Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 17-07-2021 12:42:53
60 лет Игорю Меламеду - поэту, переводчику, эссеисту. Семь лет, как его нет с нами.
Чисто эгоистически, человечески испытываешь скорбь, печаль от отсутствия человека в твоей жизни, невозможности услышать голос, написать комментарий и прочитать чуткий отклик, но нам осталась поэзия, его светлая мысль в критических статьях, память, любовь и молитва.
В эти дни сердечно и светло вспоминали Игоря его друзья, сокурскники, ученики. Приведу несколько цитат со страницы Игоря (Игорь Меламед) в фейсбуке:
"Игорь Меламед был наделен редким лирическим даром: он смог воплотить в поэзии свою душу. Еще он обладал удивительной ясностью, чистотой взгляда и в поэзии, и в литературной критике, и в эссеистике. Он умел очень просто и в то же время веско говорить об очень сложных вещах.
Замечательный поэт с абсолютно чистым поэтическим дыханием. Писал то, что прочувствовал, испытал, знал наверное безо всяких натужных экзистенциальных вывертов.
В больничной ночи вспоминай свое детство и плачь:
и жар, и ангину, и окна с заснеженной далью.
Придет Евароновна к нам, участковый мой врач,
и папа ей двери откроет с бессонной печалью.
И мама грустна. И в глазах ее мокрая муть.
Одна Евароновна с радостью необычайной
то трубкой холодной вопьется мне в жаркую грудь,
то в горло залезет противною ложкою чайной.
Я с ложкою этой борюсь, как с ужасным врагом.
– Ты скоро поправишься, – мне говорят, – вот увидишь…
Потом Евароновне чаю дают с пирогом,
и с мамой веселой они переходят на идиш.
Ах, Ева Ароновна, если ты только жива,
склонись надо мной, сиротою, во тьме полуночной.
В больничном аду повтори дорогие слова:
– Ты скоро поправишься с травмой своей позвоночной.
Попей со мной чаю, а если ты тоже в раю,
явись мне, как в детстве, во сне посети меня, словно
ликующий ангел, – где чайную ложку твою
приму, как причастье, восторженно, беспрекословно.
Ну и первое разочарование в авторах сайта также связано с именем Игоря. Вы наверняка помните, Ольга, эту историю с плагиатом его стихов одним литфункционером, изменившем там пару слов и поменявшего название места действия. По-моему, тогда однозначно и безоговорочно осудили плагиатора только мы с Вами, увы. Каких только оправданий плагиатору тогда не прозвучало.
Жаль. Отмучился и ушел совсем молодым.
Тема: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 17-07-2021 | 15:20:12
Да, Виталий, я привожу в этом посте ссылку на вой пост (см.) и на свой сегодняшний взгляд на эту историю спустя годы. Биться лбом в камень равнодушия и подмен?
К слову, там же Вы найдете ссылку на скопированную ветку на яндекс-диске тогдашней жаркой полемики. Не только мы с Вами поддержали. Некоторые достойные люди, в частности, Владимир Ершов, светлая ему память, еще авторы - Александр Карпенко, Надежда Буранова, Александр Чернов, Александр Закуренко, Ольга Ильницкая, Александр Воловик, Иван Котельников, Иван Чернышов, Сергей Красиков и другие. Ресурсы "45-я парллель", "Мегалит". А вот на "Бард.ру" и на других сетевых площадках - до сих пор под именем Спектора висит стихотворение Игоря.
Напомнить я напомнила, дальше дело совести людей. Посты в Литсалоне пропали, но рукописи не горят и Божья справедливость торжествует. Не здесь, разумеется.
Семь лет прошло - а журнал "Москва", невзирая на комментарии на страничке публикации, так и не убрал плагиат со своей страницы.
Очевидно только одно, поэзия Игоря - достояние вечности, его искупительная жертва.
Царствие Небесное светлой душе поэта.
А нам - оставлено покаяние. Пока человек жив - еще не поздно его принести. до Суда.
ps. Вот копия поста, чтобы освежить память насельников сайта: https://disk.yandex.ru/edit/disk/disk%2F%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D0...
