Шаляпин в гостях у Репина

Дата: 31-07-2020 | 01:04:42

«Чу, цепные заходились! Иль я

Кому-то потребен?» –

Оторвался от журнала Илья

Ефимович Репин,

 

Осеняемый настольным огнём

Картиннобородо.

«Огонёк» давал подборку о нём

На три оборота.

 

С репродукциями лучших холстин,

Несносными нá дух.

Фотографиями: Репин с Толстым

И Репин в Пенатах.

 

В кресле с розовой обивкою – граф

Малиноволобый…

На мансарде затрубил телеграф

Железной утробой.

 

Механический позыв невзначай

Был, впрочем, прошляплен:

«Отъезжаю запятая встречай

Целую Шаляпин».

 

За окошком свирепела пурга,

Скрипела подпруга.

И нелёгкая несла не врага,

А лучшего друга.

 

Под верандою смолк бас бубенца,

И финские клячи

Стали в точности напротив крыльца

Куоккальской дачи.

 

С полустанка прискакав напрямик,

Укутанный в шали,

Бас воочию узрел в этот миг

Картину «Не ждали»:


Утопающей в сугроб колеи

Да месяца кроме,

Одинокий силуэт Илии

В оконном проёме.

 

Возопил артист, хватая дубьё,

Неслыханным басом:

«Дай взглянуть, заря, в лицо мне твоё

Пред гибельным часом!»

 

Потащили клячи, чёрт их рази,

Чухонские сани.

И предстал пред живописцем Руси

Незваный Сусанин!

 

Засветились разом окна жилья,

Ожили Пенаты!

Хлопотал гостеприимный Илья,

И выпили нá ты.

 

И в любезной, заводной трескотне,

Пред самою зорькой,

Перебрались от «Мадам Паскине»

К рябиновой горькой.

 

Породнившись в мастерской, наверху,

С турецким диваном,

Хохотал Илье Шаляпин «Блоху»,

Ревел Иоанном.

 

Совершая променад на залив

По дюнам и горкам,

Рассуждали, крепко очи залив,

О Блоке и Горьком.

 

Поддевали оба Карла Буллу –

Зело до корней им!

Просыпалися подчас на полу

С соседом Корнеем:

 

Этот был ни худощав и ни толст,

И наскоро скис тип…

Как-то Репин из запасников холст

И с красками кисти

 

Вынул купно, и Чуковский был зван

На прежнее место –

Под картину «Козлоногий диван

И праздный Маэстро».

 

Были окна в понедельник Поста

В морозном тангире.

Подымали тяжело по полста,

Как будто по гире.

 

Ближе к вечеру пришёл тарантас

(Картина «Не ждали!»)

И умчался очарованный бас

В далёкие дали.

 

…Шла четвёртая неделя Поста.

Приехав в Пенаты,

Прикупили три аршина холста

Тверские магнаты.

 

Всё нахваливали, мол бонвиван

Большого масштаба:

Мастерская, козлоногий диван…

И голая баба.




Александр Питиримов, 2020

Сертификат Поэзия.ру: серия 1006 № 155823 от 31.07.2020

2 | 3 | 1024 | 26.04.2024. 08:29:02

Произведение оценили (+): ["Екатерина Камаева", "Леонид Малкин"]

Произведение оценили (-): []


- бонвиваны, вестимо... им бы только сливы и заливать...

Дилемма: со спросом нельзя им,
Тем паче - нельзя без спроса...
Понятно, где был хозяин,
А Шарик гостил у Барбоса...
:о)
Александр, не обессудьте, но такие заголовки навевают такие аллегории. У неискушённого читателя, конечно.
И сочинение оставило ощущение странное. Как в том танго, надрывно-курортном: "Скажите, почему..."

Сергей, тут в вольной интерпретации изложена более-менее известная анекдотичная история о том, как Шаляпин приехал в гости к Репину в его усадьбу Пенаты (в тогдашней финской деревне Куоккала, ныне пос. Репино в составе СПб). Это было событием, поскольку оба в то время пребывали на пике всенародной любви и заслуженной славы. Репин решил писать портрет Шаляпина - приличное по своему размаху полотно, достойное славы великого артиста. Ну и кисти великого мастера. Процесс создания портрета был запечатлён Карлом Буллой, известным фотографом (собственно, благодаря кому и чему вся эта история и дошла до наших дней, ибо сам портрет не дошёл). Шаляпин позировал, вальяжно расположившись в мастерской Репина на козлоногом диване, впоследствии названым «шаляпинским», в халате, со своим бульдогом Булькой. Все вместе, надо полагать, славно провели время. Потом, когда бас уже уехал, Репин жаловался своему соседу по Куоккала Корнею Чуковскому, что картина не получилась. В результате от Шаляпина на полотне осталась одна только Булька, а поверх баса он написал голую женщину.