Автор: Вера Тугова
Дата: 08-02-2019 | 20:25:52
"Где твои крылья, которые нравились мне?"
Та берёза вершиной увязла в снегу,
ветер бренное тело сгибает в дугу,
лишь следит за полётом невиданных птиц,
да сметает пурга слёзы с мёрзлых ресниц.
Неужели вот так суждено ей стоять,
провожая глазами небесную рать,
обнаженно горючей, не взявшей разбег,
у запястья дорог, где обугленный снег?
Ей, чьи вольные крылья когда-то несли
над сверкающей гладью цветущей земли.
Сколько их по обочинам пьяных дорог
терпеливо мотают положенный срок!
Бензовоз налетит, перегаром дыша, -
только вскинутся ветви, да дрогнет душа!
И за снежною пылью оставят во мгле
щепки белые вроссыпь на грязной земле
Ах, берёза-душа, обращённая в мрак,
только слышала брань ты да вопли собак,
тех, что скудную пищу деля меж собой,
погружают окрестность в томительный вой.
Но когда-то придёт этот час неземной,
что почувствуешь ты размозжённой спиной,
приподнимешь примятые в прахе листы
и захочешь на землю взглянуть с высоты.
Снег растаял. Такая кругом тишина!
Вот и кончилась странная эта война.
И нездешняя возле тебя благодать.
Снова в кроне твоей птичек божиих рать.
Средь разломов ветвей, выгнув шейку дугой,
шелестит ручеёк под твоей головой.
Вера Тугова, 2019
Сертификат Поэзия.ру: серия 2017 № 140908 от 08.02.2019
0 | 25 | 1263 | 18.12.2024. 16:06:00
Произведение оценили (+): ["Nord", "Ольга Пахомова-Скрипалёва ", "Сергей Ткаченко (Amis)", "Ицхак Скородинский", "Нина Пьянкова"]
Произведение оценили (-): ["Алексей Борычев"]
Благодарю, Ицхак! Не первый раз удивляете. Вы "оригинал, но без малейшей злобы"( Грибоедов вспомнился). Значит, и отвечать Вам надо тоже подобным образом. Примите с любовью, хотя и грустное, в тон стиху:
Одеяло для одного.
И ледяная, чёрная
Зимняя ночь... О печаль!( Басё).
Здоровья Вам и благополучия!
- Вер, может таки типа - "у тебя под ногой"?.. не вниз же головой берёзка-то растёт... :о))bg - но красиииво, нн базара...
Спасибо, Иван Михайлович, рада Вам.
Тут мы с Вами несколько запутались в пространстве.
Но, размышляя логически, выходит так: если по Вам раза два проедет бензовоз, то не факт, что Ваша голова останется на том же самом месте.
Понимаю, что не очень верите в женскую логику, но тут у меня с этим всё в порядке., тем более писано с натуры.
У нас очень часто берёзы искривлёнными растут, а эта ещё и на перекрестье дорог да со спиной размозжённой.
Хорошо, что во всё вникаете, это мне нравится.
Всего Вам...
- Вер, да понял я всё... но вот у нас берёзы такими после обильных снегопадов обычно бывают...
"Та берёза вершиной увязла в снегу,
ветер бренное тело сгибает в дугу," -
Несложно вроде догадаться, что как раз над ручьём. Снег растает - чуть выпрямится.
Нет, Сергей, ей, к сожалению, уже не выпрямиться, но она живая, хоть и раздавленная, хоть и на земле лежит. Вершинка вытаяла и даёт приют птицам , тому же ручейку. Не у ручья растёт, а на разъезде дорог, где злые машины с ней не очень церемонятся. А ручеёк случайный, от растаявшего снега остался.
Перефразируя слова, кажется, нашего дорогого Ильича о декабристах, могу сказать, что " слишком далеки Вы от природы", хотя, возможно, я и сама не очень ясно разъяснила, т.к. не это было для меня главным. Здесь каждая деталь- своеобразный символ:
и сама берёза, и дорога, и бензовоз, и пр.
