Из хасидских преданий

Дата: 14-08-2022 | 11:38:23


Шабтай Цви, к тому времени умерший лжемессия,

явился во сне Бааль Шему, отпустить умоляя грехи,

потому что, сказал он, случается, что поступки плохие

совершают порою люди, чьи намерения не плохи.


Всем известно, что искупление осуществляется связью

человека с человеком, разума с разумом, души с душой.

Бааль Шем приступил к делу с трепетом и боязнью

чтобы не навредить, с осторожностию большой.


Несколько снов спустя Шабтай Цви сладкогласно

заговорил о святости и начал праведника искушать,

зная, что для него не найти сильнее соблазна,

чем желание страшное самому маши́ахом стать.


Как Создатель когда-то Адама из райского сада,

так цади́к изгнал вероотступника из глубокого сна.

С той же решимостью он спускался в глубины ада,

где его в ловушку гордыни не поймал сатана.


Шабтай Цви родился и умер в день 9 ава,

в день разрушения Храмов, в день скорби по ним.

Родившемуся в этот день мудрецы предрекают славу,

а какой будет эта слава, не знают и хахами́м.


Бааль Шем говорил, что и святость бывает нечистой,

говорил о прославленном и про́клятом Шабтае Цви,

говорил, что и пламя ада разжигается Божьей искрой.

Непонятливым ученикам рассказывал притчи свои.




Слава Баширов, 2022

Сертификат Поэзия.ру: серия 1454 № 169301 от 14.08.2022

1 | 4 | 624 | 20.04.2024. 04:23:26

Произведение оценили (+): ["Вера Тугова"]

Произведение оценили (-): []


Слава, нмв, тут не помешали бы сноски пояснительные. Кто такой этот Шалтай-Баальтай и прочие артисты оригинального жанра (хахамимы и машиахи).
Конечно, можно и поисковиком воспользоваться, но когда есть авторское пояснение, это выглядит, как забота о каждом читателе.
:о)

По-моему, ни к чему... Так выглядит экзотичнее. И раньше, в стишках с какими-нибудь антич. или там арабс., северноевроп., а то и южноамер. и т.п. персонажами не делал этих туповатых сносок к ихиим реалиям, если и без того понятны коллизии и аллюзии... Что касается заботы о "каждом" читателе, их нет у меня, а если вдруг найдётся такой, кому интересно об чём речь, надеюсь, не западло ему будет сделать пару кликов в гугле. 

Ну, Слава, подвигнули Вы меня к изучению ( конечно, кратко)  истории хасидского движения.
Оба Ваших героя(Шабтай Цви и Бааль Шем), грешник и праведник,  не столь уж далеки друг от друга, если обобщать факты и коллизии. Мудрец Вы , однако. Хотите подтолкнуть читателя к истине в Вашей интерпретации с помощью аллюзий , аллегорий , на мой, конечно, взгляд.
Аллегория почти:
 не хватает лишь -  прости
век наш , облачный и нудный,
славный " правдою " подспудной, 
как " святых" не выносить,-
по привычке жить да жить,
окунаясь в гущу века,
 и признав, что сам - калека.

Спасибо, дорогая Вера! Это совсем не тривиальная мысль о близости двух этих персонажей, грешника и праведника. Действительно, мессианизм весьма не чужд хасидизму, и не только в ранние его годы. Даже и последнего Любавичского ребе, умершего лет 30 тому, многие тысячи его наиболее экзальтированных адептов и по сию пору считают машиахом. Что вообще-то с точки зрения ортодоксального иудаизма грех, сравнимый разве что с вероотступничеством. И как-то в этом смысле эти первоначальные хасидские дворы напоминают первые иудейско-христианские общины. Всё дело, по-моему, именно в этом, в градусе экзальтации (ну, и разумеется, в истинной незаурядности, а все упомянутые были очень даже…) Но ни Бааль Шем, ни последний ребе Хабада себя мессией не называли и не считали, в отличие от Шабтая Цви, который по всей видимости страдал биполярно-аффективным расстройством, тем самым, что прежде называли маниакально-депрессивным психозом. Он в маниакальной стадии очевидно был уверен в своей великой роли, Даже и перейдя в ислам, верил, что его ведут ангелы. В общем-то и я не шибко глубоко во всё это погружён. Но уже знаю, что хасиды. это не просто такие странные дяденьки в нелепых шапках и халатах. Там не просто… Завидую людям веры. Увы, не имею.