Автор: Тимофей Сергейцев
Дата: 21-08-2015 | 14:10:11
Отверг он калмычку, а может, узбечку,
Ещё не задумана Чёрная речка,
И жив, и здоров, и в Москве Грибоедов,
И Пушкин не станет писать, не обедав,
И два близнеца, два прекрасных Лепажа,
Не нюхали порох. Не сделаны даже.
Но парки уже замышляют убийство.
Онегина Пушкин толкает на свинство,
На гнусный скандал, на него не похожий.
Наталью. И Ольгу. И Ленского тоже.
И Ленский играет судьбу как по нотам.
Он вызвал Дантеса. Тому неохота
Квитаться, стреляться, бежать за границу...
Но Пушкин строчит за страницей страницу.
И катится дело печально и смело
К тому, что душа попрощается с телом,
И станет так поздно, что выгорят свечи,
И будет бессмысленна новая встреча:
Наталья с детьми отойдёт генералу,
В груди же застынет, как мёртвое жало,
История странного, в общем, романа
Про смерть без причин и любовь без изъяна.
10.07.2014
Распродажа вещей
есть в итоге вершина успеха –
доказательство жизни
на арене великих страстей.
Эта мебель гостиных –
разновидность удобных доспехов
для приёма в штыки
неизбежных незваных гостей.
О, французская страсть
невозможна без примеси денег!
Наши Ленский, Татьяна, Онегин –
там не в масть, не в чести.
И любовь куртизанки,
несомненно, намного ценнее
наших русских щедрот.
Так ведь им – никого не спасти.
Пусть Манон передаст
эстафету больной Травиате.
Кавалер де Грие обречён
на неправедно злую судьбу.
Он не может не думать
о неизбежной расплате –
кто же выпишет чек?
По кому тут откроешь пальбу?
Не дуэлью решаются
драмы худого бюджета.
И кочует сюжет
из романа в бульварный роман.
Эти дамы устали
зваться музами мёртвых поэтов
и решили уйти. Им бы к нам,
в табор русских цыган.
Но Париж стоит мессы.
И для многих он стоит чахотки.
Благородная смерть
не изменит никак реноме.
Но она сотворит
из несчастной французской кокотки
«ль-идеаль поэтик».
Ну и sale[3], наконец-то, fermé[4].
13.11.2014
Под ёлкой мгла, под ёлкой снег,
Мерцают иглы, хруст бумаги...
И шорох лапок, как во сне,
Лишает воли и отваги.
В кровь с ядом перья окунув,
Строчат доносы письмокрысы,
Столоначальники в кулисы
Выносят ужасы – заснув,
Увидишь склепы, катакомбы,
На каждый сон готов сюжет –
Как в детскую влетают бомбы...
И до утра погашен свет.
Щелкунчик, принц, спаси скорее
Принцессу в это Рождество,
Когда не греют батареи
И беспощадно существо
Нас ожидающей проверки.
Мы все должны передохнуть
Хоть ночь. А там уж вникнем в суть,
Куда ведут нас эти дверки.
Должны мы верить, как и дети, –
В неравный бой добра со злом
Ворвётся чудо, и на свете
На этом будет как на том:
Те, кто на небе, – те на небе,
Все остальные – под землёй,
И нет забот о сущем хлебе,
И общим будет водопой
У льва, и волка, и ягнёнка,
И ограничит великан
Свой план слезинкою ребёнка,
И спрячет комиссар наган.
Нас всех должны спасти игрушки
Из наших детских дворовых
Серьёзных игр – солдаты, пушки
Из олова, больной Петрушка
И всадники без головы.
Ведь папа с мамой заодно –
За нас. И нам бы оглянуться,
Пока ещё горит окно
И есть ещё куда вернуться.
21.12.2014
Как мне претит использовать любовь,
Как горько оставлять её бесплодной...
Переживите это – каково
Прорыть канал пустынею безводной,
И, выйдя к морю, обнаружить дно
Сухое – эту же пустыню,
И точно знать, что больше не дано
Ни шанса жить, ни выхода погибнуть,
И оставаться где-то на нуле,
В немой и безразличной середине,
Ни в небе, ни в твердеющей земле,
Ни в море – в бесконечном карантине.
Иосиф, впрочем, ставит на зеро,
На остриё, на сингулярность, выступ,
На мыс, на первый выстрел, на перо,
На смысл, на «нет» и на сердечный приступ.
