Блейк. Иерусалим. Лист 69

Уильям Блейк. Иерусалим

Лист 69

И все мужи в одно объединились — каждый стал
Как рак, грызущий лоно женское, и как полип,
Чьи щупы Мысли и Сомнения, Отчаянья и Смерти
Снуют меж Ханааном и скалистым Альбионом,
5 Терзая Иерусалим народами земными.

Завистливый колосс, клубок противоречий, каждый член,
Которого страдает ревностью и муками любви,
Влеком был Лосом вдаль от берегов скалистых Альбиона,
Порабощая Иерусалим любовную свободу —
10 В борьбе меж Целомудрием и Ненавистью Смертной,
Меж Лией и Рахилью — дочерей Обмана и Подлога,
Двух воплощений разных видов Спора, Состязанья,
Раздора, Отвращенья, Мести, Ревности, Убийства,
Лишающих мужей свободы! Но не так в Беуле,
15 Где рада каждая жена ввести служанку к мужу,
Готова землю, море обойти — лишь бы возлюбленного гений
Вознаградить. И он ей воздаёт нарядами и златом,
Амброзией её питая. И красой лучась, жена творит
По своему желанию пространство тихой лунной ночи
20 С пленительным шатром в благоухающих садах,
Среди пустынь песчаных под покровом звёздным,
Где ангелы парят вкруг нежной маленькой луны,
Муж создаёт в её пространстве Время и Вращенье,
И ночь любви проходит в бесконечных наслажденьях;
25 Ибо всё сущее живёт в воображенье человека
И похищается Беулой тайно и любовно,
Когда ж посланники Любви и Ревности в Беуле
Наказаны вполне, позволено им снова грех свершить
И в Скинии пустынной жертву принести во искупленье.
30 Но в мире Лоса муж не может дать жене блаженства,
Коль не рождён он и не превращён в Растительную Смерть.

Теперь, когда проснулись Смерти Призраки в Беуле,
Убийцей стала Ревность. Церковь Целомудрия
С Раав в союз вступила, чтобы торговать Любовью.
35 Весы Морали и Закона выбора не оставляют человеку —
Вот почему он так жесток и переполнен Местью,
А Ненависть взаимная родит Обман и Страх,

Покрыв неверную жену вуалью ада — тем покровом
Что разрывает Иисус, изгнав закон друидов
40 Из Скинии, где святость ложная таится в центре.
Но Скиния Эдема высится вовне, в кочевье,
В очерченном кругу, где свята каждая частица
И совокупность их, а не один Первосвященник,
Что в место тайное вступает с видом величавым.

45 А Иерусалим во сне своём в ночи Беулы,
Сокрытая Беулы Дочерьми, скорбела о скитаниях Рувима.

13 мая 2015, Сент-Олбанс

Plate 69

Then all the Males combined into One Male & every one
Became a ravening eating Cancer growing in the Female
A Polypus of Roots of Reasoning Doubt Despair & Death.
Going forth & returning from Albions Rocks to Canaan:
5 Devouring Jerusalem from every Nation of the Earth.

Envying stood the enormous Form at variance with Itself
In all its Members: in eternal torment of love & jealousy:
Drivn forth by Los time after time from Albions cliffy shore,
Drawing the free loves of Jerusalem into infernal bondage;
10 That they might be born in Contentions of Chastity & in
Deadly Hate between Leah & Rachel, Daughters of Deceit & Fraud
Bearing the Images of various Species of Contention
And Jealousy & Abhorrence & Revenge & deadly Murder.
Till they refuse liberty to the male; & not like Beulah
15 Where every Female delights to give her maiden to her husband
The Female searches sea & land for gratification to the
Male Genius: who in return clothes her in gems & gold
And feeds her with the food of Eden. hence all her beauty beams
She Creates at her will a little moony night & silence
20 With Spaces of sweet gardens & a tent of elegant beauty:
Closed in by a sandy desart & a night of stars shining.
And a little tender moon & hovering angels on the wing.
And the Male gives a Time & Revolution to her Space
Till the time of love is passed in ever varying delights
25 For All Things Exist in the Human Imagination
And thence in Beulah they are stolen by secret amorous theft,
Till they have had Punishment enough to make them commit Crimes
Hence rose the Tabernacle in the Wilderness & all its Offerings,
From Male & Female Loves in Beulah & their Jealousies
30 But no one can consummate Female bliss in Los's World without
Becoming a Generated Mortal, a Vegetating Death

