Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 17-07-2021 12:42:53

60 лет Игорю Меламеду - поэту, переводчику, эссеисту. Семь лет, как его нет с нами.
Чисто эгоистически, человечески испытываешь скорбь, печаль от отсутствия человека в твоей жизни, невозможности услышать голос, написать комментарий и прочитать чуткий отклик, но нам осталась поэзия, его светлая мысль в критических статьях, память, любовь и молитва.
 В эти дни сердечно и светло вспоминали Игоря его друзья, сокурскники, ученики. Приведу несколько цитат со страницы Игоря (Игорь Меламед) в фейсбуке:

"Игорь Меламед был наделен редким лирическим даром: он смог воплотить в поэзии свою душу. Еще он обладал удивительной ясностью, чистотой взгляда и в поэзии, и в литературной критике, и в эссеистике. Он умел очень просто и в то же время веско говорить об очень сложных вещах.

В чем актуальность его творчества сегодня? Его творчество — подлинное, а подлинность не может быть актуальной или неактуальной. Настоящая поэзия не устаревает и не потрясает новизной. Она просто присутствует в сердце..." (Екатерина Федорчук)

"Сегодня кажется, что время литературных мастодонтов прошло. Но остаются единицы, поэты которые существуют вне литературных тусовок и фестивалей, вне времени и политических ситуаций. Они появляются ниоткуда, вырастают из собственной трагедии и являют собой поэзию настоящую, незалитературенную, провидческую, дышащую и больную. Таким поэтом был Игорь Меламед. В независимости от вкусов и пристрастий, ни одна строчка, написанная им, не оставляет равнодушным читателя. Ни одно стихотворение нельзя назвать проходным. Меламед всегда предельно честен с собой и читателем. Его текст всегда кристально чист с точки зрения языка. Его мерка всегда высока. Между литературным героем и автором почти нет зазора. И сам Игорь был человеком прямым и открытым. Многим рядом с ним было трудно, поскольку, его прямота выходила за рамки вежливого равнодушия. Он никогда не отмалчивался. Чистый гений, открытый и непосредственный как ребёнок, мужественно переносивший свою тяжёлую болезнь, унесшую его так рано . И эта нестерпимая боль, мучавшая его каждую минуту, была тем самым внутренним редактором, который не даёт возможность соврать ни в жизни, ни в тексте..." (Елена Дорогавцева Elena Dorogavtceva)


В черном раю Игоря Меламеда

Стихи Игоря Меламеда – чудо истинной поэзии. Я понимаю, что это до невозможности затертый штамп, и все же пользуюсь им, потому что не нахожу более точных слов. Как всякое чудо, эти стихи не поддаются рациональному толкованию. О них нечего сказать. Должно пройти немало времени, прежде чем филологи и критики найдут свой способ – не объяснить стихи Игоря, о нет! – но что-то сказать о них в логике своей профессии.
Чудо этих стихов еще сильнее оттого, что непонятно, из чего оно рождается. Казалось бы, автор пользуется словарем, принадлежащим позапрошлому веку, позволяет себе "запретные" рифмы вроде "жизни – отчизне", "бессмертье – милосердье", да еще и эксплуатирует их многократно… Более пристальный взгляд замечает некоторые особенности поэтики Меламеда, – неожиданные эпитеты, которые воспринимаются в его стихах органично (например, "немощный слух"), оксюморные словосочетания "черный рай" или "неприкаянный Дух" – с большой буквы и в сопровождении цитаты из Евангелия:
Здесь только, терзая мой немощный слух,
за окнами поезд грохочет.
И бьется во тьме неприкаянный Дух,
и плачет, и дышит, где хочет.
Но не эти особенности сами по себе составляют неповторимое своеобразие стихов, а, скорее, их уникальное, единственное сочетание, подобное тому редкому мигу, когда на ночном небе планеты выстраиваются в одну линию..." (Вадим Гройсман Vadim Groisman)

В рубрике "Память" на нашем сайте помещено эссе близко знавшего Игоря поэта Александра Переверзина https://poezia.ru/memory/users/49, на мой взгляд, наиболее точно отражающее характер литературного бытования Игоря в новых условиях сетевого пространства и бесценного значения для всех нас, знавших его, общения с этим удивительно умным и талантливым человеком.
Здесь https://pochta-polevaya.livejournal.com/791220.html?view=3995316#t3995316 мой  пост об Игоре и некоторые ретроспекции.

За эти годы вышло несколько интересных изданий Игоря Меламеда. Автор ушел, а книги издаются! Отмечу книгу эссе "О поэзии и поэтах" (2014), книгу стихов, а также переводов из Кольриджа и Вордсворта "Арфа Серафима" (2015), выпущенные издательством "ОГИ".

