Автор: Яков Цемель
Дата: 28-09-2015 | 18:57:31
Там, где Времени нет, не бывает и Жизни телесной…
Сотворил Бог всесильный и Время, и Небо, и Тундру.
Разноцветным сиянием Небо Он щедро украсил,
И оленей стада Он направил в суровую Тундру.
А потом Бог позвал в этот девственный край человека,
Чтобы пас он оленей, кочуя по этим просторам,
Рыб ловил в чистых водах холодных и зверя морского.
Из людей отобрал Бог и взял себе в слуги Шаманов.
Научил понимать языки Духов Моря и Тундры,
Изготавливать Бубен, кружиться с ним в танце священном
И седлать его, словно коня, отправляясь в Мир Духов.
Мой народ – лишь одна из частей нашей Тундры великой.
Мы живем по законам её, благодарно встречая
Каждый день кратким солнечным летом и ночью полярной.
Сквозь большие снега часто слышу я странные звуки –
Отдалённые звуки Оркестра из Мира Другого.
Музыкант молодой и решительный им управляет.
Эти звуки легко проникают на наши равнины,
И тревожит меня, умудрённого Тундрой Шамана,
И влечёт, и пугает Душа его музыки… Знаю,
Мне её не понять. Никогда. Этих звуков потоки…
Не от ветра и птиц, очевидно, идёт их начало.
Сотни Духов искусных, что служат тому Музыканту,
Издают их, свой мир незнакомый познать приглашая.
Мой Оркестр – это всё, что с рождения нас окружает,
Издавая веками те звуки, что знает Природа.
Летом Ветер негромко играет на травах послушных,
На дождях он играет то грозно, то нежно и звонко.
Голоса свои птицы вплетают в мелодии эти,
И оленей стада отбивают копытами ритмы –
В них биение сердца земли своей мы ощущаем.
А зимой лишь снегами без устали Ветер играет.
Спит под ними трава, и на юг улетели все птицы.
Только волки порой в непогоду поют свои песни,
Да в морозы звенят наши нарты, что мчатся по снегу.
С детских лет мы воспитаны музыкой Чистого Края.
Без неё не дано нам прожить на земле наших предков,
И когда мы зимой или летом кочуем по Тундре,
То в дороге невольно Оркестру тому подпеваем.
Если трудно приходится людям в холодную зиму,
Если льды и снега от оленей скрывают их пищу,
И болезни преследуют нас, и печалятся Души,
Я народ созываю, беру колотушку и Бубен,
Разжигаю костёр и обряд начинаю старинный.
Бубен я согреваю – он сил у Огня наберётся,
И от этого голос его станет чистым и звонким…
Первый звук от удара по Бубну бывает негромким,
Но он долго не гаснет, над стойбищем кружит, как птица,
И все знают – в тяжёлый путь к Духам отправлюсь я скоро.
Я стучу то сильнее – то тише, то реже – то чаще.
Мои руки и Бубен едины в создании звуков,
Что понятны и Тундре, и Небу, и северным Духам.
Я кружусь, я склоняюсь к Земле и к Огню прикасаюсь –
Он даёт мне Тепло, но не ранит и не обжигает.
Всё быстрее становится танец, и я ощущаю,
Как вокруг меня Время пульсирует, мечется, рвётся,
И когда, обессиленный, падаю я перед чумом,
То Душа покидает моё неподвижное тело
И летит в Мир Безвременья к Духам великим и вечным.
Духи знают её и относятся к ней дружелюбно.
Если могут помочь – помогают, а нет – исчезают,
И блуждает Душа в этом мире, и к Богу стремится.
Бог является к ней и общается, словно с ребёнком,
Что нуждается в силе Его, и любви, и защите.
Жаль, что Божью любовь иногда разглядеть очень трудно,
А всех дел Его истинный смысл не постичь и шаманам…
Возвращается в тело Душа, и оно оживает,
Но пока воедино они не срастутся друг с другом,
Я лежу неподвижно. Я землю собой ощущаю,
Открываю глаза, вижу неба знакомые краски,
Слышу стойбища звуки и запахи трав различаю.
Я как будто в себя прихожу после долгой болезни…
Но я счастлив, что мне в том краю, где родился и вырос,
Родового Шамана нелёгкая выпала доля –
И людей, и оленей вести через Время по Тундре,
А заботы мои – чтобы все уцелели в дороге.
Мне для жизни достойной хватает того, что имею –
Бог всё это дал предкам, которые здесь поселились.
Мудрых Духов, что преданно служат Ему, почитаю,
И живу я в согласии с музыкой Неба и Тундры…
Но Душа моя помнит – когда она с Богом общалась,
То поблизости где-то была и Душа Музыканта.
Кто же ты, Музыкант из далёкого Мира Другого?
В твоей музыке звуки живые земли незнакомой,
Крики Чисел, что чайками кружат над Морем Познаний,
И уродливых Войн голоса громовые смешались…
У тебя есть и Бог, и земля твоих предков, и пища,
Есть и Духи Его – так чего же тебе не хватает?
Ты свой собственный мир создаёшь – Мир Искусственных Духов.
В твоей музыке, полной энергии, силы и страсти,
Я порой ощущаю сомнения, боль и тревогу.
В ней я слышу, как мечешься ты между миром Природы
И тем миром, который, подобно Творцу, созидаешь.