Тема: Re: Re: Re: Re: Берёза в снегу Вера Тугова
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 09-02-2019 | 18:18:36
Вера, я же сказал "чуть выпрямится". :о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Берёза в снегу Вера Тугова
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 09-02-2019 | 18:56:54
Поясню, пожалуй, ещё. В соответствии со своими наблюдениями природы. :о)
Я подумал о том, что берёза, хотя и была сломана, но сломалась с некоторым перекручиванием, поэтому ствол не разорвался поперечно. Благодаря чему структура, позволяющая питать корням ветки, уцелела - иначе дерево просто погибло бы. Поэтому и сохранилась небольшая упругость. Не позволявшая, разумеется, вернуться в прежнее состояние, но и не позволившая дереву просто "валяться". Как-то так. :о)
Вера, это замечательно. Вроде про берёзу, а вроде и не только. Сломана судьба, но не сломлена тяга к жизни, да ещё и для других хватает её сил.
Единственное (несущественное) - вот этот момент:
"над сверкающей гладью цветущей земли" - "сверкающей" показалось как-то не очень подходящим, хотя догадываюсь, о чём речь: возможно, это блестят на солнце крылья многочисленных стрекоз, шмелей?
Совершенно правильно Вы догадались, Сергей, стихотворение о судьбе женской, да и типичной у нас, в России.
А летней земле можно сверкать(блестеть) разными красками: цветов, солнца, дождевых капель, радуги и пр.
Но в чём-то согласна с Вами: по сравнению с другими образами стихотворения этот менее выразителен. Пыталась заменить, но как-то сразу не получилось, подумаю потом.
Тема: Re: Re: Re: Берёза в снегу Вера Тугова
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 09-02-2019 | 19:24:10
Вера, я понимаю, что Автор практически никогда не соглашается с "улучшением", которое предложит читатель, но всё-таки рискну:
"над раздольным простором цветущей земли"
Предвидя возможные сомнения по поводу банальности - уточню, что фразу следует оценивать не отдельно, в отрыве, а в тексте сочинения. :о)
С наилучшими пожеланиями,
С.Т.
P.S. Чуть не забыл отметить "запястья дорог" - нмв, это тоже замечательная находка для описания развилки. :о)
Сергей, простор, как я понимаю, это очень близко к раздолью, поэтому не получился бы Ваш " раздольный простор" маслом масляным.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Берёза в снегу Вера Тугова
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 10-02-2019 | 18:23:23
Согласен, есть пересечение. Но это просто вариант, что называется, "навскидку". Хотя, нмв - допустимый. Может, он просто наведёт на более удачный. Ну, а решение - конечно, всегда за Автором.
:о)
- а я, Вер, предлагаю смотреть ширше и считать стихотврение аллегорической историей, повествующей о том, как нагнули Россию, словно берёзку эту, проклятые младореформаторы-олигархи... :о))bg
Иван Михайлович , согласна на Ваше "ширше", да и стихотворение, его образы , устремлённость, смысл- всё наше, российское, с болью и за прошлое, и за настоящее, а до будущего, наверное, и не доживём.
У меня о России нашей, о жизни народной немало написано, но боюсь, что не всем это будет понятно и интересно. Воспринять душой только тот может, кто на себе испытал и продолжает вместе со страной влачить это неизбежное . Как-то так..
А Вам спасибо за думку.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Берёза в снегу Вера Тугова
Автор Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 10-02-2019 | 18:36:54
"Воспринять душой только тот может, кто на себе испытал и продолжает вместе со страной влачить это неизбежное"- а вот с этим не соглашусь. Скорее, это означает, что недостаточно точные слова найдены для передачи своих ощущений, чтобы вызвали они сопереживание. :о)
Вера, ст-ние Ваше меня как-то странно зацепило. В нём есть стержень. Какая-то пронзительность.
...
"Реминсценция удалена в связи с отсутствием необходимости оной. "
...
НО! Спасибо Вам за ст-ние и невольно вызванное напоминание!
С уважением,
К.
Константин, спасибо, конечно, но Ваш эксперимент в корне искажает не только мой замысел, но и композицию, образную систему, набор лексем и пр. («испуганных птиц» - почему птицы испуганные?; «подрезавшей бег» - по-моему, это неудобоваримо: разве берёза бежала? И кто подрезал ей этот бег, если предположить что это было?; «на краю полосы» - у меня не полоса, а дорога (символ жизненного пути); «безрассудство, которое крылья несли» - откуда взялось безрассудство, если в первой части текста говорится о мечтах берёзы, когда она была ещё такой же свободной, как те птицы, на которых она смотрит «из-под мёрзлых ресниц», лишённая былой воли; «жизней тьма по обочинам пьяных дорог» - к чему это гиперболизированное до некуда обобщение?; «самолёт налетит, перегаром дыша» - откуда и зачем здесь самолёт? Вам хочется сделать какие-то глобальные обобщения, но к чему это?; «сколько слёз под Смоленском оставил поляк!» - у меня нет слов: причём здесь Смоленск и поляки? Вы хотите придать тексту какой-то патриотический и политизированный смысл, но для этого в стихотворении нет никаких оснований.
