КОНКУРС № 3. ЗАГАДКА.

Дата: 01-05-2016 | 11:58:25

З А Г А Д К А - малый жанр фольклора.

 1. Теория. Я пришла работать в школу в 1953 г. В 1956 ­ в Пионерский посёлок. . С его бараками, один из которых был больше - ­ это был клуб. С его старейшей школой №35 , сыгравшей большую роль в моей судьбе. В этой школе я стала литератором, до этого я только заменяла учителей литературы, а преподавала указанные в дипломе предметы, постепенно из школы уходившие, ­ логику и психологию. Директором другой, и тоже старейшей школы, №36, я была назначена агитатором. В этом качестве мне пришлось выступить в клубе, куда мы пришли всем коллективом. Надо сказать, что уважение к учителю было исключительным. Помню, что ко мне обращались так: “Уж ты, девка, пригляди за моим, пусть не балует. “ Представила на мгновение, что кто­ - то сегодня назовёт учителя “девка”- в знак особой доверительности и уважения. Как памятник этому времени, осталась загадка 

Не под полом этот ледник

глыбой белою стоит

и продукты в щедрых недрах

в свежем виде он хранит.

Автора не помню. Помню, что это был мальчик, о котором говорили с уважением: “А твой­-то!?” “А наш-­то!?” Стихи не ахти какие, но от души. В них есть то, что определяет загадку, как малый жанр фольклора: незнакомое узнаётся по знакомому: ледник, который не под полом, хранит продукты в свежем виде, как ледник под полом. Загадка отразила нечто важное: в 50­х годах холодильников было мало, они добывались в очереди и были одним из первых признаков технического прогресса, входившего в быт. Загадка помнится ещё и потому, что с неё начался мой профессиональный интерес к детскому творчеству. Я начала собирать образцы, делать и хранить альбомы с образцами детского творчества. Я увидела неподдельный интерес к нему со стороны и учеников, и родителей. Приходившие на Традиционные встречи всегда перелистывали альбомы, находя свои работы или те, что когда-­то поразили воображение. Приходит на встречу этакий мужик, подрастерявший все творческие навыки, или “состоявшийся” взрослый, тоже покончивший с творчеством, и с теплом вспоминает себя или кого­-то иного, некогда творчеству преданного.

Но малый жанр фольклора оказался очень экспансивным. Мы обнаруживаем его следы в

разных иных творческих сферах.. Мы помним, что многие герои должны были, чтобы доказать свою героическую сущность, пройти через испытание загадкой. Таковы замечательные персонажи сказки Гоцци “Принцесса Турандот”. Поиски ответа на вопрос о лошадиной фамилии (разгадывание мучительной загадки) ​становится сюжетом ​одноименного рассказа Чехова. Разгадывание загадки присутствует во всех Сказках А.Пушкина, щедро питавшихся фольклором, особенно в "Сказке о царе Салтане". Разгадывание загадок ­ основа сюжета произведения детективного жанра. Среди определений Загадки, а их множество, есть и слово тайна. ​Оно более всего подходит к определению загадки, требующей разгадки в детективе. Но нас сегодня интересует Загадка, как жанр фольклора. Тот возрастной отрезок, который мы имеем в виду - ­ от двух до восьми, ­ характеризуется нами, как возраст напряжённого познания мира. В детском саду и в начальной школе на специальных занятиях детям предоставляется возможность придумывать загадки, загадывать и разгадывать загадки, составлять и решать грамматические загадки. Эти занятия под руководством взрослых, в процессе коллективного творчества, очень увлекают ребят. Для педагога же это возможность развить сферы мыслительной деятельности, воображения и фантазии, эмоциональной сферы, речи как таковой. Скромная загадка оказывается на поверку прекрасным инструментом воспитания и развития, образования и обучения. Её возможности, популярность отдельных видов, например среди грамматических загадок ­ популярность решения кроссвордов и их составления и (затем решения, при этом часть работы может быть перенесена на домашнюю подготовку), популярность утренников (или вечеров) загадок, нахождение загадок в предложенных произведениях, формулирование загадок, ­ знакомого и незнакомого в них, составление загадок по предложенным параметрам, о предметах быта и бытийных понятиях,= ­ всё может стать содержанием Загадки, а значит, номинацией конкурса. Для меня главное слово в определении Загадки ­ иносказание. ​И, следовательно, главное определение Загадки ​следующее: Загадка ­ - это одно из художественных проявлений устной народной поэзии. В.Даль писал, что Загадка ­ “иносказанье, или намётки, обиняк, окольная речь, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.” Вслед за Далем введём понятия загадчик (ица) - ­ т​ого, кто загадывает. Известны загадки - ­ описания, вопросы, задачи и пр. В загадках используются разнообразные формы художественной выразительности: сравнение, аллегория, загадки могут быть в формах монолога или диалога. Художественная выразительность​­ - это свойство Загадки, как жанра фольклора, тоже близко мне. Оказалось, что Загадка легко образует фразеологический оборот, что зафиксировано специальным Словарём (Словарь русской фразеологии). Историко­-этимологический справочник. Санкт­-Петербургский государственный Университет. 1998). Вот пример фразеологизма со словом Загадка: Загадка сфинкса (...)