Тема: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Виталий Айриян
Дата: 17-07-2021 | 16:03:02
Интересно было бы прочитать, но у меня ссылка на диск, а дальше - тишина
Тема: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 17-07-2021 | 21:41:50
У меня 10-й Windows, сразу открывается вордовский файл. Я Вам завтра вышлю почтой, сейчас затруднительно. Или же опубликую у себя в блоге и дам ссылку. Такое свидетельство.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Виталий Айриян
Дата: 17-07-2021 | 22:07:00
Ок. У меня тоже десятый. Но с некоторых пор что-то с памятью его стало
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 19-07-2021 | 16:18:11
Виталий, нужно зарегистрироваться на яндексе и иметь доступ к его ресурсам. Попробую дать такие ссылки:
https://disk.yandex.ru/i/BzIYtI6Div7ifw https://disk.yandex.ru/i/3IfGXT3VknkvVg
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Виталий Айриян
Дата: 19-07-2021 | 18:01:54
Спасибо, Ольга. Да, не только мы с Вами, конечно, это точно. У нас просто более развернута "доказательная база". Но там была какая-то группа поддержки Спектора, где люди целыми пачками писали бред о космических силах и о том, что это вполне могло быть надиктовано высшими силами итд. А плагиатор самоликвидировался или до сих пор на сайте?
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 19-07-2021 | 18:27:26
Да, эти люди публиковали свои инсинуации на сайте "Свой вариант". Да-да, помню, медсестра Алевтина Евсюкова, которая списывает "свои произведения с эгрегора", одноклассники В.Спектора, группа поддержки в лице авторитетных граждан, Евгения Степанова, например, - такое шоу возникло.
Я еще тогда подумала, а неслучайно они сайт назвали "свой вариант". )
45-я параллель удалила Спектора, а на его странице
помещено это: https://45parallel.net/vladimir_spektor/ , внизу после материала Александра Карпенко ссылки на мой lj с тогдашними записями. Только имя у журнала теперь другое. Там, к слову, вся хроника события. Долгое время эти записи были у меня (как и весь журнал) под замком, а сейчас - раскрыла. Или по тэгу "Игорь Меламед".
На нашем сайте плагиатор присутствует, но не публикуется.
Вот нашла, где Евсюкова называет Игоря Меламеда клеветником http://mspu.org.ua/main/9412-obraschenie-protest-i-zaschita.html. А другая дама полагает, что Игорь - двойник Спектора http://mspu.org.ua/pulicistika/9450-i-snova-o-tom-zhevladimir-spektor-sergey-malmedov.html. Без комментариев.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Виталий Айриян
Дата: 19-07-2021 | 19:13:14
Ок. Его присутствие на сайте после скандала красноречивее всего говорит о личности плагиатора. Так что многие не ошиблись в ее оценке.
А у ресурсов, оставивших это стих-е под именем Спектора, тоже, видать, ни стыда, ни совести.
Спасибо, что вспомнили замечательного поэта Игоря Меламеда.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 19-07-2021 | 19:43:54
Да какая там совесть... Эзотерики, ...
И Вам спасибо, Виталий.
Игорь человек огромной силы духа, поступил великодушно и благородно, а вся эта суета - она для вечности ничто, он душе своей не повредил ("прости им, не ведают, что творят...") - и это главное. Светлая ему память и Царствие Небесное.
* * *
В ненадежных и временных гнездах
и тела обитают, и души.
Но Спаситель приходит, как воздух,
посреди мирового удушья.
Посреди мирового мороза,
в безысходных глубинах страданья,
раскрывается сердце, как роза,
от Его дорогого дыханья.
Все оплачено было сторицей
и искуплено страшною кровью,
чтобы ты бесприютною птицей
возвратился под вечную кровлю.
***
Может быть, оттого не должны
умирать мы по собственной воле,
чтоб на тех не осталось вины,
кто не смог защитить нас от боли.
Может быть, оттого и должны
мы забыть об отравленных чашах,
чтобы меньше осталось вины
на невольных мучителях наших.
И должно быть, затем не вольны
мы покинуть земную обитель,
чтобы меньше осталось вины
и на тех, кто нас гнал и обидел…
1988
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Виталий Айриян
Дата: 19-07-2021 | 23:17:07
Замечательно. Большой поэт всегда поэт предчувствия. Сейчас что "ребята", что "девчата" пишут невесть о чем стихи, сварганенные в механосборочном цехе. Своей темы в творчестве нет, а без нее из поэзии дух вон, зато ерничанья и словесной эквилибристики завались. Но поэзия ведь не жанр фантастики, в ней без лично пережитого никак нельзя. Это просто неинтересно в конце концов. Но штамповщиков ничего не останавливает - находят собратьев по перу на разных уровнях и пошло поехало:" Ты поэт и я поэт, вместе мы поэты." Десятки лайков и восторженных отзывов на "гениальные" вирши. Количество "поэтов" зашкаливает, стили неотличимы, море, океан заимствований, всеядных авторов можно штабелями складывать, благо места в журналах и интернете навалом...
