
Взбираюсь по ялтинским ступеням - высоким, неровным, по которым и молодым то нелегко взбираться. А стариков здесь сейчас немало, особенно старух, переживших, по крайней мере, пять Ялт: дореволюционную - чеховскую, горьковскую, шаляпинскую; революционную; предвоенную, еще татарскую, Ялту Утесова, Александрова, Орловой; ненадолго опустевшую в войну при немцах и нынешнюю - послевоенную, стремительно разрастающуюся Ялту.
Старая Ялта - татарские лабиринты, сплошные стены, череда дверей с висячими замками.Это двери квартир, кладовок, уборных. На доске фамилии нынешних жильцов: русские - Иванова, Петрова и украинские - Гончаренко, Устименко. Здесь живут военные вдовы и безмужние медсестры, которых после демобилизации мирным десантом навсегда высадили сюда, на опустевшие татарские места, в их покинутые жилища. Живут, стареют здесь. Дворики чисто подметены, ветерок шевелит выцветшие ситцевые занавески. Таинственно манит приотворенная дверь старинного особняка, туда хочется войти, там - прохладно. Это столовая пансионата "Крымский". Написанное чернилами от руки объявление: "Продаются курсовки". И меню: "Биточки по-селянски с луковой подливкой". Дальше старая татарская мечеть, под ней какие-то разрушенные временем скульптуры. На их фоне развешены застиранные детские колготки.
Все ялтинцы - это обслуга, зависимая от обслуживаемых, этих толп людей, прибывающих сюда отдыхать, наедаться фруктами, валяться под палящим солнцем на гальке, загорая до черноты, купаться в темно-зеленом море. А по вечерам - прогуливаться по набережной, дышать прохладным, легким до головокружения воздухом, идти навстречу случаю...
Легко, раскованно, бедово и лихо шагается на высоких каблуках по ялтинской набережной... А вот и неожиданный сюрприз, нечаянная радость: на прилавке киоска - кекс с изюмом, слоеный пирожок с требухой и стакан молока, только и всего...
Слегка уже припорошенная пылью, пахнущая лавром, густая зелень парков над морем; дорога, ведущая все выше, круто вверх, где дальнее и недосягаемое, находящееся уже по ту сторону ялтинской панорамы, кажется совсем близким - рукой подать. А внизу, на набережной, люди расселись большим полукругом, как пингвины или морские котики.
Предвечерний час в Ялте - щемящий и загадочный. Море, сейнера, горы и небо окрашиваются во все оттенки серого цвета, ярко разгорается гранатовый огонек маяка в конце мола. Все теряет свои четкие дневные формы, очертания, видны лишь огни кораблей и их отсветы на воде. Да и само море сейчас уже только скользящий, мерцающий отсвет... Предвечерняя серо-розовая, таинственная, сулящая невиданные радости, старая Ялта. Она рождает ожидание счастья, восторга и возвышенного, блаженного покоя души. Предвосхищение чуда.
Ночная Ялта - это огромная чаша разноцветных огней, густых и сплошных в центре, редеющих по краям. И уже не разобрать, что это - звезда небесная над вершиной Ай-Петри, или светящиеся фары автобуса, петляющего высоко на горной дороге. Ночная Ялта - это в то же время и большая, празднично убранная раскидистая ель: черная, мохнатая, опустившая нижние ветви влево - в море, а вправо - упершаяся в горы.
Иду по асфальтовой дороге-террасе вверх к гостинице "Звездочка", где уцепилась крючками за мой балкон ветка акации, и кипарис своей острой верхушкой, как пальцем, упирается прямо в небо. В звёздное небо над Ялтой.
Рада, что так высоко оценили, спасибо!
Р.М.
Грустная, очень высокой пробы поэзия.
Спасибо!
Дорогая Рута, как интересно и образно описали Вы мир Ялты 70-х годов прошлого века! Какое удовольствие я получил, читая Ваше произведение! Мне в это время тоже удалось побывать в Ялте, когда мы, практически без денег, сбежали на недельку со студенческой практики, которую проходили в Мелитополе, и отправились путешествовать по побережью Крыма.
Всего Вам доброго,
Яков.
Так мы с Вами , оказывается, современники...
;-)
Спасибо!
Очень понравилось, Рута Максовна. Описано зримо и с душой.
В каждом абзаце своя изюминка.
Приглянулся второй, про татарские лабиринты:
"Здесь живут военные вдовы и безмужние
медсестры, которых после демобилизации мирным десантом навсегда высадили сюда,
на опустевшие татарские места, в их покинутые жилища. Живут, стареют здесь.
Дворики чисто подметены, ветерок шевелит выцветшие ситцевые занавески..."
Живая история.
L +.
Да, так оно и было. У их потомков и комнатки снимали...
Спасибо, дорогая Нина!
Ваша
Рута
Отлично написано. Узнаваемо. Дух Ялты передан. Спасибо!
А старожилы говорят - той Ялты больше нет. Как нет и молодости больше...
Спасибо за добрый отзыв!
Р.М.
БЛЕСК!
Рута Максовна, аж прослезился! Вы описали Ялту, которой больше нет. Которую я ношу в сердце, как что-то очень-очень дорогое. и близкое..
Спасибо Вам!!!