Несколько дней назад я получил сообщение о смерти Маргариты Мысляковой, прекрасной, может быть, гениальной поэтессы, страница которой и сегодня существует на сайте поэзия.ру.
Для меня это горчайшая весть. С Ритой меня связывали давнее знакомство и многолетняя дружба, начавшиеся когда-то в столице Таджикистана Душанбе.
В Азию Рита, родившаяся в Запорожье, приехала в конце 80-х годов с молодым мужем Сергеем Мысляковым, с которым они вместе закончили филфак МГУ. Оба, по отзывам знающих людей, были многообещающими филологами, что казалось естественным для Сергея, сына знаменитого литературоведа В.А.Мыслякова, крупнейшего специалиста по творчеству Салтыкова-Щедрина. Рита же была самородком, чьё природное чутьё к литературе «окультурилось» хорошим классическим образованием. Обоих немедленно пригласили на работу кафедры разных ВУЗов, но мало кто тогда в городе знал, что в Душанбе приехала не просто способная молодая преподавательница литературы, а ещё недавно самая юная в СССР обладательница членского билета Союза писателей.
Я представляю иронические улыбки на лицах многих моих коллег, для которых всё связанное с СССР, в том числе и СП, объединено словом «совковость». Такие люди, как правило, обладают узким мышлением и малым талантом. Но более умным коллегам я предлагаю одно из ранних стихотворений Маргариты Мысляковой «Желание», которое я приведу целиком:
ЖЕЛАНИЕ
Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу,
чем сделаешь её солёною?
Мф.5;13
Как хочется соли! Я чувствую: вот, началось -
как хочется соли! Насыпать её между строчек!
Лизать всей душою, глодать, как израненный лось,
припрятанный в кухне бесформенный белый комочек!
Разбить, истолочь и столовою ложкою в рот
отправить крупицы! Что может быть лучше и чище?
Врут масло и сахар. Лишь соль никогда не соврёт -
глубокая истина всей человеческой пищи.
Я вновь обретаюсь среди межеумков и сонь.
Как хочется соли! Наскучило жить по уставу.
Ведь даже у звуков есть нота по имени "соль",
поющая вкусно, собою приправив октаву.
Начать все сначала и в воду упрятать концы.
Но как обойтись с достиженьем покоя и воли?!
С лукавой улыбкой глядят на меня мудрецы.
Смиряюсь. Мужаюсь. О Боже, как хочется соли!
С Ритой я познакомился практически случайно и одновременно абсолютно закономерно. Мы работали в разных ВУЗах, причём, она в институте, недавно созданном специально для подготовки учителей языка и литературы из выпускников национальных школ. Одна моя знакомая, заведовавшая кафедрой в этом институте, как-то рассказала мне о новой ассистентке, которая не только замечательно образована, но и пишет чудесные стихи... Но мало ли таких – молодых и пишущих?! И вот однажды – это было, вероятно, спустя год-полтора после приезда Риты в Душанбе, – подборку её стихов опубликовал журнал «Памир». Как ни удивительно это для многих прозвучит, но попасть в поэтический раздел провинциального, казалось бы, журнала было очень престижно. Им руководила прекрасная поэтесса и знаток литературы Марианна Фофанова, не склонная ни к каким компромиссам и экивокам, если речь шла о поэзии. Подборку стихов Риты она сделала необычно большой... Я прочёл стихи и долго ходил с ощущением встречи с «идеальными текстами»
.
Здесь я позволю себе несколько уточняющих слов о том, что я называю этим словосочетанием. В астрономически огромном количестве всех написанных стихотворений лишь очень и очень немногие тексты отличаются отсутствием любых недостатков. Они идеальны с точки зрения идеи, сюжета, архитектоники, целостности исполнения, развития и завершения конфликта, лексического и фонического отбора и даже авторской пунктуации. Таких стихов относительно немного даже у великих поэтов. В «памирской» подборке Риты Мысляковой идеальными мне казались ВСЕ стихотворения. Естественно, я расспросил общих знакомых об авторе, нас познакомили, и несколько лет вплоть до моего отъезда мы общались с Ритой достаточно близко и доверительно. Она была не только талантлива, но и умна, наблюдательна, непосредственна, а иногда упряма и капризна, что, впрочем, было нормальным и даже естественным в поведении молодой и красивой женщины. Удивительно, что при всей близости её стиля к русской классике, её любимыми поэтами были немцы Гёте и Гейне. С течением времени она даже пожелала, чтобы я звал её не Маргарита и не Рита, а Гретхен и даже просто Грета!
