Созвучны души - Мандельштам и Моцарт

Дата: 07-12-2015 | 14:31:15


* * *

О. Мандельштаму

 

Созвучны души – Мандельштам и Моцарт

Не первой буквой – полным существом!

Декабрь ещё не зимний – только мокрый

За чёрным и безлиственным стволом…

 

Начало века в грозовом тумане

И не понять, где правда и что ложь.

Россия вся в разброде и обмане,

Но Мандельштам на Моцарта похож!

 

Свистит скворец среди миндальных крошек

Дворов-колодцев в питерской тени.

Парад – фасадов, слепота окошек

Квадратам из брандмауэров – взгляни!

 

Одиннадцатой песни – Лакримозы –

Звучит хорал и ввысь возносит хор…

Морозно приношение чёрной розы:

Из чёрной прозы – грозный приговор.

 

Век – волк! – Не волкодав. – Не волчьей шубы

Рукав заждался – вышки и забор:

Ещё привычно ищут рифмы губы

И с веком длится безнадёжный спор.

 

Но Мандельштам и Моцарт – остаются,

А век – ушёл, как до него ушли…

Поэтам что летающие блюдца

И чудеса: они у них внутри!

 

Созвучны души: Мандельштам и Моцарт –

Те сферы, чья подкладка – небеса.

Не Асти пил, а зим советских оцет.

Лесоповал – не русские леса.

 

Но строками стиха из века веком

Сияют над Россией имена!

Не волчья сыть – поэта-человека

Заря уже над крышами видна.

 

6 декабря 15

LXXVI.18


Хорошие стихи, Дмитрий!

Всё преходяще, а музыка/поэзия вечны.

Мандельштам и Моцарт – остаются

!!!

Творческих взлётов и радости от жизни!

Благодарю, Сергей!

И так хочется хоть немного подняться до них!... :)))

А Моцартом русской психологии устойчиво называют Л.Выготского. Из всех "портретов" Мандельштама мне ближе всего "автопортрет", как раз тот, где об "асти" - "я пью за военные астры...". Спасибо, Дмитрий!

Благодарю, Тимофей!

Я честно пытался читать Выгодского, тем более, что курс психологии нам читала его внучка - Лена Кравцова - но честно же  признаюсь: не осилил... :))) Как поётся в песне "когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли..."  :)))

Но, слава богу, осилил Осипа Эмилича, что, мне кажется, гораздо важнее...

Загадали же Вы мне загадку, Дмитрий. Я знаю, что просто так Вы ничего не напишете, но всё же (как рядовой любитель музыки и поэзии) не вижу я в душах Моцарта и Мандельштама особо много созвучного кроме величины их личностей и того, что мир искусства был для них важнее мира реального.  Безусловно, "Мандельштам и Моцарт – остаются", но душ "чья подкладка – небеса" не так уж мало...

Понимаю, что стихотворение посвящено Мандельштаму и Вы пытаетесь именно в нём раскрыть "Моцартовское начало"...

Поясните, если найдёте время.


Ух, Яков – Ваши вопросы меня постоянно заставляют просыпа́ться… :))

Попытаюс!.. :))

Именно

*величина личностей

и

* мир искусства был для них важнее мира реального

(кстати - это ещё открытый вопрос, какой мир реальный, а какой - всего лишь его проекция на вещественный аспект)...

 

Но вот насчёт авторов, "чья подкладка – небеса"

(может мне просто не везёт? :)) был бы признателен за хотя бы небольшой перечень…

Если, конечно, не считать «небесами» стихи, где

купола/колокола,

крест/окрест,

мессия/Россия и т.п.

 

Общим (кроме всего уже названного) мне видится СВЕЖЕСТЬ языка; отсутствие того, что мы правильно наз. сегодня ФОРМАТОМ; того, что сам ОМ обозначал (ну, может, не самыми удачными словами) – «дикое мясо»… НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ.

 

Вот как-то так, Яков…

Благодарю, что снова растолкали!..

:))))))))))


Спасибо, Дмитрий, за Ваш подробный ответ.

По-моему, Вы слишком строго относитесь к великим музыкантам и поэтам, чьё творчество пришлось на последние 200 лет (в смысле "чья подкладка - небеса"). Неужели за это время в данную категорию смогли войти только Моцарт и Мандельштам? Если говорить о поэзии, полагаю, что  к подобным личностям нужно отнести титанов "Золотого Века" Пушкина и Лермонтова. А "Серебряный Век" -   Хлебников, Блок, Ахматова, Цветаева...  Думаю, этот список можно было бы значительно расширить. Но это на мой не вполне профессиональный взгляд.


Кстати, сегодня я опубликовал своё стихотворение на библейскую тематику, о котором говорил. Мне было бы очень интересно узнать Ваше нелицеприятное мнение о нём.


Всего Вам доброго.

Яков.