И еще. Надо иметь большое мужество, чтобы, как Меламед, продолжать писать с такой тяжелой травмой. Это удел очень сильных личностей, людей с особым мироощущением, ибо поэзия не проза, ее невозможно писать когда захочешь. Игорь это смог. И его стихи для нас не только высокая поэзия, но и школа выживания. Не знаю, что важнее.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Сергей Ткаченко (Amis)
Дата: 20-07-2021 | 15:25:47
Виталий, столько нравоучительных благоглупостей Вы тут наговорили, что не смог не отозваться.
«Большой
поэт всегда поэт предчувствия.» – например?
«Сейчас
что "ребята", что "девчата" пишут невесть о чем стихи,
сварганенные в механосборочном цехе.» - так это
не «сейчас», а всегда так и было. Просто с появлением компьютеров появилась
возможность тиражировать на бумаге, не переписывая от руки, а с появлением
доступного Интернета – тиражировать в электронном виде. И, кстати, среди «ребят
и девчат» немало людей пенсионного возраста, которые вдруг ощутили творческий
зуд. И их тоже нельзя всех грести под одну гребёнку. Но и скидок на возраст
(юный, средний, почтенный) делать не следует. При оценке конкретных сочинений,
а не способностей автора.
«Своей
темы в творчестве нет, а без нее из поэзии дух вон, зато ерничанья и словесной
эквилибристики завались.» - что значит «своя
тема» - пресловутая «яйла», например? А какая «своя тема» была у А.С.Пушкина
или у В.С.Высоцкого?
« Но
поэзия ведь не жанр фантастики, в ней без лично пережитого никак нельзя. Это
просто неинтересно в конце концов.» - а вот
В.С.Высоцкий не воевал, не сидел, грузовики за Урал не гонял, золото не мыл и
на звездолётах не летал. Да и А.С.Пушкин Черномора за бороду не дёргал (а
Черноморы у него даже и не родственники).
И, насколько мне помнится, В.Айрияну в концлагере ни в качестве узницы-еврейки, ни в качестве охранника-гестаповца тоже не довелось побывать. А замыслы-то были, нет?
:о)
«Но штамповщиков ничего не останавливает - находят собратьев по перу на разных уровнях и пошло поехало:" Ты поэт и я поэт, вместе мы поэты." Десятки лайков и восторженных отзывов на "гениальные" вирши. Количество "поэтов" зашкаливает, стили неотличимы, море, океан заимствований, всеядных авторов можно штабелями складывать, благо места в журналах и интернете навалом...» - а это вот да. Только оказывается, что штамповщик штамповщику рознь: к конвейерным поделкам отдельных штамповщиков следует подходить с трепетом и пониманием. Учитывая прошлые заслуги, пролетарское происхождение и категорическое нежелание штамповщика перейти от конвейера к ручной сборке (это когда чтобы не каждый день, к полуночи, было что-то новое готово). При том, что и сам штамповщик вполне отдаёт себе отчёт в конвейерности и нешибковысокохудожественности своих поделок. Но ему проще вылить ушаты грязи на того, кто об этом осмелится сказать, чем хотя бы явные ляпы у себя исправить. Хотя и сам он может признаться, что «вот, дескать, если бы в книгу - то да, там бы я в лучшем случае одно из десяти опубликованных взял, да ещё и подработал бы, а на сайте выставить – это вроде черновик набросать на бумаге, а выбрасывать в корзину жалко, в стол - неохота. А тут схавают. Особенно если кто по взаимозачёту должен.»
Но самое главное, что Вы вообще упустили (на мой взгляд) в своей гневной отповеди всему плохому, агитируя за всё хорошее, так это способность к сопереживанию. Поскольку палитра чувств и ощущений у всех как раз примерно одинакова. Разница – в уровне их выражения. И только махровый эгоист уверен в том, что именно его ощущения и переживания бесподобны, уникальны и неповторимы.
А человек, который способен к искреннему, а не деланному сопереживанию, и может «влезть в чужую шкуру».
:о)
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 22-07-2021 | 19:49:48
Сейчас очень много шуму, Виталий. И голоса хороших молодых авторов расслышать трудно.