Мгновенный выход недоступен тем,
Кто меряет накал любви – итогом,
Ему – остаться в одинокой пустоте
И никогда не рассчитаться с Богом.
31.01.2015
О, весь Шекспир, быть может, только в том,
Что запросто болтает с тенью Гамлет...
Б. Пастернак
Офелия уже давно мертва
И, ergo, больше не безумна,
И ей известна предстоящая канва
Истории разгрома Монтесумы.
И Гамлет быстро выбегает через зал
К буфетам и, конечно, гардеробу,
Покинув ад, который показал
Свою горящую химическую злобу.
Ах, милый папа, ты не мог бы умереть,
Как все – без этих неожиданных явлений?
Тут дядя с мамой не в своём уме –
Мне трудно оставаться неизменным...
Пускай у первого лица опять запор –
Не нужно сообщать о том придворным.
Для этого и нужен режиссёр –
Валторны нам исполнят звук уборной.
Наш Гамлет, предположим, журналист,
Он нагловат, он хват, весьма назойлив,
Чуть узкоплеч, но живчик – так речист,
Что не герой, а идеальный спойлер
К трагедии правленья короля,
Чьи методы привычны и обычны,
И их прекрасно вынесет земля
При соблюденьи небольших приличий.
О чём же речь, скажи, мой друг Шекспир?
Тебя в который раз переиначат,
И текст, затёртый до кровавых дыр,
Уже не помнит, кем же был он зачат.
Возможно, дело лишь и только в том,
Как неминуемо нас настигает знанье,
Ведя к безумию и цирку шапито,
К неотвратимому паденью и закланью.
Поэтому и не вернулась тень
Взглянуть на результат – сплошные трупы...
Лишь Фортинбрас проникнет в новый день
И станет новым режиссёром труппы.
15.03.2015
По тактам цыганского марша
Ступает душа Карменситы,
Уходит всё дальше и дальше,
Но нами ещё не забыты
Слова и дела на арене,
И торо – её провожатый –
Не умер и корчится в пене,
И губы сержанта прижаты
К горячей сочащейся ране,
Раскрытой цветочным бутоном,
И титры идут по экрану,
И выдох всё тянется стоном,
И бравый боец Эскамильо
Не кончил расчётов со славой,
И общие эти усилия
Пока ещё вовсе не главы
Трагедии нового века –
Герои до боли реальны,
Но каждый пока не калека,
Красив, по-испански нахален...
Душа Карменситы свободна –
Свобода ей стала девизом.
Хосе не ушёл благородно,
И в этом – ни тени сюрприза:
Убийство – стихия солдата,
Бандита и контрабандиста,
И за свободу расплата
Им взыскана быстро и чисто.
Тореро играет со смертью.
Но смерть не играет с тореро.
И вместе с её круговертью
Жестокая новая эра
Приходит и рушит устои:
Обычаи, веру и страны...
Кармен того истинно стоит –
Обратное было бы странно.
И правы все трое. И кровью
Пропитана снова арена.
И дело, начавшись любовью,
Кончается снова изменой.
19.07.2015
Железо, камень, вода –
Неодолимость гор.
Но в небе – любовь-звезда,
И любовь на земле – костёр.
В аорту шахтёр Ферхад
Рубит тёмный проход –
И всё горяче́е ад,
Всё холоднее лёд.
Уж лучше спасать народ,
Чем примирять двух жён:
Будет водопровод
К сроку сооружён.
Жизнь от сестры к сестре
Переселил хашашин[6],
И сёстры горят в костре.
А Ферхад – на звезде,
Один.
18.12.2015
Ты пропустил сезонов тридцать снега, Пер.
И на кой хер[8] тебе сдались те тролли, Гюнт?
Уж лучше бы ты гор не покидал, мой сэр,
Мой герр, синьор, месье – держись за грунт.
О, Сольвейг, третья и последняя жена...
О, Сольвейг-солнце – ярко светит снег!
Ты тридцать лет в желание погружена,
Как в три мгновения в твоём волшебном сне.
Мой Пер, итог всегда один – дурдом,
Когда ты жизнь свою не прожил – прогулял.
И под конец тебя сдают в металлолом,
На переплавку, раз уж ты – металл.
Но Сольвейг что-то сделала, и вот –
Ты умираешь так, как если бы ты жил.
Спасибо Ибсену – он не аббат Прево,
Не заставляет верить в миражи.
Реальна Сольвейг, а вот ты – ты нет.
И по небу тебя несёт олень,
Как Санта-Клауса.
