Раздвоенность Анны Присмановой (из цикла венков сонетов, посвященных поэтам Серебряного века)

Дата: 19-01-2017 | 20:43:56

Раздвоенность Анны Присмановой (1891 – 1960)

 

1

 

Ах, как усыпан берег янтарём,                         

Здесь Балтика, обычная картина,                   

Курляндия, приморская долина,                     

Раздольный, столь знакомый окоём.             

 

Как хорошо в рассветный час вдвоём,             

На рейде тихо дремлет бригантина,                 

И, кажется, янтарная ундина                                

Тут обрела глубоководный дом.                       

 

«То был туман с мерцаньем фонарей,
и тусклых вод текучие траншеи,
и груди чаек, реющих вдоль рей,
и грусть лебедок, вытянувших шеи». *

 

Вот так стихи рождались величаво                       

На пляже возле города Либавы.                             

_________________________________

* Анна Присманова «Воспоминание» 1946

 

2

 

На пляже возле города Либавы,                             

Где рядом расположен старый порт,                     

И сухогруз идёт за горизонт,                                     

И доктор Присман говорит картаво.                                               

 

Проказе им поставлена застава, *                           

Неважно, кто ты – шкипер или лорд,                       

Обязан быть осмотрен каждый борт,                       

Пресечены зараза и отрава.                                         

 

«Но сам отец навек ушёл в песок,
не ощутив минуты погруженья,
оставив нам высокий свой висок,
страсть к странствию и к «Ниве» приложенья». **

 

В порту – американцы, скандинавы,       

На дюнах морем остро пахнут травы. 

__________________________________

* В должностные обязанности Симона

Присмана входил надзор за проказой

** «Листья» 1939

 

3

 

На дюнах морем остро пахнут травы,         

А запахи нам прошлое хранят,                       

И вот уже воспоминаний ряд,                       

Подобный, сходный изверженью лавы.       

 

Они идут, и нет на них управы,                       

Собою образуют водопад,                                 

И, будучи усилены стократ,                               

Организуют целостные главы.                           

 

«Над дюнами той ветреной земли,
где пресная роса казалась странной,
Анютины глаза весной росли.
Там рождена, там названа я Анной». *

 

… Морской канал и перевоз – паром,                 

А ратуша и площадь – за углом.                           

___________________________

* «Песок» 1946

 

4

 

А ратуша и площадь – за углом,                           

А дома – стол с недетскими стихами,                 

Что писаны совсем не по программе                 

Донельзя озабоченным пером.                             

 

В них ощущаешь и июньский гром,                     

И осень с непременными дождями.                     

Доверчиво и строго между нами,                           

Весьма сердечно сказано о том.

 

«Столовый стол дал сладость пирога,
а письменный дает немало перцу.
Перо мое, как аиста нога,
уже почти совсем прижато к сердцу». *

 

Всё оживает ярко за столом,                                      

Пусть копится тех впечатлений ком.                         

_____________________________

* «Пепел» 1946

 

5

 

Пусть копится тех впечатлений ком,             

Пойдут стихи, они философичны,                 

Как автор их, весьма дуалистичны,                 

В них сразу диалектику найдём.                     

 

Здесь размышлений чувствуешь объём,       

И, хоть слова порой сугубо личны,                   

Читателю они небезразличны,                           

Там всё объято творчества огнём.                     

 

«Вершина переходит в котловину,
и совы ночью родственны орлам.
Мы зрячи и слепы — наполовину,
разумны и безумны — пополам». *

 

Неважно что – катрены иль октавы,         

Рождаются стихи не ради славы.                 

____________________________

* «Звезда» 1946

 

6

 

Рождаются стихи не ради славы,               

Самопознанья очень важен дух,                 

Всё будет чётко выражено вслух,                 

Враз обнажив и помыслы, и нравы.             

 

Отражены заботы всей державы,               

А иногда – лишь самый узкий круг.           

Энтузиазм исканий не потух,                         

Концепции мудры и, безусловно, здравы. 

