Автор: Вера Тугова
Дата: 24-07-2022 | 21:08:55
" А время гонит лошадей…"
( А. С. Пушкин)
ВОСХОЖДЕНИЕ
Нет, не достигнуть мирозданья…
Сидишь и руки опустил:
беспомощны и крылья, жалок пыл-
все муки - в пекло созиданья.
Самоотдача - ремесло.
Всё выверил, и проба без ошибки.
Но додекаэдр? Музыкант без скрипки?
И лодка есть - потеряно весло.
Поднять такую глыбу? Мерить небо?
И лестница - игрушка под рукой.
О, человече! Дай себе покой
и не пытай Божественное требо.
А неба даль сияющее близка…
И море, и волна безудержны в движенье…
Но, боже мой! Как тяжко восхожденье-
та сила , что растопчет седока.
ТВОРЧЕСКИЙ ДАР
Ты на себя смотри: сияньем блещет шар.
То творчества неисцелимый дар.
Он идеален, но язвимый страстью:
здесь, на земле, и хаос, и напасти.
Божественной Гармонии подвластны
и горний мир, и призрачный эфир.
Она во всём: и в радуге - цветке,
и в малой капле млека на соске
Вселенной. Но не терпит повторений…
Не избежать тебе ни скорби, ни сомнений.
Бороться с истиной, что выше человека?
В тебе борьба заложена от века.
И много преуспел ты в жаждущих трудах,
но здесь, в бесплодности, ты превратишься в прах.
Ты здравого не понимаешь смысла,
а времени весы отсчитывают числа.
На чаше на одной - сомнения и боль.
Что на другой? Познаний горьких соль.
А истина плывёт… она неуловима
и не даётся в руки пилигрима.
Ключи от мирозданья под рукой.
Но ты попробуй суть её открой -
Гармонии Божественного знанья-
не в силах выдержать ты это состязанье.
Так хочется коснуться, даже части…
Ты человек другой, инакой, масти.
Откинь же повторенье - суть ученья,
тогда увидишь истины знаменье.
ПРЕДЧУВСТВИЯ ИТОЖА
Да вот же и она - зловещая комета.
Хоть знаки подаёт, но нет у ней ответа.
Магический квадрат и оберег -
венок на лбу и вовсе не лавровый…
Из хрупких лютиков… Готовый
истлеть. Ты обратишься в бег,
не получив награды и завета.
Попытки всё ж… И одиночество, и сплин…
Геометр и борец. Слуга и господин.
Постичь Гармонию? Божественное кредо?
Ты снова попадаешь пальцем в небо.
Там только Бог - Творец и Властелин.
Ты тот Икар: взлетел и испарился
в божественном огне на вечной мерзлоте.
Но нет предела царственной мечте:
ведь ты же истины почти… почти добился!
Платон. Он всё предвосхитил, изрёк.
Послушать бы его - он корифей науки…
Напрасно ты заламываешь руки
в мольбе напрасной - истины потрогать уголёк.
СТРАСТЬ ПОЗНАНЬЯ
О, велика ты, страсть познанья, лепа!
Её плоды хоть близко - не достать.
И Человек, и близорукий тать
грызут сухарь её надежды слепо.
Напрасно всё: томление и мука.
На картуше Гармония гласит:
достичь её не может индивид.
Есть грань познания, и в этом вся наука.
Но человек? В нём та же божья суть:
строитель и мудрец. И борона, и плуг.
Горит огнём на капище наук.
И всё-таки об Истине забудь.
Крутя свой неподъёмный мыслей ад,
ты, человек, устал и изнемог.
Ведь в жизни и твоей есть вещий потолок:
хоть прыгай сотни раз - всё тот же результат.
А БУДУЩЕЕ СМУТНО, НЕ ТЕМНО
Вот ангелочек - сын мудрит и что-то пишет.
Ему наука видится в трудах,
но Меланхолии над ним клубится прах-
он тоже детским ухом что-то слышит.
Каракулей он чертит облака,
нелепые и , может быть, смешные.
Он истины отца уж слышит позывные,
и тяжелеет детская рука.
Пока расслаблен сердцем и умом,
азы он познаёт какой-то книги,
где мирозданье - некая квадрига,
а додекаэдр - только лишь фантом…
Хоть в хаосе устал ты, человек,
есть на земле гармония и свыше-
идеей Божества твоё творенье дышит,
познанием волнуя каждый век.
Примечания.
1.Многогранник Дюрера, или монолит, изображённый художником в центре картины, возле лестницы, - предмет незаконченных академических дебатов геометров.
Продолжающиеся до сих пор споры и дискуссии по этому поводу так и не дали точного ответа на вопрос - что это?
2." Меланхолия" Дюрера является апофеозом линейной перспективы. На гравюре решена сложная геометрическая задача - построение перспективы додекаэдра. Точка схода находится как раз на картуше со словом" Меланхолия", как бы фиксируя идеальную суть замысла.
Вера Тугова, 2022
Сертификат Поэзия.ру: серия 2017 № 168888 от 24.07.2022
0 | 10 | 686 | 17.11.2024. 16:48:32
Произведение оценили (+): ["Владимир Мялин", "Сергей Весперьев"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Истоки и поиски (по гравюре А. Дюрера "Меланхолия ") Вера Тугова
Автор Вера Тугова
Дата: 26-07-2022 | 16:42:40
Спасибо Вам огромное, Владимир!
Извините, что не сразу отвечаю: много житейских проблем, далеко не каждый день бываю на сайте. Откровенно сказать - не ожидала.