А из стихов Игоря я читаю чаще всего именно эти, плачу над ними, снова читаю... Чуть очерствел, устал, ушел в пике обид, - читай их, человек, и оставайся человеком.

В ЧЕРНОМ РАЮ
три стихотворения
1.
Мне восемь. Я вижу вас в жизни земной,
бессмысленной и незавидной:
у входа на рынок сапожник кривой
в коляске сидит инвалидной.
В ужасной коляске, знакомый до слез
сапожник торгует шнурками
и тяжесть ее колоссальных колес
толкает больными руками.
Я вижу, как, залпом глотая вино,
похмельный художник Алфимов
рисует в сарае при местном кино
афиши для завтрашних фильмов.
Как толстая Дора за грязным столом,
приемщица нашей химчистки,
все пишет и пишет чернильным пером
какие-то скучные списки.
До худшего дня, до могильной поры
в убогой и тусклой отчизне
вы крест свой несли, а иные миры
вам даже не снились при жизни.
За то, что грядущую участь свою
вы видели в образах тленья, –
посмертною родиной в черном раю
дарован вам сон искупленья.
Покуда кружит в негасимых лучах
над вами мучитель крылатый –
я, маленький мальчик, в бессонных ночах,
беспомощный, невиноватый,
вас вижу и плачу, и нет моих сил
к нему обратиться с мольбою,
чтоб дал вам забыться, чтоб вас не будил
своею безумной трубою.
2.
Я вижу, как в древнем своем пиджаке
и в мятой соломенной шляпе,
со старой пластинкой в дрожащей руке
приходит он вечером к папе.
И спор их о роли Голанских высот
так жарок и так нескончаем,
что лишь иногда он до рта донесет
стакан с остывающим чаем.
Я вижу, как, музыкой преображен,
забыв разговор бестолковый,
по комнате медленно кружится он
под легкий мотив местечковый.
Он медленно кружится тысячу лет,
попавший в нетленное время.
И лампочки нашей немеркнущий свет
струится на лысое темя.
Когда же там звук нарастает иной,
подобный далекому вою,
когда его там накрывает волной
протяжною и духовою,
и темный над ним разверзается свод,
как будто бездонная рана,
и гневное пламя с поющих высот,
с небесного хлещет Голана, –
я здесь заклинаю незримую власть,
недетским охваченный страхом,
чтоб в то измеренье ему не попасть,
где станет он пеплом и прахом.
И, может быть, он меня видит сквозь тьму,
молящего о милосердье,
о том, чтобы дали остаться ему
в его музыкальном бессмертье.
3.
Там, в детстве, она застревает в дверях:
с походкой нескладной и шаткой,
с рыдающим смехом, с рукой в волдырях
под мокрой зеленой перчаткой.
Там скоро мне пять, ей – четырнадцать, но
мы как однолетки играем.
И пес наш дворовый, истлевший давно,
за нею кидается с лаем.
Там гости за скудным столом говорят
и пьют невеселую водку.
Я вижу, как теплой струей лимонад
течет по ее подбородку,
и как ее кутают в страшный платок
и шепчут о ней: извините…
Но если не все еще в смертный клубок
незримые смотаны нити,
и если иная нам жизнь суждена
в земном нашем облике – разве
пречистому взору предстанет она
в блаженном своем безобразье?
Я верю, дитя, – среди этих высот,
за то, что была ты безгрешной,
твоя красота расцветет и спасет
нас всех для отчизны нездешней.
Но яростный ветр не доносит сюда –
какую б ни выплатил дань я –
ни скрежет возмездья, ни трубы суда,
ни тяжкий глагол оправданья.
Здесь только, терзая мой немощный слух,
за окнами поезд грохочет.
И бьется во тьме неприкаянный Дух,
и плачет, и дышит, где хочет.
1995–1996

Тема: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 17-07-2021 | 14:57:55

Комментарий Александра Закуренко:
"Вспоминая Игоря Меламеда (из книги "Воспоминания санитара")

