
– Ваш государь есть Катехон,
Зане удерживает он
Вторженье Зверя.
Зверь возвеличивает тьму,
И ты потворствуешь сему,
Во тьму не веря.
Во имя вечного Христа
Поверь, святая простота,
В приём лекарства.
Россия – царство и, как встарь,
России нужен государь
На государство.
Самодержавен он теперь,
И в схватках захлебнулся Зверь,
Сиюминутен.
Врага застали мы врасплох:
Силён антихрист, но не бог –
Пока есть Путин.
Да-да, ваш Путин – Катехон.
Его язвят со всех сторон
За то упорство,
Когда гордиться поделом:
Добро, вступившее со злом
В противоборство.
Он Катехон, пока живёт.
Наступит и его черёд
Юдоль покинуть.
Изъят он будет из среды
За христианския труды
Чертей отринуть…
Итак, я в Греции, мой друг.
Я путешествую, вокруг –
Долины, горы.
Ведь Аттика зовёт меня.
И Фивы видятся, маня,
И Метеоры.
Вот идиллический пейзаж
С руинами для распродаж
И вспышек селфи.
Но повторил своё монах
Тому, кто в греческих горах
Заехал в Дельфы:
– Да-да, ваш Путин – Катехон! –
Стоял я, словом оглушён
В оцепененье.
Я прикатил отведать мёд,
Но вот он, ангелов полёт,
Богоявленье.
– Пока он жив, надежда есть.
Пока он жив, Благая весть
Звучит упрямо.
Изъят он, и конец всему,
И сумрак обратит во тьму
Округу храма.
Он Катехон, и в этом суть.
Армагеддон, не обессудь,
Свершится, иже
Род человеческий есть брешь,
Онтологический рубеж,
А Зверь всё ближе… –
Ещё раз! Я хожу-брожу,
Для местных делая маржу,
По точкам рынка.
Действительность, ты – жуткий плут:
Пророки в Дельфах не живут,
Но вот заминка.
Вцепился сумасброд в рукав,
Бормочет, в горку подустав,
Блажит, короче.
Но если говорить всерьёз
О личностях, то есть вопрос:
– Да кто ты, отче?!
– А сам-то я – понтийский грек.
Бывалый русский человек.
Короче, инок. –
Так лопотал чудной монах
За совесть и за Божий страх –
Весь из морщинок…
Это стиш не о политике, а об экзистенциальном шоке от внезапной встречи с неведомым.
- и тем не менее расиян, под чутким руководством партии и правительства, ничем уже не зашугаешь... :о)))
Спасибо за отзыв, Александр!
Понтийские греки - поразительный народ. Чего только от них не слышал. Что они отдельный народ - не понтийские греки, а понтийцы. Что они по крови более чистые, чем греки: греки 4 века были под турками, а понтийцы жили везде, включая Россию, обособленно. Что перед окончанием времён Стамбул, точнее Константинополь, станет вновь греческим. Что Россия для многих из них - по-прежнему родина...
Жму руку!
Оракул в Дельфах говорил,
Что он застигнут ночью был.
Замечательный сдвиг - увы, в мире потерянных сущностей все становится предметом иронии.
Александр, здравствуйте!
Кто-то из русских философов 19 века писал, что (воспроизвожу своими словами) Балканы в византийскую эру жили христианством, но христианство не вмещалось в Балканы. И лишь на Руси, затем в России оно приобрело вселенский размах. Люди, к-рые лишаются по тем или иным причинам России (как те же понтийцы), не желают на деле этого. И духовно мыслят прежними категориями мировой религии и имперского масштаба, а не греческого перекрёстка миров)) При всей моей любви к Греции!
А что такое - Россия? И - Византия? И - христианство?