К Дюреру шла долго. Люблю художников позднего Средневековья и раннего Возрождения: И. Босха, П. Брейгеля (Мужицкого) и, конечно, А. Дюрера. Восторгалась его «Сокровенным зайцем»: как в обыкновенной животинке можно увидеть столь много, в том числе и человеческого. Потом добралась и до «Меланхолии» - грандиозной по замыслу и многоплановой.
Мне очень дорого Ваше мнение. Знаю, что Вы любите искусство во всех его проявлениях. По возможности читаю Ваши подборки, но у меня принцип: всегда как можно глубже вникать в суть текста, но, к сожалению, это не всегда удаётся. А просто отписки я не люблю.
Скажу только, что Ваше творчество мне близко и дорого, хотя иногда просто не отваживаешься писать: слишком серьёзные, широкие, глубинный темы Вы затрагиваете под кажущейся лёгкостью и простотой стиля. В этом есть что- то пушкинское. А язык, образы - просто удивительны! И Амалфея Ваша мне запомнилась, и ещё много всего, душевного, неожиданного.
Тут надо откликаться или глубоко, вникая в саму суть Ваших откровений, или ждать, когда к этому будешь готова.
Ещё раз благодарю Вас за тёплые слова!
С глубоким уважением. Здоровья и творческого вдохновения!
Тема: Re: Re: Re: Истоки и поиски (по гравюре А. Дюрера "Меланхолия ") Вера Тугова
Автор Владимир Мялин
Дата: 27-07-2022 | 09:16:28
Ой, дорогая Вера! Вы меня так захвалили, что уши печёт)). Но это приятный жар). Скоро так расхоложусь, слушая сирен Ваших, что брошу писать стихи...)
С детства любил рисовать, но на серьезные занятия живописью нужен особый талант, а у меня его, как видно, не было. Вот и самовыражаюсь через как получается).
Спасибо Вам за внимание и добросердечное отношение к моим стихам!... Спасибо!
Важны, важны его детали:
загадки-символы времён,
где ангел, в пристальной печали,
главою на руку склонён.
Важны: венок
и складки ризы,
в развес орлиные крыла…
И меланхолии капризы,
И сердца добрые дела.
27.07.22
Тема: Re: Истоки и поиски (по гравюре А. Дюрера "Меланхолия ") Вера Тугова
Автор О. Бедный-Горький
Дата: 25-07-2022 | 12:07:19
- титанически изложено, Вер, нет базара...
Тема: Re: Re: Истоки и поиски (по гравюре А. Дюрера "Меланхолия ") Вера Тугова
Автор Вера Тугова
Дата: 26-07-2022 | 16:43:32
Иван Михайлович! Да от Вас такие слова просто на вес золота. Очень ценю и уважаю: Вы ведь редко когда ошибаетесь. Знаю, конечно, что на стихи у Вас своя, особая, мужицкая чуйка, выработанная годами упорных наблюдений.
Спасибо Вам! Здоровья, успехов , не теряйте своего остроумия!
Тема: Re: Re: Истоки и поиски (по гравюре А. Дюрера "Меланхолия ") Вера Тугова
Автор О. Бедный-Горький
Дата: 25-07-2022 | 12:55:09
- хочу напомнить именно Вере, на всякий пожарный - пропорция бывает прямая и обратная...
Тема: Re: Re: Истоки и поиски (по гравюре А. Дюрера "Меланхолия ") Вера Тугова
Автор Вера Тугова
Дата: 26-07-2022 | 16:47:29
Доброго вечера, Марк!
Меру моей благодарности Вам трудно измерить, особенно в той ситуации, в которой я сейчас нахожусь.
Да, о соразмерности масштабов Вы очень точно сказали. Каков поп, таков и приход. Может, и не очень точно применимо к нашей ситуации, но, если мыслить широко, всё-таки близко. Удивительно устроен человеческий разум: откуда-то сразу выпрыгивает нужная фраза (возможно, и спорная) , просто выплывает из памяти. У меня часто и в стихах подобное случается.
Конечно, цикл и по объёму не мал, поэтому и в частях (не везде) - строфоиды, и разная рифмовка, и разностопный ямб. Подобный объём трудно поместить в «прокрустово ложе» однотипья. В такое эпохальное произведение, кмк, иначе и не войдёшь: слишком многое в нём заложено. Словно по Дюреру: много проб - немало и промахов. Но главное, на мой взгляд, всё-таки уловила. Хочется сказать об этом словами из предисловия И. Канта к его книге «Критика чистого разума» , ибо книга под рукой:
«На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может отклониться, так как они навязаны ему его собственной природой, но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума». По- моему, сказано очень точно и просто.
Да, по поводу уточнения строки: « А додекаэдр - ОН только лишь фантом» (Ваш вариант). Я, конечно, подумаю . Мыслила так: хотела удлинить паузу перед 2-ой частью строки, показать некую неожиданность вывода по аналогии с предыдущей строкой. И потом, кмк, с вставкой «он» нарушается ритм (размер) строфы в целом.
Спасибо Вам, Марк, за неравнодушное прочтение. Если бы все так понимали и чувствовали! Какой прекрасной и безоблачной была бы наша жизнь!
Здоровья Вам, доброго настроения, хороших видов на будущее!
Тема: Re: Re: Re: Re: Истоки и поиски (по гравюре А. Дюрера "Меланхолия ") Вера Тугова
Автор Вера Тугова
Дата: 26-07-2022 | 16:48:52
Марк, не обижайтесь: Иван Михайлович просто предупреждает, чтобы я была осторожнее. У нас с ним свой, «эзопов язык».
Тема: Re: Истоки и поиски (по гравюре А. Дюрера "Меланхолия ") Вера Тугова
Автор Владимир Мялин
Дата: 25-07-2022 | 11:41:42
Выпукло, монументально - под стать гравюре).
Вера, спасибо Вам!