Блейк. Иерусалим. Лист 90

Иерусалим. Эманация Гиганта Альбиона

Лист 90

Жена от Мужа, и от Человека оба отделившись,
Живут лишь для себя — она не Эманация уже!
Пока их мозг сужается, сжимаются сердца,
И чресла усыхают, разрастается вокруг
5 Завеса — сеть кровававых вен, подобно багрянице,
От взора Человека их сокрыв под пеленою сна
И превратив цветы Беулы в саван погребальный,
Непроницаемый, наощупь мягкий, но злотворный для объятий,
Любовных, для смешения волокон нежных чувств,
10 И не сливается мужское с женским, но закрыто
Для Пафоса Возвышенное, что в мученьях страшных
Возводит каменные стены разобщенья, дабы Пафос
Из этих страшных мук соткал себе покровы тайны.

На Скиддо Боуэн с Конвенной разрезали жилы
15 Вениамина в честерской реке; шумели реки Мерси
И Риббл, в Ирландское впадая море, словно cыновья
Гиганта пожирающие жизнь и вечный образ Лувы.
В тоске стонали Чешир, Ланкашир и Уэстморленд.
Так Боуэн жилы вырезал из рек и жёг железом раскалённым
20 В своём горниле, чтоб в костях из мела и камней их закрепить.
Конвенна пела гимны и вытягивала из костей
Волокна жизни, заполняя ими золотую ткальню.
А Хэнда печь от Хайгейта тянулась через Темзу
До Брукли-Хиллз, где с Боудикой двойной он отрезал
25 Рувима от холмов Суррея в гордости жестокой,
Объединившись с Лувой и с гробницей Лувы, ибо
Муж — это печь бериллова, Жена — златая ткальня!

И Лос вскричал: «Никто присваивать не должен ни себе,
Ни эманациям своим вселенские черты
30 Христа или Давида, прародительницы-Евы иль Рувима,
Вениамина иль Иосифа, Иуды или Леви.
Тот смертный, кто себе присвоит вечные черты,
Свершит кощунство самости, да будет истреблён.
Христос из плоти, девственная Ева — богохульство
35 Двуполое, что изначально — воплощенье Зла!
Да будет суждено ему исчезнуть! Порожденьем
Поглоченнный, пусть он не возродится! Господи Иисусе,
Гряди и на себя плоть Сатанинской Святости возьми!»

Так в долах Миддлсекса Лос кричал, пророчеством объятый,
40 А Хэнд, Хайл, Боуэн, Скоффилд, имена богов присвоили себе,
И в самости своей Видение Божье обращали в плоть,
В земное, бренное, подверженное порче, дабы с Лувой
Объединиться и предстать Великим Сатаной.

В клещах под молотом вопили Дщери Альбиона,
45 И громко причитали в горне раскалённом, выпивая
Рувима и Вениамина, как железо пьёт огонь,
Багровы от жестокости, вдоль Темзы шли они,
Красой чаруя жертв своих у Тайберна ручья;
Хэнд и Хайлом, плотно сжав мельчайшие частицы,
50 Из них до самых звёзд воздвигли башню; Лос однако
Придал им молотом телесные черты, чтоб не угасла Жизнь.

И молвил Лос: «Тот, кто универсальные черты себе присвоит,
Разделится на мужа и жену — тот и другой,
Крадя чужую личность, станет Вечной Смертью,
55 Гермафродитом, Бог которого — жестокость и закон,
И только раб и пленник служит Богу Милосердья:
Вот Лоса мысль, и молота могучий вхмах — ей в подтвержденье!»

Стыдясь и ужасаясь, слушали Гиганты Альбиона,
И стали ставить шаткие строенья из камней дрожащих:
60 Пока в громах и молниях гремело слово Лоса,
Они метались по земле в испуге между капищ
Или таились в круге Молдона иль Стратнесса, иль Юры,
И норовили Альбиона поглотить, и Лоса — друга Альбиона,
Кощунствуя пред Богом и глумясь над жизнью вечной, величая
65 Себя деистами, служителями Человечности материальной,
Прозвав её «Естественной религией» или «Природой».

Но не смолкало слово Лоса, гром его гремел:

«О дивное заклятье Альбиона, твой восторг — жестокость!..»

1 ноября 2015, Сент-Олбанс

Примечания

1. «Женское отделяется от Мужского…» — Блейк считает, что полноценный Человек может быть только в полном слиянии Мужского и Женского начал.

