О смерти Маргариты Мысляковой и о ней самой

Дата и время публикации: 09.02.2025, 15:43:06

 

Несколько дней назад я получил сообщение о смерти Маргариты Мысляковой, прекрасной, может быть, гениальной поэтессы, страница которой и сегодня существует на сайте поэзия.ру.

Для меня это горчайшая весть. С Ритой меня связывали давнее знакомство и многолетняя дружба, начавшиеся когда-то в столице Таджикистана Душанбе.

В Азию Рита, родившаяся в Запорожье, приехала в конце 80-х годов с молодым мужем Сергеем Мысляковым, с которым они вместе закончили филфак МГУ. Оба, по отзывам знающих людей, были многообещающими филологами, что казалось естественным для Сергея, сына знаменитого литературоведа В.А.Мыслякова, крупнейшего специалиста по творчеству Салтыкова-Щедрина. Рита же была самородком, чьё природное чутьё к литературе «окультурилось» хорошим классическим образованием. Обоих немедленно пригласили на работу кафедры разных ВУЗов, но мало кто тогда в городе знал, что в Душанбе приехала не просто способная молодая преподавательница литературы, а ещё недавно самая юная в СССР обладательница членского билета Союза писателей.

 

Я представляю иронические улыбки на лицах многих моих коллег, для которых всё связанное с СССР, в том числе и СП, объединено словом «совковость». Такие люди, как правило, обладают узким мышлением и малым талантом. Но более умным коллегам я предлагаю одно из ранних стихотворений Маргариты Мысляковой «Желание», которое я приведу целиком:

 

              ЖЕЛАНИЕ


            Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу,

              чем сделаешь её солёною?

                Мф.5;13

 

Как хочется соли! Я чувствую: вот, началось -

как хочется соли! Насыпать её между строчек!

Лизать всей душою, глодать, как израненный лось,

припрятанный в кухне бесформенный белый комочек!

 

Разбить, истолочь и столовою ложкою в рот

отправить крупицы! Что может быть лучше и чище?

Врут масло и сахар. Лишь соль никогда не соврёт -

глубокая истина всей человеческой пищи.

 

Я вновь обретаюсь среди межеумков и сонь.

Как хочется соли! Наскучило жить по уставу.

Ведь даже у звуков есть нота по имени "соль",

поющая вкусно, собою приправив октаву.

 

Начать все сначала и в воду упрятать концы.

Но как обойтись с достиженьем покоя и воли?!

С лукавой улыбкой глядят на меня мудрецы.

Смиряюсь. Мужаюсь. О Боже, как хочется соли!

 

 

С Ритой я познакомился практически случайно и одновременно абсолютно закономерно. Мы работали в разных ВУЗах, причём, она в институте, недавно созданном специально для подготовки учителей языка и литературы из выпускников национальных школ. Одна моя знакомая, заведовавшая кафедрой в этом институте, как-то рассказала мне о новой ассистентке, которая не только замечательно образована, но и пишет чудесные стихи... Но мало ли таких – молодых и пишущих?! И вот однажды – это было, вероятно, спустя год-полтора после приезда Риты в Душанбе, – подборку её стихов опубликовал журнал «Памир». Как ни удивительно это для многих прозвучит, но попасть в поэтический раздел провинциального, казалось бы, журнала было очень престижно. Им руководила прекрасная поэтесса и знаток литературы Марианна Фофанова, не склонная ни к каким компромиссам и экивокам, если речь шла о поэзии. Подборку стихов Риты она сделала необычно большой... Я прочёл стихи и долго ходил с ощущением встречи с «идеальными текстами»

.

Здесь я позволю себе несколько уточняющих слов о том, что я называю этим словосочетанием. В астрономически огромном количестве всех написанных стихотворений лишь очень и очень немногие тексты отличаются отсутствием любых недостатков. Они идеальны с точки зрения идеи, сюжета, архитектоники, целостности исполнения, развития и завершения конфликта, лексического и фонического отбора и даже авторской пунктуации. Таких стихов относительно немного даже у великих поэтов. В «памирской» подборке Риты Мысляковой идеальными мне казались ВСЕ стихотворения. Естественно, я расспросил общих знакомых об авторе, нас познакомили, и несколько лет вплоть до моего отъезда мы общались с Ритой достаточно близко и доверительно. Она была не только талантлива, но и умна, наблюдательна, непосредственна, а иногда упряма и капризна, что, впрочем, было нормальным и даже естественным в поведении молодой и красивой женщины. Удивительно, что при всей близости её стиля к русской классике, её любимыми поэтами были немцы Гёте и Гейне. С течением времени она даже пожелала, чтобы я звал её не Маргарита и не Рита, а Гретхен и даже просто Грета!