Недавно умерла критик, поэт, культуртрегер Людмила Вязмитинова
(светлая ей память!), с которой я была очень давно знакома. Вот ее последнее
интервью, взгляд человека, который во всем этом варился https://www.ng.ru/ng_exlibris/2021-07-21/10_1087_person.html. Очень хорошо понимаю, о каких новых тенденциях говорит
Людмила. О совершенно другой эстетике...
Людмила была особенным человеком - связующий мост между поколениями. Я бы сказала,
переводчик. ) Ее очень любили - и именно молодые, она их опекала и способствовала
их творческому росту. Такие люди необходимы, чтобы смягчать (и просвещать) нас, ворчащих
на ломку канонов и засилье графомании.
Пусть пишут, спорят, создают многочисленные школы. Культурологический протест не кровопролитен. У любого человека должно быть пространство самовыражения, если только он этим пространством не нарушает правила общежития, не манифестирует его на каждом перекрестке, не душит инаковое пространство. А у нас есть возможность и право уйти с мероприятия (закрыть онлайн страницу).
Но мы не знаем, что будет дальше и что за прорыв ожидается в новейшей
литературе. Наши ключи (культурные коды) никто не отнимает. А у них ключи потеряны
(см. статью), куются новые... ). И мы не станем взирать на это с печалью. Голод
по настоящим смыслам у пишущих и читающих
еще придет, когда будет набрана критическая масса всего этого экспериментаторского
разнообразия.
Ведь подобные тенденции были и сто лет назад - если
пристальнее вглядеться в салоны Серебряного века.
Одно верно - соцсеть портит автора. Круг друзей щедр на виртуальные поглаживания. Редкий стихотворец имеет мужество идти туда, где критикуют, чаще уходит (хлопая дверью или без пыли) опять в теплое гнездышко лайков, сердечек и уменьшительных суффиксов. Критиков (а Людмила Вязмитинова была одним из них) мало, теоретиков литературы еще меньше.
А Игорь был, безусловно, провидец. Он был верующим человеком, глубоко понимающим смысл страдания. Дар его поэтический уникален. Но если мы вспомним Игоря Лавленцева, Виктора Гаврилина, то разве не в своем даровании черпали они силы для преодоления немощи не только телесной, но и некого отчаяния и бессмыслицы? Просто у Меламеда исповедание этого преодоления наиболее обнажено, откровенно. Он жил по своим правилам, не стыдясь слез (в поэзии), говоря правду в лицо. Почему и сетовали, что, мол, характер резкий там, человек неудобный … Честности не нужны маски, разве что литературные (имею в виду его блестящие мистификации, с помощью которых он опять же развенчивал тщеславие, глупость, дутые величины).
Для меня очевидна миссионерская составляющая поэзии Игоря. Он был свидетель. Вы правы, он писал исходя исключительно из опыта своего страдания, но, собственно, это и есть критерий настоящей поэзии, все остальное - литература.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Виталий Айриян
Дата: 23-07-2021 | 11:44:39
Охотно верю Вам, Ольга, что Вязмитинова была прекрасным человеком и, конечно, жалею об ее уходе. Но вот ее литературных пристрастий отнюдь не разделяю. У Водолазкина оригинален только "Лавр", где "выстрелила" его профессия, в остальных вещах много Шишкина. Что касается писательниц, то там для полноты проекта Шубиной только Абгарян и Яхиной не хватает))). И, вообще, в отношении женской прозы я, увы, убежденный сексист. Про Кутенкова и ему подобных я писал выше, когда говорил о бестемье и стихах, сварганенных в механосборочном цехе. Просто поставьте рядом наугад любое стихотворение пиита и Игоря Меламеда и все станет ясно как божий день. Если говорить о современных поэтессах, то оригинальный и сильный голос у Айгерим Тажи. Вот отличное стих-е Айгерим, номинированное на премию "Поэзия -2019", конкурс, в котором невнятная длиннота Веденякина обошла ее предельно лаконичную выразительность.
В коробке из-под немецкого шоколада
мать прячет бирки, зубы, первые волосы
сына, живущего где-то в пределах города,
звонящего в день рожденья уставшим голосом.
Когда приходит этот, уже мужчина,
с руками в венах, с букетом цветов дешёвых,
она наливает чашку до половины,
чтобы он поскорей ушёл.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 27-07-2021 | 22:08:12
Виталий, из-за загруженности не получается ответить вовремя. Но тут момент важный.
