Автор: Ася Сапир
Дата: 18-10-2016 | 01:26:40
Называя своё произведение "прозаической миниатюрой", я тем не менее ясно ощущаю её поэтический ритм - нервный, рваный, то напористый, то как бы усталый, то быстрый, то замедленный. Это ритм непростого движения в глубь предмета, к познанию истины. Остальное - на суд читателя, если таковые будут. А.М.С.
Кто зажигает звёзды?..
Сумерки застали его в пути
Вот уже и не видать ни зги…
Подобно Ивану Великопольскому, в котором великого
только первый корень фамилии, мой герой почувствовал,
что ему “ стало неуютно, глухо и нелюдимо”.
Он, студент духовной семинарии, сын дьячка, возвращался домой.
Пальцы его закоченели, он был голоден - по случаю страстной недели дома ничего не варили.
Но что значили терзания тела по сравнению с терзаниями души?
Мрак и тоска - вот те слова, которые вернее всего характеризуют их.
Путь, на который ступил герой, - “тяжкий путь познания” (1)
непрямая, ломаная линия пути тем не менее утремляется верх .
Это путь осознания себя личностью
Ему становится ведомо в равной степени осознание того, что внутри и что вовне препятствует этому.
“Пожимаясь от холода, студент думал, что точно такой же ветер
дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, ТОСКА, такая же пустыня кругом,
МРАК, чувство гнёта, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.”
И вдруг то там, то здесь стали загораться звёзды…
Словно разгорались костерки, зажжённые рукотворно.
Он подошёл к одному из них. “Костёр горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю…”
Рукотворный костерок развеял МРАК, подобно первой звезде.
Она стала ассоциироваться с костерком, около которого сидел апостол Пётр,”изнеможённый, замученный ТОСКОЙ и тревогой, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдёт что-то ужасное…”
“Вдовьи выселки” называется место, куда героя привели скитания.
Слёзы Василисы - вдовы, познавшей в жизни много утрат, но не утратившей единственного незыблемого знания о событии 19-вековой давности, убедили героя, что то, о чём он только что рассказывал (...) , имеет отношение к происходящему - к обеим женщинам (Василисе и её дочери) и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям”.
Василиса, так же, как сам герой, ощутила, как под рукой её оказались сочлененья одной цепи, как задрожали звенья, став единой цепью, “как прошлое (...) связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого”. “Он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой”.
Герой приходит к выводу - не умозрительному, а полученному трудом души : иди своим путём, и, если он верный, ты ощутишь
однажды слияние мига и вечности, частного и общего - единство истории.
“И жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла”.
А над его деревней “ светилась холодная багровая заря”.
И он уже знал, кто и для чего зажигает звёзды.
PS
1.Подзаголовок Лиона Фейхтвангера к роману “Гойя”
Ася Сапир, 2016
Сертификат Поэзия.ру: серия 1153 № 123008 от 18.10.2016
5 | 10 | 1653 | 17.11.2024. 15:39:46
Произведение оценили (+): ["Светлана Кащук ", "Наталья Дроздова", "Елизавета Дейк", "Владимир Корман", "Леонид Малкин"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Кто зажигает звёзды?..(По мотивам рссказа А.Чехова "Студент") Ася Сапир
Автор Ася Сапир
Дата: 18-10-2016 | 19:49:42
Cпасибо, дорогой Сергей, что откликнулись и поддержали.
А.М.
Тема: Re: Кто зажигает звёзды?..(По мотивам рссказа А.Чехова "Студент") Ася Сапир
Автор Елизавета Дейк
Дата: 19-10-2016 | 10:17:47
Дорогая Ася Михайловна, прежде всего, Ваше вводное слово насчет ритма прозаической миниатюры сначала показалось мне очень точным, но необязательным – ведь настоящей прозе всегда присущ поэтический ритм. Однако вчитавшись (недаром хотелось еще раз не спеша пройтись по тексту), я поняла, что главное в том, что Вы ощущаете его как «ритм непростого движения в глубь предмета, к познанию истины». Пожалуй, стоило это подчеркнуть, хотя может быть, читатель и сам бы пришел к этому.
