкими глазами.
"Ну вот, теперь и умереть". Нет-нет!
Ещё не прозвучала Lacrimosa.
День Страшного Суда не отзвучал,
И не ясны последние аккорды…
Но звук дрожит у Господа в устах.
А в облаках вставали изваянья
Из золота – всё греческие боги
Да нимфы, да античные герои.
Фонтаны брызги рассыпали; жемчуг
На землю лил дождём. Холодный пот
Геракл вытирал со лба десницей.
Златая Гера в золоте кудрей,
Обвитых лентой шёлковой, следила,
Жемчужну губку закусив, как овод
Язвил и гнал соперницу-корову.
А Ганимед, захваченный орлом,
Пугливо вниз глядел… Такие звуки!
Ещё я слышал в детстве… Детский Кун
Рассказывал мне мифы и легенды,
Как ветерок ночной дыша на ушко.
Всё небо было в греческих богах,
В царях, богинях, в птицах и животных.
И не Олимп тогда прельстил меня
Своими склоками и вечной скукой.
А небо. Небо, равное тебе,
Из Вены гений, лёгкий даже в скорби.
«Ты сочиняешь Requiem? Давно ли?»
«Давно, недели три».
Меццо-сопрано, куколка с чертами
Полу-старушки, полу-грудничка.
Пошёл бы ей чепец благообразный,
Особенно к закатанным глазам,
К пропорциям, нарушенным чудесно –
В убыток телу, в пользу головы…
И тоже – ангел с голосом грудным,
Пониже чуть, чем у её соседки.
Прелестный край, заоблачная Вена!
Дома увязли прямо в облаках.
Как будто дым обвил их – из клубов
Они торчат, краснея черепицей.
И дерево над ними возросло,
Раскинув крону зыбкую. Под ним
Адам и Ева за вечерним чаем
С вареньем яблочным… Ах, дивные плоды,
Хрустящие под зубками красавиц!
От них немало натерпелся я –
Давно то было. Срок пришёл – и снова
По улицам заоблачным брожу.
Вот ангел реет вровень с париком
Констанцы скорбной – он с кабацкой скрипкой
Какого-то еврея-музыканта,
Ушедшего недавно в мир иной.
Он был слепец. Его маэстро встретив
У кабака, сказал, не удержавшись:
«Из Моцарта нам что-нибудь!» И тот
Играл, играл, скрыпел, пока не умер.
И грянул хор. И в бабочках мужчины,
И женщины-поющие головки,
И ящичек органа, пианистка
И дирижёр в лоснящейся жилетке –
Всё как-то вдруг приподнялось, поплыло,
Огромным бледным облаком сокрыто.
И уплыло… И только пелены
Е г о белели на могильном камне.
2019
Спасибо большое, Ольга!
Желаю Вам успеха на этой площадке).
Здравствуйте, Владимир! Давно хотела написать Вам, но только сегодня выбрала время. Прекрасно, прекрасно написали Вы свою «Моцартиаду»! Моцарт – один из любимых моих композиторов. Как всегда, Ваше «обрамление», вкупе с ощущением божественной музыки, из тончайших нюансов и зорких вкраплений создают атмосферу живой эпохи.
Спасибо за сноски. Прочитала с удовольствием Ваши «Монологи» и с Микеланджело, и с Данте. Всё, что выходит, как говорится, из-под Вашего пера, нмв, достойно времён и прошлых, и настоящих , и (дай-то Бог) будущих. Какой-то Вы пленник культуры (кажется, Д. Мережковского так называли), просветитель нравов, образец истинного вкуса. Кстати, вчера на 1-ом канале показывали фильм А. Кончаловского (к 85-летию режиссёра) о Микеланджело. К сожалению, не смогла посмотреть: очень поздно, а у меня режим. Всё- таки думаю, что удастся посмотреть позже. Почему-то у нас всегда отодвигают культуру на задний план.
Прочитала также и этюд М. Шейховой о Вашем творчестве . В тексте немало Ваших оригинальных стихов, которые я увидела впервые : они меня впечатлили надолго, а со мной такое нечасто бывает. Обычно прочитанное, грубо говоря, вылетает почти сразу же. А у Вас и своя интонация, и свой, ни на чей не похожий, слог, и эта камерность: и тонкость, и лёгкость (кажущаяся), и глубина. Ничуть не хуже Ваших поэм и зарисовок, нмв.
Спасибо Вам огромное! Читала урывками, но получила истинное наслаждение. Какой-то поэт, кажется, Ю. Казарин признавался, что не может уснуть, если не прочитает что-то из хороших стихов. У меня тоже бывает подобное состояние, даже потребность. Ваши стихи для такого чтения очень подходят: создают ощущение гармонии и с собой, и с миром.
Здравствуйте, Вера! Спасибо Вам за прекрасный отклик!
Спасибо!
Эта (заключительная) часть "Памятных закладок" была написана почти с натуры, сразу после окончания концерта, на котором исполнялся "Реквием". Настолько было сильным потрясение. А какое очарование! .. Мысли, чувства, звуки, краски в восхитительной гармонии - что ещё надо для сердечного отклика в стихах?)
Я - пленник культуры, это точно. Это ведь лучше, чем невольник бескультурья!) И как много прелести в писании таких поэмок!... Ты словно на одной ноге с великими... Да, ужасная нескромность и стыд, но как же это прекрасно!) Не могу себе отказать в единственном, может быть, настоящем удовольствии)
А сам ты далеко, как та планета -
То с Данте в лодке среди скал, то с Тассо,
То с Фидием... То с герцогом живым...
Ведь это волшебство...
Как жаль, что многие поэты сейчас лишают себя этого удовольствия, этой радости, горней какой-то...
Мариян представляет стихи столетней давности – из книги "Вино и хлеб". Эта статья и есть предисловие её к этой книжке. Те стихи находятся как бы в брожении, в поиске ещё, как знаменитый сорт пива, и оттого вроде как свежи и, о скромность, притягательны...
Ю. Казарин, кажется гл. редактор "Урала". Помню некоторые его стихи: хороши некоторые.
И читайте перед сном мои стихи, раз они так благотворно на Вас действуют, нагоняя сон)).
Ещё раз благодарю!
Ну вот, Владимир, сделали Вы мне ещё наводку: теперь буду читать Ваши стихи из сборника " Вино и хлеб".
А Ю. Казарин , действительно, руководил отделом поэзии в журнале " Урал". Теперь, кажется, нет.Он ведь ещё и профессор филологии в Уральском университете, незаурядный писатель и эссеист, отменный литературовед и критик.
К сожалению, эти стихи рассыпаны по площадкам в беспорядке, но и в самой книге бумажной они тоже в беспорядке. Там их понапихано под завязку, так как у меня тогда был спонсор и я поспешил воспользоваться случаем). Эта книга и по сей день занимает половину моего коридора и половину коридора одной моей доброй знакомой).
Да-да, Любовь, это заключительная часть моих "Закладок"... Очень приятно, что читаете не без удовольствия). Спасибо!
Очень понравилось. С любовью к музыке. Столько чувств. Столько деталей! Спасибо.