And now the Spectres of the Dead awake in Beulah: all
The Jealousies become Murderous: uniting together in Rahab
A Religion of Chastity, forming a Commerce to sell Loves
35 With Moral Law, an Equal Balance, not going down with decision
Therefore the Male severe & cruel filld with stern Revenge:
Mutual Hate returns & mutual Deceit & mutual Fear.

Hence the Infernal Veil grows in the disobedient Female:
Which Jesus rends & the whole Druid Law removes away
40 From the Inner Sanctuary: a False Holiness hid within the Center,
For the Sanctuary of Eden. is in the Camp: in the Outline,
In the Circumference: & every Minute Particular is Holy:
Embraces are Cominglings: from the Head even to the Feet;
And not a pompous High Priest entering by a Secret Place.

45 Jerusalem pined in her inmost soul over Wandering Reuben
As she slept in Beulahs Night hid by the Daughters of Beulah



Примечания

Дизайн: Внизу под текстом изображён ритуальный танец двух обнажённых женщин (Валы и Фирцы-Раав?) вокруг бездыханной жертвы – полулежащего обнажённого мужчины, прикованного цепью к скале. В руках у них ножи, чаша и человеческий скальп. В небе растущий серп луны и четыре звезды. На заднем плане мегалиты и другие изваяния храма друидов (Стоухенджа?). Изваяние фаллической формы справа, которое хорошо видно в копии E, отсутствует в копии C. Вероятно оно было изъято (стёрто) Джоном Линнеллом, во владении которого находилась данная копия.

1. В общем упадке жизни воины деградируют, превращаясь в низших представителей вегетативного мира (см. Гарольд Блум, Compl. 941). Все 12 сыновей Альбиона объединяются в одного, который становится прожорливым раком (опухолью) или полипом, чтобы затем превратиться в трёхглавого гиганта Хэнда.

15. Здесь содержится скрытый намёк на автобиографическую деталь. Как указывают некоторые исследователи: Блейк предполагал ввести в семью наложницу на ветхозаветный манер, но когда его жена Кэтрин подняла крик, он решил отказаться от этой затеи. (Эллис/Йейтс-I 41).

28-29. Блейк связывает скинию с её первоначальным библейским пониманием: жреческим служением, прививающим чувство вины, греха и в первую очередь сексуального греха.

38-44. Речь идёт о земной скинии где за второй завесой было таинственное место «Святое-святых», куда раз в году входил один только первосвященник (см. Новый Завет, «Послание к Евреям», гл. 9). В центре этой скинии находился ковчег завета с скрижалями закона — 10 заповедями, которые Блейк называет здесь «законом друидов» и «ложной святостью», проповедующей наказание за грех. В противоположность этому, по мысли Блейка, скиния Эдема открыта для всех и каждого, и в ней священно всё от малейшей частицы до всёй их совокупности.

41. Кочевье (Camp = лагерь) – в ветхозаветном понимании стан кочевых евреев. Блейк поясняет, что скиния Эдема не ограничивается центром того стана, где находится скиния земная, а далеко выходит за его пределы.


_________________
С уважением, Дима (Д. Смирнов-Cадовский)

"To create a little flower is the labour of ages." (Blake)




Д. Смирнов-Садовский, поэтический перевод, 2015

Сертификат Поэзия.ру: серия 1085 № 111734 от 14.05.2015

0 | 0 | 1045 | 02.02.2023. 04:00:26

Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать это произведение.