Но в Оркестре одном невозможно слить звуки живые
И бесстрастные звуки всесильных Искусственных Духов.
Голоса их всё громче становятся. Трудно понять мне,
Кто из вас управляет Оркестром и музыку пишет,
Кто кого и куда в твоём мире ведёт через Время…
Я народ созываю, беру колотушку и Бубен,
Разжигаю костёр, и обряд свой опять начинаю…
Яков Цемель, 2015
Сертификат Поэзия.ру: серия 1551 № 114498 от 28.09.2015
1 | 6 | 1487 | 22.12.2024. 10:28:15
Произведение оценили (+): ["Кохан Мария"]
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Re: Сказание о Шамане и Музыканте Яков Цемель
Автор Яков Цемель
Дата: 24-12-2015 | 14:21:53
Яков Цемель 2015-09-29 11:57:20
Благодарю Вас, Игорь, за высокую оценку моего стихотворения и точное понимание
того, что я хотел сказать в нём. Это очень важно для меня. Большое спасибо.
Яков, о стилистике писать не буду, она безупречна. Размышляю над смыслами этого сказания (процесс не совсем закончен пока) и хочу поделиться моим видением и узнать Ваше мнение о нем.
Шаманство - очень сложное явление, считается, что именно оно был доцивилизационной прарелигией человечества. Вы необыкновенно красиво описали призвание Богом Шамана - того, кого сотни лет считали "слугой Диавола", а позже "классовым врагом" и пытались сжить со света. Но тех, кто имеет божественное призвание, людям извести не получится, как бы они не изощрялись.
"
Бог всё это дал предкам, которые здесь поселились.
Мудрых Духов, что преданно служат Ему, почитаю,
И живу я в согласии с музыкой Неба и Тундры…"
Все, что дано Богом (или Богами, зависит от точки отсчета), рано или поздно вернется тем, кто имеет на это право. Я в это абсолютно верю.
Музыкант.. Он бунтует, стремится создать нечто свое, независимое от природных сил, но и отойти совсем от них не может, потому что сам содержит элементы стихий, а, значит, он неразрывно связан с ними. Подняться над стихиями может лишь полностью независимое от них существо. В этом, думаю, трагедия Музыканта. Какая же судьба ждет его, Яков?
Тема: Re: Re: Сказание о Шамане и Музыканте Яков Цемель
Автор Яков Цемель
Дата: 25-11-2016 | 12:04:10
Мария, спасибо за Ваш интересный отзыв. Хотел Вам ответить вчера, но не получилось - очень уж выдался напряжённый и утомительный день.
Сначала об образах Шамана и Музыканта. Шаман - это человек от Природы, а Музыкант - человек от Цивилизации. Шаману ничего не нужно кроме Бога, Духов и "Чистого Края". Он бесконечно далёк от строительства "Вавилонской башни" современного мира. А Музыкант потомок этих строителей и успешно продолжает их дело. Почему я его так назвал? В своём стихотворении я хотел противопоставить музыку Природы и музыку Цивилизации, олицетворением, которой он является. Музыку Природы человеку не нужно создавать, в ней можно только жить, а музыку Цивилизации создают не только люди, но и "всесильные Искусственные Духи". Я думаю, что трагедия Музыканта состоит в том, что своим Оркестром он уже не в состоянии управлять. Он разрывается между Природой, которой был создан и Искусственными Духами, созданными им, что населяют постоянно растущую "Вавилонскую башню".
К сожалению, Музыкант практически разрушил мир Шамана (это отдельный разговор... мне тоже хочется верить, что он не исчезнет и в каком-то виде вернётся), а какая судьба ждёт самого Музыканта и всю нашу Цивилизацию я не знаю...
Тема: Re: Re: Re: Сказание о Шамане и Музыканте Яков Цемель
Автор Кохан Мария
Дата: 25-11-2016 | 14:52:45
Яков, благодарю Вас за объяснение. Я восприняла образы Шамана и Музыканта по-своему. Игорь правильно заметил, что стихи многослойны).
Я увидела в них именно людей искусств, а не обобщенно людей разных миров - доцивилизационного и цивилизационного.
Видите ли, представление об искусстве было совсем другим в мире Шамана. Искусством признавали способность утихомирить бурю или увидеть опасность, угрожающую народу, и отвести ее. Искусством считалось уметь ладить с духами природы, которые охраняют человека, и противостоять недружественным.
В мире Музыканта искусство - это создание искусственных форм и да, конечно, "искусственных духов". Но этот путь искусства сейчас приближается к тупику. Думаю, Музыкант скоро будет просто невостребован - цивилизация, его породившая, его вытолкнет..
Спасибо за эти стихи, Яков, они мне пришлись по душе.
Тема: Re: Re: Re: Re: Сказание о Шамане и Музыканте Яков Цемель
Автор Яков Цемель
Дата: 25-11-2016 | 17:22:51
Мария, в качестве Музыканта я видел человека - строителя "Вавилонской башни" современной цивилизации и создателя "Искусственных Духов". Не думаю, что его вытолкнут. Скорее всего, он изменится и сможет "договорится" с ними...
Тема: Re: Сказание о Шамане и Музыканте Яков Цемель
Автор Игорь Муханов
Дата: 29-09-2015 | 06:56:09
Глубокое, многослойное, мифо-эпическое стихотворение с хорошо выдержанным стилем...
Спасибо, Яков!