«Движение» по Вашему тексту – в моем понимании – это движение вверх. Конечно, в нем, как и в жизни (духовной жизни) неизбежны и временные спуски, и топтания на месте, но в целом - это движение к вершине, на которой и оказывается в конце концов лирический герой (прекрасна роль звезд в этом восхождении!): «…он уже знал, кто и для чего зажигает звёзды». Здесь вместо знал подошло бы слово «ведал», но хорошо, что это слово осталось не в тексте, а в восприятии читателя, иначе оно бы не совсем вписалось в интонацию. Кстати, мне показалось, что слово «хронотоп» тоже можно было не оставлять в тексте (хотя его роль ясна), оно немножко "сушит" интонацию.
В заключение скажу, что миниатюра прекрасна и очень мне близка. Спасибо!
Лиза
Тема: Re: Re: Кто зажигает звёзды?..(По мотивам рссказа А.Чехова "Студент") Ася Сапир
Автор Ася Сапир
Дата: 19-10-2016 | 10:55:11
Спасибо, Лиза!
О хронотопе думала и я.
Уберу - заменю словом "движение" или другим.
Вообще посмотрю, не торчит ли явно литератроведение.
Я ещё не остыла.
Я не сомневалась, что оно Вам близко.
А.М.
Тема: Re: Кто зажигает звёзды?..(По мотивам рссказа А.Чехова "Студент") Ася Сапир
Автор Рута Марьяш
Дата: 19-10-2016 | 15:22:26
Читаю, вчитываясь, перечитываю...
Вспомнилось:
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Маяковский
С уважением и добрыми пожеланиями
Рута Марьяш
Тема: Re: Re: Кто зажигает звёзды?..(По мотивам рссказа А.Чехова "Студент") Ася Сапир
Автор Ася Сапир
Дата: 19-10-2016 | 22:48:45
Вы правы, Рута!
Я не сделала отсылки, уверенная, что ассоциация очевидна.
Спасибо!
А.М.
Тема: Re: Re: Re: Кто зажигает звёзды?..(По мотивам рссказа А.Чехова "Студент") Ася Сапир
Автор Рута Марьяш
Дата: 21-10-2016 | 15:34:50
Ещё благодарю Вас за позицию в Салоне по поводу установки памятника Ивану Грозному.
Я была потрясена настойчивостью двоих поэтов в оправдании установки этого "монумента". Насколько мне известно, в России никогда до сих пор этому монарху памятника не ставили.
С уважением Р.М.
Тема: Re: Re: Re: Re: Кто зажигает звёзды?..(По мотивам рссказа А.Чехова "Студент") Ася Сапир
Автор Ася Сапир
Дата: 21-10-2016 | 21:33:02
Дорогая Рута!
Согласна с Вами, как с теми, кто решительно возражает против такого памятника такому самодержцу. Л.Малкин выразился предельно точно.
Но у так называемых "державников" другое мнение, к тому же оно поддерживается сверху. Сегодня это мнение востребовано и снизу, и сверху. Чистая идеология. Будь мы в России, нас бы заклеймили как пятую колонну.
С уважением
А.М.
Тема: Re: Кто зажигает звёзды?..(По мотивам рссказа А.Чехова "Студент") Ася Сапир
Автор Наталья Дроздова
Дата: 11-12-2016 | 00:22:53
Спасибо, Ася Михайловна! В тему. Это мой "настольный" рассказ. Два конца цепи - это ж состояние поэтического припадка (извините за выражение). И когда слияние мига с вечностью происходит особенно остро, помощь доктора Чехова незаменима. Я и собратьям по разуму его рекомендую. Теперь вот и Вы с ним. И потому - ещё светлее и легче.
Тема: Re: Re: Кто зажигает звёзды?..(По мотивам рссказа А.Чехова "Студент") Ася Сапир
Автор Ася Сапир
Дата: 11-12-2016 | 02:08:59
Мне продолжает везти на людей, для которых этот рассказ значит многое.
Я рада, Наташа, что Вы из их числа.
А.М.
Тема: Re: Кто зажигает звёзды?..(По мотивам рссказа А.Чехова "Студент") Ася Сапир
Автор Сергей Шелковый
Дата: 18-10-2016 | 15:03:51
Добрый день, дорогая Ася Михайловна.
С большим интересом прочёл нынешнюю Вашу лаконичную прозу.
Необычно, глубинно и высотно одновременно,
выверено по стилистике.
Размышления, без лишних слов,
о самом главном и важном.
Спасибо Вам за Ваш неустанный поиск новых выразительных форм в поэзии и прозе.
С уважением и пожеланием всего самого
доброго, С.Ш,