Дата: 15-03-2022 | 10:06:15
На днях я получила письмо от Редколлегии сайта, в котором мне предложили поделиться с коллегами и читателями соображениями по поводу поэзии для детей. Я сказала, что подумаю. Правда, думки мои про это невероятно трудное занятие многим не нравятся. Но другими они не будут. Терпеливо работать с натужными рифмоплётами я не умею.
Но чтобы хоть немного была понятна моя позиция, посмотрите вот эти рассуждалки об одном ярко иллюстрированном издании для детей.
Как-то в руки мне попала книжка «А дальше… молчок», изданная Хабаровским региональным отделением Союза писателей. Подготовленная к печати профессионалом-редактором. Открывала её с восторгом – Наконец-то! Наконец-то начали появляться книжки, содержимое которых побывало в руках специалистов. Но… восторг мой сменился недоумением, которое плавно перешло в полнейшее уныние – ибо я отчетливо поняла - помощи ждать неоткуда. Она не придет. Поскольку и компетентные редакторы вымерли, как мамонты, и детские авторы, увы, не наросли… А что выросло, то выросло…
Автора не буду называть. По той причине, что уже однажды , называя авторов лишь по инициалам, была обвинена в адресной жесткости. Но книжка эта есть в каждой детской библиотеке Хабаровска. Просто приведу стихотворение ( а оно единственное составляет 20-страничную книжку) на ваш суд, дорогие обитатели Детского раздела. И если бы эта книжка не была выпущена профессиональным издательством и не пошла массово к деткам – чесслово, промолчала бы в сторонке…
А, может быть, это я такая привередливая и надо просто радостно хлопать в ладошки и кидать чепчик в воздух.
Пожалуйста, откройте мне в этой книжке то, чего я не вижу.
В озеро синее тучка упала,
Думала:-«Всё! Утонула , пропала!
Где моё небо, скажите мне , где?
Как же мне жить в этой жидкой среде?»
Переплыла она озеро смело,
Вышла на берег и вновь полетела.
Вновь полетела – ей так хорошо,
Капли стряхнула и… дождик пошёл.
Влагой пропитана будет земля,
Значит, зелёными станут поля…
Из-под земли показался червяк
«Сыро,- сказал он, - да славненько как!»
Но не заметил червяк рыбака,
Ну а рыбак подцепил червяка.
И нанизал, не спеша, на рыбачий крючок.
Что было дальше? А дальше… молчок
Рыбка услышит и в ямку нырнет…
Тихо! Да тихо же! Вроде клюет!
Вот ведь история вышла какая,
Слышал её как-то от рыбака я:
В озеро синее тучка упала,
Думала, всё, утонула, пропала,
Но напоила водой червяка
Тот же попал на крючок рыбака,
Рыбка попала в рыбачий сачок…
Что было дальше? А дальше – молчок….
А это мой взгляд на этот «молчок»
По-моему, слишком много событийных фактов и действующих лиц собрано в одну историю. Трудно запомнить и понять, о чем она. То ли о перепуганной тучке, то ли о незадачливом червяке, то ли о рыбаке и рыбке. А может быть, это страшилка для маленьких червячков и рыбок…
Тучка упала в озеро. Перепугалась. До невнятного крика души (а попробуйте внятно произнести это нагромождение звуков жи-ши) - «Как же мне жить в этой жидкой среде?» Но история закончилась благополучно – тучка озеро переплыла и вышла на берег. Снова в небо рванулась. Молодец. Знает природоведение, т.е. про «жидкую среду». Не то что, малыш, на возраст которого автор ориентировался при написании этого стихотворения. Малышу надо очень доходчиво и убедительно объяснять, что же такое – «жидкая среда». Это история первая.
Глупый червяк вылезает на поверхность из раскисшей от дождя земли. Червяки они такие. В дождь очень часто на поверхности оказываются. Не очень-то , может быть, ему и хочется покидать привычную среду обитания, но раскисшая земелька буквально выталкивает наверх. Потому они и дождевыми называются. Правда, вода для питья ему не нужна, поэтому тучкина забота здесь весьма сомнительна (но напоила водой червяка). Да и кто знает , кроме автора стихотворения, «славненько» ли ему в этой раскисшей «среде». Цитирую восторг червяка
-«Сыро,- сказал он, - да славненько как!» А вдруг он боится превратиться в раскисшую розовую веревочку, каких ребенок после дождя может увидеть великое множество? Так что и «славненько» в этом случае просто притянуто волей автора. Субъективно, так сказать… спорно… Итак, это уже история вторая.
