Душа Багрицкого (из цикла венка сонетов, посвящённых поэтам серебряного века)

Дата: 15-02-2016 | 17:08:43

1


Для одессита характерен стих,                                        

Дал поэтов многих этот город,                                    

Видно, существует мощный повод                              

Для рожденья здесь творцов таких.                            

 

То ли море свой привносит штрих,                            

То ли воздух южным солнцем вспорот,                      

Но неважно, стар ты или молод,                                  

Будешь под наркозом строк шальных.                          

 

«Как летний дождь, приходит вдохновенье,                

Осыплет сердце и в глазах сверкнёт.                            

Волна и ночь в торжественном движенье                    

Слагают ямб … И этот ямб поёт …» *                          

 

И сердце к восприятию готово,                                        

У него прочувственное слово.                                          

_________________________________

* Э. Багрицкий, «Одесса (Клыкастый месяц …)»

1923, 1929

 

2

 

У него прочувственное слово,                                            

Почему? История за ним!                                                  

Это не рассеется, как дым,                                                  

Не забыть отеческого крова.                                              

 

Не бывает ничего другого,

Все мы дышим воздухом былым,

Вырастаем, любим и браним,

Во Вселенной ничего не ново.

 

«А древоточца часовая точность                                              
Уже долбит подпорок бытиё.                                                    
...Ну как, скажи, поверит в эту прочность                              
Еврейское неверие моё?» *                                                        

 

Из детства, строгого и озорного,                                        

Шаг за шагом видим Птицелова,                                          

________________________

* «Происхождение», 1930

 

3                                

 

Шаг за шагом видим Птицелова …                                                      

Обожая страстно трели птиц,                              

Ненавидел грозный шум столиц                          

И всего, что было показного.                                

 

О природе мог писать толково,                            

О свободе щеголих-синиц …                                  

Дидель, Марта – сколько разных лиц, *                  

Где ещё вы видели такого?                                                          

 

«Любовь к соловьям – специальность моя,          

В различных коленах я толк понимаю:                  

За лешевой дудкой – вразброд стукотня,              

Кукушкина песня и дробь рассыпная». **               

 

Воспевает с чувством птах своих!                              

А вокруг набор годов лихих.                                      

________________________

* Дидель, Марта – персонажи из стихотворения

«Птицелов» 1918,1926

 * *«Стихи о соловье и поэте» 1925

 

4

 

А вокруг набор годов лихих,                                      

Испытаний выпало немало,                                      

Вновь война показывает жало,                                                                                            

Век двадцатый далеко не тих.                                    

 

Сколько душ загублено людских!                                    

Брат на брата шёл, подняв забрало,                                

Сотни тысяч их поубивало,                                              

Плачет девушка – погиб жених ...                                    

 

«И в каждой битве знак особый                                        
Дела героев освещал                                                            
И страшным блеском покрывал                                        
Земле не преданные гробы…» *
                                         

 

Бесновалось время, словно псих,                                        

Бурный темперамент не утих.                                              

_____________________________

* «Знаки» 1920

 

5

 

Бурный темперамент не утих,

Далеко поэтам до Парнаса …                                  

Злоключенья парня Опанаса,

Гром матерный – выноси святых.

 

Голод. На столе несвежий жмых,

И того, как видно, нет запаса,

Где добыть картошки, соли, кваса?

Чем кормить детишек шестерых?

 

«В степях гуляет ветер беззаботный,
И небо жаворонками полно,
Здесь шли: Зеленый, Ангел, Заболотный,
Тютюнник, и Петлюра, и Махно» *.

 

Пожар войны – для голода основа,                              

А с годами разгорался снова.                                  

_________________________________

* «АМССР» 1924

 

6

 

А с годами разгорался снова ,                                  

Тот юбилейный и жестокий век,                                    

И столько было в нём кровавых вех,                              

Что запросто хватило б для иного.                                

 

И продолжал вести себя сурово,                                      

Был в нём букашкой мелкой человек,                              

Какой-то сногсшибательный набег,                                        

Сосредоточье смерча вихревого.                                                                                                                            

«Я не знаю, где зарыты
Опанаса кости:
Может, под кустом ракиты,
Может, на погосте...» *

 

Степь, ковыль и тощая корова …                            

Где ты, символ счастия, – подкова?                        

____________________________

* «Дума про Опанаса» 1926

 

7

 

Где ты, символ счастия, – подкова?                        

Может, с нею Коган-коммунист?                              

