Дата: 26-03-2016 | 00:37:04
2. ВОДА КАМЕНЬ ТОЧИТ
Прогноз погоды лжив и бессистемен:
Повсюду дождь и гибельная темень,
Телеграфист пророчит суховей,
А, в общем, будет солнечно и мило,
Вот только б за ночь ливнями не смыло
Нас с метеорологией своей.
В промозглых и порывистых зюйд-вестах,
В кромешной мгле на стрелках и разъездах
Мигают голубые маяки:
Обходчики
сражаются с дрезиной –
Их голени обтянуты резиной,
И вымазаны глиной армяки.
Живой родник, источник безымянный,
Шальной приток Шелони окаянной,
В оправе расколовшейся трубы,
Свои оковы сбросил, как химеру,
И черпает зловещую пещеру
Под насыпью, в промоине дербы.
Служило лето траурную мессу,
Тревожно барабаня по навесу,
Трубя, что духу, в старый водосток,
Суглинистую почву размывая…
Покамест принимала узловая,
Препровождал «четверку» на восток
На узенькой, запруженной платформе
Начстанции в намокшей униформе.
Не стоящ ни имением своим,
Ни именем, ни мнением, ни местом,
Он звался Карамышевым Модестом,
Полвека проведением храним.
Ходили разговоры, но не боле,
О странной карамышевской юдоли,
Обманутой любви et cetera,
Растраченных богатствах, меценатстве:
На станциях в обширном государстве
Посплетничать большие мастера.
Почтенных Карамышевых наследник,
Модест, хоть был действительный советник,
На службе, при наградах и чинах,
Но отражался в глянцевом вагоне
В плаще и островерхом капюшоне
Бессребреник, никандровский монах.
Четвертый день природа бунтовала:
Сползали сели с рельсового вала,
Напоенного влагою сполна.
Четвертый день вода точила камень,
Клонилась долу порховская рамень,
И в рожь валилась гордая сосна.
На станции составы шли по парам:
Сначала четный. Машинист контрпаром
Затмил толпу извозчичьих возков
И десять жестяных аршинных литер.
Из Пскова он «четверку» вел на Питер,
А «тройка» встречным двигалась во Псков.
Клубился пар, весь слепленный из теста.
В нем машинист приветствовал Модеста
Не как обычно, не издалека:
Сызвека нелюдимый Карамышев,
В объятьях машиниста обездвижив,
Давил, что мочи, точно свояка,
И чай пил с паровозною бригадой.
Вот наполняют тендер крутозадый
Водою, и обходчики снуют,
Постукивая: тук, тук-тук, – по буксам,
И запах креозотовый, и стук сам
Вливаются в дорожный наш уют,
Каким бы классом мы ни отправлялись.
Занятный, так сказать, психоанализ:
С младых ногтей знакомый эпизод,
Как, становясь внезапно пассажиром,
Вдруг чувствуешь, что сладостно по жилам
Течет не кровь, а терпкий креозот.
Паноптикум пейзажей на экране.
Слух услаждает ложечка в стакане,
Крадущемся на краешек стола.
И сердце перестраивает ритмы
И возвращает образы и рифмы:
«Она была…»
В такую ль ночь без повести и драмы?
Вот копия вечерней телеграммы:
«Храни вас Бог, и будь благословен
Гостеприимный кров ваш. Мне отрада
Бежать в деревню, прочь из Петрограда.
До встречи на вокзале. Ваша N».
Извозчичий
рысак стучит подковой:
В два-сорок ожидается почтовый
Состав из Петербурга, номер три.
Кого-то ждет во мгле гнедая пара,
Курятся облака густого пара
С «четверкой», зеленеющей внутри.
Четвертый день без удержу хлестало
Дождями площадь старого вокзала,
Не помнившего имени творца.
Кидало, будто парусную барку
На скалы, позабытую хибарку,
К вокзалу прикорнувшую с торца.
А рядом с утлым домиком Модеста,
Со стенками и кровлей из асбеста,
Скучало постаревшее ландо –
Трепал обшивку выцветшую ветер…
Кондуктор свистнул, машинист ответил,
И скорый плавно двинулся на Дно.
Тринадцать верст двум скорым до разъезда.
Давно таким не видели Модеста
Путейцы и старик-телеграфист:
Начстанции был резов и приветлив,
Ушел под дождь, минуты не промедлив,
Встречать обратный – мокр и неказист.
Пока Модест Модестович ждал парный,
Обходчики простукали товарный –
Большой четырехпарный паровоз
И дюжину его полувагонов.
С тем сотворили множество поклонов
Земных и в пояс. Смилуйся, Христос,
Над грешными. Возница полусонный
Привстал на козлах: тихо… Станционный
Басистый медный колокол молчал,
Не предвещая легкой трехрублевки.
Рука Модеста стыла на веревке,
Был пуст перрон, похожий на причал.
Шумит прибой, накатывают волны,
Плывут полувагоны, точно челны
Во мгле, к царю морскому в кабалу,
Груженые углем и древесиной.
Обходчики сражаются с дрезиной,
Как с яликом на пенистом валу.
Два-сорок. Тишина. Рука Модеста
По-прежнему, не двигается с места,
Хотя уже порядком затекла.
И, кажется, лицо телеграфиста
Над аппаратом мрачно-водянисто
За мокрою субстанцией стекла.
