Истоки и поиски (по гравюре А. Дюрера "Меланхолия ")

Дата: 24-07-2022 | 21:08:55

%d0%9c%d0%b5%d0%bb%d0%b0%d0%bd%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%b8%d1%8f 2

" А время гонит лошадей…"

( А. С. Пушкин)

 

ВОСХОЖДЕНИЕ

Нет, не достигнуть мирозданья…

Сидишь и руки опустил:

беспомощны и крылья, жалок пыл-

все муки - в пекло созиданья.

 

Самоотдача - ремесло.

Всё выверил, и проба без ошибки.

Но додекаэдр? Музыкант без скрипки?

И лодка есть - потеряно весло.

 

Поднять такую глыбу? Мерить небо?

И лестница - игрушка под рукой.

О, человече! Дай себе покой

и не пытай Божественное требо.

 

А неба даль сияющее близка…

И море, и волна безудержны в движенье…

Но, боже мой! Как тяжко восхожденье-

та сила , что растопчет седока.

 

ТВОРЧЕСКИЙ ДАР

Ты на себя смотри: сияньем блещет шар.

То творчества неисцелимый дар.

Он идеален, но язвимый  страстью:

здесь, на земле, и хаос, и напасти.

Божественной Гармонии подвластны

и горний мир, и призрачный эфир.

Она во всём: и в радуге - цветке,

и в малой капле млека на соске

Вселенной. Но не терпит повторений…

Не избежать тебе ни скорби, ни сомнений.

 

Бороться с истиной, что выше человека?

В тебе борьба заложена от века.

И много преуспел ты в жаждущих трудах,

но здесь, в бесплодности, ты превратишься в прах.

Ты здравого не понимаешь смысла,

а времени весы отсчитывают числа.

На чаше на одной - сомнения и боль.

Что на другой? Познаний горьких соль.

А истина плывёт… она неуловима

и не даётся в руки пилигрима.

Ключи от мирозданья под рукой.

Но ты попробуй суть её открой -

Гармонии Божественного знанья-

не в силах выдержать ты это состязанье.

 

Так хочется коснуться, даже части…

Ты человек другой, инакой, масти.

Откинь же повторенье - суть ученья,

тогда увидишь истины знаменье.

 

ПРЕДЧУВСТВИЯ ИТОЖА

Да вот же и она - зловещая комета.

Хоть знаки подаёт, но нет у ней ответа.

Магический квадрат и оберег -

венок на лбу и вовсе не лавровый…

Из хрупких лютиков… Готовый

истлеть. Ты обратишься в бег,

не получив награды и завета.

 

Попытки всё ж… И одиночество, и сплин…

Геометр и борец. Слуга и господин.

Постичь Гармонию? Божественное кредо?

Ты снова попадаешь пальцем в небо.

Там только Бог - Творец и Властелин.

 

Ты тот Икар: взлетел и испарился

в божественном огне на вечной мерзлоте.

Но нет предела царственной мечте:

ведь ты же истины почти…  почти добился!

Платон. Он всё предвосхитил, изрёк.

Послушать бы его - он корифей науки…

Напрасно ты заламываешь руки

в мольбе напрасной - истины потрогать уголёк.

 

СТРАСТЬ ПОЗНАНЬЯ

О, велика ты, страсть познанья, лепа!

Её плоды хоть близко - не достать.

И Человек, и близорукий тать

грызут сухарь её надежды слепо.

 

Напрасно всё: томление и мука.

На картуше Гармония гласит:

достичь её не может индивид.

Есть грань познания, и в этом вся наука.

 

Но человек? В нём та же божья суть:

строитель и мудрец. И борона, и плуг.

Горит огнём на капище наук.

И всё-таки об Истине забудь.

 

Крутя свой неподъёмный мыслей ад,

ты, человек, устал и изнемог.

Ведь в жизни и твоей есть вещий потолок:

хоть прыгай сотни раз - всё тот же результат.

 

А БУДУЩЕЕ СМУТНО, НЕ ТЕМНО

Вот ангелочек - сын мудрит и что-то пишет.

Ему наука видится в трудах,

но Меланхолии над ним клубится прах-

он тоже детским ухом что-то слышит.

 

Каракулей он чертит облака,

нелепые и , может быть, смешные.

Он истины отца уж слышит позывные,

и тяжелеет детская рука.

 

Пока расслаблен сердцем и умом,

азы он познаёт какой-то книги,

где мирозданье - некая квадрига,

а додекаэдр - только лишь фантом…

 

Хоть в хаосе устал ты, человек,

есть на земле гармония и свыше-

идеей Божества твоё творенье дышит,

познанием волнуя каждый век.


Примечания.

1.Многогранник Дюрера, или монолит, изображённый художником в центре картины, возле лестницы, - предмет незаконченных  академических дебатов геометров.

Продолжающиеся до сих пор споры и дискуссии по этому поводу так и не дали точного ответа на вопрос - что это?

2." Меланхолия" Дюрера является апофеозом линейной перспективы. На гравюре решена сложная геометрическая задача - построение перспективы додекаэдра. Точка схода находится как раз на картуше со словом" Меланхолия", как бы фиксируя идеальную суть замысла.