Писала Рита много, охотно показывала мне новые стихи, но почему-то никогда не говорила о том, как она работает над ними или как шла к той или иной теме. Я думаю, тут надо отойти от воспоминаний и сформулировать несколько положений, важных для творчества Риты в целом. Предметами её стихов были самые разные события и вещи, но судила она обо всём с позиций человека глубоко религиозного:

 

ЕДИНСТВЕННОМУ БОГУ

 

Осталась без любви моя душа,

как будто грифель без карандаша.

Для забытья изыскивая повод,

порой не я, а некий истукан

к губам подносит ложку и стакан, –

но знает Ио, кем ей послан овод.

 

В наш черный век легко сказать о том,

что жизнь – фонтан, похожий на фантом,-

встревожить смысл, не понимая смысла.

Бессмертье – здесь, но, как им ни владей,

а нужно жить с оглядкой на людей,

писать их буквы, складывать их числа.

 

Лжецы произошли от обезьян.

Есть в каждом одиночестве изъян –

скрывать себя в потугах лицедейства.

Я плачу, я пытаюсь разобрать,

что затевают ручка и тетрадь...

Весь гений – Твой, мое – одно злодейство.

 

Насколько я помню, это стихотворение относится к «душанбинскому периоду», но сейчас я копирую его с сайта стихи.ру, где оно появилось в 2012 году и сразу было восторженно отмечено не кем-нибудь, а самой Ладой Миллер: «Замечательно... надо же как бывает – заглянула случайно, на минутку – а первое же стихотворение и – наповал. Спасибо.»


90-й год прервал все мои связи с Таджикистаном и людьми, которые там оставались. Лишь с распространением Интернета и появлением у меня компьютера возникла возможность постепенно находить людей, и прошлое понемногу проникало в настоящее. Общие знакомые сообщили мне адрес Риты, вернувшейся в Запорожье уже без Сергея. Мы переписывались сначала по почте, потом уже по почте электронной, оказались на одних поэтических сайтах – стихи.ру, поэзия.ру... Я был в курсе многих аспектов жизни Риты. В плане публикаций важное значение для неё имел журнал «Провинция», издаваемый в Запорожье Светланой Скорик. В 2009 году вышел сборник «Мольба», и Рита прислала мне его. Сборник получился небольшим, но удивительно гармоничным, глубоким и похожим на монолог, который разбит на отдельные стихотворения. Я написал это предложение и подумал, что именно слово «монолог» как никакое другое удивительно подходит для определения специфики творчества Риты. В её стихах – по крайней мере, мне так кажется, – нет различия между поэтессой и лирической героиней. Всё, что написано Ритой, написано от первого лица, без попыток сочинить некую иную реальность, высказаться от имени кого-то или чего-то. Перед читателем прямая речь, внешне простая и безыскусная, но превращающая в поэзию всё, что становится её предметом. Даже ирония и эпатаж у Риты, не теряя своих специфик, предстают во всей искренности и имеют «человеческое лицо»:

 

                    СПОРНЫЕ СТРОФЫ

Духовным климаксом терзаясь, озвучу маленькую мысль:

бывает плодотворной зависть, когда в ней есть стремленье ввысь.

 

И в час, когда с усильем лущим познанья каменный орех,

порою хочется быть лучшим. Но неужели лучше всех?!

 

Приятно стать одним из первых, минуя выспренность преград,

когда лишь Бог тебе соперник, хоть Он не может проиграть.

 

"О, как убийственно мы любим!"согласна я и потому

завидую весёлым людям и их свободному уму.

 

Прилежно веруя пометам руки Господней на судьбе,

я не завидую поэтам, а значит, и самой себе.

 

Мне не понять, чего во имя хотят вам строфы подарить

их души, полные, как вымя, которое пора доить.

 

Не стоит нынче ни полушки рифмовка классная моя.

Поэты – это безделушки на пыльной тумбе бытия...

 

 

После 2014 года наш контакт становился всё у́же и ограниченней. Мне были странны и чужды события Майдана, но мы с Ритой избегали обсуждения этой темы, вероятно, почти подсознательно не желая натыкаться на возможные разногласия. Также я предполагаю, что Рита опасалась слишком откровенно высказываться по этому поводу, так как все на Украине были осведомлены о контроле властей всего, что делается в Сети. Но я знаю точно, что Рита, родившаяся на Украине, прекрасно знавшая украинский язык и украинскую литературу, всегда и однозначно считала себя русским поэтом. Она не только говорила мне об этом – она об этом писала стихи:

 

          ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ

 

Слова поэтичные: иволга, ива

лелеют мой слух неслучайным созвучьем.