 1. Задачи, требующие большой сообразительности и остроумия для их решения. 

2.Что­-то непонятное, загадочное, неразрешимое. В греческой мифологии Сфинкс (...) подстерегал путников и загадывал им загадки, умерщвляя тех, кто кто их не разгадывал. Когда же фиванский царь Эдип разгадал загаданные ему загадки, чудовище лишило себя жизни. Зафиксированы фразеологизмы со словом Загадка и в Словаре сочетаемости слов русского языка (М. Астрель. АСТ. 2005): 

1.простая, лёгкая, трудная, странная, старая, детские; 

2.народные, русские, восточные; 

3.загадка и отгадка;

4.ответ на загадку; 

5. загадать, отгадать, разгадать; .над загадкой думать; 

6.неразрешимая, необъяснимая, странная, техническая; 

7.загадка чего? ­ природы, истории, жизни; 

8. ключ к загадке;  над какой­либо загадкой думать, биться, ломать голову. 

Остаётся добавить, что загадки бывают в форме описания (“Я и туча, / и туман, /и ручей, / и океан, / и летаю, / и бегу, / и стеклянной быть могу (В.Фетисов); в форме вопроса (Кто над нами вверх ногами?), в форме задачи (Мудрец в нём видел мудреца, / Глупец ­ глупца, / Баран ­ барана, / Овцу в нём видела овца, / И обезьяну ­ обезьяна,/ Но вот подвели к нему Федю Баратова, / И Федя неряху увидел лохматого (Зеркало. К.Чуковский). В Загадке может использоваться отрицательное сравнение (Не живая, ­ а идёт, / Неподвижна, ­ а ведёт/ (Дорога .В.Фетисов). Как видим, Загадки необыкновенно разнообразны по форме. 

2.Практика использования. 

А теперь обратимся к Загадкам, которые подбрасывает нам сама жизнь Вот перед вами две загадки. Обе о сосульке:

Куда делась сосулька?

Весенняя сосулька,

весёлая висюлька, 

смотрела сверху вниз. 

Ах, голову закружит…

Ах, мне б не занедужить ­ -

схватилась за карниз. 

А ночью от морозца

она опять свернётся, 

как будто канитель. 

То громче, то потише,

но днём закаплет с крыши

 весёлая капель. 

Смеющееся солнце ­

наводит из оконца

 на ножки ей лучи. 

Болтают­-тают ножки.

Ещё совсем немножко

 и потекут ручьи. 

Красавица сосулька -

теперь совсем кривулька,

 и тает от тепла. 

А солнышко всё выше - ­

сосульки нет под крышей.

 Куда она ушла? 

(Ася Сапир. 2008) 


Растёт она вниз головою, 

не летом растёт, а зимою. 

Но солнце её припечёт, ­ 

заплачет она и умрёт. 

