… только снегом укрытые сны

Дата: 25-02-2020 | 09:45:37

Так ли важно, когда всё случается,

а потом утекает водой?

И полями, как ветер, скитается

прошлой жизни забытый герой.

Счастья русского, в синь да за облако

упорхнувшего прошлым ли днём?

Запах клевера, яблока, сдобника…

чувство веры, с которым живём.

А оно иллюзорно-лубочное,

с горькой пропито всё в кабаке.

Или выслано тайною почтою

в зашифрованной немцем строке.

… Я когда-то читал Достоевского,

а теперь не хочу и боюсь.

Прохожу, озираясь, вдоль Невского

и никак не пойму, где же Русь.

Снятся сёла, крестьяне, и прочее,

снится старая русская жизнь.

А потом странных снов многоточием,

я разжалован в камер-пажи

становлюсь.  

                  И деваться мне некуда:

Ритм сердечный, отчаянный бой.

И тону я, запутавшись в неводах,

вопреки расставанью с тобой.

Это тяжкое чувство причастности

к государству, которого нет.

В жизни стали весомыми частности

и небесный пронзительный свет.  

… Странствий жар по загадочной Африке,

рык голодных, безжалостных львов.

Где твои абиссинские завтраки,

где твой гордый жираф, Гумилёв?

… Где вы, грустных удач благородия,

золотое молчанье Луны.


Мне остались на память о Родине

только снегом укрытые сны.


Ага! Вот какая Африка имелась в виду! Отмечу сразу и новую рифму к слову "облако". О данном произведении: оно очень глубокое, многослойное, многосмысловое и мне даже не хватает литературного кругозора (увы!) все заложенные отсылки разгадать. Ох, боюсь я философствовать филологам, но предположу, что в рассматриваемом тексте тексте лирический герой причудливым образом проецирует себя на "прошлой жизни забытого героя", на классиков литературы. Словом, этот образчик постмодернизма меня очень впечатлил!

Да я и сам боюсь разгадывать... ) Когда память в лоскуты... и из этих лоскутов выплывают один за другим образы/глюки/фантомы...правда и выдумки (а может и не выдумки) сплетаются... Лучше, когда целиком прошёл "сквозь" и всколыхнуло...  Анализ (будь то музыкальный, литератрурный и проч.) скучнейшая вещь для меня лично. Хотя в музыкальные формы погружался глубоко, но это меня абсолютно не трогало. Делал "для галочки". В поэзии, кмк та же картина. Данное ст-ние лучше "залпом". 
Спасибо Вам за отзыв! В нём то, что мне и надо.
С уважением,
К.

"Глупости всё это, барин, - блажь одна от безделия!" - произнёс бы раздумчиво литературный русский мужик. Скажу и я, что "снега России" - это просто некий уже архетип, такой же прекрасный миф, как и Беловодие. Снег-то, он грязь, да мусор прикрывает, зачастую, а к этому надо быть притерпемшись, не замечать этого. Так что, создавайте из ностальгии такие стихи, какие живущий в России и не додумается написать! Чем сие не крест?

Вы даже не представляете, насколько Вы правы, Сергей. 

Постмодернизм? Эк, куда хватили. Не стоит искать в небе журавля, которого там нет. Постмодернизм - это всё-таки какая-никакая концепция (эклектизм, коллажирование и пр.), пусть и с несколько  размытыми границами и понятиями. И конечно, ни  эклектика  ни  коллаж не предполагают беспорядочного,  иногда  бессмысленного нагромождения деталей,  форм и пр., которые в конце концов могут  привести (и приводят) к обрушению всего строения. Правда,  примерять на себя (ЛГ) разные маски - одна из особенностей постмодернизма, но и она  не предполагает отсутствия у героя собственного лица.

Здесь же я вижу обыкновенную всеядность, базирующуюся на где-то случайно увиденном, прочитанном, услышанном, подсмотренном, интерпретированном в пёструю смесь в клиповом горячечном сознании автора вперемешку с обыкновенными  банальностями и несоответствиями ("запах клевера, яблока, сдобника(?)", "небесный пронзительный свет", "рык голодных, безжалостных львов", "золотое молчанье луны," "и тону я, запутавшись в неводах"(?),

" Это тяжкое чувство причастности к государству, которого нет"). Сколько уже об этом говорено-переговорено, да и вывод довольно скоропалителен (имею в виду последнее высказывание).

