Дата: 14-09-2015 | 11:57:29
Нижеследующий текст представляет собой запись беседы, проведенной мною в рамках программы "Мастер-классы членов жюри" на фестивале "Провинция у моря" - 2015.
Понимаю, что место этому материалу, скорее, в "Лавровой роще" (если вообще где-нибудь такое место имеется). Но после добровольной отставки неизменного редактора этой рублики даже не знаю к кому обращаться. Потому здесь.
Добавлю, что к моменту проведения этой программы уже ни один член жюри не оказался в состоянии.
«Как вы яхту назовете…»
Приветствую всех, посетивших наше мероприятие.
Прежде всего, должен сказать, что его жанровое обозначение «Мастер-класс» мне не очень нравится. Ибо предполагает, что с одной стороны вещает некий «мастер», а с другой ему со священным трепетом внимает «класс». Как правило, это, конечно, не так.
Просто между обеими сторонами происходит обмен опытом. У кого-то его больше, у кого-то будет еще больше. Со временем.
Если говорить о названии этой встречи, то в ней речь пойдет о следующем.
Издание книги: от замысла до воплощения.
Что при этом является наиболее важным, как работать с текстом при подготовке книги, какие компоненты ее содержания и оформления следует обязательно принимать во внимание и т. д.
Излагать я буду неизбежно тезисно и конспективно. Остальное можно додумать.
Пойдем по порядку.
Издание книги. Возможность и необходимость.
Возможность издания книги имеет три составляющих.
Желание, наличие необходимого количества приличного текстового материала и финансовое обеспечение.
Последнее является наиболее существенным. Поэтому по умолчанию будет считать, что таковое имеет место. Хотя размер кошелька непосредственно и решающим образом влияет и на все остальное.
Точно также можно предполагать, что желание присутствует всегда. Пусть это далеко и не всегда так.
А вот наличие достойного материала все собственно и определяет.
Допустим, вы более или мене регулярно пишете стихи, и муза вас не покидает.
Написанное вы выкладываете в Сеть (экзотический вариант – кладете в стол).
И вот через год, месяц, неделю напряженного труда (как у кого) у вас накапливается достаточное количество поэтического материала.
К примеру, сто стихотворений. Или больше, или меньше, но уже есть основания для издания книжки.
Потому, что какой бы сетевой популярностью вы не пользовались, сколько бы у вас не было виртуальных поклонников и дружбанов, все же потребность отразить свое творчество в «бумажном» виде неизбежно появляется и со временем все усиливается.
Необходимость подобного деяния обосновывается следующими соображениями:
1) фиксация сделанного в наглядной и материальной форме;
2) повышение (изменение) поэтического статуса;
3) удовлетворение творческих и личных амбиций, которые являются основой мотивировкой человеческой жизнедеятельности вообще и поэта, в частности.
Когда же у вас появится полочка (полка, книжный шкаф), где вы размещаете во все возрастающем количестве свои книги, то вами неизбежно овладевает чувство глубокого удовлетворения и ощущение того, что жизнь удалась (прошла не зря).
И когда вас не станет, для родных и близких ваши книги будут все время напоминать о вас.
И пусть внуки-правнуки, проходя мимо этих полок, будут думать уже совсем другое: «А что с этим хламом делать?». Но если даже они, в конце концов, примут решение ваши книжки сдать в макалатуру (выбросить на свалку), все равно даже это будет в некотором смысле сакральным жестом по увековечиванию вашей памяти. Но не будем о не вечном и грустном.
Поговорим о конкретных вещах.
Итак.
Что делать с материалом.
Вы решили издать книгу. Определились и договорились с издательством (типографией).
В идеале у книги должен быть редактор или хотя бы корректор.
Нередко бывает, что по разным причинам в таком качестве автор видит собственный здравый смысл. Допустим. Конечно, хорошо, если это смысл действительно здравый.
Для начала прикиньте, как ваш текст будет выглядеть в книге.
Каким выйдет объем вашей книжки, каков ее формат – высота-ширина.
Напомню, что при офсетной печати обычно книги собираются из блоков в 16 стр.
Можно, конечно, выпустить книжечку и в несколько десятков страниц.
Если вы со временем станете классиком, это факт все отметят.
Но, думаю, вы замахнетесь страниц на сто или даже двести.
Итак, вы определились или вам навязали объем и формат книжки.
Согласовали тираж. За количеством гнаться не стоит. Представьте: сколько экземпляров вы сможете раздарить, продать и где будете хранить оставшиеся. Похоже, что 300 штук вам хватит с головой. Но, конечно, если вы ведете бурную фестивальную жизнь, то можно подумать и о большем количестве.
