Ассоциации

Отдел (рубрика, жанр): Лирика
Дата и время публикации: 15.08.2019, 23:54:03
Сертификат Поэзия.ру: серия 1273 № 145208

Равнодушной волной океана
Рождена в перламутре заря,
Где белёсой печатью тумана
Усыпляется дух сентября.

Времена пересыщены плотью
Многоводных спокойных пространств,
Где мечтают киты о полёте,
А мечта, будто спица, остра…

И чего-то забытого ищут
Бесконечной свободы круги…
Ветры памяти истово свищут,
Но твоей не коснутся руки.

Облака расцветают к рассвету.
Облака – это мысль о тебе...
Океанскому влажному лету
Не сыграть на пустынной трубе:

На пропавшей в болотном июле
Посреди среднерусских трясин.
И колеблется тенью на тюле
Темнота разлучающих сил...




Сертификат Поэзия.ру: серия 1273 № 145208 от 15.08.2019
0 | 12 | 820 | 31.03.2025. 08:01:55
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []


Дата и время: 17.08.2019, 18:30:08

Проникновенно до завораживания.
Но остался непонятым этот момент:
"Океанскому влажному лету
Не сыграть на пустынной трубе:
На пропавшей в болотном июле
Посреди среднерусских трясин."

Кто пропавшая (что пропавшее), что можно использовать в качестве пустынной трубы? :о)

Дата и время: 17.08.2019, 18:38:57

Сергей, ключ - в названии стихотворения...                    то, что может быть "пустынной трубой" -  полностью ассоциативно.: труба печали, разлуки, одиночества... ряд можно продолжить...

или можно рассматривать как символ - образ внутри себя, отображающий бОльшее, чем то, что лежит в областях предметного мира. Труба и всё! Просто труба, разумеется, на которой ИГРАЮТ (потому что там на это указано), не водопроводная или какая другая...

Дата и время: 17.08.2019, 18:58:06

Алексей, была такая мысль. Что "пустынная труба" - это некий символ, который утрачен с переменой места. Например, с возвращением из отпуска. Или с возвращением мыслей от мечтаний (воспоминаний) к будням. Не стал задавать вопросов, чтобы не наводить на ответ. :о)
В таком случае, кмк, нужна небольшая корректировка, например:
"Океанскому влажному лету
Не сыграть на пустынной трубе,
Что пропала в болотном июле
Посреди среднерусских трясин."
Нет? :о)
 

Дата и время: 17.08.2019, 21:18:25

Можно, но  - с повышением определенности, весьма сомнительной для этого стихотворения, - потеряется общность или загадочность, если угодно...

Появляется предмет для пародий... так что пока менять не буду.

Прочитайте стихи самарского поэта доктора философских наук  Виталия Лехциера, например...

Дата и время: 17.08.2019, 22:00:16

Почитаю обязательно, спасибо за наводку. А то, глядишь, наберусь наглости лично познакомиться при случае с земляком. :о)

А насчёт повышения/понижения определённости/общности/загадочности... Нмв, осознанное навевание тумана (особенно путём нарушения логики повествования) - не самый лучший способ донести до Читателя то, о чём хотел сказать Автор. Пускай Читатель ошибётся, что-то поняв по-своему, в соответствии со своими чувствами и мыслями, не совсем так, как ставил целью Автор. Но хотя бы подумает, что понял. Следовательно, сможет сопереживать. Иначе - прочитает и забудет. Как-то так, простите за многословие. :о)

(Добавлено позднее):
 "предмет для пародий" именно сейчас шире. И не столько из-за туманности и неопределённости, сколько из-за нарушения логики повествования. :о)

Дата и время: 17.08.2019, 22:57:51

Во-первых, говорить о логике в лирическом стихотворении - это глупость, извините, Сергей! :)

Во вторых как раз в этом моем стихотворении нарушения логики нет, потому что после двух строк:

 Океанскому влажному лету
Не сыграть на пустынной трубе:

следуют две строки, указывающие на то, что именно о той трубе, которая упоминалась в предыдущем катрене, идет речь в следующем катрене:


На пропавшей в болотном июле
Посреди среднерусских трясин.


Потому что НЕТ больше никаких существительных женского рода, которые могли бы относиться к слову «ПРОПАВШЕЙ».

Двоеточие в конце предпоследнего катрена усиливает этот факт!  


Так о каком – скажите - нарушении логики может – по вашему, идти речь, а?..


…а вот ваше уточняющее: «ЧТО ПРОПАЛА…» масло масляное – ненужное усиление, приводящее к излишней предметизации трубы,

И эта предметизация сразу сочетанием слов «ЧТО ПРОПАЛА…» сообщает ПАРОДИЙНОСТЬ строке, потому что читатель вместо ассоциативного плана  начинает видеть ненужный первый план: и становится потешно, потому что труба становится значимой и, как я уже говорил, предметной. Из образа ассоциативного – она переходит на первый вербальный план, где лирический герой  будто бы просто потерял какую-то музыкальную трубу... 


Типа он ее потерял, трубу, в июле...


понимаете?..


Алексей, по деталям не буду спорить. Автору виднее и окончательное решение за ним. Хотя, нмв, именно двоеточие и выводит трубу на передний план и даже, в чём-то, материализует её, заставляя задуматься, что же именно пропало (как вещь, а не как ощущение/впечатление/воспоминание). :о)

Не соглашусь, пожалуй, только по поводу необязательности логики изложения (даже в лирическом сочинении). Но тоже не для спора, а просто для обозначения мнения, не более того.

Поскольку (повторюсь) сочинение показалось проникновенным до завораживания. И эти мелочи несущественны. :о)

Я, кстати, думал насчет двоеточия, но стихи это звук... а не письмо, так что двоеточие при чтении не чувствуется здесь вообще. Можно и на бумаге соответственно убрать...

Я имел в виду, что логика может быть в лирическом стихотворении, а может ее и не быть вовсе.

Согласен.
Лишь добавлю (в подтверждение Вашей позиции), что звучание одних и тех же нот очень сильно зависит от исполнителя, перед которым страница с нотным станом. А не от композитора, который эти ноты на стан нанёс.

Дата и время: 17.08.2019, 18:41:47

- можно подумать, Серж, что про китов ты всё досконально понял... :о)))bg

Дата и время: 17.08.2019, 18:42:24

про китов чуть прозрачнее - но тоже ассоциативно...

Дата и время: 17.08.2019, 19:01:26

Иван, про китов у меня как раз никаких вопросов не возникло: почему бы им и не помечтать о полёте? Почему бы не представить себе места, где киты не только мечтают, но и умеют летать? У меня как-то сразу получилось. :о)