5. «Багряница» См. Матф. 27:27-28 «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу…»

11. Блейк ассоциирует мужское начало с Возвышенным (Sublime) а женское — с Пафосом (Pathos) — страстным воодушевлением, выражением сильных эмоций. В соединении друг с другом эти части состовляют полноценного Человека, Когда они разделены, они служат источником страданий, мучений.

14. Скиддо (Skiddaw) — гора в Озёрном крае на северо-западе Англии. См. комментарий к 80:57. Боуэн — вероятно, Томас Бартон Боуэн, член суда участвовавший в процессе по обвинению Блейка в призыве к мятежу. Боун вместе с Конвенной (своей эманацией) «Вырезают жилы Вениамина из рек»... — этот не вполне понятный процесс может означать то, что тем самым они «отрезают» Вениамина от дома, передназначенного ему, как дальше будет ясно из слов Лоса (28-38). Реки у Блейка часто являются кровавыми венами или артериями графств, краёв, земель.

15 «Река Честера» (Ди), «Мерси и Риббл» (River Dee, Mersey & Ribble) — реки на северо-западе Англии, впадающие в Ирландское море. Уэстморленд (Westmorland) — графство в Англии на полуострове Камберленд. С 1973 года вошло в состав графства Камбрия.

24 Брокли-Хиллс (Brockley Hills) — холмистый район на юго-востоке Лондона. Боудикка Boadicea (также Боудика, или Будика, Боадицея), кельтская воительница, возглавившая аантиримское восстание 61 года.

26. «Объединившись с Лувой и с гробницей Лувы...» — Лува здесь играет роль Антихриста.

34. Блейк отвергает идеал женщины как «непорочной Евы» (прародительницы всех женщин с чертыми Девы Марии), также как он отвергает идею земного смертного Христа.

38. Ср. с Молитвой Иоанна Богослова, Откр. 22:20 «Ей, гряди, Господи Иисусе!» «...возьми на себя Сатанинскую Плоть Святости» -- чтобы проверить, осудить и разрушить её.

46. «Они пьют Рувима и Вениамина...» — то есть, от старшего до младшего сыновей Израилевых.

52-57. Дэвид Уитмарч-Найт (David Whithmarsh-Knight “William Blake’s Jerusalem explained» p.532-3) так трактует этот пассаж: «Пророческое понимание очерчивает троичную, или множественную череду событий, которая вытекает из конечности вегетативного бытия. «Когда Личность присваивает себе Универсальность», как сделал Альбион, отвернувшись от лика Бога, «Он делится на Мужчину и Женщину». Как показано, Альбион внутренне делится на зоа и эманацию, тень и призрак, сыновей и дщерей, мужскую и женскую вегетативную жизни. Дальше Лос говорит: «Когда Мужчина и Женщина заимствуют Индивидуальность, они становятся Вечной Смертью». Едиственное единение таких заимствованных индивидуальностей есть конечное единение мужчины и женщины. Они поэтому становятся «Гермафродитическими служителями Бога жестокости и закона». Их служение и моральный закон убийственны и их экономика неизлечимо зависима и одержима похотью. «Их рабы и пленники» не имеют доступа к власти или к жестокости и закону тех «Гермафродитических служителей». Вместо этого они порабощены и принуждены «служить Богу Милосердия» согласно доктрины приниженного раболепия и псевдо-прощения, которую Лос рассматривает как повиновение без любви и как пародию на милосердрую любовь Иисуса».

59. «дрожащие качающиеся Камни...» — большие длинные камни, уложенные в центре своей тяжести на те, что поменьше и балансирующие на них. Найдены в разных частях света, включая Британию. Считалось, что они могли быть специально поставлены друидами.

62. «...в круге Молдона или в Стратнесса или Юры...» Молдон (Maldon, Блейк пишет Malden) произносится ИmTРldYn),— город и одноимённый район в графстве Эссекс. Стратнесс — возможно, Strathrusdale — долина на севере Шотландии. Юра или Дура (Jurs or Dura) — остров на севере Шотландии. Места, где сохранились руины языческих каменных храмов.

68 “These beautiful Witchcrafts of Albion, are gratified by Cruelty...” — не вполне ясное начало нового монолога Лоса, который кончается на 30 строке следующего листа. Буквально: «Прекрасные чудеса Альбиона рады жестокости ». Исследователи, как правило, оставляют эту строку без комментария, однако Дэвид Уитмарч-Найт (там же, p.534) предлагает неожиданную трактовку: «Прекрасные чудеса» богини фертильности Валы «рады жестокости» .

