Ассоциации

Дата: 15-08-2019 | 23:54:03

Равнодушной волной океана
Рождена в перламутре заря,
Где белёсой печатью тумана
Усыпляется дух сентября.

Времена пересыщены плотью
Многоводных спокойных пространств,
Где мечтают киты о полёте,
А мечта, будто спица, остра…

И чего-то забытого ищут
Бесконечной свободы круги…
Ветры памяти истово свищут,
Но твоей не коснутся руки.

Облака расцветают к рассвету.
Облака – это мысль о тебе...
Океанскому влажному лету
Не сыграть на пустынной трубе:

На пропавшей в болотном июле
Посреди среднерусских трясин.
И колеблется тенью на тюле
Темнота разлучающих сил...




Алексей Борычев, 2019

Сертификат Поэзия.ру: серия 1273 № 145208 от 15.08.2019

0 | 12 | 789 | 21.12.2024. 11:15:58

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Проникновенно до завораживания.
Но остался непонятым этот момент:
"Океанскому влажному лету
Не сыграть на пустынной трубе:
На пропавшей в болотном июле
Посреди среднерусских трясин."

Кто пропавшая (что пропавшее), что можно использовать в качестве пустынной трубы? :о)

Сергей, ключ - в названии стихотворения...                    то, что может быть "пустынной трубой" -  полностью ассоциативно.: труба печали, разлуки, одиночества... ряд можно продолжить...

или можно рассматривать как символ - образ внутри себя, отображающий бОльшее, чем то, что лежит в областях предметного мира. Труба и всё! Просто труба, разумеется, на которой ИГРАЮТ (потому что там на это указано), не водопроводная или какая другая...

Алексей, была такая мысль. Что "пустынная труба" - это некий символ, который утрачен с переменой места. Например, с возвращением из отпуска. Или с возвращением мыслей от мечтаний (воспоминаний) к будням. Не стал задавать вопросов, чтобы не наводить на ответ. :о)
В таком случае, кмк, нужна небольшая корректировка, например:
"Океанскому влажному лету
Не сыграть на пустынной трубе,
Что пропала в болотном июле
Посреди среднерусских трясин."
Нет? :о)
 

Можно, но  - с повышением определенности, весьма сомнительной для этого стихотворения, - потеряется общность или загадочность, если угодно...

Появляется предмет для пародий... так что пока менять не буду.

Прочитайте стихи самарского поэта доктора философских наук  Виталия Лехциера, например...

Почитаю обязательно, спасибо за наводку. А то, глядишь, наберусь наглости лично познакомиться при случае с земляком. :о)

А насчёт повышения/понижения определённости/общности/загадочности... Нмв, осознанное навевание тумана (особенно путём нарушения логики повествования) - не самый лучший способ донести до Читателя то, о чём хотел сказать Автор. Пускай Читатель ошибётся, что-то поняв по-своему, в соответствии со своими чувствами и мыслями, не совсем так, как ставил целью Автор. Но хотя бы подумает, что понял. Следовательно, сможет сопереживать. Иначе - прочитает и забудет. Как-то так, простите за многословие. :о)

(Добавлено позднее):
 "предмет для пародий" именно сейчас шире. И не столько из-за туманности и неопределённости, сколько из-за нарушения логики повествования. :о)

Во-первых, говорить о логике в лирическом стихотворении - это глупость, извините, Сергей! :)

Во вторых как раз в этом моем стихотворении нарушения логики нет, потому что после двух строк:

 Океанскому влажному лету
Не сыграть на пустынной трубе:

следуют две строки, указывающие на то, что именно о той трубе, которая упоминалась в предыдущем катрене, идет речь в следующем катрене:


На пропавшей в болотном июле
Посреди среднерусских трясин.


Потому что НЕТ больше никаких существительных женского рода, которые могли бы относиться к слову «ПРОПАВШЕЙ».

Двоеточие в конце предпоследнего катрена усиливает этот факт!  


Так о каком – скажите - нарушении логики может – по вашему, идти речь, а?..


…а вот ваше уточняющее: «ЧТО ПРОПАЛА…» масло масляное – ненужное усиление, приводящее к излишней предметизации трубы,

И эта предметизация сразу сочетанием слов «ЧТО ПРОПАЛА…» сообщает ПАРОДИЙНОСТЬ строке, потому что читатель вместо ассоциативного плана  начинает видеть ненужный первый план: и становится потешно, потому что труба становится значимой и, как я уже говорил, предметной. Из образа ассоциативного – она переходит на первый вербальный план, где лирический герой  будто бы просто потерял какую-то музыкальную трубу... 


Типа он ее потерял, трубу, в июле...


понимаете?..


Алексей, по деталям не буду спорить. Автору виднее и окончательное решение за ним. Хотя, нмв, именно двоеточие и выводит трубу на передний план и даже, в чём-то, материализует её, заставляя задуматься, что же именно пропало (как вещь, а не как ощущение/впечатление/воспоминание). :о)

Не соглашусь, пожалуй, только по поводу необязательности логики изложения (даже в лирическом сочинении). Но тоже не для спора, а просто для обозначения мнения, не более того.

Поскольку (повторюсь) сочинение показалось проникновенным до завораживания. И эти мелочи несущественны. :о)

Я, кстати, думал насчет двоеточия, но стихи это звук... а не письмо, так что двоеточие при чтении не чувствуется здесь вообще. Можно и на бумаге соответственно убрать...

Я имел в виду, что логика может быть в лирическом стихотворении, а может ее и не быть вовсе.

Согласен.
Лишь добавлю (в подтверждение Вашей позиции), что звучание одних и тех же нот очень сильно зависит от исполнителя, перед которым страница с нотным станом. А не от композитора, который эти ноты на стан нанёс.

- можно подумать, Серж, что про китов ты всё досконально понял... :о)))bg

про китов чуть прозрачнее - но тоже ассоциативно...

Иван, про китов у меня как раз никаких вопросов не возникло: почему бы им и не помечтать о полёте? Почему бы не представить себе места, где киты не только мечтают, но и умеют летать? У меня как-то сразу получилось. :о)