Книга живых. Дуглас Адамс

Дата: 12-06-2017 | 21:45:49

Эпизод сорок второй,

в котором Дуглас Дугласович играет на гитаре, отплясывает джигу, разыгрывает нашего героя, а тот разыгрывает его в ответ; оба приоткрывают тайны мироздания, говорят о холистике, нахальных мышах, полотенцах, а также о китах и дельфинах, покидающих Землю

А вчера Адамс телепортировался.
   Он и на большие расстояния может, в отличие от остальных, особая привилегия, уж не знаю и почему, а спросить неудобно.
  Только что его не было, ан гляжу – а он есть. С мягким махровым полотенцем на плече в гостиной стоит. Полотенце-то он всегда с собой таскает, хотя мыться нигде не любит, кроме как дома, да в бассейновых душевых сферах в искусственной невесомости. Но, как говорится: "Галактика – суровая штука. Чтобы в ней выжить, надо знать, где твоё полотенце". Вижу, замыслил Дуглас чего-то задорное – улыбается с хитрецой.
   Я говорю: "Привет, Дуглас Дугласыч! Как оно в Галактике в целом?"
   Он говорит: "Сорок два!"
   Мы поржали.
   Он спрашивает: "Не хочешь ли, Сергей Вильямович, в Калифорнию прошвырнуться? А то мёрзнешь тут небось, в осени-то московской".
   Я жму плечами: "Да тепло ещё почти. И начало октября у нас самое красивое время. Гляньте сами".
  Мы вышли на террасу, я кинул двадцатипятицентовую монетку в большой стационарный обзорный бинокль, и Дуглас стал смотреть на Москву. А мне и бинокля не надо было, чтобы увидеть бульвары, покрытые персидским ковром осенней листвы, вспомнить как приятно ложатся в руку чуть влажные увесистые каштаны, упавшие с веток и потерявшие колючие оболочки… Я люблю осень. Но только одну неделю в году, не больше. И неделя эта уже на исходе.
  "В Элэй? – сказал я, когда мы вернулись в гостиную. – Почему нет… Чему быть – того не миновать".
   Он смеётся: "Холистично мыслите, друг мой, горжусь!"
   И на диван усаживается.
   У меня гитара есть, стратокастер, специально для Дугласа, Маккартни и прочих левшей. Снимаю её со стены: "Дуглас Дугласыч, спойте "Moon river". Или из Pink Floyd что-нибудь". И гитару ему протягиваю.
   Он берёт, начинает потихоньку струны невидимые энергетические перебирать.
   "Вчера Гилмор с Уотерсом заходили. Опять Баррету неймётся. Пишет какую-то музыку сфер, заперся. Подозревают, что не один, с порошками целебными".
   Я вздыхаю: "Где они их только находят, гении наши рок-н-рольные…"
   Он не ответил, только вздохнул.
   "Сердце побаливает последнее время".
   Я насторожился. Дуглас Старого Мира не помнит. И он не член Совета. Дант и прочие считают его легкомысленным, потому и в курс дел не вводят. Но не может у него сердце болеть. Ослабеть может, как у многих из нас. Или что, фантомные боли?..
   "Ну, во-первых, вы помните лозунг вашего "Путеводителя по Галактике для путешествующих автостопом"? Don't panic!"
   Он улыбнулся.
   Меня осенила догадка: "У вас обычное сердце?"
   Он кивает: "Джейн давно уговаривает заменить на тесловское, но я как-то… Не знаю… Твен советует, Кэрролл тоже… Недавно был у него в Кэмбридже. Третью сказку пишет. "Алиса в Поднебесной". В первой у него карты игральные, во второй шахматы, ну ты помнишь, а тут он маджонг взял за основу. И вся книжка с китайскими мотивами. Интересно рассказывал".
   Мы молча поулыбались.
   "Кстати, Уотерс-то ко мне недавно захаживал…"
   Дуг просиял: "Говорил! Сказал, что ты ему дал идею альбома про спутники Сатурна. "Spheres&Circles". Целую оперу пишут. По одному треку на каждый названный спутник, а ещё увертюра и финал про кольца и безымянные спутники. Пару вещей спел. Получается что-то космическое!"
   Я рукой машу: "Да что там… Где я и где Уотерс по музыке-то… Так, вдруг вырвалось что-то. Их же музыкой и навеяло".
   Вышел один из моих роботов. Сегодня он выглядел как Марвин из фильма "Автостопом по галактике". Он печально проковылял по гостиной, потихоньку напевая: "Дрыхнет мир как сопливый дебил, а тьма мне тупо твердит, чтобы я не бузил, но мне всё инфракрасно, и слушать эту хрень уже невмочь, как же я ненавижу эту уродскую ночь…"
  Дуглас проводил его улыбающимся взглядом и начал петь трек из "Dark side of the Moon". Обожаю.
   Когда он допел, я говорю: "Недавно "New Yorker" читал. Пишут, вам золотую ручку дали за особый вклад в литературу.
   Он улыбается, ручку из кармана тащит, показывает: "Вот она. Из самого что ни на есть самородного меркурианского".
   Я верчу ручку в руках, а от неё как будто тепло Солнца исходит.
   "Ничего себе… – говорю. – Этого золота в мире-то всего… килограммов пятнадцать".