Конечно, может быть, и неплохо писать по вдохновению, "потоком", как утверждает автор (у меня тоже такое часто случается), но потом, по-моему, по "отрезвлении", приходит осознание того, что этот поток надо тщательно фильтровать.

Созвучие "облако - сдобника" - искусственно сотворённая рифма ради рифмы, что вовсе не улучшает и не углубляет смысл сказанного. Это близко к тому, о чём предупреждал А.В. Флоря, упоминая высказывание, кажется, Гнедича (воспроизвожу по памяти): погоня за нетривиальной рифмой часто приводит к "дискредитации" смысла. И этот пример, к сожалению, не единичный ("некуда - в неводах" и пр.)

Насчёт филологических изысков и параллелей просто смешно:  отождествление героя с Пушкиным ("разжалован в камер-пажи"), и это после небрежно , походя, свысока сказанных слов о русской жизни ("Снятся сёла, крестьяне и ПРОЧЕЕ, Снится старая русская жизнь") .Всё это четырёхстрочие со  снами героя, которым не веришь, начисто лишено даже элементарной логики. Тривиальны  отсылки к Достоевскому и его Петербургу, эскапистский прыжок в Африку с рычанием львов, с расчётом поразить неискушённого читателя, ссылки на  стихотворение Н. Гумилёва "Жираф", ставшее хрестоматийным, которое только ленивый не знает, да и "экзотические" вкусы поэта - тоже.

И в заключении - непременный лирический "экзерсис" о России, абы никто не усомнился в патриотической устремлённости автора.

В пылу поэтического ослепления автор  даже не замечает, как порой неприглядно обнажает себя и свой мир.

Всё сказанное и оставленное за скобками, вследствие экономии места на ленте , бумаги и времени, по- моему, наглядно иллюстрирует одно: никаких  устойчивых эстетических, философских , мировоззренческих взглядов у автора не было и нет, что сейчас характерно для многих поэтов - "новаторов" нашего времени.

Это, конечно, только моё мнение и восприятие.

PS А "литературный мужик", который подобные стихи и не додумается написать, живучи в России, - это, наверное, Вы, Сергей, и иже с Вами? Вы ошибаетесь: написать подобное  вовсе не трудно, только стыдно. Как это по-русски: бичевание себя и привычка не замечать золота в мякине.

После Ваших панегириков в адрес  автора пора бросить клич: Айда за границу - постигать Россию!

А  если серьёзно - в Вашем стихотворении гораздо больше и души, и смысла, чем в творении, которое Вы так истово превозносите. Оно (Ваше) просто живое, а не сделанное по готовым лекалам.

Мощно, Вера! Какой модели у вас пулемёт?
Айда за границу - постигать Россию! Вот это, кстати, очень ценная мысль. 
п.с. Человеку характерно бояться и не любить того, чего он не знает. 
Ну а за своё-то... мы голову оторвём ) 


Восхищаюсь Вами, Вера! Характер! С открытым забралом в бой - сейчас мало кто на это способен! По концептуальным вопросам я с филологами дискутировать не рискую, но, по-моему, кое-какие признаки постмодернизма в рассматриваемом стихотворении таки можно обнаружить. Вы вправе были дать такую профессиональную оценку текста, как вправе был и я отметить его глубину, многослойность и многосмысловость. Стихотворение написано вынужденным эмигрантом, человеком у которого психологическое состояние смятенное, а голова забита литературными образами - естественно, что в этом произведении будет прослеживаться попытка преодоления хаоса  (мы все только тем и занимаемся, что безуспешно боремся с хаосом!) Вера, вот Вы наехали на Константина и - молодчина! Женщина должна устраивать небольшие скандалы! В конце концов, все наши стихи - это только игра в страдание друг перед другом. Всё - третий час ночи - ложусь баиньки...

Да какой скандал, Серёжа ?
Лишь бы помнить да успеть.
Одинако бьёт по коже
злой судьбы слепая плеть.