И заключение (если его как-то возможно ещё уловить), общий смысл которого выражается фразой: «перепутье отчаяний, судеб, дорог». В общем «всё смешалось в доме Облонских» и у Вас, извините, тоже.
Под конец Вы запутались сами и озадачили, кмк, всех, кто это прочтёт.
В заключении и в приписке в конце текста тоже, кмк, вообще что-то личное и не имеющее отношения к тексту).
Бедный Константин, может быть, Вы нездоровы, или выпили немного лишнего?
Мне Вас, конечно, жаль, но я попросила бы впредь проводить подобные эксперименты на своей странице.
Семён Эпштейн тоже иногда редактирует тексты в части объёма: убирает лишнее, делает текст компактнее и чётче композиционно, но он никогда не вторгается в замысел автора, саму ткань текста, не касается изобразительных средств.
С уважением и наилучшими пожеланиями. Вера.
Ничего-то Вы не поняли, Вера. Я ведь сказал, что текст получился совсем о другом. А Вы опять о своём - о берёзе и символах. Ну да ладно. Я понимаю, что Вам даже и не интересно, что за самолёт, поляк, Смоленск. Бог с ним. Но Вы, как всегда, торопитесь с шутками или серьёзностью предполагая, что: "Бедный Константин, может быть, Вы нездоровы, или выпили немного лишнего?
Мне Вас, конечно, жаль..."
Текст я уберу. В самом деле теперь ясно, что Вам это совсем не нужно. Оно и верно. Я даже не буду ждать "всех" кто прочтёт, хотя уверен, что многие поняли бы.
Простите великодушно, ошибся дверью. Пойду к тем, кому меня не жаль )) .
С уважением,
К.
P.s. Извиняюсь, забыл оставить ссылку: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_%D0%A2%D1...
... так, для ясности, что за берёза.
Константин, я всё поняла: мир полон драматических судеб и событий, которые нуждаются в обобщении, но для этого совсем не обязательно калечить чужой текст и при этом ещё пренебрежительно заявлять: "А Вы опять о своём- о берёзе и символах".
Напишите собственный текст о трагедии в Смоленске и предложите читателям, причём тут, действительно, моя берёза?
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Берёза в снегу Вера Тугова
Автор Константин Еремеев
Дата: 11-02-2019 | 22:30:38
Хорошо, Вера, хорошо! Реминисценция не есть калечение. И в своём первом комментарии я СРАЗУ сказал Вам, что мне увиделось в этом тексте предваряя эту реминисценцию. А Вы не вникнув ни в текст, ни в предисловие пустились в рассуждения о композиции, лексемах, гиперболизации (неуёмной). И что самое замечательное, тут же списали все изменения на невменяемость или алкоголь. Я допускаю (теперь) что Вы могли быть не в курсе этого драматического события, но такой бурной реакции не ожидал. Что ж, мне урок, а Вам - спасибо! И ещё раз извините.
Согласен, - некоторые деревья выглядят так, что можно много вариантов их тяжёлой судьбы описать....
А берёзы - это чудо! Понравилось мне, Вера!
Спасибо, Вадим! Рада Вам.
Дело даже не в деревьях, а в судьбах. А символическими знаками этих судеб может быть что угодно и, конечно, не только берёза или берёзы. Дело больше в том, чтобы созданная картина была выразительной, обобщающей и жизнеспособной.
Вспомните чеховскую " Чернильницу", общеизвестное ахматовское : " ...из какого сора растут стихи...".Это истинная правда. Настоящий художник всегда найдёт себе предмет для творчества, мимо которого многие пройдут, даже не заметив.
Всего Вам хорошего. Мне нравится, как Вы решаете свою афганскую тему: вдумчиво и реально, не торопясь ни обвинять, ни возвеличивать противоборствующие стороны. Вера..
Вы очень верно написали "Настоящий художник всегда найдёт...." Согласен я с этим "всегда". А Высоцкий когда-то очень чётко определил этот предмет, - драма. Если есть драма, значит, есть простор для творчества.
Спасибо за мою афганскую тему) Улыбаюсь Вам))
Вадим
Тема: Re: Берёза в снегу Вера Тугова
Автор Ицхак Скородинский
Дата: 09-02-2019 | 14:24:22
Снег понравился!