  Он довольно кивает: "Когда тебе, Серёжа, вручили ручку из лунного серебра, которого, как известно, вообще полкило, я тоже немножко завидовал".
   Мы синхронно хмыкнули, и он продолжил.
   "На Би-би-си опять зовут. Новый проект затевают".
   Киваю: "Я с ними тоже работал… Когда-то". И вспомнил "Дом 7, подъезд 4", радио-проект из Старого мира, – и чтоб мысли ностальгические отогнать, уточняю. – А что за проект?"
   "О животных Марса, Венеры, Юпитера… Полуигровой. А я под это дело решил открыть "Общество по защите чёрного саблезубого венерианского бегемота". Того, что с алмазными бивнями, зубами и костями. Редкий он, там не кальций, а углерод, потому и костяк алмазный".
   "Да, я знаю, видел. А зачем Общество-то? Бегемоту угрожает что-то? От кого защищать-то его?"
   Он вздохнул: "Мало ли… Может нам всем что-то угрожает… Странные какие-то мысли приходят. И сны странные. Инфернальные".  
   Дуг мотнул головой, будто сны свои инфернальные отгонял.
   "Я им ещё сериал предложил. Про Санта-Барбару".
   Я брови вскинул: "О! Интересно как!"
   А сам нашу "Санта-Барбару" вспомнил, из Старого мира, и говорю: "Наверное это было бы нечто нечтное! Суицидальные роботы, миллиардер с тремя головами, девушки, меняющие внешность как маникюр…"
   Мы посмеялись, потом он вдруг говорит, крайне серьёзно: "А как ты думаешь, Серёжа, возник наш мир? Я не про Старый, про Новый".
   Я насторожился. Я-то был уверен, что он об этом не знает… А он не заметил настороженности моей. Или проигнорировал, по-прежнему глядя на меня с чуть хитроватой улыбкой.
   "А я тебе расскажу".
   Он сделал не очень долгую интригующую паузу, минут на пятнадцать.
   "Старый мир был разрушен. Уничтожен дотла, до пепла, до пустоты, до ничего. Часть людей, идей, ещё кой-чего крайне важного, было сохранено и перемещено в точно такой же мир. Только построенный в другом измерении. С чуть другими характеристиками. Вся Солнечная система и даже довольно большое пространство за её пределами. Большой новый дом. В точности! Поэтому у нас возможны телепатия, левитация и масса всего другого, интересного и полезного".
   Я молчал, пытаясь выйти из ступора, и медленно хлопал глазами. Адамс глядел на меня с чуть вопросительным выражением лица, добрейшей улыбкой и ожиданием. Наконец я почувствовал, что могу попробовать что-то сказать.
  Набрал я воздуху и медленно произнёс: "Кто вам сказал? В каком ещё другом измерении нам построили новый дом? И кто его построил?"
   Он развёл руками: "Это надо у Слартибартфаста спросить!"
   Видимо я смотрел на него так, как будто поверил в самую невероятную чушь во Вселенной, став жертвой невинного розыгрыша.
   "Шутка!" он воскликнул это бодро и радостно, а потом прошёлся по моей гостиной в искромётной уникальной джиге, которую я видел в разных исполнениях, но исполнение Дугласа Адамса делало её больше чем танцем.
   "А ты поверил! Как же я тебя люблю, дорогой мой, доверчивый, наивный, чистый розовый человек!"
   Я опешил: "Какой? Розовый?.."
   Он махнул рукой: "Не бери в голову, потом отредактируем, это "розовый" выскочило, видимо, просто для ритма. Ну что ты так на меня смотришь? Я пошутил. Ты же знаешь как я люблю розыгрыши. Мог бы и подготовиться".
   Я уже немного пришёл в себя, а он продолжал: "Я ведь практически это описал в первом "Путеводителе по Галактике". Неужели не помнишь? Как-то даже обидно ей-богу…"
   Я прокашлялся. Ситуация и правда сложилась неловкая.
   "Видите ли, в чём дело, дорогой друг…" я сделал паузу, и она тянулась значительно дольше, чем его, когда он только начал рассказ; думаю, моя пауза была в трое суток.
   Он терпеливо ждал, не отрывая от меня ироничного взгляда. Он ждал от меня розыгрыша.
   "Дело в том, что я так отреагировал на ваш рассказ, потому что вы сказали чистую правду. Только на всей Земле, в самом широком её смысле, во всём человечестве, эту правду знает всего сто один человек. Ну, то есть, теперь – сто два. А я – Хранитель древней "Книги Живых", с которой началась гибель Старого Мира".
   Я замолчал, глядя на него с лёгкой улыбкой. А вот с его лица улыбка исчезла. Ненадолго, всего на неделю. А в глазах поселился галактический ужас. Потом Дуг встряхнулся, как пёс, выскочивший из моря, и громко захохотал. Хохотал он очень долго, секунд тридцать. Впрочем, вы же знаете, как относительно время. Если не знаете, спросите Эйнштейна или Стивена Хокинга. Мне показалось это настолько долгим, что я устал ждать, пока он отсмеётся. Но я таки дождался, терпеливо и даже вежливо улыбаясь. Наконец он вытер рукавом обильные слёзы, выпил немного бурбона с односолодовым виски, которые смешал пока смеялся, время у него было.
