Томас Кэмпион. Книги песен. Театр масок

Дата: 02-08-2022 | 12:52:13

Cover tomas

Настоящее издание представляет на суд читателей произведения Томаса Кэмпиона (1567–1620), замечательного английского поэта и композитора. Он сочинил пять «Книг песен» (Books of Airs), разные стихотворения и несколько масок (небольшие пьесы с музыкой и танцами), сыграв важную роль в истории литературы Англии. Кэмпион по годам жизни находится в середине между окончанием века Тюдоров и началом века Стюартов. Он был современником Сидни, Спенсера и Шекспира, но также Бена Джонсона, Джона Донна и Роберта Геррика. Его арии (Aires), на которых зиждется его репутация, включают в себя одни из лучших песен, написанных на английском языке. Его маски привлекательны; их мифологические и аллегорические сюжеты, красивые песни и занимательные диалоги создают несколько церемониальное, но приятное для слуха зрелище, сопровождаемое ещё и танцами. Томас Элиот, крупнейший англо-американский поэт и критик, с уважением к таланту Кэмпиона отметил, что «после Шекспира, он был самым искусным мастером рифмованной лирики своего времени». Тексты Кэмпиона в настоящей книге сопровождаются статьёй о его жизни и творчестве и подробными комментариями.
Для специалистов и широкого круга любителей поэзии.

Томас Кэмпион. Книги песен. Театр масок.  / Пер. с англ. А.В. Лукьянова и В.М. Кормана. – М.: Водолей, 2021.


Вступительная статья 

Томас Кэмпион (Thomas Campion), поэт и композитор, родился в 1567 г. в Лондоне. Он сочинил пять «Книг песен» (Books of Airs), разные стихотворения и несколько масок (придворные представления с музыкой и танцами), сыграв важную роль в истории литературы в Англии. Кэмпион по годам жизни находится в середине между окончанием века Тюдоров и началом века Стюартов. Он был современником Сидни, Спенсера и Шекспира, но также Бена Джонсона, Джона Донна и Роберта Геррика. Стоит отметить, что в творчестве Кэмпиона нет признаков влияния новой поэзии, появившейся в первой четверти XVII века. Вероятно, это связано с тем, что стиль поэта был основан на «елизаветинских» традициях, и Кэмпион его придерживался с небольшими вариациями на протяжении всей своей жизни.  

Как поэт и музыкант Кэмпион был хорошо известен, приобретя необыкновенную репутацию. В небольшом томе, написанном Уильямом Кэмденом, английским историком, озаглавленном «Фрагменты более крупного труда, касающегося Британии» и опубликованном в 1605 г., есть такие слова: «Обращаясь к нашему времени, я мог бы представить вам наших знаменитых поэтов: сэра Филипа Сидни, Эдмунда Спенсера, Сэмюэля Дэниэла, Хью Холланда, Бена Джонсона, Томаса Кэмпиона, Майкла Дрейтона, Джорджа Чапмена, Джона Марстона, Уильяма Шекспира и другие самые выдающиеся умы нашего времени, которыми последующие века могут по праву восхищаться»[1]. Это, конечно, высокая похвала, и то, что Кэмпион был упомянут среди этих выдающихся имён, доказывает, насколько высоко его работы ценились современниками.

Как композитор и поэт Кэмпион писал музыку для лютни исключительно на стихи собственного сочинения, создавая лирическую поэзию непреходящей литературной ценности. Наиболее важная особенность песен Кэмпиона – разнородная метрика, огромное многообразие его каденций и ритмов. Ключ к пониманию и оценке его поэзии заключён во взаимозависимости слов и музыки. В предисловии к «Первой книге Песен» (1613) он писал: «В этих английских ариях я, главным образом, стремился любовно соединять свои слова и музыку, что очень трудно для того, кто не властвует над ними». Хотя Кэмпион считал, что его песни не предназначены для чтения или даже для печати без музыкального сопровождения, в его стихотворениях мы всё равно находим свежесть, изящество, поэтическую музыкальность слова и неизбывное очарование. Говоря о песенной традиции в эту эпоху, Эзра Паунд в своих «АВС чтениях» отметил, что «поэзия атрофировалась, когда слишком далеко отошла от музыки»[2].