Язык – это праздник, язык – это диво,

и дан как награда он людям певучим.

 

В стихах, да и в прозе, согласно с моментом,

бывает он звёздным и солнечно-лунным.

Хотелось бы сделать его инструментом,

похожим на лиру звучанием струнным.

 

Язык плодовитостью доброй отмечен,

богат именами предметов и действий.

Как он безначален, как он бесконечен!

Как благостно Господу в чём-то тождествен!

 

А вдруг в лингвистическом ярусе горнем

в родстве проживают арба и арбузы?

Язык – собиратель, он нижет на корни

приставок и суффиксов яркие бусы.

 

Как сходны в основах, нельзя не признаться,

мольберт и мольба, молоко и моллюски!

Язык – это звонкое зеркало наций.

Мне сладко, когда он является русским.

 

В конце концов, наше общение свелось лишь исключительно к откликам на стихи, размещённые на поэтических сайтах. А ещё мне кажется, что в личной жизни Риты происходили какие-то события и перемены, в которые она не хотела меня посвящать, а без откровенности переписка для неё становилась тягостной. Тем не менее, у меня есть основания считать, что никакого спада в поэзии Риты не происходило, хотя судить об этом по её публикациям на российских сайтах невозможно: с середины 22 года она на них уже не появлялась. Людмила Некрасовская, сообщившая мне о смерти Риты, на вопросы, что и как, ответила скупо: близкие были с Ритой «до последнего дня», а ещё, что «...у нее недавно новая книжка вышла. Она радовалась, что есть материал на еще одну». То есть, она продолжала писать, у неё выходили книги и были силы им радоваться.

И последнее... Было в Рите что-то от святой. Её вера в Бога представляется мне сложной, с вопросами и противоречиями, но безусловной и страстной. Я не знаток Библии, но где-то читал, будто Иисус Христос говорил, что имея веру с горчичное зерно, можно двигать горы. Веры у Риты было точно больше, чем «с горчичное зерно». Однажды она написала мне, что с одним из её родственников беда – он спился, – и попросила поставить свечку во здравие его в Соборе Святой Троицы – главном православном храме Иерусалима. Я, конечно, выполнил эту просьбу и сообщил об этом Рите. А через два месяца она позвонила и сказала, что всё хорошо: родственник перестал пить. И мне кажется, что чудо произошло не потому, что в Соборе была зажжена свечка, а потому, что Рита верила в чудо и хотела чуда. Но сказано: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас»...


Риты Мысляковой больше нет. Земля ей пухом. Мир праху её. И долгой жизни её стихам.


https://poezia.ru/authors/gretchen1967

https://stihi.ru/avtor/gretchen1967

 

Марк Шехтман

Тема: Re: О смерти Маргариты Мысляковой и о ней самой
Дата и время: 09.02.2025, 20:02:06

Маргарита Мыслякова

Колокольный звон


Вечерний звон, вечерний звон!
      Как много дум наводит он...
            Иван Козлов

Писал поэт... Давно жил он.
Но и сейчас так происходит.
Как много дум вечерний звон
на душу робкую наводит,

чтоб вере преданной была,
чтоб Духа ведала движенье!
Звонят, звонят колокола,
сзывая на Богослуженье.

Вечерний звон - надёжный щит
от сатаны. Как окрылённо
высокий благовест звучит,
пленяя радостью трезвона!

Не уязвив, не уколов,
но выводя нас к райским кущам,
репертуар колоколов
Самим подсказан Всемогущим.

Но я давно молюсь уже,
чтоб не раздался очень внятный,
сигналящий о мятеже
иль прочих бедах - звон набатный.

Тема: Re: О смерти Маргариты Мысляковой и о ней самой
Дата и время: 10.02.2025, 00:49:20

Печальная новость, Марк, но спасибо за публикацию. Авторская страница Маргариты включена в наш скорбный пантеон, а что касается специальной рубрики - я подумаю над необходимостью ее создания и существования. Конечно, не под Вашим сообщением уместно это обсуждать, здесь скажу лишь, что существовавшую ранее рубрику "Память" я закрыл и все публикации из нее удалены, и это было обдуманное решение. Я не имел бы ни малейших возражений по поводу создания новых "Страниц памяти" - рубрики, в которой публиковалась бы подобного рода мемуаристика, посвященная исключительно памяти авторов Поэзии.ру, но Ваша сегодняшняя публикация может оказаться как первой, так и единственной в такой рубрике на очень долгое время. Ну не пишут наши коллеги воспоминаний, что тут поделать, хотя те 60 человек (теперь уже 61), ссылки на страницы которых представлены в отделе "Страницы памяти", безусловно, достойны не меньшего отклика. Это не "камень" и не в чей-либо "огород", боже упаси, нет. Поэтому, дорогой Марк, Литсалон - пока что лучший из возможных на сайте разделов для таких публикаций. Отсюда она никуда не пропадет (я прослежу за этим), и если памятных воспоминаний появится со временем хотя бы несколько, я отведу для них отдельную рубрику. Еще раз спасибо, и светлая память нашей коллеге.

