Живёт в тебе и правит речь твою...

Дата: 12-08-2013 | 23:39:16

Индиго



Индиго Инда и индиго Ганга
и Раджастана жгучая лазурь
от полустанка и до полустанка
вели тебя, вдоль постоянной Планка,
сквозь хмарь родную, родовую хмурь.

И остовы-скелеты химзаводов,
и рельсов ржу, и креозоты шпал,
асбест и стеклоткань трубопроводов
и безымянный пепел ста народов
ты на ходу вдыхал и выдыхал.

И вдоль предзимней просини Ингула
вели тебя Арсений и Евген,
Тарковский, Маланюк. Сводило скулы
студёной пустотой. С лимана дуло,
на путь к себе, как суть, благословен.

А всё-таки к индиго, к сленгу гонга
тянулся твой, седьмого полдня, код,
геном твой и ушная перепонка,
под молоточком наковальня-плёнка,
и киноварь, крови круговорот.

Ты - тот, кто есть. Индиго индикатор
живёт в тебе и правит речь твою.
Когда пойдёт ко дну чурбан диктатор,
что б там вослед ни пела alma mater,
блеснёт дугою пенной твой форватер
у самой синей бухты на краю.

" Когда пойдет ко дну чурбан диктатор..." ©


Вы перекликаетесь с Р. Бернсом:

"Свободе привет и почет!
Пускай бережет ее разум.
А все тирании пусть черт поберёт
Со всеми тиранами разом!©

От души желаю этого всем братским народам,
особенно, славянским .

Индиго Инда, Ганг, гонг, Ингул, индикатор - блестяще сведённые в одном стихотворении лингвистические ассоциации. Уже за то люблю поэзию Сергея Шелкового, что она в этом плане совершенно неповторима и всегда готова к плодам новой любви с языком.

Да... только трудно бывает не потерять себя, особенно в родовой хмури...

Плотная, основательная "вязка"!
Спасибо.

Здравствуйте, Сергей!
С некоторой робостью приступаю к отзыву на Ваше стихотврение. Я прочла его несколько раз, возвращаясь, чтобы уточнить своё первоначальное восприятие.
Из дальнейшего вы поймёте, с чем связаны были мои сомнения.

На самом деле, в основе стихотворения лежит "простая" мысль: в поэте живёт некий индикатор, воздействующий на восприятие мира художником, позволяющий различать добро и зло.
Но та же самая мысль в стихах реализуется через сложную систему тропов, и - для меня впервые в Ваших стихах - поэтические средства вырастают их Вашегй основной (хотя что основное, а что производное?) технической профессии.

Так в стихотворение входит СИНИЙ цвет в его различных оттенках: индиго, индигокармин, лазурь, "просто" синий.
До сих пор цвет не играл такой организующей роли в Ваших стихах. Кстати, именно индигокармин - соль синего цвета, легко растворяющаяся в воде и становящаяся индикатором, - дала толчок к превращению ЦВЕТА в метафору, в несущую конструкцию стихотворения, дала возможность по этому принципу отбирать названия: индиго Инда и Ганга, лазурь Раджастана, просинь Ингула (река в Южной Украине), синяя бухта. Сближаются в родственном чувстве столь разные города и страны, океаны, реки и бухты. Сближаются те, кто на стороне правды и добра (отсюда ряд фамилий поэтов - сородичей, родных по устремлениям и по месту в борьбе). И, хоть стихотворение не тираноборческое, оно просто много глубже какой-либо узкой цели, то синему цвету (символу добра) противостоит "чурбан-диктатор", гибель которого предрешена.

До сих пор важнейшим преимуществом Ваших стихов было умение в эпитете, через него, посредством него докопаться до родства (понимаемого очень широко (я об этом писала), сейчас в ВАшем арсенале появился другой мощный приём - цвет. А Ваш поэтический слух подсказал Вам и "родственные" названия породнённых.
Возможно, вы со мной не согласитесь, но я изложила своё понимание той новизны, которая заставила меня крепко задуматься над Вашим стихотворением.
Спасибо!
А.М.