Батюшков в Вологде

Дата: 04-07-2018 | 20:43:12

Есть времени предел, и  бренной жизни срок.

Опавшую листву осенний ветр гоняет.

Не воин, не поэт, тем боле – не пророк,

Безумный Батюшков по Вологде гуляет.

 

Ему, несчастному, давно уж наплевать,

Что муза не велит вотще листы марать

И сдваивать слова, и грызть в истоме перья.

И слез не нужно лить, не нужно горевать,

Входить к спесивому редактору в доверье.

 

Представить нелегко – пустая голова!

Ужели сладкия рождалися слова

В коробке костяной под старомодной шляпой

С щербатым утлым ртом и ямами глазниц?

…В бездумьи бродит он и молча смотрит ниц.

А вскоре встретит смерть с ее шершавой лапой.


Тема: Re: Батюшков в Вологде Евгений Эрастов

Автор Ася Сапир

Дата: 06-07-2018 | 18:32:50

Уважаемый Евгений!
Вы коснулись трагедии, которая именно так оценивалась российской словесностью. Неоднократно возвращался к ней А.Пушкин, очень ценивший Батюшкова.
Но, с моей точки зрения, Вы не сумели найти слова, рисующие блуждания Батюшкова по Вологде как трагедию личности и трагедию литературы.
Это моё мнение, с которым Вы можете не согласиться
С уважением
А.М.Сапир


Большое спасибо за отклик. Конечно, изображать "трагедию литературы" вовсе не входило в мою задачу. Не знаю, стоит ли здесь говорить о трагедии. Возможно. Батюшкову повезло, что его болезнь манифестировала уже в зрелые годы, иначе мы бы не читали его замечательных стихов. Если не ошибаюсь, то и пушкинское "Не дай мне Бог сойти с ума" сказано после посещения Б. А если обобщить, то мне кажется, что научный, литературоведческий подход к тексту не может быть единственным методом его оценки и анализа. Как говорил Гете, "суха теория, мой друг"...Я не сомневаюсь, что Вы прекрасно знаете, о чем идет речь дальше! Еще раз спасибо!

Большое спасибо за отклик. Перечитал кедринского "Грибоедова" и, к сожалению, не могу согласиться с Вами, что "там нет ни одной придуманной детали." Вот такая фраза, например, как "В спину ткнув ямщика" не может быть не придуманной. Сомневаюсь, чтобы Г. тыкал в спину ямщика...С другой стороны, почему "Там нет ни одной придуманной детали" - достоинство? Не случайно и писателей во времена Грибоедова называли подчас "сочинителями", и в этом не было ничего обидного для них! Еще раз спасибо!
Источник: http://poemata.ru/poets/kedrin-dmitriy/griboedov/



Мне кажется, что "как далеко позволительно зайти" решает сам автор, его замысел, совокупность средств художественной выразительности, направление его творчества (реализм, романтизм, сюрреализм, модернизм - нужное подчеркнуть!). Суть этого "спора" настолько хрестоматийна, что невольно отдает  уроками литературы в средней школе - толстовский Наполеон и Кутузов совсем не похожи на реальных исторических деятелей. Они такие, какими их видел Толстой.