(И.Бурсов) 

Попробуйте сравнить эти столь разные авторские Загадки об одном и том же. Какая из них кажется вам более отвечающей сути предмета? Почему? 


3.Правила проведения конкурса Д.К.­3. Загадка. 

3.а. В конкурсе могут принять участие все желающие ­ поэты сайта и не являющиеся ими. 

3.б. Работы должны быть оригинальными и прежде не участвовавшими в подобного рода конкурсах. 

3.в. Все конкурсные работы размещаются на Главной странице. 

Авторы сайта Поэзия.ру размещают свои работы на конкурсной странице в "Детской Комнате" и дублируют в "Разной лирике" с пометкой ДК-3.

Участники конкурса, не являющиеся авторами сайта Поэзия.ру, присылают свои работы по электронной почте на адрес координатора конкурса Аси Михайловны Сапир.

asyasapir@gmail.com

3.г. Конкурсные работы должны быть заявлены в одной из следующих номинаций: ­ 

Загадка, придуманная самим ребёнком (возрастной отрезок ­ от двух до восьми). ­ 

Загадка, воспроизведённая взрослым, с учётом психологии и речевой нормы ребёнка, ­ сценарий утренника (или вечера) загадок. 

Сценарий, в котором расписаны роли ведущего (загадчика) и отгадчиков, ­

анализ любой присланной на конкурс работы с точки зрения соответствия её требуемой норме ­ род литературы ( лирика или повествование), 

жанр конкурсной работы ­ на усмотрение конкурсанта - ­ один конкурсант может представить несколько конкурсных работ, ­ объём каждой работы ­ не более 12 строчек. 

Нижний порог не устанавливается. ­ 

Каждый конкурсант вправе рассчитывать на объективное и профессиональное рассмотрение. ­ Конкурс начинается в момент появления Правил в Литературном салоне.

4. Приём конкурсных работ с 1-го по10-е мая 2016г.

Обсуждение работ (всеми желающими) - с 11-го по 20-е мая (включительно).

Оценки конкурсных работ - с 21-го по 30-е мая.

Оцениваются 10 лучших работ от 10 до 1.

И подведение итогов жюри Конкурса.

Желающим принять участие в конкурсе будет предложено интеллектуальное испытание - ­ решить ряд Загадок, как это было принято в целом ряде художественных произведений. ­ Обсуждение конкурсных работ открытое. ­ В случае расхождения оценок работ между мини-­редакцией и другими участниками обсуждения предпочтение отдаётся профессионалам (мини-­редакция: Владислав Кузнецов, Ирина Свечникова, Димир Стро; координатор конкурса -­ Ася Сапир).

   


Ждём встречи с конкурсантами и надеемся на нашу общую победу!

Поздравляю всех-всех со светлым праздником Пасхи! Христос Воскресе! ЗДОРОВЬЯ, РАДОСТИ, БЛАГОДЕНСТВИЯ!


Поздравляю наших замечательных детских поэтов с началом удивительного конкурса З А Г А Д К А! 


Поздравляю организатора и вдохновителя конкурса Асю Михайловну с запуском проекта! Спасибо Вам, Ася Михайловна, за Ваше творчество, за идею, за ее воплощение.


Желаю конкурсантам удачи и новых творческих идей.

Уважаемые конкурсанты!

Вы, к сожалению, введены в заблуждение.

Сведения о том, что работы отрытого конкурса

высылаются на мой домашний электр. адрес, ОШИБОЧНЫ.


Сегодня утром я получила стишок, он назывался "Угадай слова". Автор стишка Егиазаров, не обращаясь ко мне, просто присал свой опус, написанный, вероятно, с похмелья. Мне ничего не оставалось, как сказать ему об этом. В ответ он бросил:"Ну и дура!" Умение Егиазарова менять маски - от самой хамской до приторно вежливой -мне известны.

Обижаться на Богом обиженного нельзя, но и не реагировать - тоже нельзя.

С уважением ко всем, кто всерьёз хочет участвовать в конкурсе.

АМ.С.