Писала Рита много, охотно показывала мне новые стихи, но почему-то никогда не говорила о том, как она работает над ними или как шла к той или иной теме. Я думаю, тут надо отойти от воспоминаний и сформулировать несколько положений, важных для творчества Риты в целом. Предметами её стихов были самые разные события и вещи, но судила она обо всём с позиций человека глубоко религиозного:
ЕДИНСТВЕННОМУ БОГУ
Осталась без любви моя душа,
как будто грифель без карандаша.
Для забытья изыскивая повод,
порой не я, а некий истукан
к губам подносит ложку и стакан, –
но знает Ио, кем ей послан овод.
В наш черный век легко сказать о том,
что жизнь – фонтан, похожий на фантом,-
встревожить смысл, не понимая смысла.
Бессмертье – здесь, но, как им ни владей,
а нужно жить с оглядкой на людей,
писать их буквы, складывать их числа.
Лжецы произошли от обезьян.
Есть в каждом одиночестве изъян –
скрывать себя в потугах лицедейства.
Я плачу, я пытаюсь разобрать,
что затевают ручка и тетрадь...
Весь гений – Твой, мое – одно злодейство.
Насколько я помню, это стихотворение относится к «душанбинскому периоду», но сейчас я копирую его с сайта стихи.ру, где оно появилось в 2012 году и сразу было восторженно отмечено не кем-нибудь, а самой Ладой Миллер: «Замечательно... надо же как бывает – заглянула случайно, на минутку – а первое же стихотворение и – наповал. Спасибо.»
90-й год прервал все мои связи с Таджикистаном и людьми, которые там оставались. Лишь с распространением Интернета и появлением у меня компьютера возникла возможность постепенно находить людей, и прошлое понемногу проникало в настоящее. Общие знакомые сообщили мне адрес Риты, вернувшейся в Запорожье уже без Сергея. Мы переписывались сначала по почте, потом уже по почте электронной, оказались на одних поэтических сайтах – стихи.ру, поэзия.ру... Я был в курсе многих аспектов жизни Риты. В плане публикаций важное значение для неё имел журнал «Провинция», издаваемый в Запорожье Светланой Скорик. В 2009 году вышел сборник «Мольба», и Рита прислала мне его. Сборник получился небольшим, но удивительно гармоничным, глубоким и похожим на монолог, который разбит на отдельные стихотворения. Я написал это предложение и подумал, что именно слово «монолог» как никакое другое удивительно подходит для определения специфики творчества Риты. В её стихах – по крайней мере, мне так кажется, – нет различия между поэтессой и лирической героиней. Всё, что написано Ритой, написано от первого лица, без попыток сочинить некую иную реальность, высказаться от имени кого-то или чего-то. Перед читателем прямая речь, внешне простая и безыскусная, но превращающая в поэзию всё, что становится её предметом. Даже ирония и эпатаж у Риты, не теряя своих специфик, предстают во всей искренности и имеют «человеческое лицо»:
СПОРНЫЕ
СТРОФЫ
Духовным
климаксом терзаясь, озвучу маленькую мысль:
бывает плодотворной зависть, когда в ней есть стремленье ввысь.
И в час, когда с усильем лущим познанья каменный орех,
порою хочется быть лучшим. Но неужели лучше всех?!
Приятно стать одним из первых, минуя выспренность преград,
когда лишь Бог – тебе соперник, хоть Он не может проиграть.
"О, как убийственно мы любим!" – согласна я и потому
завидую весёлым людям и их свободному уму.
Прилежно веруя пометам руки Господней на судьбе,
я не завидую поэтам, а значит, и самой себе.
Мне не понять, чего во имя хотят вам строфы подарить
их души, полные, как вымя, которое пора доить.
Не стоит нынче ни полушки рифмовка классная моя.
Поэты – это безделушки на пыльной тумбе бытия...
После 2014 года наш контакт становился всё у́же и ограниченней. Мне были странны и чужды события Майдана, но мы с Ритой избегали обсуждения этой темы, вероятно, почти подсознательно не желая натыкаться на возможные разногласия. Также я предполагаю, что Рита опасалась слишком откровенно высказываться по этому поводу, так как все на Украине были осведомлены о контроле властей всего, что делается в Сети. Но я знаю точно, что Рита, родившаяся на Украине, прекрасно знавшая украинский язык и украинскую литературу, всегда и однозначно считала себя русским поэтом. Она не только говорила мне об этом – она об этом писала стихи:
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ
Слова поэтичные: иволга, ива
лелеют мой слух неслучайным созвучьем.