Мы странным образом почти не говорили о стихах друг друга. Как-то сразу он признал меня, я его. Но при этом он очень хорошо понимал нашу разность, чувствовал, что мне его взгляды на поэзию и его статьи не очень близки - и однажды так и сказал, когда уже болел и я его навещал: «Тебе моя статья не нравится, я знаю» – хотя вроде бы мы никогда его статью не обсуждали. Но в этой фигуре умолчания не было ни ревности, ни зависти. Скорее, обратное – сразу взаимное и глубокое дружественное расположение.
Один раз я сказал ему, что словарю русского языка тысяча лет и он идет не от Пушкина. Он один раз сказал мне о стихотворении «Тарковские в Юрьевце» – вот если бы ты нашел тут точную рифму вместо «пёс-рост», то было бы безупречное стихотворение, шедевр. И всё.
Но никто в моей уже долгой жизни в литературной среде так много и постоянно не говорил о моей карьере, и не пекся о том, чтобы меня опубликовали. Он, читая какие-то мои новые стихи, тут же кричал – я звоню Кублановскому. Чухонцеву. Паше Крючкову. Баку – еще кому-то – чтобы тебя завтра опубликовали. И мне всегда стоило усилий остановить его. Тут мы искренне расходились, потому что он считал, что задача тех, кто сидел в толстых журналах и издательствах - публиковать хороших поэтов. Я так не считал, поскольку видел, что публикуют обычно или своих друзей, или тех, кто чем-то тебе выгоден. Или тех, кто с тобой пьет и хвалит тебя. Пить я предпочитал лишь с теми, кого считал своими друзьями – хвалить человека, чье творчество не ценил, я не мог и не хотел, да и дружить ради публикаций считал унизительным и ненужным. Да и вообще, в отличие от Игорька, я не любил литературную среду и она мне платила тем же.
Он же был человеком насквозь литературным – любил до своей болезни тусовки, пьянки, ночные чтения по кругу и у него было много друзей в этой среде – Боря Викторов, Женя Блажиевский. Саша Еременко, Дима Бак, Паша Крючков, конечно же, сосед по комнате в общаге - Паша Басинский. После его падения и в период инвалидности многие из этих друзей о нем забыли или стали лишь редко позванивать. Он страшно переживал, ему было больно и иногда у него вырывалось о том или ином вчерашнем близком друге – ну вот позвонил такой-то и такой-то. Поговорили. И он замолкал. Он никого не винил, понимал, что стал малоинтересен и совсем бесполезен для литературных карьер вчерашних друзей. Более того, своей болезнью он тяготил своих успешных друзей, ведь с ним приходилось ощущать свое двигательное превосходство - понимая, что духовно Игорёк так вырос и столько отстрадал, что просто обогнал тебя. И пока ты выстраивал свою успешную жизнь в литературе – он писал прекрасные стихи и мучился. Это сопоставление успеха и страдания – не всем под силу. Но Игорёк не обижался. Ему было больно, но причины и механизмы распада дружбы он понимал, как мало кто. Я сознательно не называю этих людей – зачем? Раз Игорёк о них ничего не написал, то мне ли запоздало кого-то обвинять.
Я и сам мог бы бывать у него чаще. И чувствую свою вину.
Он был чрезвычайно благороден и когда несколько раз знакомые или незнакомые обкрадывали его - воруя то строчки, то целые стихотворения, он лищь грустно улыбался и на мое предложение подат в суд, бороться за правду обычно отшучивался или просто не отвечал.
В той мере, в какой он, ощутив свое место в литературе, просто в нем присутствовал, жил, утверждался, в такой же мере он заботился о положении друзей. Беспокоился о публикациях, хотел видеть книги близких ему людей
Игорь искренне переживал о том, что меня не публиковали, и всегда старался помочь и предлагал свою поддержку. С таким отношением к собратьям я больше не сталкивался. Игорек был рыцарем поэзии, абсолютно бескорыстным, абсолютно без чувства зависти – бескомпромиссным, резким и несдержанным к тем, кого считал слабыми поэтами и нежным, и я бы даже сказал преувеличенно любящим стихи и прозу своих друзей.
Как собачки при знакомстве обнюхивают друг друга – так мы всю нашу дружбу как бы принюхивались, обходили друг друга. Но всегда наши хвосты радостно виляли.
И для меня совершенно невосполнимо то чувство, когда я ему звонил и в трубку слышал слегка в нос, протяжное такое и всегда нежное и радостное – Санечка… Саннииичка. – именно так, с удлиненным иии.. Никто меня так никогда не называл, только Игорёк – папа называл Санёк, и теперь я знаю, что уже никогда ни от кого не услышу это в трубку раскатистое длинное саниииичка.
Может, на том свете есть фонетика? Может, там звуки остаются теми же – земными? и если не сохраняются наши тела, то хотя бы голоса любимых?.."

Тема: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Виталий Айриян

Дата: 17-07-2021 | 15:01:54

Замечательный поэт с абсолютно чистым поэтическим дыханием. Писал то, что прочувствовал, испытал, знал наверное безо всяких натужных экзистенциальных вывертов.

В больничной ночи вспоминай свое детство и плачь:
и жар, и ангину, и окна с заснеженной далью.
Придет Евароновна к нам, участковый мой врач,
и папа ей двери откроет с бессонной печалью.

И мама грустна. И в глазах ее мокрая муть.
Одна Евароновна с радостью необычайной
то трубкой холодной вопьется мне в жаркую грудь,
то в горло залезет противною ложкою чайной.

Я с ложкою этой борюсь, как с ужасным врагом.
– Ты скоро поправишься, – мне говорят, – вот увидишь…
Потом Евароновне чаю дают с пирогом,
и с мамой веселой они переходят на идиш.

