Автор: Марк Луцкий
Дата: 09-03-2016 | 17:27:07
1
Крым для него – основа из основ,
Бондарный переулок, Симферополь,
Красивый особняк среди домов,
Здесь маленький Илюща важно топал.
А дом о многом рассказать готов:
– Вон там когда-то рос громадный тополь …
Сельвинский – автор стихотворных тропов,
Первопроходец к множеству ходов ...
«Здесь мои сестры под утренним бризом
С купаленных свай обдирали улов
И дома с лавровым листом и рисом
Из мидий варили плов». *
О городе – особая забота:
Первоначало, явный пункт отсчёта,
__________________________________
* Илья Сельвинский «Крым» 1944
2
Первоначало, явный пункт отсчёта,
У каждого такой есть уголок,
Отсюда открываются ворота,
Отсюда устремляется поток.
А далее звучит иная нота
Для тех, кто сам извлечь, исполнить смог,
Кого-то одарит концерт-итог,
Но требуется адова работа.
«И затем ещё одно, пожалуй,
Хочется сказать мне иногда!
Красота берёт своё начало
В одухотворённости труда!». *
А дал ему источник нот и слов
Евпаторийский подростковый кров,
______________________________
* «Труд. Философский эскиз» 1946
3
Евпаторийский подростковый кров …
Морской залив, чьё имя – Каламитский …
Смешенье самых разных языков …
Крымчакский паренёк Илья Сельвинский …
Здесь становленье в прошлое мостов …
Особенный песок – евпаторийский …
И стиль построек греко-византийский …
И свежее дыхание веков …
«На скамейке звездного бульвара
Я сижу, как демон, одинок.
Каждая смеющаяся пара
Для меня — отравленный клинок». *
Увидит ли приметливое фото
Рождение отважного полёта?
______________________________
* «На скамейке бульвара» 1920
4
Рождение отважного полёта,
Который одолеет только смерть.
Услышат и Таймыр, и Миннесота,
Как может он стихами прозвенеть.
Не фанатизм идальго Дон Кихота,
Над ним повисла творческая плеть.
Он может в жизни всё преодолеть
Своим трудом, не посторонний кто-то.
«А отсюда очень важный вывод!
Труд – основа нравственности всей.
Труженик душою не фальшивит,
Спекулянт же вечно фарисей». *
Сей труженик задорен и здоров,
Вокруг морская ширь без берегов,
____________________________
* «Труд. Философский эскиз» 1946
5
Вокруг морская ширь без берегов,
А он увидит очень много ширей,
Узнает жизни трёх материков
И станет эрудитом в этом мире.
А начиналось с крымских рыбаков,
Шаланд под парусом иль на буксире,
Что жили в очень зыбком балансире
Промеж штормов и безутешных вдов.
«Над морем шла канонада,
Неся разоренье и крах,
А смерчи, как колоннада,
Стояли в прожекторах». *
Упорный труд, не требуется льгота,
О ней в стихах солиднейшая квота,
_________________________
* «Тайфун 20 –34» 1934
6
О ней в стихах солиднейшая квота,
Давно сказал: «Себе пощады нет!»
Стремится в бесконечность асимптота,
Туда ж стремится истинный поэт.
И раздаются перед ним тенёта,
В конце тоннеля еле брезжит свет,
И вот уже намечен силуэт
И чудо! – есть портрет вполоборота!
«И в этой дымке шоколадно-зыбкой,
В живом пятне меж мёртвых папирос
Почудилась дрожащая улыбка
И слово, что ещё не родилось» *
Дана поэту веская щедрота –
Причал и дом поэта-патриота,
_______________________________
* «Вы забежали к нам накоротке …» 1960
7
Причал и дом поэта-патриота –
Огромная, великая страна,
Идущая на смертный бой пехота,
Что героизмом внутренним полна.
Её враги дождутся эшафота,
Она и музой и стихом сильна,
Порою песня яростью грозна,
Важнее авиации и флота.
«Люблю великий русский стих,
Не всеми понятый, однако,
И всех учителей своих –
От Пушкина до Пастернака». *
Собрание его живых стихов –
Ристалище для будущих боёв.
____________________________
* «России» 1942
8
Ристалище для будущих боёв,
А их ему досталось полной мерой.
В течение столь непростых годов
Вооружен был убеждённой верой.
Он с юных лет был именно таков,
Воспитанный бойцовской атмосферой.
И, если даже рисковал карьерой,
Сопротивлялся мнению врагов.
«Мы все правдивы. Но в иные дни
Считаем правду не совсем удобной,
Бестактной, старомодной, допотопной -
И гаснут в сердце искры и огни...» *
Писал в журнал и альманах, в газету –
Отлично он уже известен свету
__________________________
* «Сонет. Воспитанный разнообразным
чтивом …» 1955
9
Отлично он уже известен свету
Разнообразьем, он – универсал.
Поэме, эпиграмме и сонету
Своё вниманье Мастер отдавал.
Творения его не канут в Лету –
«Пушторг» и улялаевский накал,
Прекрасно обороты набирал,
Хвала и драматургу, и поэту.
«Поэзия! Ты – служба крови!
