Автор: Александр Закуренко
Дата: 25-04-2019 | 23:15:56
В эту ночь масленичные листья полны
Ветрового пространства, движенья весны
И дыханья нисана.
Медный свет, преломляясь на лепте Луны,
Путь обратный вершит до кедронской волны,
На вершине же тьма, и тела не видны
Петра, Иакова, Иоанна.
Сон сморил их и два принесенных меча,
Остриями совпав, иллюстрируют час
Третьей стражи.
Город лег на долину, как Божья печать,
Вдоль потока цикады тревожно кричат,
И летучие мыши чернее, чем чад
Или сажа.
Но костер, от которого ныне светло,
Не имея огня, изливает тепло
До скончания века
На живую и внешне заснувшую плоть,
И пространства и времени злое стекло
Не способны сей луч преломить до Чело-
Века.
Трижды Он обращается к ученикам,
На которых воздвигнется будущий храм
Веры, где и
Спят все трое, не видя, как льет по щекам
Пот кровавый, и падает наземь Он Сам,
Обращая отчаянный взор к небесам
Иудеи.
Там, в молчании сфер, явен голос конца
Цифр и зла костяного. Преддверьем венца
Камни склона
Грудь упавшего долу и кожу лица
Раздирают, участвуя в плане Отца.
Коготь смерти острее и тверже зубца
От короны.
Под ногами солдат зреет ветхая пыль.
Факелы неподвижны. То ветер, то штиль
В русле ночи.
Жизнь свой смысл обгоняет, – пророчил Кратилл.
След, в который ты даже еще не ступил,
Зарастает уже за спиной твоей, иль,
Авва, Отче,
И для Сына спасенье сквозь страсти грядет,
Сад пространней пустого пространства, но вход
Нищ и зябок.
Жизнь теснее бессмертия. Створки ворот
Уже жизни – но Вечность за ними поет.
Нынче ж – тяжко, и спину грядущее гнет
Ниже яблок.
Я и сам углубляю ладони свои,
Чтоб по капле стекались слова для любви
И прощенья.
Но сквозь плоть не услышать реченья Твои,
И все меньше любви, так – хоть слез до крови!
Время грузно течет, и в теченьи двоит
Смысл теченья.
Мне представилось, будто бы совесть моя
Мимо мира плывет, размывая края,
Исчезая из вида.
Что душа – это чаша, что чаша сия
Вглубь себя бесконечна, а мера питья
Нам дана не на краткий момент бытия
И присутствия быта.
Что она, как опавшие котики верб,
Взгляд-во-взгляд – отражает сыпучую твердь
Небосвода.
Где карается смертью конечная смерть,
Где твердеющий воздух оформлен как герб
Новой жатвы, где боль причиняет не серп,
А свобода.
Что несет нам ее металлический свет?
Только лязг острия, хруст отчаянных лет,
Ключ сознанья.
Выбор значит – прощанье с надеждой, тенет
Натяженье в тени самодельных планет.
Лучше гвозди любви, чем причинность и бред
Угасанья.
Боже, даруй же мне для судьбы рамена!
Я боюсь не допить до безбрежного дна
Твою помощь.
Сад с долиной все тоньше, и озарена –
В людях, горах, равнинах – вся Божья страна,
Земли все, вся Земля. В ней – Голгофа видна,
И – начало пути – на вся веки и на
Гефсиманскую полночь.
Страстная седмица 1988 г.
Александр Закуренко, 2019
Сертификат Поэзия.ру: серия 906 № 142868 от 25.04.2019
5 | 13 | 1012 | 21.12.2024. 15:33:27
Произведение оценили (+): ["Михаил Гофайзен", "Илья Рубинштейн", "Холодова Светлана ", "Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Леонид Малкин"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Великий Четверг. Гефсиманская ночь Александр Закуренко
Автор Александр Закуренко
Дата: 26-04-2019 | 01:44:05
Спасибо. И за зоркий глаз - опечатку исправил.
Когда-то я подумал, дописав Страстной цикл - что могу умирать.. А вот живу...
Тема: Re: Re: Re: Великий Четверг. Гефсиманская ночь Александр Закуренко
Автор Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °
Дата: 26-04-2019 | 01:53:07
Не для того ли, чтобы постичь свои молодые мысли...
Тема: Re: Re: Re: Re: Великий Четверг. Гефсиманская ночь Александр Закуренко
Автор Александр Закуренко
Дата: 27-04-2019 | 00:01:30
Так они у меня и ноне все так же молоды....
Тема: Re: Re: Великий Четверг. Гефсиманская ночь Александр Закуренко
Автор Семён Эпштейн
Дата: 26-04-2019 | 07:06:24
Александр, мне понравилось стихотворение.
