Дата: 11-03-2016 | 19:01:33
ПОСВЯЩЕНИЕ
Есть многое на свете, друг Гораций:
Сны мудрецов дурны от аберраций
И потому не вещи, монами.
Есть нечто посильнее пули в спину:
Любовь. Роднится аглицкому сплину,
Но менее изучена людьми.
Таюсь во мгле, сплин «Клинским» вышибая,
На всю катушку музыка живая –
Не заглушить неизлечимый «Сплин».
Я с ливнями скреплен холодным сковом,
Свой Псков я вышибаю Божьим Псковом,
Как Клином Клин.
И
я народу посвящаю лиру…
1. УРАВНЕНИЕ С МАЛОИЗВЕСТНЫМ
Суров и нем и тем потрафил миру
Крестьянский быт российских волостей.
Вольно живописать, когда лет двести
Во Мценском и Лопасненском предместье
Не читывали вовсе повестей.
Волнуется желтеющая нива.
Во ржи, пересекая пропасть мнимо,
Воздела корабельная сосна
Зеленый парус. В знойной скукотени
Ни отзвука, ни проблеска, ни тени
И. Шишкина живого полотна.
Фьють! – жаворонок в воздухе нагретом
Над мчащимся стремглав кабриолетом,
Густым тысячелистником и льном,
Насвистывает вальс из Травиаты.
В сухой песок бесстрастно травы вмяты,
И гибнет солнце в ободе стальном.
Гнедая лошадь рысью не плетется:
Ландо того гляди перевернется,
Взлетает на ухабах и пылит.
Ездой – столь увлекательным процессом –
Наш век с его промышленным прогрессом,
Увы, восходит в верхний неолит.
Едва ли птичье пение расслышав,
Торопится помещик Карамышев,
Собственноручно правя с облучка
Помещичьим фамильным драндулетом.
Окутавшись чернильным фиолетом,
Кочуют кучевые облачка,
Но кажется – не двигаются с места.
Большеколесный экипаж Модеста
Модестовича выкатил на тракт –
Расхлябанным, клокочущим и ражим
И вскоре слился с облачным пейзажем
В один изжелта-маревый абстракт.
Задача мне с одним малоизвестным –
Уже поименованным Модестом:
Как странно изменилось житие,
Когда тайком закралась в уравненье,
Нарушив сон, дела, уединенье,
Кокетливая шляпка-канотье?
Она плыла поверх стерни высокой
На белокурой и голубоокой,
Сияющей головке Натали
Кавериной – супруге генерала
Каверина. Поверх стерни мелькала
И растворялась в розовой дали –
Смеющейся, родной, неповторимой.
А он стоял в тоске необоримой
И сам не свой, как будто пьяный в дым –
Несчастный, одинокий Карамышев.
И туча, враз полнеба отчекрыжив,
Разверзла хляби бурные над ним.
Так минул год в немом оцепененье.
И с той поры в наследственном именье
Уже не возникали миражи.
Но каждый день был прожит, как последний,
И в январе Модест сорокалетний
Витал с NN над пропастью во ржи.
Потом, в июле, бедную Наталью
Модест узнал под траурной вуалью
В воскресный день у храмовых дверей:
Увы и ах, не стало генерала.
Промаявшись, ни много и ни мало,
До вторника, к возлюбленной своей
Он вырвался, как праведник из ада,
Хлеща гнедую лошадь до упада,
По бездорожью, ржи и целине,
Впадая то в смятение, то в ярость,
И вскоре объясненье состоялось
И, в общем, было принято вполне.
Мечтаю написать в лучах заката
Портрет уездного аристократа,
Питая умозрительный эскиз
Палитрой увядающего лета:
Пусть белого английского жилета
Коснется бегло розовая кисть.
В оттенках бирюзового, на лоне
Излучины почиющей Шелони
Сухой шелоник скирды шевелит,
И дюжина подвод крестьянской свадьбы
Ко флигелю отеческой усадьбы
Из крепостных известняковых плит
Прижалась, как отара к волопасу.