Так перелей себя в других
Во имя жизни и здоровья
Твоих сограждан дорогих». *
Во многих ситуациях – герой
Харизма крепко схвачена Ильёй,
________________________________
* «Поэзия» 1941
10
Харизма крепко схвачена Ильёй,
Он по природе – превосходный лидер,
Друзей своих ведущий за собой:
Багрицкий, Луговской, Адуев, Инбер …
Текут произведения рекой,
Различие шрифтов, форзацев, литер,
Конструктивизм из памяти он вытер –
Уменье управления собой.
«Поэзия! Не ради славы,
Чью верность трудно уберечь,
Ты утверждаешь величаво
Свою взволнованную речь». *
И возрастает шедевральный слой,
Оркестр творца плывёт над всей землёй.
__________________________
* «Поэзия» 1941
11
Оркестр творца плывёт над всей землёй,
От Лондона, Парижа до Чукотки,
Порою слышен барабанный бой,
Отчётливы валторны и трещотки.
И чувствуются пушки за спиной
И звуки канонады этой чётки,
Военные перебирая чётки,
Страна воздвигла щит перед тобой.
«Сама как русская природа,
Душа народа моего –
Она пригреет и урода,
Как птицу выходит его …» *
Поэт на всём свою оставит мету,
Да вот беда – сам Кремль зовёт к ответу.
___________________________
* «Кого баюкала Россия» 1943
12
Да вот беда – сам Кремль зовёт к ответу.
И Маленков вести дознанье рад:
«Так кто урод?! Скажи! Сживём со свету! *
Уж мы тебе такой устроим ад!
Центральному известно Комитету,
О чём враги по злобе говорят!»
Взбешённый Секретарь суровит взгляд:
«Посадим на тюремную диету!»
«Глубинным стоном отзовётся драма,
Где родина, отечество, страна;
А как зудит раскаянье упрямо!
А ревность? M-м... Как эта боль слышна». **
Дают понять ему в который раз:
«Центральный Комитет – для всех указ!»
_______________________________
* В Кремле решили, что в стихотворении
«Кого баюкала Россия» под видом урода
подразумевается рябой и сухорукий И. Сталин.
** «Сонет. Душевные страдания как гамма …» 1951
13
Центральный Комитет – для всех указ,
Всё подравняет точно по ранжиру,
У партии особый глаз-алмаз,
Всевидящий! Как должно командиру!
А командир обязан дать приказ,
Он действует подобно нивелиру,
Клеймит драматургию и сатиру,
Ему подвластны Клио и Пегас.
«Обыватель верит моде:
Кто в рекламе, тот и витязь.
Сорок фото на комоде:
«Прорицатель», «Ясновидец»!» *
Над всем царит густой партийный бас,
Устал терпеть инструкции Парнас ...
14
Устал терпеть инструкции Парнас …
А что поделать? Всюду – диктатура,
Куда ни глянь –и в профиль и анфас,
Свирепствует жестокая цензура.
Не дремлет око – всюду, всякий час
И под прицелом вся литература,
И множится стократ макулатура,
Что пишется рабами на заказ.
«Я испытал и славу, и бесславье,
Я пережил и войны, и любовь:
Со мной играли в кости югославы,
Мне песни пел чукотский зверолов». *
Крымчак он, не из племени рабов,
Крым для него – основа из основ,
______________________
* «Сонет. Я испытал и славу, и бесславье …» 1958
Магистрал (акростих)
Крым для него – основа из основ,
Первоначало, явный пункт отсчёта,
Евпаторийский подростковый кров,
Рождение отважного полёта.
Вокруг морская ширь без берегов,
О ней в стихах солиднейшая квота,
Причал и дом поэта-патриота,
Ристалище для будущих боёв.
Отлично он уже известен свету
Харизма крепко схвачена Ильёй,
Оркестр творца плывёт над всей землёй,
Да вот беда – сам Кремль зовёт к ответу.
Центральный Комитет – для всех указ,
Устал терпеть инструкции Парнас ...
Марк Луцкий, 2016
Сертификат Поэзия.ру: серия 1031 № 118676 от 09.03.2016
2 | 2 | 2271 | 18.12.2024. 17:21:51
Произведение оценили (+): ["Вячеслав Егиазаров", "Владимир Корман"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Пути Сельвинского (из цикла венков сонетов, посвященным поэтам серебряного века) Марк Луцкий
Автор Марк Луцкий
Дата: 18-03-2016 | 16:04:28
Cпасибо, Вячеслав, за отклик!
Венок отправил в музей И. Сельвинского на имя директора Дайнеко Л.И.
Отрадно, что жива дочь поэта Татьяна Ильинична, известный художник
С теплом,
М.Л.
Тема: Re: Пути Сельвинского (из цикла венков сонетов, посвященным поэтам серебряного века) Марк Луцкий
Автор Вячеслав Егиазаров
Дата: 18-03-2016 | 15:45:16
"И стиль построек греко-византийский …
И свежее дыхание веков … "
БРАВ-ВО!!!
Спасибо, Марк, за этот венок от всех крымчан!!!
Всё точно: и крымские реалии, и трагичная судьба И. Сельвинского показаны языком поэзии. Очень понравились последние три сонета своим накалом и страстностью!
Евпаторийцы особенно будут благодарны да и симферопольцы.
В Бондарном пер. сейчас есть музей Ильи Сельинского. Надо им выслать этот венок сонетов.
Всего доброго и удачи во всём!