Несколько замечаний, надеюсь они Вас не обидят.
В эту ночь масленичные листья полны
Ветрового пространства, движенья весны
И дыханья нисана.
Медный свет, преломляясь на лепте Луны,
Путь обратный вершит до кедронской волны,
На вершине же тьма, и тела не видны
Петра, Иакова, Иоанна.
( Удлинение строки нарушает песенный ритм всего стихотворения)
Сон сморил их и два принесенных меча,
Остриями совпав, иллюстрируют час
Третьей стражи.
Город лег на долину, как Божья печать,
Вдоль потока цикады тревожно кричат,
И летучие мыши чернее, чем чад
Или сажа.
( Уже есть сажа, м.б. поменять
чад на ад?)
Под ногами солдат зреет ветхая пыль.
Факелы неподвижны. То ветер, то штиль
В русле ночи.
Жизнь свой смысл обгоняет, – пророчил Кратилл.
След, в который ты даже еще не ступил,
Зарастает уже за спиной твоей, иль,
Авва, Отче,
(Неподвижность факелов и ветер вступают в противоречие)
И для Сына спасенье сквозь страсти грядет,
Сад пространней пустого пространства, но вход
Нищ и зябок.
Жизнь теснее бессмертия. Створки ворот
Уже жизни – но Вечность за ними поет.
Нынче ж – тяжко, и спину грядущее гнет
Ниже яблок.
(Сад во второй строчке и спина в шестой разнесены так далеко,
что «спина ниже яблок» воспринимается, как анатомический термин)
Я и сам углубляю ладони свои,
Чтоб по капле стекались слова для любви
И прощенья.
Но сквозь плоть не услышать реченья Твои,
И все меньше любви, так – хоть слез до крови!
Время грузно течет, и в теченьи двоит
Смысл теченья.
( М.б. стекали вместо стекались)
Тема: Re: Re: Re: Великий Четверг. Гефсиманская ночь Александр Закуренко
Автор Александр Закуренко
Дата: 26-04-2019 | 09:21:11
Спасибо, Семён. Конечно, не обидят. Я подробно отвечу Вам по каждому пункту позже, если позволите.
Давайте по пунктам.
1. Александр, мне понравилось стихотворение.
Несколько замечаний, надеюсь они Вас не обидят.
В эту ночь масленичные листья полны
Ветрового пространства, движенья весны
И дыханья нисана.
Медный свет, преломляясь на лепте Луны,
Путь обратный вершит до кедронской волны,
На вершине же тьма, и тела не видны
Петра, Иакова, Иоанна.
( Удлинение строки нарушает песенный ритм всего стихотворения)
Я внчале выскажу общие положения, важные для меня.
Мастерство необходимо, но если оно не имеет сверхцели, то само по себе для меня никакого интереса не представляет.
В то же время сверхзадача - а для меня поэзия - это всегда попытка описания сложноустроенного бытия: вселенной, человека, Бога, мира, - диктует приемы. Ремесло же - подчиниться смиренно сверхзадаче.
То есть - нарушение правил от неумения - это плохо. Нарушение, вернее, сознательное расширение границ неких "правил" во имя внятной цели - это хорошо.
Поэтому для меня метрика. ритм, фонетика - всегда инструмент для выражения главной мысли.
Тут наращение стоп - осознанное - с этого начинается стихотворение, и три апостола, которые от своих слабостей человеческих бросают своего Учителя и засыпают - это такое утяжеление молитвенного строя, вторжение человеческого.
Это для меня важно.
2.
Сон сморил их и два принесенных меча,
Остриями совпав, иллюстрируют час
Третьей стражи.
Город лег на долину, как Божья печать,
Вдоль потока цикады тревожно кричат,
И летучие мыши чернее, чем чад
Или сажа.
( Уже есть сажа, м.б. поменять чад на ад?)
Ад - очень конкретное слово, котрого тут нет и быть не может. Тут ряд сложных внутренних рифм и созвучий.
Чад - дело человеческой жизни. Чад-цикады (чд-цкд): голос природы и и голос цивилизации.
Сажа - результат, последствие всего того, что совершает человек, что остается после чада (а звучащий внутри чада - ад как внутрення рифма)- это уже не прямое называние, но отголосок.
3.
Под ногами солдат зреет ветхая пыль.
Факелы неподвижны. То ветер, то штиль
В русле ночи.
Жизнь свой смысл обгоняет, – пророчил Кратилл.