Ведь амбар хозяйский выбран, чист,                        

Там осталась лишь одна полова.                              

 

Горизонты выглядят багрово,

Рад им хладнокровный пейзажист,

Разрисован  живописный лист,

Только нет в нем Когана живого.                    

 

«С Черноморья по дорогам
Пыль несется плясом,
Носом в пыль зарылся Коган
Перед Опанасом...» *

 

Вспомнят ли когда-нибудь о них?

Резко жизнь порою бьёт под дых.                              

_______________________________

* «Дума про Опанаса» 1926

 

8                                

 

Резко жизнь порою бьёт под дых                            

Правых и неправых-виноватых,                                                                  

Часто субъективно и предвзято,                              

Без законов, судей, понятых.                                      

 

Разобраться бы в делах простых,                              

Но простое сложностью чревато,                            

Помнится, история богата –                                      

Множество примеров роковых.                                  

 

«И силою пятизарядной
Оттуда вырвется удар,
Оттуда, яростный и жадный,
На город ринется пожар». *

 

Военный хаос – не для глаз объект,                                                              

Истинным художникам – респект.                          

__________________________

* «Освобождение», 1923

 

9

 

Истинным художникам – респект,                          

Лирикам, романтикам – тем боле.                            

Обожал романтику до боли,                                        

Знал в ней и язык, и диалект.

 

Главное здесь – чувство, не эффект,

Все подвластно неуемной воле,

Дело не в престижном ореоле,

Важно, чем наполнен интеллект.

 

«Романтика! Я подружился с тобой,                        
Когда с пожелтевших страниц Вальтер Скотта        
Ты мимо окна пролетала совой,                                  
Ты вызвала криком меня за ворота!» *                      

 

Хотя путей романтиков и много,                              

Цветников негусто на дорогах.                                  

_________________________________

* «Стихи о поэте и романтике» 1925

 

10

 

Цветников негусто на дорогах,                                      

Что на суше. Лучше на морях!

Сколько у Багрицкого в стихах

Моря в пейзажах и монологах.

 

Море в суеверных оберёгах

И в мечтах о дальних берегах,

Там, где бури и внезапный крах,

Жизнь в штормах и беспросветных смогах.

 

«Ранним утром я уйду с Дальницкой.

Дынь возьму и хлеба в узелке,-

Я сегодня не поэт Багрицкий,

Я – матрос на греческом дубке...» *

 

Море неизбежно взыщет строго,                                                                      

Кажется, что жизнь в сплошных тревогах,              

_______________________________

* «Возвращение» 1924

 

11

 

Кажется, что жизнь в сплошных тревогах,              

И контрабандист, и флибустьер                                  

Представляют нам такой пример –                              

Нужен фарт и повеленье Бога.                                    

 

И удачи воровской немного,

Чтоб пройти поставленный барьер,

Здесь не выживает маловер,

Тут не терпят фальши и подлога.

 

«По рыбам, по звёздам проносит шаланду:                                    
Три грека в Одессу везут контрабанду.                                        
На правом борту, что над пропастью вырос:                                
Янаки, Ставраки, папа Сатырос» *                                                  

                 

Преступникам почёт и комплимент?                                                  

Отчего возник такой аспект?                                    

________________________

* «Контрабандисты» 1927

 

12

 

Отчего возник такой аспект?                                      

От любви и к морю, и Одессе,                                                                  

Потому и появлялся в прессе                                    

Уголовный и иной субъект.                                        

 

Тут корсар и сутенёр – комплект,                              

Что завяз в таинственном процессе,                          

Словно в старой криминальной пьесе                        

Авантюрный создают прожект.                                    

 

«Скелеты бригантин, как черные бойцы,

Вонзили копья мачт в лазурную бумагу…

И пурпурный корсар безмолвно точит шпагу,

Чтоб гибель разнести в далекие концы». *

 

Романтичный сохраняя пыл,                                      

Говорят, поэт адептом слыл.                                        

______________________________

* «Пристань» 1915

 

13

 

Говорят, поэт адептом слыл                                        

Самых необузданных фантазий.

Был своим среди Европ и Азий,

У алжирских берегов проплыл.

 

Потому, наверно, многим мил

Сонмом лиц и неприступных пассий,

Гордый Цезарь и предатель Кассий, –

Никого Багрицкий не забыл.