Ну как тебе не лень
Опять нестись по облачной волне?
24.01.2016
Над всей Испанией безоблачное небо,
И руки мельниц обнимают тишину…
Мой книжный друг, ты здесь ни разу не был,
Пускай и прожил жизнь – и не одну.
На книжной полке или пианино
В дурацкой шляпе из железа – как в тазу
С отбитым краем – ты стоишь поныне,
Не унывая ни в одном глазу.
Два века гутенберговской печати
Перевернули старый добрый мир,
И всё, что было напечатано некстати,
Зачитано тобой до чёрных дыр.
Ты видишь мир сквозь призмы дивных строчек
Точней, чем в микроскоп и телескоп,
За исправление его без проволочек
Стоишь горой. Спасёшь Манон Леско,
Больную Травиату и «Титаник»
И остановишь наш армагеддон…
У нас тебя прозвали бы «ботаник»,
И многому ты был бы удивлён.
Прошли всего (всего!) четыре века –
А книжный человек, как партизан,
В лесу блокирован ордою дровосеков,
Без родины кочует, как цыган.
Пожалуй, ты нам нужен даже больше,
Чем той империи, где был преображён:
Католиков достаточно и в Польше,
У каждого из нас теперь ружьё,
А наши мельницы так много намололи
Сухого пороха немыслимой беды,
Что полыхнёт от неожиданного слова,
И от пожара – не сыскать воды.
Дадим тебе велосипед – ходить на танки,
Указку с лазером – слепить в ночи АВАКС,
А ты – давай крути свои обманки,
И, может, сдохнет ненавистный бакс...
09.02.2016
Целу́ю сцену – славные подмостки,
Пропитанные кровью короля
И Гамлета. В крови мерцают блёстки
От буффонады. И кругом земля,
Не доски, сразу где-то снизу – ад,
Им правят, если правду говорят,
Чудовищные мёртвые машины,
А наверху – не горные вершины,
А занавесы, стены декораций –
Реальный космос, метанебеса,
Те, что и дарят людям чудеса –
Источники восторгов и оваций.
И там, где должен находиться зал,
Зияет чёрный нулевой провал,
Не вакуум, а строгое ничто,
Его не встретишь в цирке шапито,
И в Колизее – мир вокруг арены...
Портал открыт всегда напротив сцены –
И только. И туда, в другой конец
Времён, глядит радар сердец
И ловит музыку и шорохи творенья...
Мы заполняем сцену «бытиём»
И сущим, то есть мы – живём,
Преодолев любые уравненья,
Законы, зная: чтобы сметь
Всё это, нужно умереть.
21.06.2015
Тимофей Сергейцев, 2015
Сертификат Поэзия.ру: серия 1565 № 113749 от 21.08.2015
0 | 2 | 1522 | 22.11.2024. 18:12:27
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
…как верно, убийство – задача солдата…
Он только лишь в воображенье поэта,
В журавлика, мол, обратится когда-то,
В реале наказывать нужно за это!..
:о)bg
PS
a propos, ваще-то я всё осилил, Тимофей, и каждое стихо прокомментировать подобным образом мне труда бы не составило, но по отношению к остальным, позволю себе ограничиться прозаическим восхищением... :о)bg
Тема: Re: Большой Театр Тимофей Сергейцев
Автор Дмитрий Ильин
Дата: 10-09-2015 | 13:29:19
Огромный по содержанию - и содержательности - цикл.
В один присест не съешь. :))) Но скушать целиком - стОит!.
Чем и буду постепенно заниматься... :))
Очень понравилось не только по содержанию (очень всё-таки часто натыкаешься на элементарное мелкотемье - чего по пустякам Музу беспокоить?), не только по содержанию, но и по форме:
*два прекрасных Лепажа
Не нюхали порох.
*Эта мебель гостиных —
разновидность удобных доспехов
Для приема в штыки
неизбежных незваных гостей.
* горящую химическую злобу.
*Валторны нам исполнят звук уборной.
* губы сержанта прижаты
К горячей сочащейся ране,
Раскрытой цветочным бутоном,
*Убийство — стихия солдата,
Бандита и контрабандиста
Ну и др. (надо ещё переварить такое пиршество слов...) :))
Не часто встретишь *мета-небеса и всегда они тянут к себе!..
_______________________________________________
ЗЫ
А, Тимофей,
*На смысл и сердечный приступ.
сознательно размер сломлен или очепятка (*На смысл и НА сердечный приступ. ) ?