Мы не обязаны разделять пристрастия других. И если нам эти пристрастия не мешают (не навязывают, не навязываются), то и пусть их...
А я, признаться, кроме "Лавра", ничего не читала. Замечательный писатель, интереснейший человек, буду его читать ещё. Ученик Лихачева! Вот еще воспоминания о Лихачеве, о Пушкинском доме его читала - уникальные воспоминания. И слушала его на "Спасе" http://spastv.ru/blog/2018/11/11/evgenij-vodolazkin/ - все выстрадано, глубоко, умно.
Единственное, что можно противопоставить развалу (уничтожителям) культуры, - это создавать альтернативу, делать спокойно свое дело. Популяризировать достойное, не тратя время
на гулкую пустоту.
Мне не близок верлибр (за редким исключением), нерифмованные стихи - не считаю поэзией, которая очень близка музыке. К слову, и рифмованные версификации могут не быть поэзией.
Поэтому я солидарна с меламедовской позицией отстаивания критериев традиционной поэзии. С ним и как с критиком мало кого можно рядом поставить.
Вокруг Игоря, хоть и была группа поддержки (очень одаренные люди), но все были самодостаточные. Это была дружба, а не тусовка.
Такая же в "Первом круге". И это есть настоящая творческая интеллигенция. Она узнается по любви друг к другу, уважению, поддержке, отсутствию какого бы то ни было соперничества, претензий на места. По словарю, регистрам, интонации... Игорь им очень дорог.
Истинность не отстаивается в спорах, она просто есть, ее ничто отменить не может - ни клевета, ни зависть. И вот это знание очень примиряет с такой некрасивой, такой слишком человеческой действительностью.
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Виталий Айриян
Дата: 27-07-2021 | 23:12:44
Разумеется не обязаны. Мы вообще никому ничем не обязаны. Сколько людей, столько и мнений.
В "Лавре" стилистика особая, "смешанный", оригинальный язык и концовка замечательная. Да и роман сейчас актуален из-за пандемии. В "Авиаторе" уже многое взято от Шишкина, хотя ноги растут у обоих из Набокова, и, конечно, Саши Соколова, куда ж без него.
Стих-е Тажи замечательно тем, что в нем сказано много больше, чем там написано. Неважно, верлибр это или в рифму.
Что касается поисков истины... Увы, на сайте споры теперь зачастую ведутся ради спора, а примесь ксенофобии и шовинизма придают им особую пикантность))
Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 31-07-2021 | 17:10:26
Вот прочитаю еще Евгения Германовича, тогда смогу судить... А вообще хорошая проза всегда с аллюзиями. Для меня совершенно особняком стоит только Сигизмунд Кржижановский. Вот как раз в его прозе - такие короткие новеллы, в которых говорится больше, чем написано, - идут через строчку. Плотный текст, яркий, поэтичный, его видишь, как сновидение - в котором все до ужаса реально. А коли есть такая проза, которая не исчерпывается философией одного сюжета - психологической зарисовки, то, конечно, мне недостаточно таких миниатюр. Вот, пожалуй, почему мне нерифмованные стихи не интересны. И Вы мне помогли сейчас это - пусть приблизительно - сформулировать.
В отношении споров - каждый опять же увидит свое. Я вижу замаскированную под отвлеченные темы русофобию с антиклерикальным душком и реакцию на это, может быть, не очень достойную. Реакция может быть неприятной, но непосредственной. А вот провокация целенаправленная. Но лента мало кому из сторонних интересна, только насельникам, поэтому личные разборки - выхлоп в пустоту.
Поэт милостью Божьей!
Спасибо, Ольга!
Тема: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 31-07-2021 | 17:25:24
Спасибо, дорогие друзья, за отклик, память и добрые слова о поэте!
Книги Игоря Меламеда можно купить:
"О поэтах и поэзии" https://www.labirint.ru/books/464581/ (нет в продаже)
"Арфа Серафима" (стихотворения и переводы)
https://www.labirint.ru/books/527302/
Кольридж, Вордсворт: Лирические баллады и другие стихотворения (в переводе Игоря Меламеда)
https://www.labirint.ru/books/284218/
"Литературные маски" (о литературных мистификациях поэта)
https://www.labirint.ru/books/766098/ (досадная опечатка в заголовке на сайте)
Тема: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014
Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва
Дата: 17-07-2021 | 14:57:55
Комментарий Александра Закуренко:
"Вспоминая Игоря Меламеда (из книги "Воспоминания санитара")