Эльмира АШУРБЕКОВА
Из цикла «Дербентские сонеты»
ДЕРБЕНТСКИЕ УЗОРЫ
От предков мне достался этот дар –
Венки плести из гю́льбахских* цветов:
Так выткала я множество фурар** –
Ещё один ковёр уже готов.
О Гю́льбах, легендарный город-сад!
Ты вновь расцвёл в орнаментах ковров,
Их ткали сотни лет тому назад –
Кто помнит тех безвестных мастеров?
На ярмарке ковёр был продан мой –
А был он удивительно красив!
Дербентцы унесли его домой,
Ушли, о мастерице не спросив.
Узор ушедших в прошлое времён...
В историю Дербента он вплетён.
*Гю́льбах (букв. «цветочный сад»: «гюл» – цветок, «багъ» – сад) – исчезнувший город на территории нынешнего Дагестана, основанный в VI веке.
**Фурар (мн. от «фур») – самый объёмный узор на ковре, символизирующий собой город, крепостное сооружение.
ЖЕНИТЬБА КУБАД-ШАХА*
Когда-то встарь Кубад, персидский шах,
Задумал дочь Хакана в жёны взять –
Послал с парчой и золотом в тюках
Трёхтысячную свиту знатный зять.
Шелков и драгоценностей Хакан
Немало дал за дочерью своей,
Навьюченный верблюжий караван
И слуг отец отправил вместе с ней.
Заплачен был калым и за меня,
Тебе была я рада – не ему,
Приданое дала за мной родня –
Что было в нём, не скажем никому.
Лишь ночь одну провёл Кубад с женой.
Нет, счастье не в богатстве, мой родной.
* Как явствует из древних книг, между персидским шахом Кубадом и властителем хазарского царства Хакан-шахом происходили непрерывные столкновения. Чтобы положить им конец, Кубад принял решение жениться на дочери своего противника. Событие это, обставленное с подобающей роскошью, свершилось к общей радости обеих сторон. Однако после окончания строительства крепостной стены и возведения города, названного Бабуль-абваб-Дербендом, Кубад возвратил Хакану дочь, проведя с ней лишь одну ночь (по другим сведениям, невеста осталась целомудренной), опасаясь, что возможное потомство от этого брака даст повелителям Хазарии право претендовать на персидские земли и приведёт к раздорам и войнам между этими государствами.
ВСТРЕЧА НИЗАМИ И АФАГ
Закатный шлейф накрыл вершины гор.
Афаг в зиндане* – шах был с ней суров.
Её судьбы причудливый узор
Сплетало небо звёздной вязью слов.
Путь Низами в Дербент его привёл.
Дворцовый зал заполнился людьми,
Шах Музаффар разгневан был и зол:
Он вызов слышал в речи Низами.
Отдать решил из мести Музаффар
Взлелеянную ветром дочь луны
Строптивицу Афаг поэту в дар:
«Друг друга эти двое сжечь должны!»
В грядущий день вошли они вдвоём –
Венчало солнце розу с соловьём.
* Зиндан – подземная тюрьма, выкопанная в земле глубокая яма для содержания провинившихся.
Юную наложницу, гордую и непокорную красавицу Афаг тридцатилетний Низами получил в подарок от дербентского владыки Сейфаддина Музаффара. Поэт ввел её в свой дом не как невольницу, а как любимую и почитаемую жену. Афаг обладала незаурядным умом, знала эпос своего народа и вдохновляла поэта на создание женских образов.
ДЕРБЕНТСКИЕ МАГАЛЫ*
Средь лабиринтов улочек кривых
Дома стоят, как сотни лет назад,
И кажется – застыло время в них,
Следы веков хранит любой фасад.
Когда-то в старину, в лихие дни
Дома врагам умели дать отпор,
Плечом к плечу, как воины, они,
Сомкнув ряды, стоят с тех давних пор.
А за домами – общие дворы,
Дома, прильнув друг к другу, дремлют тут
Под речи старцев, гомон детворы,
Дома, как люди, мирно здесь живут.
Магальские старинные дома...
Не камни здесь – история сама.
* Магалы – старинные кварталы в Дербенте.
* * *
Эльмира АШУРБЕКОВА
ДЕРБЕНТСКАЯ КРЕПОСТЬ
Есть множество преданий вековых:
Здесь, в крепости Дербентской, под стеной,
Погибло встарь немало часовых,
Заснув – и рухнув с башни крепостной.
Пусть чувства наши прочны, как гранит,
Всё чаще я смотрю на башню ту:
Не крепость ли – любовь, что нас хранит?
Не я ли там, на башне, – на посту?
* * *
Рагим РАХМАН
МОИ ЦВЕТЫ
Весенние розы, цветы городские!..
В толпе я заметил надменные лица,
К которым прикованы взгляды мужские, –
Гордячек, что с розами могут сравниться.
Смотрю – все вокруг даже солнцу не рады:
Ведь девушки рядом – как розы, красивы!
Домой поспешу – там в тени у ограды
Проклюнулся кустик аульской крапивы.