Здесь же Рыбак рыбачит и вдруг видит червяка . Возрадовался он и наживил бедолагу на крючок. Сидит, дальше рыбачит. Это история третья
А в реке рыбка живет. И если громко говорить об этой четвертой истории, рыбка услышит и в ямку нырнет. И тогда история , скорее всего , будет без продолжения, хоть автор и повторяет её кратенько в конце стихотворения. А чем закончилась она – ребенок должен додумать сам. Потому что таинственный призыв «а дальше –молчок!» просто обязывает додумать . На любознательных рассчитан. Значит, это будет уже пятая история.
.
В результате ребенок именно того нежного возраста, на который рассчитаны
и лексика,
и семантика,
и ритмика данного стихотворения, не сможет внятно рассказать, о чем же эта многоуровневая история – он попросту забудет начало её и середину. И авторская повторялка не поможет.
Ну а, если эта история рассчитана на более взрослую аудиторию, допустим, детей школьного возраста – то им она уже неинтересна именно способом реализации темы.
Момента новизны и узнавания чего-то нового для них здесь уже нет. Поэтому, видимо, в выходных данных этого издания и не указывается, на какой возраст рассчитана книжка.
Просто - для детей, и всё.
Елена Неменко, 2022
Сертификат Поэзия.ру: серия 395 № 166423 от 15.03.2022
1 | 2 | 552 | 18.12.2024. 21:14:21
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Да, Владимир… Многое в детской литературе утеряно, и думаю навсегда. И виноват в этом не только научно-технический прогресс. Рулит откровенное непонимание проблем детской литературы. На каком-то мероприятии в писательской организации мне пришлось сидеть рядом с поэтом – лириком Виктором С. Он пытался поразить воображение адептов своими знаниями литературных событий 19 века, но я не смогла принять категоричности его рассуждений и сочла нужным подключиться к разговору. Степень его удивления потрясла меня до глубины души – О, Елена, а ты, оказывается, знаешь Бартенева! А я-то думал, что сидишь ты потихоньку да пишешь себе детские и пишешь…
Это если у собратьев по перу такое отношение к пишущим для детей, то каково же оно в нелитературной среде? Почему так распространилось мнение, что писать для малышей может каждый, кто хоть чуть - чуть научился рифмовать?
Магазины завалены всякими детскими книжками – однодневками. Пестрые, аляпистые, броские они просятся в руки и словно кричат : «Ну возьмите же меня, ну возьмите». Раскроешь такой шедевр, а он ни о чем. И каким языком написан, тоже сразу не поймешь. Одно знаю – о русском литературном авторы этих книжек даже малейшего понятия не имеют, а свою задачу видят, прежде всего, в том, чтобы их «поэтические»творения служили достижениям какой-то определенной педагогической цели.
Массовики-затейники пишут километры развлекательных сценариев, логопеды – всякие «рыкалки», «жужжалки» и прочий подсобный материал, поэты и графоманы кинулись писать всевозможные азбуки –«по понятиям».
И вот на выходе - тонны яркой и бесполезной макулатуры. Но прибыль она приносит, потому что книгу для детей покупали и будут покупать всегда.
Даже у родителей с полным отсутствием литературных интересов теплится надежда, что его ребенок будет необыкновенным и осилит то, что самим не довелось получить в детстве. И у этих людей сформировалась безграничная вера печатному слову. Поэтому они считают – раз это издано и продается , значит истинно хорошо. Не имея ориентиров , они не знают, что дать своему ребенку . В арифметической прогрессии расползается серость – серость пишет, серость издает, серость читает и в итоге – серое поколение next…
Тема: Re: А дальше молчок Елена Неменко
Автор Владимир Прокопенко
Дата: 15-03-2022 | 15:37:31
Одно утешение, Елена, что ни один родитель (если не совсем идиот или не тот самый редактор) читать эту...как её назвать?.. своему детёнышу не станет. Для этого у нормальных родителей есть "Мойдодыр" и "Денискины рассказы". Растрёпанные уже, из подъезда в подъезд переходят. Только они (ну ещё с десяток) способны конкурировать, так сказать, с телепростоквашиными (кстати, в старом, рисованном варианте, истинным шедевром). Но ведь смотреть - это тебе не по буковке составлять слово, переводить в смысл и звук, а потом уже - в образ. Это ведь какая работа для мозга ребёнка , пока станет приятно. Да ну её, эту книгу! Школьники - в массе - и не читают книг. Даже хорошо, талантливо написанных. Трудно. Грамоту знают, а читать не умеют. Проблема. Даже физиологическая. Для мозга. Не реализуются какие-то связи между нейронами, не возникают ассоциации, не формируется логическое мышление, не будет интуиции. Калькуляторы ухе погубили устный счёт. Так что - даёшь детские книги уровня "Буратино"! В.П.