Практикующий врач в последние годы своей жизни, Кэмпион занимал любопытное место где-то между хорошо подготовленным придворным любителем и профессиональным мастером в поэзии, музыке и драме – особенно в написании масок для короля и знати. Хотя он не зарабатывал себе на жизнь как музыкант и особо не полагался на благосклонность своих литературных покровителей, поэт всё же добился признания своими «Книгами Песен» и вознаграждения за профессиональный литературный труд при дворе. Кэмпион создал прекрасные законченные произведения, как в поэзии, так и в музыке (в основном, в форме песен), а также сочинил трактаты по обоим видам искусств: «Наблюдения в искусстве английской поэзии» (1602) и «Новый способ создания четырёх частей в контрапункте» (около 1610).

К сожалению, этот замечательный елизаветинский поэт был забыт почти на два столетия. Пуританская Англия сделала всё, чтобы отправить в небытие лёгкие, весёлые, музыкальные песни Кэмпиона. Наконец, после такого долгого пренебрежения, поэзия Кэмпиона вступила в свои права после её публикации А.Х. Балленом в 1881–1890 годах. Эдмунд Госс, английский поэт-лауреат и выдающийся критик, искренно писал по поводу 300-летия со дня смерти Кэмпиона, что в своих лучших проявлениях у Кэмпиона мало соперников, и что он был «одним из самых оригинальных и милых лириков Елизаветинской эпохи, или, скорее, лютнистом». А Томас Элиот, англо-американский поэт, драматург и литературный критик, с уважением к таланту Кэмпиона отметил, что «после Шекспира, он был самым искусным мастером рифмованной лирики своего времени»[3].

В этой книге русскому читателю предлагается познакомиться с замечательными песнями, стихотворениями и масками Томаса Кэмпиона. Конечно, сам Кэмпион считал, что его песни неотделимы от его музыки. Однако в конце своего обращения К читателю в «Первой книге Песен» (1613) поэт отметил:

«В заключение своё собственное мнение об этих песнях я излагаю так:

 

Omnia nee nostris bona sunt, sed nee mala libris;

Si placet hac cantes, hac quoque lege legas».

 

Что в переводе с латинского звучит как:

 

Не все песни в этой книге хороши, но нет плохих песен;

Можете спеть их или прочитать, как вам заблагорассудится.

 

Потому, даже просто читая песни Кэмпиона как обычные стихотворения, мы можем сказать о них словами Персиваля Вивиана: «В каждой из песен, которую мы выбираем, есть какое-то новое очарование, будь то фантазия, размер или дикция, потому что его поэзия почти бесконечно разнообразна и всегда свежа и ярка. Даже когда его (Кэмпиона – А.Л.) сравнивают с другими по красоте выражения или отмечают его превосходство по богатству воображения, он все равно остается мастером изящных каденций, повелителем запоминающихся ритмов и тонкой метрики, к которым в его королевстве мало кто приближался, и, конечно, никто не преуспел»[4].

 

Переводчики стремились передать на русском языке это необыкновенное очарование поэзии Кэмпиона, его изящные, воздушные (Airs на английском значит и воздух, и арии), афористичные и эпиграмматические стихи и песни. Как получилось, судить читателю.

 

 

Приобретение

 

https://www.labirint.ru/books/834840/

 

https://alfavit.eu/knigi-pesen-teatr-masok-820633/

 

http://academbook.ru/detail.aspx?id=43449

 

https://mrhappy.ru/knigi/hudozhestvennaya_literatura_898/proza_poeziya_dramaturgiya/poeziya_945/zarubezhnaya_poeziya/klassicheskaya_zarubezhnaya_poeziya/knigi_pesen_teatr_masok/

 

https://www.knigi-janzen.de/view.php?gid=850199

 

http://shop.armada.ru/books/834840/


[1] Цит.по: The Poetical Works (in English) of Thomas Campion / edited by Percival Vivian. George Routledge, undated, c.1910. P. xviii.

[2] ABC of Reading by Ezra Pound. London, 1991. P. 60.

[3] Thomas Stearns Eliot. The Use of Poetry and the Use of Criticism: Studies in the Relation of Criticism to Poetry in England. Harvard University Press, 1933. Р. 29.

[4] The Poetical Works (in English) of Thomas Campion / edited by Percival Vivian…Р. viii.


Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.