 

«От книги к жизни строили мы мост,
но виснут сваи в воздухе местами.
Как ящерица, нам давши только хвост,
жизнь скроется под жёлтыми листами». *

 

Её стихи – отнюдь не для оравы,                           

И не для легкомысленной забавы.                         

____________________________

* «Лист» 1946                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

7

 

И не для легкомысленной забавы               

Старается всяк истинный эстет,                     

Запретных тем для вдохновенья нет,           

Текут стихи, правдивы и лукавы.                   

 

Ничто для них бугры, холмы, канавы,           

Они несут животворящий свет,                         

Пусть нелегко живёт стихов адепт,                   

Перед собой его сужденья правы.                   

 

«Скорее на скале созреет нива,
чем бытию с поэзией дружить.
К несчастию, поэзия ревнива —
она почти что не дает нам жить». *

 

Но всё ж поэт доволен бытиём,                                                                                                                                                                                                                                               

Сбирается столь чувственный альбом.               

______________________________

* «Лекарство» 1946

 

8

 

Сбирается столь чувственный альбом.     

В нём постранично – авторские боли,         

И стойко терпит, не шумит: «Доколе?!»,     

Наоборот, в его трудах – подъём.

 

Достигнутое дьявольским трудом,               

Привыкнув жить в мучениях, не в холе,                 

Не помышляет о счастливой доле,                       

Поскольку знает – счастье в нём самом.               

                         

«Поэт даёт себя своим стихам,
плясун над бездной зонтиком играет.
Чтоб дать благоухание духам,
живая роза — просто умирает». *

 

Понятен, прост не потому ль Парнас?       

Модерн и заумь – это не про нас.               

_____________________________

* «Служение» 1946

 

9

 

Модерн и заумь – это не про нас,               

Классичен стиль и ясное мышленье,           

Напоминает «чудное мгновенье»,               

Немеркнущий романс «Я встретил Вас».     

 

Звучат стихи, как штраусовский вальс,           

Зовут в полёт, как Собинова пенье,                 

В них музыки большое повеленье,                 

Она – основа, базис и каркас.                             

 

«Не к раю приближаюсь я, а к краю
мне данной жизни, плача и звеня…
От музыки, друзья, я умираю:
вся сердцевина рвётся из меня». *

 

И всё идёт с классичным ароматом.                     

Анахронизм ли классика в двадцатом?               

_____________________________

«Яд» 1939

 

10

 

Анахронизм ли классика в двадцатом?               

Двадцатый век её не перерос?                               

Такой животрепещущий вопрос,                              

Из тех, что называется треклятым.                           

 

Не нужно быть искусным дипломатом,                   

Чтоб утверждать иль отрицать вразнос.                   

Ушедший век так классику вознёс,                             

Что сделал и наследника богатым.                           

 

«Я Вам пишу. Я не Татьяна,
и не Онегин, знаю, Вы.
Но нет строенья без изъяна,
и нет без сердца головы». *

 

Сердечность чувств питает звонкий глас,   

На многое нацелен твой Пегас.                     

_________________________

* «Письмо» 1946

 

11

 

На многое нацелен твой Пегас,                     

Там и Москва, и сущность Петрограда,       

Знакомство с Гумилёвым как награда,         

Его стихи – шедевры, высший класс.             

 

Но как-то всё переменилось враз,                 

Блок … Шефа смерть, она – исчадье ада,     

Бежать скорее прочь отсюда надо,                 1

Берлин, Париж – тут Сена, Монпарнас.               

 

 

«Я не живу, я нахожусь на свете
проездом через собственную жизнь.
Совсем в конце, почти уже в просвете
туннеля, вижу, страсть моя лежит».

 

Париж ей стал убежищем и сватом, **

О том живописует каждый атом.                   

___________________________

* «Поезд»

** В 1926 году Анна вышла замуж за

 парижского поэта Александра Гингера

 

12

 

О том живописует каждый атом –                   

Раздвоенность вновь мучает её,                       

Разделены и чувства, и бытьё,                           

Была себе судьёй и адвокатом.                         

