Автор: Вера Тугова
Дата: 15-06-2022 | 19:33:20
Наш дом стал поленовским садом:
сирень подступает к крыльцу,
он вызов бросает оградам,
он льнёт по старинке к лицу.
Он дик, он не́… управля́ем
живёт только волей своей,
он красками дерзко завален-
звонарь среди полых людей.
Они в нём лишь только фигуры
на плотной игральной доске,
мелькают в его партитуре-
пришельцы из мира Пике.
То луч в нём прольётся, то сумрак…
То флейта, то будто гобой…
Смешной лицедей, сумасбродник,
затейник с седой бородой.
В нём Гоголя облик без пятен,
его восклицательный жест,
порой не одет, неопрятен
искусственной правде протест.
Слежу за его настроеньем,
за всплесками тьмы и огня.
Блеснёт только с ним вдохновенье-
он учит и мучит меня.
Вера Тугова, 2022
Сертификат Поэзия.ру: серия 2017 № 168114 от 15.06.2022
0 | 4 | 510 | 17.11.2024. 16:47:38
Произведение оценили (+): ["Нина Пьянкова", "Евгений Иванов"]
Произведение оценили (-): []
Евгений, спасибо большое! Хоть от одного человека дождалась таких значимых, тонких и одновременно веских слов, а то только безликие лайки и даже дизлайки неизвестно за что. Всё-таки хотя бы какое-то объяснение было. Получается, что эти дизлайки хуже троллинга: от троллей хоть как-то можно отбиться, а здесь как неожиданный удар из-за угла неизвестно за что в запрещённое место. Это подло и несправедливо, когда человеку даже не дают возможности защититься. Какой-то культ наглости и осознание своей силы и безнаказанности. В общем, всё по «правилам» общемировой морали и нравственности. Но о России-то пишут как о стране высоконравственной . Значит, этому определению надо соответствовать во всём, а в искусстве особенно.
Ваша цитата от Набокова очень и очень к месту: часами могу наблюдать эти волшебные изменения в лице сада: игру света и тени, сочетание цветовых пятен, смену цветущих растений, создающих незабываемый колорит в зависимости от течения дня и смены времён года.
Сад то пёстро тюльпанный, то сиреневый, то акварельно ирисовый… Сейчас наступает пора пионная. Бесконечная радость и узнавание.
А звуковая колоратура? Это неповторимо.
У Набокова я много читала о Гоголе. Если обобщать, создалось впечатление удивления утончённого аристократа перед мастерством и своеобразием местечкового гения.
Спасибо, что Вы всё это видите, чувствуете и любите.
С уважением. Вера.
Вы замечательно описываете смену цветов в дачном саду! Конечно, времена меняются, меняется мода, и сейчас нет такого разнообразия осенних георгинов, астр, флоксов, гладиолусов, как раньше. Казалось, они специально расцветали к 1 сентября)))
А Насчет Гоголя, он же был известен и любим, и обласкан и властьимущими, и царем, и всякого рода элитой. А Набоков как раз волею судьбы был местечковым берлинским писателем)))
Спасибо, Евгений! Да, сад свой я очень люблю. Да и само слово" сад" очень расширительно: и сад души, и эдемский сад и сад- мечта и пр.,пр.
Насчёт Н. Гоголя и В. Набокова не буду с Вами спорить. Но" обласкан власть имущими" по отношению к Н. Гоголю как-то очень странно звучит, по- партийному. Гоголь - исключительный художник, шагнувший дальше своего времени, многие авторы и критики считают его первым русским символистом. А его судьба, его ранний уход?Много ещё можно писать о нём, но "обласканные властью" так не страдают. Знаете, Евгений,мы, вероятно, не поймём друг друга, а разворачивать дискуссию я не хочу.
К Набокову, писателю- эмигранту, определение Ваше, кмк, совсем не подходит. Какой же он "берлинский местечковый гений ", когда его славили вся Европа , впоследствии и Россия, и прочие державы. В начале своего творческого пути, возможно. Ни один писатель- эмигрант не удостоился такой чести, в том числе и прекрасный И. Бунин,лауреат Нобелевской премии, который , живя в изгнанье , все мысли свои устремлял к России , но не удостоился даже упоминания своего имени в юбилейный недавний год своего 150 -летия.
А к Набокову бежали с поклонением многие, в том числе и Б. Ахмадуллина, и многие другие, но ещё не всякого он принимал. В славе своей он просто купался. Роль мэтра ему явно нравилась в отличие от Гоголя, который, как истинный художник, всегда сомневался, никогда не был самозабвенно влюблён в свои гениальные творения. Я, например, могу назвать Набокова талантливым мастером слова, но не больше. Да и прославился он в основном потому, что стал англоязычным писателем.
Во время учёбы в универе , 18- летним недорослем, сын мой, прочитав набоковскую " Лолиту" и ещё кое-что, написал ст-ие , посвящённое Набокову. Не судите строго, в тексте явно просвечивает юношеский максимализм, но что-то в нём подмечено ,кмк, верно.
На что вам эта красота?
Мельчу зрачком по этикеткам,
не узнавая их состав.
Неповторимые нимфетки,
Обсосанные в номерах.
Кто выбирал?
Кто выбраться нс смог?
Здесь всех крестит юдоли доля,
и приютит приветный морг
перебесившегося с горя,
а кто-то держится за долг.
А кто-то тихо смотрит
в пол,
а кто-то громко дышит
в пах,
кого-то душно держит стол
на обессиленных ногах.
В подвалах курят "Беломор".
Но что же там,
на этикетке?
- Шизофрения, силикон,
солярий, мятные таблетки...
И мне пора убраться вон,
собрав в кулёк свои объедки.
Всего Вам доброго, Евгений.
Тема: Re: Сад-звонарь Вера Тугова
Автор Евгений Иванов
Дата: 16-06-2022 | 01:34:45
Хорошо!
Как не вспомнить слова старого художника:
«Сомневаюсь, чтобы какой-нибудь писатель, тем более в России, раньше замечал такое удивительное явление, как дрожащий узор света и тени на земле под деревьями или цветовые шалости солнца на листве. Описание сада Плюшкина поразило русских читателей почти так же, как Мане — усатых мещан своей эпохи» (с)
chichikov.htm