   "Брав-во! Бинго! Сто пятьдесят тысяч баллов! Так меня ещё никто не разыгрывал! И главное, ведь по принципу айкидо, или дзюдо! Ты перенаправил энергию моей атаки и свалил меня с ног! Блестяще! Предлагаю День Всемирного Смеха перенести с первого апреля на пятое октября".
   Потом он лёг на пол, включил телепотолок, пощёлкал пальцами, переключая каналы, нашёл "Автостопом по Галактике", поднялся с пола и сел в кресло с подножником напротив меня. Зазвучал мягкий бархатистый голос Стивена Фрая.
    "Поэзия вогонов занимает третье место во Вселенной по отвратительности. На втором месте – стихи азготов с планеты Крия. Во время презентации нового шедевра поэтиссимуса Хряка Изящнейшего "Ода комочку зеленой слизи, найденному летним утром у меня подмышкой", четверо внимавших скончались от внутреннего кровоизлияния, а председатель комиссии по присуждению Ноббилингской премии чудом спасся, откусив себе ногу. Хряк, как сообщают, остался разочарован итогом презентации и собрался было читать все двенадцать книг своей саги "Бульканье в ванне", но тут его собственные внутренности, в отчаянной попытке спасти цивилизацию, устроили кровоизлияние в мозг. Самые отвратительные стихи, а также их создательница Паула Нэнси Миллстоун Дженнингс из Гринбриджа (графство Эссекс, Англия) были уничтожены вместе с планетой Земля".
   Мы посмеялись. Ох, с удовольствием бы поставил на первое место в этот текст ещё несколько хлёстких имён записных графоманов, которых больше нет в нашем мире.
   "Люблю, – кивнув вверх, сказал Адамс. – Они молодцы. А как Стивен гениально озвучил вогона!"
   Я подхватил: "А как он весь "Путеводитель" прочёл! В аудиоверсии. Я у него английскому произношению учился! Фрай – гений. Заходил недавно. Новый роман пишет. Отрывки читал, это очень смешно".
   "Он большой молодец. Говорят, "Евгения Онегина" потрясно прочёл. Я пока не слушал".
   "Послушайте обязательно, это нечто! Даже Пушкин в восторге".
   Я налил и себе виски. Дуглас больше не вспоминал о той страшной правде, которую мы сорок минут назад друг другу сказали. А даже если и вспомнит когда-нибудь, то будет считать всего лишь удачной шуткой, розыгрышем, пустяком. Всё ведь точно, психологически точно, ну кто поверит в этот бред в новопровозглашённый День Вселенского Смеха. Всё точно…
   Мне стало легче. Почти тысячу лет я ношу в себе тайну, которую могу обсуждать лишь со ста людьми во всей Вселенной. Да и они не знают всего того, что я знаю я… Бесконечно люблю их, этих людей… но вы только вдумайтесь: тысячу лет видеть одни и те же ро… родные лица! Представляете, как мне это счастье обрыдло?
   Мы с Дугласом просто болтали. О старой доброй Англии, где Дуг не может жить по причине её влажного климата, о "Путеводителе по Галактике-10", о печальном роботе Марвине, похожем на печального робота Вертера из "Гостьи из будущего", о двухголовом президенте Галактики Зафоде Библброксе, о Мартине Фримане, Зое Дешанель, о нашем друге Билле Найи, о холистике, о Дирке Джентли и его детективном агентстве, о теоретической возможности уничтожения нашей планеты вогонами и другими чужими, о том, что "они не пройдут", кто бы они ни были; о том, что хорошо бы ввести новый праздник – День полотенца, о дельфинах и китах, которые почему-то стали иногда улетать с Земли и селиться (по слухам) в океанах Ганимеда, Европы, Энцелада, Каллисто; о белых мышах, которые последнее время стали нагловато себя вести, как будто они на Земле главные…
   Естественно, засиделись мы с ним как обычно, на четырнадцать суток и договорились, что следующие посиделки будут у него в Элэе. Тогда мы ещё не знали, что это случится не скоро, и сколько странного и страшного нам предстоит пережить.
   Когда Адамс ушёл, я подумал: "Какой же он классный!"
   И тут же в мозгу дзынькнул ответ: "Сам такой!"
   И звуковой смайлик высунутого эйнштейновского языка.
  А потом я лёг спать, и то ли успел заснуть, то ли в каком-то полусне увидел, будто бы потолок в моей спальне стал не звёздным небом как обычно, а океаном. Вдалеке проплыл маленький кашалот, потом большой электрический скат, потом стайка дельфинов, и, наконец, по первому плану океанского экрана появился огромный белый головастый сом с толстыми, шевелящимися как щупальца усами и добрыми синими глазами. Сом смотрел на меня и, кажется, улыбался. Я улыбнулся ему в ответ. Он медленно кивнул, тяжело взмахнул большим хвостом и всеми плавниками, и уплыл в сине-зелёный сумрак.