 

Раздвоенность не разглядит анатом,                 

Рентгеном не просветишь житиё,                   

Но это – назначение твоё,                                 

И обе сущности в тебе разъяты.                                                        

 

«Во мне одной, к несчастью, два лица
(раздвоенность обличий нелегка мне):
одно — вовне, как скорлупа яйца,
другое — в глубине, как жила в камне». *

 

Раздвоенность приносит столько бед.       

В своих раздумьях искренен поэт.               

_______________________________

* «Гранит» 1946

 

13

 

В своих раздумьях искренен поэт,               

Поэзии близка исповедальность,                 

Присмановой привычна эта данность,         

Она – закон, альтернативы нет.                     

 

Об этом говорит любой куплет,                       

Судьба ли, фатум – такова ментальность,                                     

Фантазия возникнет иль реальность,               

Жестокий шарж, изысканный портрет.           

 

«Тоской и страстью одержима,
пишу дневник немало лет.
Меж внешностью и содержимым
моим — уже согласья нет». *

 

Ей нужен искренности чуткий свет,                 

А искренность – важнейший элемент.           

____________________________

* «Луна» 1944

 

14

 

А искренность – важнейший элемент.         

Исток её – душевное начало,                         

С тех пор ещё, как мать тебя качала,             

И с детства, с самых-самых ранних лет.         

 

Душевности растёт авторитет,                           

Расположенья сердце так алкало,                   

Что сотворённого казалось мало,           

Пусть будет мир поэзией согрет.             

 

«Опустошенья сумрачное чувство
сияньем жертвенности заглуши.
Не на пустыне держится искусство,
а на работе страждущей души».

 

Работа началась балтийским днём:             

Ах, как усыпан берег янтарём.                       

___________________________

* «Тишина» 1944

 

Магистрал (акростих)

 

Ах, как усыпан берег янтарём                 

На пляже возле города Либавы.             

На дюнах морем остро пахнут травы,   

А ратуша и площадь – за углом.             

 

Пусть копится тех впечатлений ком,         

Рождаются стихи не ради славы               

И не для легкомысленной забавы             

Сбирается столь чувственный альбом.     

 

Модерн и заумь – это не про нас,               

Анахронизм ли классика в двадцатом?     

На многое нацелен твой Пегас,                     

О том живописует каждый атом.                 

 

В своих раздумьях искренен поэт,               

А искренность – важнейший элемент.         




Марк Луцкий, 2017

Сертификат Поэзия.ру: серия 1031 № 124990 от 19.01.2017

3 | 4 | 1253 | 23.04.2024. 17:24:38

Произведение оценили (+): ["Владимир Корман", "Тамара Воронцова", "Вячеслав Егиазаров"]

Произведение оценили (-): []


"Запретных тем для вдохновенья нет,          

Текут стихи, правдивы и лукавы".    


Замечательный венок, Марк! Спасибо за доставленное удовольствие и восхищение!

Я уже привык, что твои сонеты и венки сонетов - изысканы и точны. А этот венок покорил меня своей музыкальностью и пластичностью. И опять новый для меня поэт - Анна Присманова. Меня поразило то, что цитаты Анны и твои сонеты выписаны в одном размере. Нет некоторой спотыкливости, как бывало иногда с другими авторами.

В общем: здоров-ВО!!!-:)))

С Крещением Господним, дорогой!..-:)))



"Запретных тем для вдохновенья нет,          

Текут стихи, правдивы и лукавы".    


Замечательный венок, Марк! Спасибо за доставленное удовольствие и восхищение!

Я уже привык, что твои сонеты и венки сонетов - изысканы и точны. А этот венок покорил меня своей музыкальностью и пластичностью. И опять новый для меня поэт - Анна Присманова. Меня поразило то, что цитаты Анны и твои сонеты выписаны в одном размере. Нет некоторой спотыкливости, как бывало иногда с другими авторами.

В общем: здоров-ВО!!!-:)))

С Крещением Господним, дорогой!..-:)))



    Спасибо, Вячеслав, за поздравление и теплые слова по венку сонетов.

 

    Что касается малоизвестности Анны Присмановой, то это характерно  почти для всей эмигрантской русскоязычной литературы – столько лет советский режим считал всех предателями, отщепенцами и т.п.

Но время, к счастью , все расставляет по местам.