Клонилось лето к Яблочному Спасу,
И каждая подвода одвуконь,
С иконками и лентами на дужке.
Дурачились подвыпившие дружки
И провожали солнце за Шелонь.
Алел закат, и было так извека.
Портрет немолодого человека
На фоне черноусых пострелят:
Се почвенник, пскович и самородок,
Чуть близоруко вскинут подбородок,
Изломом бровь, незамутненный взгляд.
В раздумье объезжает он владенья
В часы молитв, во дни уединенья,
Один как перст в отечестве своем,
Где длинный свиток лет прочитан, прожит.
Сухой шелоник волосы ерошит,
И чуждый серебрится окоем.
Сюртук небрежно брошен через локоть.
Как берег крут: Шелонь, Пскова ли, Ловать –
Без разницы, он в этом мире гость.
Уж не свое обходит он именье,
Не слышит в спину праздничного пенья
И грузно опирается на трость,
Вдыхая грудью запахи зюйд-веста.
Оставим
неоконченным Модеста
Портрет, как старый крейсер на мели.
Не вышел он, и к черту! К черту мели!
Вернуться к опечаленной вдове ли –
Оставленной у церкви Натали?
Среди дельцов и фанфаронов стрюцких,
У щеголей скупых великолуцких
Семейство разорившихся дворян
Сошло за высший свет. Иван Каверин
Был стар, брюзглив, брезглив и суеверен,
Но юною Натальей обаян.
Вернувшись в Псков из северных губерний,
Не выдумав союза эфемерней,
Он обвенчался с милою NN.
И вне себя от собственного фарта
Спустя полгода умер от инфаркта –
Столь юн и светел, счастлив и блажен.
Наталья, больше на людях, конечно,
Была огорчена и безутешна,
И впрямь на монастырь обречена.
Но повстречав влюбленного Модеста,
Негаданно богатая невеста
С помещиком была обручена.
Однако новой партии недолго
Каприз предвосхищая наугад,
Еще стесненья в средствах не имея,
Пред нею то бледнея, то немея,
К роскошной ножке бросил Петроград –
Столичный град с провинцией убогой
Соединив железною дорогой.
Спеши, пари, машина, воструби!
Льняную гладь стальною нитью вышив,
Прославился помещик Карамышев
На весь уезд – от Вешек до Кеби.
Кипело устроительство дороги:
Большие карамышевские дроги
Возили балки стали голубой,
И клокотал оврагом и поляной
Ручей, приток Шелони безымянный,
Оправленный чугунною трубой.
Грузили щебень, грунт, и этой массы б
Хватило на невиданную насыпь –
Саженей двадцати между болот.
Всего, казалось, прибыло сверх меры:
И шпал, и костылей, но инженеры
Считали, что весьма, наоборот,
В строительстве всего недоставало:
Не достигала высота отвала
Положенной и не хватало рук.
И столько было вынуто породы,
Что с нею шли крестьянские подводы
Куда-то за шелонский виадук.
Модест, своим раченьем обуянный,
Сам хлопотал в рубахе полотняной:
Путейцем, инженером и рантье
Он был в одном лице. И то и дело
Под солнышком на насыпи желтела
Соломенная шляпка-канотье.
И грезилось Модесту: ради Бога
Столичная железная дорога
Их руки и сердца соединит.
Вниманию NN не отказала,
И он воздал созданием вокзала,
Чем тот вокзал поныне знаменит.
И думалось ему, что Бога ради
Сбылись ее мечты о Петрограде,
И этой мыслью сердце взволновал.
Был недалек от истины философ…
Сползал закат пахуч и густо-розов
В канун дня Д за необъятный вал –
Легко, бесповоротно и бесславно.
Прелестница, Наталья Николавна,
Каверина коварная моя!
Теперь она с помещиком играла,
Как прежде, охмуряя генерала,
Мечтая перебраться за моря.
Уже вздымались гордые форштевни…
Но в утлой карамышевской деревне,
В глуши, куда сам черт не забредал,
Она жила с Кавериным несносным,
Кручину изливая ржи и соснам,
Покамест не оставил генерал
Свою вдову богатой генеральшей.