Сергей Буртяк, 2017

Сертификат Поэзия.ру: серия 1666 № 127893 от 12.06.2017

4 | 7 | 1502 | 21.11.2024. 11:41:49

Произведение оценили (+): ["Слава Баширов", "О. Бедный-Горький", "Вячеслав Егиазаров", "Челюканова Ольга"]

Произведение оценили (-): []


ЛАЙК!

Особенно  вот  это: " Вот Рильке с Фростом только пару месяцев как во сне вскрикивать перестали. Но переводами её в целом довольны".


Не, Серёжа, мастерства, знаний, воображения  и начитанности тебе не занимать!-:)))

Поэтому включаю - звуковой смайлик высунутого эйнштейновского языка. -:)))

Вячеслав Фараонович, спасибо, дорогой человек!

Представляю, как Вам было нелегко это читать. Но за самоотверженность Вам ответный лайк! Мне было интересно, как воспримется глава про писателя, которого почти не знают старшие поколения. А между тем он выдающийся. Остроумный, искромётный. Правда, у нас его неважнецки переводили. Так что  можно просто посмотреть классный фильм "Автостопом по Галактике" ))) Мне кажется, Вам может понравиться, Вы молодой )))

Спасибо, Серёжа!  Я думаю, что администрации сайта пора тебя вводить в редакторский состав Пруси за ЛИКБЕЗ среди старшего поколения. Заодно и сменить некоторых амбициозно-склочных элементов в редколлегии. А? Как думаешь?  Ты не против петиции с таким предложением в адрес руководства сайтом?.. -:)))

Против конечно, какая петиция!

...занятно... :о))bg

Спасибо, Серёжа! Посмотрел с твоей подачи  The Hitchhiker’s Guide. 

Забавно.  Вогоны они такие вогоны... 

Твой сериал тоже весьма забавен. 

Больше, пожалуй, ничего сказать не сумею, я в прозе мало чего понимаю... 

А твое предисловие к книге стихов нашего друга, не вредно повторить, очень даже... ))    

Спасибо, Слава!

Сериал - это ты хорошо сказал, мне очень нравится.

Сериалы, которые не литературные, а теле-... - российские пока не дотягивают, а "западные" (лучшие) уже вполне кино. А мой-то, если уж сериал, то наверное - мульт...)))

И за оценку предисловия спасибо! Я его перечитал и покраснел, там было очень много неряшливости... Фараоныч не предупредил, что будет где-то публиковать, сюрприз хотел сделать )) А там был черновик фактически) Сейчас вроде поправил немножко.