И думалось Модесту: ради Бога,
Судьба его – железная дорога,
Где каждый гвоздь знаком наперечет.
Казалось: миг-другой, совсем немножко, –
По мокрым рельсам лунная дорожка
В огнях локомотива потечет.
И грезилось до боли, до невроза,
За ливнями ворчанье паровоза,
Под гулкое ворочанье поршней
Грудное «уф» стального голиафа –
Для бывшего помещика и графа
Был звук воображаемый важней
Всего на свете, ибо время вышло,
Но, кроме ветра, ничего не слышно,
И в сажень темноты не проглядеть.
И в это бесконечное ненастье
Проваливалось призрачное счастье,
И хоть бы поутру пошло редеть.
И чудилось ему, что Бога ради
Мечты NN о шумном маскараде
Сбылись, и было многое всего
Того, чем недобра ему столица.
NN пройдет и, вглядываясь в лица
Встречающих, Модеста своего
Узнает ли? Под зонтиком напрасным
Сойдет она с подножки в чем-то красном
И вся в торжоцком зóлотном шитье,
И… почему-то взору рисовалась
Невесть откуда взявшаяся шалость –
Кокетливая шляпка-канотье.
Тут конь заржал, картина задрожала:
Был оклик точен, как удар кинжала,
В минуту сновидение прервав.
В полоске света – Заратустра истый –
Телеграфист стеклянно-водянистый
Развел руками: умер телеграф.
Как старый трагик, под аплодисменты
Подняв над головой обрывок ленты,
Застыл он у распахнутой двери.
Добавить драматического баса б:
В двенадцати верстах размыта насыпь! –
Гласила надпись, черт ее дери!
Последних слов не слышал Карамышев:
Когда не колошматил дождь по крыше б,
И ураган в трубе не завывал…
Он чувствовал лишь в легких полыханье,
И собственное гулкое дыханье
В порывистом ветру не узнавал.
Бежал Модест, куражась в дикой пляске,
Не помнил, как закладывал коляски,
И в этот час едва соображал:
Погнал по тракту, дальше от вокзала,
И только пламя в легких бушевало
Так, что меж ребер плавился кинжал.
Над взмыленной гнедой гуляли плети –
Летел Модест в своем кабриолете,
Как некогда бывало, с ветерком,
Не замечая злых пощечин ветра,
И от ландо летели клочья фетра,
И тлело за казенным сюртуком.
Мчал по полям с погубленною рожью,
По кряжам, целине и бездорожью
Его большеколесный экипаж –
Расхлябанным, клокочущим и ражим.
И вскоре слился с облачным пейзажем,
В чем был его солидный авантаж.
Как томная, изнеженная дева,
Во ржи лежало жертвенное древо,
Корнями устремляясь в небеса.
И лошадь рядом с ним едва не пала,
Поскольку грязь пудами налипала
На спицы и на обод колеса.
Лишь показалась валовая кромка,
Как стало все отчетливо и громко:
Металла скрежет, человечий крик,
И посредине кряжистого вала
Зияла пасть глубокого провала
С провисшими обрывками вериг
Почившего внезапно телеграфа.
Забитого камнями голиафа
Узрел Модест – и в легкие кинжал!
Начстанции несчастный понял только
Одно, что это был почтовый, «тройка»,
И, спешившись, к обрыву побежал.
Кошмарно, исступленно и стопало
Царапала обрыв за шпалой шпала.
Вагоны, как большие короба,
Сползали с вала в илистую лужу,
Откуда черным зевом вверх-наружу
Топорщилась чугунная труба.
Вагоны провисали, расцеплялись,
Валились друг на дружку, издроблялись,
Мешаясь в кучу в жуткой темноте.
Был зол Модест, с упряжкой промурыжив.
Мечась впотьмах, безумный Карамышев
Втоптал в суглинок шляпку-канотье.
Железный лом трясиною всосало,
Лишь три-четыре, из хвоста состава,
Вагона удержал размякший вал,
Но оползень, во ржи могилу вырыв,
Грозил настичь бегущих пассажиров
И безустанно мертвых погребал.
Взбираясь под нависшую машину,
Брал двадцатисаженную вершину
И звал NN израненный Модест.
Его к утру у древка верстового –
В беспамятстве, уже полуживого –
Отыщет Всероссийский Красный Крест.
Что впереди? Пятнадцать дней раскопок
Меж пары возвышающихся сопок
И сорок с лишним дрожек гужевых.
Здесь некогда прокладывали рельсы
В честь некоей десятилетней Эльзы
Кавериной, оставшейся в живых.
Конец
Александр Питиримов, 2016
Сертификат Поэзия.ру: серия 1006 № 119002 от 26.03.2016
6 | 4 | 2069 | 21.12.2024. 19:41:00
Произведение оценили (+): ["Светлана Ефимова", "Семён Эпштейн", "Сергей Шестаков", "Вячеслав Егиазаров", "Алексей Борычев", "Леонид Малкин"]
Произведение оценили (-): []
Рука Мастера!
Саша, очень сочно, зримо, драматично. Мой поклон!
Геннадий
С удовольствием обе части прочитал.
Тема: Re: Карамышев (2) Александр Питиримов
Автор Вячеслав Егиазаров
Дата: 26-03-2016 | 02:00:59
БРАВ-ВО!!!
Картина маслом!
На одном дыхании!!!..