Не удивляйтесь, Константин: пусть и с некоторым опозданием, но всё-таки хочется обратиться к Вашим последним словам в мой адрес, где уже пошли в ход пулемёты и пр. И тут уже важно не только Ваше ст-ие, но и мироощущение вообще, и состояние общества.

Головы рвать за своё никто не собирается, но вот так, походя, полупрезрительно, ставить клеймо на прошлой жизни России, которой Вы не знаете и знать не хотите, страданиях и боли народа, называть "чувство веры" "иллюзорно-лубочным", "пропитым с горькой в кабаке" это, извините, чистой воды цинизм, ещё более неприятный оттого, что рядом - лицемерные пассажи о памяти, снегах России и пр. Всё перепуталось в Вашей голове.

Почитайте Бунина (тем более в такой юбилейный год), его "Деревню", "Суходол", другие рассказы, хотя бы ст-ие "Слепые", которое только с брейгелевскими "Слепыми" можно сравнить по силе воздействия на читателя, зрителя. Уверена: ни один из теперешних "новаторов" не может создать ничего подобного. Может быть, хоть что-то прояснится в Вашей затуманенной прагматическими устремлениями голове.

Всё это похоже на недавний случай в Москве, когда, оставив в стороне авангардное искусство, народ буквально ломился на выставку картин В. Серова, художника прошлого века. Века, от которого Вы так неуклюже открещиваетесь. Так что прошлое ещё живёт и … побеждает.

Вера, здравствуйте! 

Похоже Вы собрались наставить меня на путь истинный? )

Не стоит тратить время, тем более, такими «искрящими» комментариями. Хотя прочесть всё это тоже интересно.

Постараюсь ответить Вам покороче:

И «Суходол», и «Деревня», и не только это – всё уже прочитано.

…пошли в ход пулемёты… Нет, Вера, это относилось к Вашим простыням-отзывам с кипящей энергией. И не надо этот пулемёт перебрасывать ко мне ).  

Не стоит Вам применять моё личное мироощущение на себя. Ваши додумывания, домысливания «прочтения» о клейме, о страдании и боли народа остаются всё равно Вашими (цинизм туда же).

 

Стадия «страдания за народ» уже пройдена. За ней открылось нечто большее. По-Вашему, это значит: всё перепуталось в моей голове, - как Вам угодно. Никаких переубеждений и, упаси, боже, наставлений с моей стороны. Оставайтесь собой.

 

Думаю, Вам нужно успокоиться и не портить себе нервы, набрасываясь на абсолютно неизвестных Вам людей. А за ст-ние мне даже стало как-то спокойнее.

Прошлое с нами. И поэтому обязательно победит будущее! 

Ибо сказано было «… они сдохнут, а мы попадём в Рай.»

Эта мысль, кстати, уже давно меня посещала.

С уважением и благодарностью,

К

Добрый день, Константин! Только вчера прочитала Ваш ответ, но был очень трудный день, поэтому отвечаю на следующий. Считаю своей обязанностью отвечать людям. Постараюсь короче, хотя понимаю всю бесполезность этого диалога: нам никогда не понять друг друга - слишком большая разница между нами во всём. Мне дорого время,  не хочу плодить "простыни" (как мне не нравится это слово), что у меня очень и очень нечасто случается (Ваш упрёк в этом смысле несправедлив).

Не стоит упрекать меня и в морализаторстве в духе советских времён, сама этого не терплю. Но к своему языку и своей культуре никогда не буду равнодушна, иначе придётся перечеркнуть всю мою предыдущую жизнь, которая была своего рода служением (не побоюсь этого высокого слова). Скелетов в шкафу у меня нет. Сама этому удивляюсь.

Бунин, возможно, Вами и прочитан, но в него ещё надо проникнуть и проникнуться.