Вера Тугова, 2022

Сертификат Поэзия.ру: серия 2017 № 168888 от 24.07.2022

0 | 10 | 703 | 18.12.2024. 16:26:53

Произведение оценили (+): ["Владимир Мялин", "Сергей Весперьев"]

Произведение оценили (-): []


Выпукло, монументально - под стать гравюре).

Вера, спасибо Вам!

Спасибо Вам огромное, Владимир!

Извините, что не сразу отвечаю: много житейских проблем, далеко не каждый день бываю на сайте. Откровенно сказать - не ожидала.

К Дюреру шла долго. Люблю художников позднего Средневековья и раннего  Возрождения: И. Босха, П. Брейгеля (Мужицкого) и, конечно, А. Дюрера. Восторгалась его «Сокровенным зайцем»: как в обыкновенной животинке  можно увидеть столь много, в том числе и человеческого. Потом добралась и до «Меланхолии» -  грандиозной  по замыслу и многоплановой.

Мне очень дорого Ваше мнение. Знаю, что Вы любите искусство во всех его проявлениях. По возможности читаю Ваши подборки, но у меня принцип:  всегда как можно глубже вникать в суть текста, но, к сожалению, это не всегда удаётся. А просто отписки я не люблю.

Скажу только, что Ваше творчество мне близко и дорого,  хотя иногда просто не отваживаешься писать: слишком серьёзные,  широкие,  глубинный темы Вы затрагиваете под кажущейся лёгкостью и простотой стиля. В этом есть что- то пушкинское.  А язык, образы  - просто удивительны! И Амалфея Ваша мне запомнилась, и ещё много всего, душевного, неожиданного.

Тут надо откликаться или глубоко, вникая в саму суть Ваших откровений, или ждать, когда к этому будешь готова.

Ещё раз благодарю Вас за тёплые слова!

С глубоким  уважением. Здоровья и творческого вдохновения!

Ой, дорогая Вера! Вы меня так захвалили, что уши печёт)). Но это приятный жар). Скоро так расхоложусь, слушая сирен Ваших, что брошу писать стихи...)
      С детства любил рисовать, но на серьезные занятия живописью нужен особый талант, а у меня его, как видно, не было. Вот и самовыражаюсь через как получается).
Спасибо Вам за внимание и добросердечное отношение к моим стихам!... Спасибо!

 

Важны, важны его детали:

загадки-символы времён,

где ангел, в пристальной печали,

главою на руку склонён.

 

Важны: венок

и складки ризы,

в развес орлиные крыла…

И меланхолии капризы,

И сердца добрые дела.


27.07.22


- титанически изложено, Вер, нет базара...

Иван Михайлович! Да от Вас такие слова просто на вес золота. Очень ценю и уважаю: Вы ведь редко когда ошибаетесь. Знаю, конечно, что на стихи у Вас своя, особая, мужицкая чуйка, выработанная годами упорных наблюдений.

Спасибо Вам! Здоровья, успехов , не теряйте своего остроумия!

- хочу напомнить именно Вере, на всякий пожарный - пропорция бывает прямая и обратная...

Доброго вечера, Марк!

Меру моей благодарности Вам трудно измерить, особенно в той ситуации, в которой я сейчас нахожусь.

Да, о соразмерности масштабов Вы очень точно сказали. Каков поп, таков и приход. Может, и не очень точно применимо к нашей ситуации, но, если мыслить широко, всё-таки близко. Удивительно устроен человеческий разум:  откуда-то сразу выпрыгивает нужная фраза (возможно, и спорная) , просто выплывает из памяти. У меня часто и в стихах подобное случается.

Конечно, цикл и по объёму не мал, поэтому и в  частях (не везде) - строфоиды, и разная рифмовка, и разностопный ямб. Подобный объём трудно поместить в «прокрустово ложе»  однотипья.  В такое эпохальное произведение, кмк, иначе и не войдёшь: слишком многое в нём заложено. Словно по Дюреру:  много проб - немало и промахов. Но главное, на мой взгляд, всё-таки уловила. Хочется сказать об этом словами из  предисловия И. Канта к его  книге «Критика чистого разума» , ибо книга под рукой:

«На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может отклониться, так как они навязаны ему его собственной природой, но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума». По- моему, сказано очень точно и просто.

Да, по поводу уточнения строки: « А додекаэдр  - ОН  только лишь фантом» (Ваш вариант). Я, конечно, подумаю . Мыслила так: хотела  удлинить паузу перед 2-ой частью строки, показать некую неожиданность вывода по аналогии с предыдущей строкой. И потом, кмк, с вставкой «он» нарушается ритм (размер) строфы  в целом.

Спасибо Вам, Марк, за неравнодушное прочтение. Если бы все так понимали и чувствовали! Какой прекрасной и безоблачной была бы наша жизнь!

Здоровья Вам, доброго настроения, хороших видов на будущее!

Марк, не обижайтесь: Иван Михайлович просто предупреждает, чтобы я была осторожнее. У нас с ним свой, «эзопов язык».