Метро Горьковская

Дата: 10-04-2015 | 19:32:30


То нахрапом растопят весь снег,
то опять холодают -
дни в невнятной и хлипкой весне
ни за грош пропадают.
Мир тревожен, он сам как апрель,
неуверен и зыбок.
Окунешься в него – и побрел
среди слез и улыбок.
Лезут голуби под ноги –
Кыш! –
и, помешкав оплошно,
воспаряют насельники крыш,
хлопоча заполошно.
А над крышами тучи пасет
серафимов капелла.
И как рухнет, как хлынет с высот
все, что в них накипело.
Сложишь зонт –
и ныряешь туда,
где ни тучи, ни неба,
ни дождинки.
Где дело труба –
и ни вправо, ни влево.
Где расписаны в духе Миро
голубые плафоны.
Где подземное море метро
бьется в берег платформы.
Уплывай, убывая навек,
вот швартуется судно -
и когда-нибудь выйдешь наверх
к жизни, памятной смутно.




Чурдалёв, 2015

Сертификат Поэзия.ру: серия 1329 № 111131 от 10.04.2015

0 | 2 | 1562 | 18.12.2024. 20:47:35

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Тема: Re: Метро Горьковская Чурдалёв

Автор Ася Сапир

Дата: 11-04-2015 | 14:01:55

Игорь,
мне кажется, я вас не обижу, если скажу, что независимо друг от друга мы написали стихи об одном и том же (См. моё стихотворение "Хмурый, неулыбчивый апрель..."):
несмотря ни на что, надо "выходить наверх К жизни", пусть и "памятной смутно".
Вы очень поддержали меня своим стихотворением.
Будьте благополучны.
А.М.


Рискну ещё раз предстать перед тобой в роли теоретика и прочее, и прочее))) Но такое уж свойство есть у твоих стихов — будить и наводить на раздумья))) К тому же весна, хотя и хлипкая, стимулирует к выплеску жизненных сил, в том числе и в области восприятия поэзии))) А посему поделюсь с тобой некоторыми ощущениями и мыслями по поводу твоих новых (замечательных!) строчек.
Для меня здесь всё начинается с чувства неопределенности, «весовского» состояния в природе, мире, человеке, когда всё зыбко, ни в чем нет равновесия. За этим — посыл к определенности, стабильности. Но абсолютная стабильность равносильна полной неподвижности, смерти. Так что здесь, скорее, звучит мотив поисков, обретения ясности, перехода в иное качественное состояние, на которое никак не могут решиться ни природа, ни герой и которое кажется особенно актуальным в свете мировых затянувшихся катаклизмов. Дни потому и пропадают, что их нельзя прожить в состоянии естественном, гармоничном — для весны это всегда обновление. Но за кажущейся нестабильностью и дисгармоничностью всё же проглядывает извечное взаимодействие противоположных, но уравновешивающих друг друга начал. Это слёзы, но и улыбки. Это отдельный человек, но и весь мир. Это верх и низ (голуби, взмывающие из-под ног в небо и рухнувшая с высоты вниз влага. Это капелла серафимов и «подземное море метро» — символы горнего (Олимп, Рай, Ирий, Асгард) и нижнего (Ад, Аид, Нифельхейм). Юнгианское направление психологии увязывает верх и низ с человеческим сознанием и подсознанием. Но у тебя и здесь, и там — движение, связанное со стихией воды, которая всегда сопровождает жизненные процессы. Сначала «окунёшься» и «среди слёз», солёных, как морская вода, затем — очищающая стихия дождя, рухнувшего с небес (невозможно вечно пребывать в высотах духа, абсолюта, идеала), и даже под землёй — всё та же стихия вечного движения, замечательно переданная с помощью «морских» образов. И строчку «уплывай, убывая навек» можно соотносить и с вечной дихотомия «жизнь-смерть», и с не менее вечным мотивом странствия человеческой души —с её путешествиями между днём и ночью, явью и сном, индивидуальным и коллективным, с исчезновением одних состояний и появлением других, когда то, что было раньше, помнится смутно, а то, что недавно обретено, предельно ясно. Или, наоборот, приобретённое приобретает эффект дежавю: кажется, что оно всегда было с тобой, но смутно, неявно, неосознаваемо. В общем, так, наверное, и происходит передача эстафетной палочки от души — духу, через нескончаемую череду трансформаций, через амплитуду между убытиями и возвращениями.
Мне бы хотелось, чтобы почаще было со всеми нами «окунешься в него – и побрел среди слез и улыбок» — со всей свободой выбора этого состояния, его неторопливостью и причащённостью к горестям и радостям. А за «дело труба – и ни вправо, ни влево» — и так не заржавеет)))
Спасибо ещё раз за стихи!
Как двигаются дела с книгой? Скоро ли можно будет подержать её в руках?)))