Язык – это праздник, язык – это диво,
и дан как награда он людям певучим.
В стихах, да и в прозе, согласно с моментом,
бывает он звёздным и солнечно-лунным.
Хотелось бы сделать его инструментом,
похожим на лиру звучанием струнным.
Язык плодовитостью доброй отмечен,
богат именами предметов и действий.
Как он безначален, как он бесконечен!
Как благостно Господу в чём-то тождествен!
А вдруг в лингвистическом ярусе горнем
в родстве проживают арба и арбузы?
Язык – собиратель, он нижет на корни
приставок и суффиксов яркие бусы.
Как сходны в основах, нельзя не признаться,
мольберт и мольба, молоко и моллюски!
Язык – это звонкое зеркало наций.
Мне сладко, когда он является
русским.
В конце концов, наше общение свелось лишь исключительно к откликам на стихи, размещённые на поэтических сайтах. А ещё мне кажется, что в личной жизни Риты происходили какие-то события и перемены, в которые она не хотела меня посвящать, а без откровенности переписка для неё становилась тягостной. Тем не менее, у меня есть основания считать, что никакого спада в поэзии Риты не происходило, хотя судить об этом по её публикациям на российских сайтах невозможно: с середины 22 года она на них уже не появлялась. Людмила Некрасовская, сообщившая мне о смерти Риты, на вопросы, что и как, ответила скупо: близкие были с Ритой «до последнего дня», а ещё, что «...у нее недавно новая книжка вышла. Она радовалась, что есть материал на еще одну». То есть, она продолжала писать, у неё выходили книги и были силы им радоваться.
И последнее... Было в Рите что-то от святой. Её вера в Бога представляется мне сложной, с вопросами и противоречиями, но безусловной и страстной. Я не знаток Библии, но где-то читал, будто Иисус Христос говорил, что имея веру с горчичное зерно, можно двигать горы. Веры у Риты было точно больше, чем «с горчичное зерно». Однажды она написала мне, что с одним из её родственников беда – он спился, – и попросила поставить свечку во здравие его в Соборе Святой Троицы – главном православном храме Иерусалима. Я, конечно, выполнил эту просьбу и сообщил об этом Рите. А через два месяца она позвонила и сказала, что всё хорошо: родственник перестал пить. И мне кажется, что чудо произошло не потому, что в Соборе была зажжена свечка, а потому, что Рита верила в чудо и хотела чуда. Но сказано: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас»...
Риты Мысляковой больше нет. Земля ей пухом. Мир праху её. И долгой жизни её стихам.
https://poezia.ru/authors/gretchen1967
https://stihi.ru/avtor/gretchen1967
Печальная новость, Марк, но спасибо за публикацию. Авторская страница Маргариты включена в наш скорбный пантеон, а что касается специальной рубрики - я подумаю над необходимостью ее создания и существования. Конечно, не под Вашим сообщением уместно это обсуждать, здесь скажу лишь, что существовавшую ранее рубрику "Память" я закрыл и все публикации из нее удалены, и это было обдуманное решение. Я не имел бы ни малейших возражений по поводу создания новых "Страниц памяти" - рубрики, в которой публиковалась бы подобного рода мемуаристика, посвященная исключительно памяти авторов Поэзии.ру, но Ваша сегодняшняя публикация может оказаться как первой, так и единственной в такой рубрике на очень долгое время. Ну не пишут наши коллеги воспоминаний, что тут поделать, хотя те 60 человек (теперь уже 61), ссылки на страницы которых представлены в отделе "Страницы памяти", безусловно, достойны не меньшего отклика. Это не "камень" и не в чей-либо "огород", боже упаси, нет. Поэтому, дорогой Марк, Литсалон - пока что лучший из возможных на сайте разделов для таких публикаций. Отсюда она никуда не пропадет (я прослежу за этим), и если памятных воспоминаний появится со временем хотя бы несколько, я отведу для них отдельную рубрику. Еще раз спасибо, и светлая память нашей коллеге.
Марк, да, фотографию в Литсалоне разместить я смогу, и думаю, что на авторскую страницу Маргариты мы можем (т.е. никто не станет возражать, если мы сделаем это) поместить портрет автора вместо дежурной аватарки. Она же (эта фотография) автоматически отобразится и в разделе "Страницы памяти".
Печально..
Правда, у Маргариты чистый текст стиха.