Тема: Re: Re: О смерти Маргариты Мысляковой и о ней самой
Дата и время: 10.02.2025, 09:55:30

Александр, спасибо.
Я тоже считаю, что сегодня Литсалон - лучшее места для публикаций "внелитературного" характера. Наши коллеги Литсалон читают, а некоторые иногда даже откликаются на прочитанное, проявляя подлинно человеческие чувства.
Моё согласие на перенос текста в другую рубрику было продиктовано незнанием, существует ли специальный раздел для подобных сообщений...
И небольшая просьба: я хочу отыскать хорошее фото Риты Мысляковой, а потом попросить Вас разместить его над некрологом, разумеется, если это технически возможно в рубрике Литсалона.

Тема: Re: Re: Re: О смерти Маргариты Мысляковой и о ней самой
Дата и время: 10.02.2025, 10:40:00

Марк, да, фотографию в Литсалоне разместить я смогу, и думаю, что на авторскую страницу Маргариты мы можем (т.е. никто не станет возражать, если мы сделаем это) поместить портрет автора вместо дежурной аватарки. Она же (эта фотография) автоматически отобразится и в разделе "Страницы памяти".

Тема: Re: О смерти Маргариты Мысляковой и о ней самой
Дата и время: 10.02.2025, 15:24:15

Печально..
Правда, у Маргариты чистый текст стиха.
Я когда-то читал наших Авторов постранично.
Её стихи особенные.
Умная и красивая женщина.
Спасибо, Марк, за публикацию. Забыл поздороваться...
Доброго дня. Печально.
Вот этот, наверное - и редкое любовное, и немножко мифологическое...
Понимать и ценить настоящее - редкое умение.

Ладони легких рук друг к другу приложив,
изведав дольних мук медлительную крестность,
молитвенной душой шепчу: пока ты жив,
я тоже буду жить, а дальше - неизвестность.

Но смерть с ее косой пока боится нас,
обходит стороной скамейку в нашем парке,
где уж который год, не поднимая глаз,
прядут для нас судьбу внимательные парки.

И я нужна затем, чтоб голос твой звучал,
тревожа местных лип зеленую нарядность,
чтоб - нитью сквозь иглу - через мою печаль
протянута была твоя земная радость.

Когда мы здесь сидим, так ярко на земле,
и тонут небеса в густом закатном морсе.
Бежит лохматый пес, и дятел на стволе
соперничает стуком с азбукою Морзе.

Летает бука-шмель, ворсисто-полосат...
Не нужно лишних слов, высоких и обильных!
Достаточно лишь знать, что где-то час назад
ворвался твой звонок в мой маленький мобильник.

Прекрасен этот парк! И, значит, чудо есть:
не зря в тени аллей пройтись мы вместе вышли.
И благостно звучит осанна, а не лесть
тому, кто нам с тобой приходится Всевышним.


Тема: Re: О смерти Маргариты Мысляковой и о ней самой
Дата и время: 10.02.2025, 20:30:44

Марк, спасибо Вам за самотверженную память о Маргарите. В оное время, когда буквально рушатся прежде незыблемые основы - то ли языка, то ли сути стихи Маргариты чисты и безупречны.
Когда-то я писал в салоне, что русскую поэтику на Украине, особенно в её восточно- южных областях, берегли по-настоящему. Маргарита, по Вашим словам, не разделяла себя с этой основой. Почему я пишу об этом?
Мой одноклассник, который сейчас живет в US и всю жизнь говорил по- русски совсем недавно уверял меня, что Пастернак - еврейский поэт.
Сейчас появляются в интернете тексты о т.н. "зашифровке" Борисом Леонидовичем своих стихов, чтобы никто не заметил его идиш.
Бред, конечно, но русская поэзия живёт, пока жив язык.
Я не знаю, что сейчас с нашим автором - моим другом- поэтом
 дончанкой Людой Буратынской - удивительным по знанию языка и точности определяемых  примет времени и природы. Надеюсь на лучшее. О других друзьях- поэтах с Ураины не упоминаю, чтобы им не навредить.
Спасибо Вам за память!