Plate 90

The Feminine separates from the Masculine & both from Man,
Ceasing to be His Emanations, Life to Themselves assuming!
And while they circumscribe his Brain, & while they circumscribe
His Heart, & while they circumscribe his Loins! a Veil & Net
5 Of Veins of red Blood grows around them like a scarlet robe.
Covering them from the sight of Man like the woven Veil of Sleep
Such as the Flowers of Beulah weave to be their Funeral Mantles
But dark! opake! tender to touch, & painful! & agonizing
To the embrace of love, & to the mingling of soft fibres
10 Of tender affection. that no more the Masculine mingles
With the Feminine. but the Sublime is shut out from the Pathos
In howling torment, to build stone walls of separation, compelling
The Pathos, to weave curtains of hiding secresy from the torment.

Bowen & Conwenna stood on Skiddaw cutting the Fibres
15 Of Benjamin from Chesters River: loud the River; loud the Mersey
And the Ribble. thunder into the Irish sea, as the Twelve Sons
Of Albion drank & imbibed the Life & eternal Form of Luvah
Cheshire & Lancashire & Westmoreland groan in anguish
As they cut the fibres from the Rivers he sears them with hot
20 Iron of his Forge & fixes them into Bones of chalk & Rock
Conwenna sat above: with solemn cadences she drew
Fibres of life out from the Bones into her golden Loom
Hand had his Furnace on Highgates heights & it reachd

To Brockley Hills across the Thames: he with double Boadicea
25 In cruel pride cut Reuben apart from the Hills of Surrey
Comingling with Luvah & with the Sepulcher of Luvah
For the Male is a Furnace of beryll: the Female is a golden Loom

Los cries: No Individual ought to appropriate to Himself
Or to his Emanation, any of the Universal Characteristics
30 Of David or of Eve, of the Woman, or of the Lord.
Of Reuben or of Benjamin, of Joseph or Judah or Levi
Those who dare appropriate to themselves Universal Attributes
Are the Blasphemous Selfhoods & must be broken asunder
A Vegetated Christ & a Virgin Eve, are the Hermaphroditic
35 Blasphemy, by his Maternal Birth he is that Evil-One
And his Maternal Humanity must be put off Eternally
Lest the Sexual Generation swallow up Regeneration
Come Lord Jesus take on thee the Satanic Body of Holiness

So Los cried in the Valleys of Middlesex in the Spirit of Prophecy
40 While in Selfhood Hand & Hyle & Bowen & Skofeld appropriate
The Divine Names: seeking to Vegetate the Divine Vision
In a corporeal & ever dying Vegetation & Corruption
Mingling with Luvah in One. they become One Great Satan

Loud scream the Daughters of Albion beneath the Tongs & Hammer
45 Dolorous are their lamentations in the burning Forge
They drink Reuben & Benjamin as the iron drinks the fire
They are red hot with cruelty: raving along the Banks of Thames
And on Tyburns Brook among the howling Victims in loveliness
While Hand & Hyle condense the Little-ones & erect them into
50 A mighty Temple even to the stars: but they Vegetate
Beneath Los's Hammer, that Life may not be blotted out.

For Los said: When the Individual appropriates Universality
He divides into Male & Female: & when the Male & Female,
Appropriate Individuality, they become an Eternal Death.
55 Hermaphroditic worshippers of a God of cruelty & law!
Your Slaves & Captives; you compell to worship a God of Mercy.
These are the Demonstrations of Los, & the blows of my mighty Hammer

So Los spoke. And the Giants of Albion terrified & ashamed
With Los's thunderous Words, began to build trembling rocking Stones
60 For his Words roll in thunders & lightnings among the Temples
Terrified rocking to & fro upon the earth, & sometimes
Resting in a Circle in Maiden or in Strathness or Dura.
Plotting to devour Albion & Los the friend of Albion
Denying in private: mocking God & Eternal Life: & in Public
65 Collusion, calling themselves Deists, Worshipping the Maternal
Humanity; calling it Nature, and Natural Religion

But still the thunder of Los peals loud & thus the thunder's cry

These beautiful Witchcrafts of Albion, are gratifyd by Cruelty

_________________
С уважением, Дима (Д. Смирнов-Cадовский)

"To create a little flower is the labour of ages." (Blake)




Д. Смирнов-Садовский, поэтический перевод, 2015

Сертификат Поэзия.ру: серия 1085 № 115206 от 01.11.2015

0 | 0 | 915 | 08.02.2023. 17:37:45

Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать это произведение.