Замечательные вопросы. Постараюсь ответить на них с учетом контекста своего Катехона. Вот цитата, которую я коряво, второпях изложил своими словами, из книги «Путь православия» Льва Карсавина, который, рассуждая о характере православной церкви, писал: «Православная Церковь есть по преимуществу Церковь Русская, не мыслимая вне русской культуры, в длительном отрыве от русской государственности и русской жизни. В ней, а не в греческой, не в других славянских церквах, доныне с наибольшей полнотой выражается вселенски-православная идея, как в древности она выражалась в церквах восточных, позднее в церкви византийской. Будучи национальной, русская церковь не перестает быть единой вселенской апостольской Церковью. Она свято и ревниво хранит догматическое наследие древней церкви, еще не знавшей разделения, еще сильной вселенским единством».
Вторя ему в выводе о вселенском единстве русской церкви, российский философ А.С. Панарин указывал на такой факт (из труда «Православная цивилизация в глобальном мире»): «Само православие, унаследованное от Византии, без привязки к русскому космическому пространству не смогло бы дать столь мощного импульса, что его хватило на всю континентальную Европу. Православие вне России, зажатое в узких урбанистических пространствах Греции и Восточной Европы, неминуемо обретает формы какой-то стилизации. Восточные отцы еще могли чувствовать космос в византийской ойкумене, связанной не столько сетью коммуникаций, сколько единством духовного импульса. В распавшейся ойкумене, превращенной в мозаику малых пространств, присутствие этого космоса уже не отмечается».
Спасибо за обстоятельный ответ. Но Ваш ответ уводит в сторону культурологии, историософии.
Мой же скорее адресовался мне самому как читателю. Что для меня лично такое - Россия?
если убрать все знания о Византии, православии, схизме, метафизике, Панарине, канте, св. Григории Паламе.
Что в остатке в душе и голове - какая Россия?
Будет ли хотя бы в уголке - Византия?
И где место истинному Христу - в церкви, внутри нас, в таинстве. любви к ближнему, троекратном поклоне перед мощами?
Для меня тут главный вопрос - нынешняя Россия (кстати. неважно, путинская или антипутинская) - как соотносится с той Россией, которую я люблю?
Путин - так или иначе - материализация ожиданий большинства соотечественников.
И мои ожидания совпадают ли с ожиданиями условно "народа" - потому что не совсем понятно, что такое народ и где он именно?
Александр, в сторону культурологию. Скажу как видел и как чувствую...
Ведь этот стиш привезен из путешествия по Греции, к-рое мы с женой совершили в конце апреля. Он немного перекликается с теми же "Зарисовками из Коринфа". И герой стихов - не только Катехон, но и монах, понтийский грек. Наверное, и Вы замечали что порой за границей к российскому президенту отношение куда более возвышенное, чем на родине.
Есть ли еще Византия? На днях вернулся из большой поездки по Балтике (Питер, Финляндия, Швеция). Побывал наконец-то в Кронштадте. Да, я о Морском Соборе. Поразительный храм! Величественный! Посвящен памяти русских, российских военных моряков, погибших за отечество. И сделан он в явном греческом стиле. Невероятная талассократия!!! И как его при Союзе не разрушили? Жива Византия!
А что есть Россия? Сегодняшняя Россия - это данность. Но ведь есть и Россия как заданность. Как Святая Русь. Или, по словам св. Иоанна Кронштатдского, "Россия – это подножие Престола Господнего". Ведь не в бревнах Бог, а в рёбрах. И этак так! Вот тому лишнее свидетельство. В Греции, в городке Лутраки, где я набрел на термальный источник, нашел поразительную запись в журнале отзывов, оставленную жителями Донбасса, на Пасху, подписанную "Новороссия, Донбасс". Я Вам сброшу фотку на почту (я когда вчитался, слёзами умылся)... А как Новороссия, будучи рожденная при Екатерине Великой, связывалась с ее греческим проектом, Вы знаете лучше меня. Выходит, жива Россия - подножие престола Господнего.
- это шутейное, или как?.. :о)