(В середине прошлого десятилетия в Киев часто приезжал московский издатель Александр Шишикн. Привозил по пять-десять изданных им книг. Приличным тиражом и в хорошем оформлении. И некоторых их авторов иногда с собой прихватывал. Когда я его спросил, что он будет делать с такой книжной массой, он ответил – Офис у меня большой, шкафов много, есть куда сваливать. Но далеко не у всех авторов имеются такие возможности, поэтому над тиражом издания все-таки следует задумываться).
Пошли дальше.
Просмотрите еще раз весь корпус стихов, намеченных к изданию.
Разбейте его на три кучки.
Нечто действительно стоящее. Приличные тексты. И достаточно проходные стихи.
Первые два и станут основой книги. Их композиционное чередование во многом определит восприятие книги.
Не отбрасывайте совсем и не слишком кондиционные стихи.
Возможно, придется дотягивать объем книги до количества страниц кратному объему блоков, тут их и можно использовать. С этой же целью используются стихи из и предыдущих сборников.
Разумеется, если книга претендует на оригинальность содержания, и вы изначально не ориентируетесь на сборную солянку.
Можно, разумеется, имеющийся материал разместить в книге, так сказать, навалом и безо всякой системы.
Но вряд ли это произведет должное впечатление на ваших читателей.
Да и литературоведам и критикам изрядно затруднит работу над вашим наследием.
Следовательно, имеющийся материал нужно определенным образом структурировать.
Самыми распространенными принципами при этом являются хронологический и тематический.
Примеры.
Стихи 90-х, 00-х, 10-х и т. д.
Или: стихи о любви, стихи о природе, гражданская лирика и т. п.
Но, конечно, можно придумать и нечто более концептуальное.
В любом случае материал будет располагаться по некоторым разделам.
Их количество определяется объемом материала и его разнообразием.
Желательно, чтобы внутри раздела присутствовала некоторая композиция представления материала.
И тематически и визуально тексты должны соответствовать друг другу.
При выборе названий разделов допускается некоторое самоцитирование.
Хотя это и не лучший вариант. Но если в голову не приходит ничего другого, то…
Но и оригинальное название придумать не так уж трудно.
Названию могут сопутствовать и некоторые краткие разъяснения. Лично я такое иногда практикую.
Следующий ключевой момент – верстка книги.
Желательно, чтобы его выполняли профессионалы, а не люди, просто умеющие работать в ворде.
(Принцип Кручика. Известный киевский поэт и журналист Игорь Кручик на всех литературных встречах двадцатилетней давности провозглашал свой главный лозунг «Утрачена культура книгоиздания».
Со временем я понял, что он был совершенно прав).
Здесь важно практически все.
Размещение материала на странице, размеры отступов сверху, снизу и по сторонам.
Колонтитулы, нумерация страниц. (Хотя колонтитулы уже выходят из моды).
Слишком жестких правил здесь не существуют, но есть общепринятая книгоиздательская практика и хороший вкус.
Так заметные изменения межстрочных интервалов и размеров шрифта основного текста (ну, не умещается он в страницу, а очень хочется) совершенно не допустимы.
Точно так же существуют вполне определенные правила выделения эпиграфов, цитат, сносок.
Некоторые подробности. Относящиеся не только к поэтическим сборникам. Но ведь и вы не только стихи пишите. И издаете.
Провисающие строки. Окончание строк. Переносы.
Когда на следующей странице помещают одну строку, являющуюся окончанием предыдущего периода, то это очень плохо. Что для стихов, что для прозы.
Нехорошо и то, когда строка заканчивается (упирается) в односложное слово (предлог, союз).
Переносы являются вполне законным приемом. Но когда они повторяются в нескольких строках подряд, то это значительно ухудшает визуал. Поэтому существуют вспомогательные программы верстки, где устанавливается период повторения переносов (через пять-десять строк).
И т. п.
Иногда не от хорошей жизни приходится располагать текст вподборку.
Но в идеале каждый текст должен начинаться с новой страницы.
При этом нужно иметь в виду и то, как выглядят тексты на развороте.
Что имеется в виду? Вы публикуете объемный текст на несколько страниц, и завершается он, занимая ее всю, на четной странице. А на следующей нечетной странице – стишок, состоящий из одного четверостишия.
Это плохо выглядит.
Но, пожалуй, самой бросающейся в глаза характеристикой (в прямом смысле этого слова) является выбор шрифта и его размер. На что, конечно, влияет и формат книги.
В любом случае они должны соотноситься друг с другом.
Конечно, среди ваших читателей будут люди с различной остротой зрения.