Тема: Re: Re: О смерти Маргариты Мысляковой и о ней самой
Дата и время: 10.02.2025, 21:40:48

Игорь, я рад, что Вы сочли нужным подчеркнуть историческую важность сохранения традиций русской поэзии. Но в Вашей формулировке:  - "...русская поэзия живёт, пока жив язык", - я вижу ещё один важный смысл: русский язык жив, пока жива русская поэзия. Именно поэзия сама себя, а значит, и читателя, бережет от чужеродных включений, от упрощений и искажений, от скатывания в воляпюк.
Кстати, в повседневной устной речи Риты Мысляковой иногда довольно отчётливо слышались оттенки южно-русского (украинского) говора: например, она чуть-чуть выпевала и повышала тональность в окончаниях слов и предложений. Но когда она вела лекции и семинары, её речь словно освобождалась от этих оттенков и становилась строгой и чёткой. Ну а язык поэзии Риты Мысляковой говорит сам за себя.
Что же касается всяких изобретений доморощенных национальных ура-патриотов, то она проявляется в самых анекдотических формах. Например, в Израиле сейчас проживает многочисленная и сплочённая община бухарских евреев. Я 42 года прожил в Таджикистане и точно знаю, что родным для них был именно таджикский язык. И вдруг, попав в Израиль, руководители и идеологи этой общины заявили, что бухарские евреи, оказывается, всегда говорили и писали на своём особенном - бухарском! - языке. Такие вот извилины национального сознания с уклоном в "патриотизьм"...

Тема: Re: Re: Re: О смерти Маргариты Мысляковой и о ней самой
Дата и время: 10.02.2025, 21:48:27

Марк, сейчас после долгого перерыва перечитываю "Пушкина" Юрия Тынянова и буквально вижу, как вместе с языком поэзии рождался современный русский язык.
Талантливейший автор и гениальный филолог!

Тема: Re: Re: Re: Re: О смерти Маргариты Мысляковой и о ней самой
Дата и время: 10.02.2025, 22:05:04

Абсолютно верно, Игорь!
Я уже давно думаю о том, что именно поэзия  создала современный русский язык! В стихах предшественников Пушкина мы не видим и подобия привычной нам речи. Языком, совершенно отличным от нашего, говорят герои Толстого и Достоевского. Но Пушкин и отчасти некоторые его современники - Вяземский, Тютчев, - совершили невероятное: в исторически кратчайшие сроки создали уникальный по красоте и выразительности язык.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: О смерти Маргариты Мысляковой и о ней самой
Дата и время: 10.02.2025, 22:35:13

Марк,присовокупите к своему списку и Евгения Баратынского.

Тема: Re: О смерти Маргариты Мысляковой и о ней самой
Дата и время: 15.02.2025, 11:23:04

Спасибо, Марк, за память.

Тема: Re: Re: О смерти Маргариты Мысляковой и о ней самой
Дата и время: 16.02.2025, 10:46:16

Спасибо, Александр, что отозвались.
Пользуюсь случаем, обращаю Ваше внимание на сайт МСП им. св. Кирилла и Мефодия и Литературного клуба "Писатели за Добро.
Учитывая специфику творчества М.Мысляковой, я отправил в Редакцию сайта большую подборку её стихов, и мне сообщили, что в начале весны она будет опубликована. 
Возможно, он и Вам будет интересен в плане публикаций.

Тема: Re: Re: Re: О смерти Маргариты Мысляковой и о ней самой
Дата и время: 16.02.2025, 13:50:41

Я помню Маргариту на сайте. Кажется, экран не дает повода для мистики, но почему-то по ощущениям от ее комментариев исходил такой тихий теплый свет. Обязательно прочитаю. Не знал о таком сайте.

Тема: Re: Re: Re: Re: О смерти Маргариты Мысляковой и о ней самой
Дата и время: 16.02.2025, 14:46:20

Александр, вот ссылка на главную страницу этого сайта:

и ссылка на так называемые "редакционные портфели", каждый из которых является развёрнутой публикацией одного автора:

М.Ш.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: О смерти Маргариты Мысляковой и о ней самой
Дата и время: 16.02.2025, 22:00:48

Спасибо, обязательно посмотрю. Я помню, рубрику памяти вела одно время Ольга Пахомова. Память - это то немногое, что мы может вернуть прошлому. В благодарность.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: О смерти Маргариты Мысляковой и о ней самой
Дата и время: 16.03.2025, 16:09:29

Александр, по этой ссылке Вы можете прочесть довольно большую подборку стихов М.Мысляковой:
Марк.