Авторизованные переводы с табасаранского.
Переводы выполнены по авторским подстрочникам.
.......................................
Эльмира АЬШУРБЕГОВА
Дербентдикан сонетар
ВАХТНАН ЧЕШНЙИР
Кюкйир`инди гъабалгу «Гюлбагъ» чешне
Вая «Дербент» чешне – цалар ва урар –
Халачйириъ иври му тарих кюгьне,
Фукьан ккуш дуркьаригъ гъурхунза фурар.
Кюгьне девриъ кюкдихъ хъай Гюлбагъ шагьур
КIваълан дубшну, дидкан чешнетIан имдар.
Белки, вуйидар чпин вахтари машгьур
Вардиз гьархну чешнйир каъру устадар.
Дербент шагьрин гъалайин цалик керхри,
Масу тувунза йиз гъурху халачйир.
Халачйирин устад фуж вуш гьедрерхри,
Гъушнийи дурар гъадагъу муштарйир.
Гюлбагъ шагьур ва устадар – вахтари,
Дербент ктарди, имбунуб ккебкну вари.
КЬУБАД-ШАГЬДИ ШВУШВ ХУБКАН
Хакан-шагьдин риш хруган, Кьубад-шагьди
Варж девдин гъагъ арс, хьуцIур гъагъсан – гъизил,
Шубудварж деве, варлу парчйир алди, –
Гьякь хьади, гьаъну шубуд агъзур вакил.
Хъасин Хакан-шагьди хъаъну шурахъ чан
Хьудварж девдин гъагъар шейъ-шюйъ кьиматсуз,
ХьуцIур гъараваш дишагьли, хьуцIурсан
ЛукIар, шуран бахтниин йишв-йигъ лихуз.
Узу хруган, яв архайи туву гьякь
Ва йиз архайи узухъ хъапIу жигьиз
Вардиз аьгъю апIувал хьиди нягьякь –
Гъит думу гъубзри арайиъ явна йиз.
Кьубаддихъди швушв сад йишвантIан имдар.
Йиз уьмрин юлдаш, бахт девлетнаъ адар.
НИЗАМИЙИННА АФАГДИН ГЮРЮШ
Ккабхъу ригъди зигруган гъизил канчIар,
Зиндандиъ айи Афагдиз аьгъдайи,
Чан бахт абццуз хъюгънайиб арсран ачар,
Кархьрай хядар гафарин гевгьрар вуйиб.
Низамийихъ хъпехъуз дуфнай хялари
АбцIнайи ахъли гъалайиъ тавхана.
Хъа шагь Музаффар урхьурай хъюлари,
Чаз тягьнаси гьибгъри шаирин хазна.
Дугъу хъюл`ан шаириз гъапIний багъиш
Уьзден чюлиъ вазлизна микIлаз гъахьи
Афаг - чахьан мютIюгъ апIуз дархьи риш.
«Гъит кьюридра сар-сари ургри!» - гъапи.
…Бюлбюлна гюл сатIи духьну, ккебгъний йигъ.
Ва мубаракназ гьюл`ан удубчIвний ригъ.
ДЕРБЕНТДИН МЯГЬЯЛАР
Ккудубшнайи тарихдин гъембергъала -
Мягьяларин рякъяр - аьсрарин рихар.
Мушвахь гьибгъру гъубшуб хъайиси гъвалахъ,
Гъванариан ерхьурайиси дихар.
Гъюниъ гъюн йивну дийигънай хуларин
Кьюб жергейин арайигъ гъярсна кючйир.
Мушвягъ гъючIвган дестйир гъаних душмнарин,
Хуларкан шули гъахьну эскрар-авчйир.
Жара аьгьвалат а сатIи икрариъ:
Гъуншдин цалар-айвнарикк ккивну гъюнар,
Саб-сабдин кьамкьар`ин ясан хабариъ
Мясляаьтнаъ яшамиш шула хулар.
Мушваъ кIан-кIул адру сирари абцIнай
Тарихну гьар гъван пягьлаваси гъябцIна.
* * *
Эльмира АЬШУРБЕГОВА
Дербентдин гъала
Дербентдин гъалайин цал’ин
Ал гъаравул деъру уз кIакI.
Гъийихну, кIур, ахьри дилин,
Гъаравлар, нивкIу гъапIдар лакI.
Алза уягъ гъаравулси,
Ихь гьиссарин цалар’ин уз.
ГучIурузуз, алахубси.
Му яв уьмриан адахъуз.
* * *
Рягьим РЯГЬМАН
Йиз кюкйир
Шагьрин кюкйир – такабур гъизилгюлар,
СабтIана саб, даринхъа хуб дамагълу.
Шагьрин кьялаъ тIурччвура гъизил кIулар,
Жалб апIури жигьил юкIвар ва яшлу.
Рякърур адар нурар хьадукран ригъдин:
Ул гъабхура шубари ва кюкйири…
Хулаз гъафир, гъушза арчлихъна бистнин:
Тум дубзназа душвахъ гъулан варжйирин.