Но ваша книга в любом случае не должна превратиться, как я говорю, в чтение для слабовидящих.
Нужно ли давать названия отдельным стихам?
На мой взгляд, только тогда, когда без этого не обойтись. Или же название придает совсем уж запредельнуюе глубину и особый смысл тексту.
Достаточно распространенную практику озаглавливания стихов строчкой из них, считаю, совершенно неприемлемой. Тем более, первой строчкой. Или читателю нужно все повторять два раза?
Как по мне, лучшее название для стиха – три звездочки.
Очень существенным является оформление оглавления книги.
Так, часто приходится сталкиваться с «гуляющей» нумерацией страниц.
Выделение заголовков разделов, названий стихов – тоже важный технический вопрос.
Вот в оглавлении вполне обосновано обозначение стиха его первой строчкой (частью ее).
Профи знают, как это правильно делается, им и доверяйтесь.
Оглавление в начале или в конце? В конце, однозначно.
Далее справочный и сопутствующий материал.
Аннотацию обычно пишет сам автор (или же редактор, если таковой имеется).
При этом следует учитывать, что аннотация представляет собой краткую характеристику книги, в основном, технического и справочного, характера. И предназначена она в первую очередь для библиотечных работников.
Поэтому в аннотации философские рассуждения и творческие экзерсисы являются избыточными и излишними.
Предисловие. Желательно, чтобы его написал какой-нибудь авторитетный литератор.
Член любого союза для этого вполне сгодится.
И желательно, чтобы он к этому отнесся добросовестно (в идеале творчески).
Предисловие можно заменить и послесловием, хотя это несколько иной жанр.
А если книга совсем уж объемная и парадная («Избранное», например) можно использовать и то, и другое.
Есть и другие варианты.
Иллюстрации в книге. Хорошо, если у книги есть художник. Ему виднее, что использовать и как компоновать. Оригинальные рисунки, понравившиеся репродукции, скопированные из интернета картинки. Но и вы контролируйте этот процесс.
И запомните, некоторая аскетичность внутреннего оформления книги пойдет ей только на пользу.
Мы подходим к чрезвычайно важным элементам издательского проекта.
Названию книги и оформлению ее обложки.
(Ну, и фамилии автора).
Обложка. Твердая или мягкая. Цена и солидность. Приходится выбирать.
Опять же ее создание стоит доверить профессионалам.
Первая и последняя страница обложки.
На первую обычно выносится имя автора, название книги, имеется более или менее сложное цветовое и изобразительное решение.
На последней странице, как правило, размещают портрет автора, био(библио)графическую справку, также очень эффектно там выглядят возможные реплики (мини-отзывы).
Переплет книги. Сшивание или склейка блоков. Корешки.
Название.
Нужно избегать названий пространных и выспренних. Желательно, чтобы оно состояли из одного-двух слов.
Опыт классиков. Как они называли свои книги. С этим легко познакомиться самостоятельно.
Если вам пришло в голову название для книги типа «Дорога в облака» или «Сирень под окном» не поленитесь заглянуть в поисковик. И когда вы обнаружите, что уже существует сотня поэтических сборников с подобным названием, продолжайте думать дальше.
Издание в рамках какой-то книжной серии позволяет сразу решить многие вопросы. Оформления, например.
Что в итоге
Мы получаем книгу, как полиграфический продукт, поэтическое явление и вместе артефакт искусства.
Увы, не всегда получаем.
Из последних книг можно привести примеры публикаций известных и очень значительных поэтов – Александра Кабанова и Ирины Евсы.
Они вызвали чрезвычайно положительную реакцию критики и удостоены премий.
Но изданы они весьма небрежно. Возможно, потому, что бесплатно. Но из этого ничего не должно следовать.
Вопросы
Если есть вопросы, на которые у меня заготовлены ответы, с удовольствием выслушаю первые и приведу вторые.
Благодарю за внимание.
P. S.
Видеозапись выступления по ссылке:
https://www.facebook.com/groups/1796720950552204/permalink/1912492005641764/
Владимир Гутковский, 2015
Сертификат Поэзия.ру: серия 530 № 114223 от 14.09.2015
0 | 2 | 1543 | 17.11.2024. 15:36:27
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Тема: Re: Как вы яхту назовете ... Владимир Гутковский
Автор Анатолий Одинцов
Дата: 15-09-2015 | 11:21:12
Спасибо. Интересно и познавательно.
Тема: Re: Как вы яхту назовете ... Владимир Гутковский
Автор Юлия Ловыгина
Дата: 15-09-2015 | 08:59:30
Спасибо, очень интересно