След, в который ты даже еще не ступил,
Зарастает уже за спиной твоей, иль,
Авва, Отче,
(Неподвижность факелов и ветер вступают в противоречие)
Они и должны вступать в противоречие. Опять же здесь несколько планов. Факелы - в руках людей, пришедших творить неправое дело. Выбор сделан - и они как в немой сцене у Гоголя - замерли.
А в мире вокруг - динамика: то ветер, то штиль. Тем более, что далее в этой строфе есть аллюзия на Гераклита, который в своем панта рей - на самом деле идет от Кратилла.
То есть я как раз хотел зафиксировать эту сложную динамику стояние-движения.
Тема: Re: Re: Re: Re: Великий Четверг. Гефсиманская ночь Александр Закуренко
Автор Александр Закуренко
Дата: 27-04-2019 | 00:28:48
4. (Неподвижность факелов и ветер вступают в противоречие)
И для Сына спасенье сквозь страсти грядет,
Сад пространней пустого пространства, но вход
Нищ и зябок.
Жизнь теснее бессмертия. Створки ворот
Уже жизни – но Вечность за ними поет.
Нынче ж – тяжко, и спину грядущее гнет
Ниже яблок.
(Сад во второй строчке и спина в шестой разнесены так далеко, что «спина ниже яблок» воспринимается, как анатомический термин)
Вот именно это я ихотел, чтобы было ощутимо - здесь спина и есть анатомическая деталь. Крест на спине Спасителя - кровь, пот, избитое тело - самая что ни на есть анатомия человеческого. Христос нес крест на спине. И для меня вот это давление на спину грядущего - в том же ряду несения креста.
Что касается разнесения по строкам, то я стараюсь писать так. чтобы спервой по последнюю строку все они были взаимосвязаны - и отсюда каждое стихотворение было как бымаленьким словесным органом.
5.
Я и сам углубляю ладони свои,
Чтоб по капле стекались слова для любви
И прощенья.
Но сквозь плоть не услышать реченья Твои,
И все меньше любви, так – хоть слез до крови!
Время грузно течет, и в теченьи двоит
Смысл теченья.
( М.б. стекали вместо стекались).
Здесь возвратная частица опять же осознанно поставлена: капли стекаются к центру, они страдательны, как и мои ладони.
И, конечно же, тут для меня важно стихотворение Лермонтова - мы пьем из чаши бытия (там чаша - не наша, мы всего лишь прикасаемся к чужому). А мне важно было, чтобы мы по своей воле подставляли ладони и страдающий за нас проливал эти капли любви и прощенья в подставленными нами ладони.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Великий Четверг. Гефсиманская ночь Александр Закуренко
Автор Семён Эпштейн
Дата: 27-04-2019 | 07:16:05
Александр, спасибо за ответ!
Разумеется, я не собираюсь спорить с автором.
Для меня музыка в стихе важна не менее смысла, но прав Окуджава "Каждый пишет, как он слышит".
Удачи и с праздниками!
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Великий Четверг. Гефсиманская ночь Александр Закуренко
Автор Александр Закуренко
Дата: 27-04-2019 | 08:38:31
И Вам спасибо за вдумчивое совопрошание.
И с праздниками!
Тема: Re: Великий Четверг. Гефсиманская ночь Александр Закуренко
Автор Холодова Светлана
Дата: 26-04-2019 | 08:15:26
Прекрасные стихи, Александр, спасибо Вам.
Тема: Re: Re: Великий Четверг. Гефсиманская ночь Александр Закуренко
Автор Александр Закуренко
Дата: 26-04-2019 | 09:19:48
Спасибо, Светлана. Нам есть, кого благодарить над нами.
Тема: Re: Великий Четверг. Гефсиманская ночь Александр Закуренко
Автор Михаил Гофайзен
Дата: 22-05-2019 | 01:41:37
Был. Видел. Читал.
Остался доволен.
Вельми!
:)
Тема: Re: Re: Великий Четверг. Гефсиманская ночь Александр Закуренко
Автор Александр Закуренко
Дата: 22-05-2019 | 23:14:00
Привет, брат Мишка!
Доволен.
Да.
Тема: Re: Великий Четверг. Гефсиманская ночь Александр Закуренко
Автор Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °
Дата: 26-04-2019 | 01:35:40
Прекрасное.
...
Мне представилось, будто бы совесть моя
Мимо мира плывет, размывая края,
Исчезая из вида.
Что душа – это чаша, что чаша сия
Вглубь себя бесконечна, а мера питья
Нам дана не на краткий момент бытия
И присутствия быта.
...
стихотворению 31 год, почти Христово земное присутствие...
.
а что во второй строке - не опечатка ли?
...
L.