Вы - дитя  своего века (сами знаете его "сублимацию" (sublimare) - ввысь никак не возносит), поэтому Вы и иже с Вами всегда предпочтёте броского, эффектного, часто просто позирующего поэта Н. Гумилёва (вам это гораздо ближе) тому же И. Бунину, В. Ходасевичу и пр. с их классическим, образцовым языком и стилем, что для Вас отжившее, старомодное. Вам не нужна строгая, глубочайшая правда Бунина, этого и сурового, и  внутренне нежного "железного" человека, с его неизменными  принципами преданности родному языку, России. Более 30 лет жил за границей, объездил мир, но писал только по-русски и в основном только о России. По-моему, никто лучше Бунина не раскрыл психологию русского характера, всей русской жизни, и с тех пор в этих глубинах мало что изменилось. Я тоже когда-то много читала Бунина, а теперь перечитываю и удивляюсь. Может быть, он не додал любви женщинам, которые были рядом, потому что она, его любовь, была прежде всего обращена к России, и нам нельзя не ценить этого и применять к истинному художнику мерки своего прагматичного времени.

Не понравилось у Вас обо мне слово "набрасываясь" - я не склонна ни к словам подобного рода, ни к аналогичным действиям.

Никакой "искрящей" энергии в моём анализе нет, всё объективно и доказано словами Вашего же  текста. Просто Вам привычнее и ближе комплиментарщина, друг и брат.

Достаточно прочитать Ваши "оговорки", чтобы понять Ваши приоритеты: вот это-то МНЕ и нужно,  Я как раз этого и хотел, вы правильно поняли МОЮ мысль, эта мысль уже давно МЕНЯ посещала и пр., пр.

"Стадия  страдания за народ уже пройдена". Откуда у Вас такая уверенность в себе, эти демагогические заключения? А  может, она ещё только начинается, но в другом качестве и в другой форме? Вы саму веру народа, без которой ему не жить, его здравые стремления не только в прошлом, но и в настоящем ставите под сомнение. А говорили ли Вы сейчас с этим самым народом? Знаете ли, что такое лубок? Если не цинизм, то пренебрежение явно ощущается. А кто Вам дал такое право говорить с людьми свысока? Вам, которому и русский-то язык как следует не знаком, а Вы  пытаетесь разруливать мировые проблемы. Поправьте хотя бы пунктуацию в своём "шедевре", за который Вам стало почему-то спокойнее, - Вы и этого не сумеете. А почему спокойнее? Хоть скандальную, но всё-таки славу приобрели, а на остальное плевать? Как это в духе и нашего времени, и Ваших устремлений.

Чтобы не слыть пристрастной, всё-таки хочется сказать несколько слов  о Ваших стихах вообще. Естественно, как это мне видится. Ваша поэзия в основном рассудочна: в ней мысль обычно сильнее образа, что вовсе не плохо и даже современно, но иногда Вы сами "плутаете"в своих мыслесплетениях, и тогда страдает логика. Нужно отдать Вам должное в том, что часто  берётесь за такие "пробы", которые "вытянуть" до конца, не нарушив логики замысла, трудно. Но и за это Вам спасибо. Я  сама порой пишу полную белиберду, подчиняясь стихийной силе просодии, а посоветоваться не с кем. Мужу обычно всё нравится.

Не разделяю Вашего внимания к известной фразе нашего идеолога: "Они сдохнут, а мы попадём в рай". Боитесь за своё будущее? Это скорее грубая шутка с намёком,  что вполне в его духе, вроде "замочить в туалете". Не надо придавать особого значения таким заявлениям, продиктованным, кмк, раздражением и бессилием.

"Печётесь" о моих нервах? Не надо, прошу Вас. Хотя проблема есть и немалая. Вы тоже в своё время приложили к этому руку. Приходится выбирать: "Кто сберёг свои нервы, тот не спас свою честь".

Эх, снова "простыня" получилась, ладно хоть последняя. Погиб, наверное, во мне публицист, хотя очерков и эссе писала много.

PS  Как-то не вяжутся Ваши "уважение и благодарность" с этим "набрасываясь". Кому нужны подобные  дежурные слова, поэтому позвольте их избежать.

Просто будьте…

Жираф Мариус это их вечный позор. Да и зачем им Гумилёв, с их рационализмом... ( Все же сыты и довольны жизнью. Или, по крайней мере, делают вид, что довольны.
Рад тебя слышать! Обязательно зайду. Спасибо, Влад!