 

«Была пора: жесток и горд,
Безумно предводя бойцами,
С железным топотом когорт
Шел Цезарь галльскими полями...» *

 

Задорный тон со смертью не остыл,                          

Он в полёте, не слагает крыл.                                      

_________________________

* «Знаки» 1920

 

14

 

Он в полёте, не слагает крыл.                                      

Говорят: «Поэт не умирает!»                                      

Если стар и млад его читает,                                        

Значит, не напрасно жизнь прожил.                            

 

Пусть хотя б один – библиофил,                                

О тебе с любовью вспоминает,                                    

И осанну добрую слагает,                                            

Значит, есть в Поэте фронт и тыл.                                

 

«За топотом шагов неведом

Случайной конницы налёт,

За мглой и пылью – следом, следом –

Уже стрекочет пулемёт». *

 

Лучшие труды, мы помним их,                                  

Для одессита характерен стих.                                          

____________________________                          

* «Освобождение» 1923

 

Магистрал (акростих)

Для одессита характерен стих,                                                                

У него прочувственное слово,                                

Шаг за щагом видим Птицелова,                                                                    

А вокруг набор годов лихих.                                  

 

Бурный темперамент не утих,                                  

А с годами разгорался снова,                                  

Где ты, символ счастия, – подкова?                        

Резко жизнь порою бьёт под дых.                                                              

 

Истинным художникам – респект,                            

Цветников негусто на дорогах.                                                                      

Кажется, что жизнь в сплошных тревогах,                                  

Отчего возник такой аспект?                                      

 

Говорят, поэт адептом слыл,                                        

Он в полёте, не слагает крыл.                                        

 

10.11.2015

Здравствуйте, уважаемый Марк!

с удовольствием продолжаю вчитываться в Ваше удивительное собрание...

сочинение о Багрицком своеобразно по ритмике, сочетание хореических строк с ямбическими воспринимается как колорит. моря? романтики? авторской логики? - не знаю. Но - к о л о р и т ...

Всё очень цельно. однако, есть одна промашка, затесалась, шальною волной!)) -

обратите, пожалуйста, внимание на первый катрен в 10м сонете.

... и, конечно же! - "не оставляйте стараний, Маэстро,

не убирайте ладони со лба..." )

Н.Е.


Cпасибо, Нина, за отклик!


По поводу Вашего замечания относительно замечания по 10 сонету.

Я что-то не углядел в нём большого криминала, может, поясните 

конкретнее, в чем Вы видите промашку?


С теплом,

М.Л.

я тоже "с теплом", Марк, не сомневайтесь...))


"Цветников негусто на дорогах,                                      

Что на суше. Лучше на морях!

Сколько у Багрицкого в стихах

Моря в пейзажАх и монологах."


попробовала, конечно, читать так, как предлагает автор, то есть -


"Сколько у Багрицкого в стихах

Моря // в пейзАжах // и монологах."


думаю, что если бы эта ритмически изысканная строка не просто вдруг "аукнулась", но где-то и "откликнулась" аналогичной ритмикой в ближайшем окружении строк, - например, во втором катрене... как-нибудь иначе прозвучала бы 8я строка... или ещё какая-нибудь "ожидаемая неожиданность" возымела бы место быть, - то ничего бы не осталось читателю, кроме как восторгУться! действительно изысканной техникой... (или востОргнуться?) - словом, порадоваться ухом и умом (сердцем). НО.

семь строк из восьми звучат в одном, единообразном ритме.

а одна "вдруг" - вот  т а к а я, "нестандартная"...

лично мне как читателю - "этого мало"... ухо упорно воспринимает фразу  как "море в пейзажАх", то есть по ритмическому алгоритму, заданному в периоде... ум берёт на себя труд "догадаться" - о вынужденном ритмическом сдвиге, а сердце... уже не восторгается, но  с н и с х о д и т... Что несколько вредит, на мой взгляд, - разумеется, субъективный! - ОБЩЕМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ВПЕЧАТЛЕНИЮ.

Но. ОЧЕНЬ МОЖЕТ БЫТЬ, что я ошибаюсь и "ЭТО" - ничему не вредит!


С уважением,

Н.Е.

---------------

// -  вместо цезуры, тут у меня нету ейнаго значка...))


Нина, добросовестно пытался что-то изменить, но, хоть убей, ничего не придумалось. Решил оставить так, как было.


М.Л.

"И сердце к восприятию готово,                                        

У него прочувственное слово."  


Это про В а с, Марк...


Спасибо!

Сонеты, посвященные поэтам, - это замечательно, и пишите Вы их, Марк, с теплом и светлой душой!