Я когда-то читал наших Авторов постранично.
Её стихи особенные.
Умная и красивая женщина.
Спасибо, Марк, за публикацию. Забыл поздороваться...
Доброго дня. Печально.
Вот этот, наверное - и редкое любовное, и немножко мифологическое...
Понимать и ценить настоящее - редкое умение.
Ладони легких рук друг к другу приложив,
изведав дольних мук медлительную крестность,
молитвенной душой шепчу: пока ты жив,
я тоже буду жить, а дальше - неизвестность.
Но смерть с ее косой пока боится нас,
обходит стороной скамейку в нашем парке,
где уж который год, не поднимая глаз,
прядут для нас судьбу внимательные парки.
И я нужна затем, чтоб голос твой звучал,
тревожа местных лип зеленую нарядность,
чтоб - нитью сквозь иглу - через мою печаль
протянута была твоя земная радость.
Когда мы здесь сидим, так ярко на земле,
и тонут небеса в густом закатном морсе.
Бежит лохматый пес, и дятел на стволе
соперничает стуком с азбукою Морзе.
Летает бука-шмель, ворсисто-полосат...
Не нужно лишних слов, высоких и обильных!
Достаточно лишь знать, что где-то час назад
ворвался твой звонок в мой маленький мобильник.
Прекрасен этот парк! И, значит, чудо есть:
не зря в тени аллей пройтись мы вместе вышли.
И благостно звучит осанна, а не лесть
тому, кто нам с тобой приходится Всевышним.
Марк, спасибо Вам за самотверженную память о Маргарите. В оное время, когда буквально рушатся прежде незыблемые основы - то ли языка, то ли сути стихи Маргариты чисты и безупречны.
Когда-то я писал в салоне, что русскую поэтику на Украине, особенно в её восточно- южных областях, берегли по-настоящему. Маргарита, по Вашим словам, не разделяла себя с этой основой. Почему я пишу об этом?
Мой одноклассник, который сейчас живет в US и всю жизнь говорил по- русски совсем недавно уверял меня, что Пастернак - еврейский поэт.
Сейчас появляются в интернете тексты о т.н. "зашифровке" Борисом Леонидовичем своих стихов, чтобы никто не заметил его идиш.
Бред, конечно, но русская поэзия живёт, пока жив язык.
Я не знаю, что сейчас с нашим автором - моим другом- поэтом
дончанкой Людой Буратынской - удивительным по знанию языка и точности определяемых примет времени и природы. Надеюсь на лучшее. О других друзьях- поэтах с Ураины не упоминаю, чтобы им не навредить.
Спасибо Вам за память!
Марк, сейчас после долгого перерыва перечитываю "Пушкина" Юрия Тынянова и буквально вижу, как вместе с языком поэзии рождался современный русский язык.
Талантливейший автор и гениальный филолог!
Абсолютно верно, Игорь!
Я уже давно думаю о том, что именно поэзия создала современный русский язык! В стихах предшественников Пушкина мы не видим и подобия привычной нам речи. Языком, совершенно отличным от нашего, говорят герои Толстого и Достоевского. Но Пушкин и отчасти некоторые его современники - Вяземский, Тютчев, - совершили невероятное: в исторически кратчайшие сроки создали уникальный по красоте и выразительности язык.
Марк,присовокупите к своему списку и Евгения Баратынского.
Спасибо, Марк, за память.
Я помню Маргариту на сайте. Кажется, экран не дает повода для мистики, но почему-то по ощущениям от ее комментариев исходил такой тихий теплый свет. Обязательно прочитаю. Не знал о таком сайте.
Спасибо, обязательно посмотрю. Я помню, рубрику памяти вела одно время Ольга Пахомова. Память - это то немногое, что мы может вернуть прошлому. В благодарность.
Маргарита Мыслякова
Колокольный звон
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он...
Иван Козлов
Писал поэт... Давно жил он.
Но и сейчас так происходит.
Как много дум вечерний звон
на душу робкую наводит,
чтоб вере преданной была,
чтоб Духа ведала движенье!
Звонят, звонят колокола,
сзывая на Богослуженье.
Вечерний звон - надёжный щит
от сатаны. Как окрылённо
высокий благовест звучит,
пленяя радостью трезвона!
Не уязвив, не уколов,
но выводя нас к райским кущам,
репертуар колоколов
Самим подсказан Всемогущим.
Но я давно молюсь уже,
чтоб не раздался очень внятный,
сигналящий о мятеже
иль прочих бедах - звон набатный.