В ее игре ни полутона фальши
И полная колода королей,
И билась предприимчивая жила:
NN именье мужа заложила,
За сумму с энным множеством нолей.
И время долгожданное настало:
В канун дня пуска первого состава
NN преподнесли ангажемент.
Сыграл закат на углеродной стали.
В ту ночь мы Карамышева застали
В неподходящий, помнится, момент.
В плаще и треугольном капюшоне
Модест стоял на новеньком перроне
Под ливнем, как никандровский монах.
И капли, косо падая с навеса,
Старались угодить в лицо Модеста
И обращались в слезы на щеках,
И грезилась во мраке обветшалость…
Наутро в новом доме все смешалось:
Мальчишки, папиросные лотки,
Мундиры и лиловые рубахи,
Зонты и трости, ордена и бляхи,
И гам, и паровозные гудки.
Пар стлался дымом крымской обороны,
Кондукторы сияли как бароны,
И в этой расписной галиматье
Обыденного, праздного вокзала
Кружилась, появлялась, исчезала
Кокетливая шляпка-канотье.
Лишь два удара в колокол услышав,
Очнулся обомлевший Карамышев,
И тут же кровь прихлынула ко лбу:
Не больше двух минут до отправленья!
Помещик, дворянин и член правленья
Дороги с воплем бросился в толпу.
Работая локтями, кулаками
Прокладывал он путь между лотками,
Но все слилось в препятствие одно:
Мундиры, саквояжи, дождь и ветер.
Кондуктор свистнул, машинист ответил,
И первый поезд двинулся на Дно.
Пробиться к краю он успел едва ли,
Пока о рельс колеса буксовали,
И понимал что-либо он едва:
Стоял – простоволосым и безвластным,
Узнав NN в вагоне первоклассном
Под занавесью с вензелем N2.
За тюлем с серебристою прожилкой
Она была счастливой пассажиркой,
А он – лишь поседевшим добела
Последним простаком и погорельцем,
Когда вагон отстукивал по рельсам:
«Она была…»
Александр Питиримов, 2016
Сертификат Поэзия.ру: серия 1006 № 118722 от 11.03.2016
6 | 4 | 1911 | 21.12.2024. 20:12:19
Произведение оценили (+): ["Светлана Ефимова", "Семён Эпштейн", "Вячеслав Егиазаров", "Ольга Пахомова-Скрипалёва ", "Барбара Полонская", "Леонид Малкин"]
Произведение оценили (-): []
ШИКАРНАЯ ВЕЩЬ!
СПАСИБО!!!
Александр, как всегда, замечательная вещь!
Бесподобно.
Тема: Re: Карамышев (1) Александр Питиримов
Автор Леонид Малкин
Дата: 12-03-2016 | 13:24:44
Саша, прочёл с интересом! Как живописуешь! Не знаю, где ты это всё берешь? Ты здесь соединяешь времена и у тебя не рвётся русская связь времен...
Очень мне близки и понятны написанные тобой картины в лирическом описании природы. Вот это замечательно:
Волнуется желтеющая нива.
Во ржи, пересекая пропасть мнимо,
Воздела корабельная сосна
Зеленый парус. В знойной скукотени
Ни отзвука, ни проблеска, ни тени
И. Шишкина живого полотна.
Фьють! – жаворонок в воздухе нагретом
Над мчащимся стремглав кабриолетом,
Густым тысячелистником и льном,
Насвистывает вальс из Травиаты.
В сухой песок бесстрастно травы вмяты,
И гибнет солнце в ободе стальном.
И в посвящении я прочёл очень важное не только для тебя, но для любого настоящего и мудрого поэта. Всё Внешнее ущербно и только Внутреннее созерцание полно и целительно.
Но здесь ты идёшь дальше - небесный град Китеж (Псков) - вот твоя цель...
Я с ливнями скреплен холодным сковом,
Свой Псков я вышибаю Божьим Псковом