Ах, Ева Ароновна, если ты только жива,
склонись надо мной, сиротою, во тьме полуночной.
В больничном аду повтори дорогие слова:
– Ты скоро поправишься с травмой своей позвоночной.

Попей со мной чаю, а если ты тоже в раю,
явись мне, как в детстве, во сне посети меня, словно
ликующий ангел, – где чайную ложку твою
приму, как причастье, восторженно, беспрекословно.

Ну и первое разочарование в авторах сайта также связано с именем Игоря. Вы наверняка помните, Ольга, эту историю с плагиатом его стихов одним литфункционером, изменившем там пару слов и поменявшего название места действия. По-моему, тогда однозначно и безоговорочно осудили плагиатора только мы с Вами, увы. Каких только оправданий плагиатору тогда не прозвучало. 
Жаль. Отмучился и ушел совсем молодым. 



Тема: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 17-07-2021 | 15:20:12

Да, Виталий, я привожу в этом посте ссылку на вой пост (см.) и на свой сегодняшний взгляд на эту историю спустя годы. Биться лбом в камень равнодушия и подмен?
 К слову, там же Вы найдете ссылку на скопированную ветку на яндекс-диске тогдашней жаркой полемики. Не только мы с Вами поддержали. Некоторые достойные люди, в частности, Владимир Ершов, светлая ему память, еще авторы - Александр Карпенко, Надежда Буранова, Александр Чернов, Александр Закуренко, Ольга Ильницкая, Александр Воловик, Иван Котельников, Иван Чернышов, Сергей Красиков и другие. Ресурсы "45-я парллель", "Мегалит". А вот на "Бард.ру" и на других сетевых площадках - до сих пор под именем Спектора висит стихотворение Игоря.
 Напомнить я напомнила, дальше дело совести людей. Посты в Литсалоне пропали, но рукописи не горят и Божья справедливость торжествует. Не здесь, разумеется.
Семь лет прошло - а журнал "Москва", невзирая на комментарии на страничке публикации, так и не убрал плагиат со своей страницы.  

 Очевидно только одно, поэзия Игоря - достояние вечности, его искупительная жертва.
 Царствие Небесное светлой душе поэта.
 А нам - оставлено покаяние. Пока человек жив - еще не поздно его принести. до Суда.

ps. Вот копия поста, чтобы освежить память насельников сайта:  https://disk.yandex.ru/edit/disk/disk%2F%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D0...

Тема: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Виталий Айриян

Дата: 17-07-2021 | 16:03:02

Интересно было бы прочитать, но у меня ссылка на диск, а дальше - тишина

Тема: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 17-07-2021 | 21:41:50

У меня 10-й Windows, сразу открывается вордовский файл. Я Вам завтра вышлю почтой, сейчас затруднительно.  Или же опубликую у себя в блоге и дам ссылку. Такое свидетельство. 

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Виталий Айриян

Дата: 17-07-2021 | 22:07:00

Ок. У меня тоже десятый. Но с некоторых пор что-то с памятью его стало

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 19-07-2021 | 16:18:11

Виталий, нужно зарегистрироваться на яндексе и иметь доступ к его ресурсам. Попробую дать такие ссылки:
https://disk.yandex.ru/i/BzIYtI6Div7ifw  https://disk.yandex.ru/i/3IfGXT3VknkvVg

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Виталий Айриян

Дата: 19-07-2021 | 18:01:54

Спасибо, Ольга. Да, не только мы с Вами, конечно, это точно. У нас просто более развернута "доказательная база". Но там была какая-то группа поддержки Спектора, где люди целыми пачками писали бред о космических силах и о том, что это вполне могло быть надиктовано высшими силами итд. А плагиатор самоликвидировался или до сих пор на сайте?

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 19-07-2021 | 18:27:26

Да, эти люди публиковали свои инсинуации на сайте "Свой вариант". Да-да, помню, медсестра Алевтина Евсюкова, которая списывает "свои произведения с эгрегора", одноклассники В.Спектора, группа поддержки в лице авторитетных граждан, Евгения Степанова, например,  - такое шоу возникло.

Я еще тогда подумала, а неслучайно они сайт назвали "свой вариант". )
45-я параллель удалила Спектора, а на его странице
 помещено это: https://45parallel.net/vladimir_spektor/ , внизу после материала Александра Карпенко ссылки на мой lj с тогдашними записями. Только имя у журнала теперь другое. Там, к слову, вся хроника события. Долгое время эти записи были у меня (как и весь журнал) под замком, а сейчас - раскрыла. Или по тэгу "Игорь Меламед".
На нашем сайте плагиатор присутствует, но не публикуется.

Вот нашла, где Евсюкова называет Игоря Меламеда клеветником http://mspu.org.ua/main/9412-obraschenie-protest-i-zaschita.html. А другая дама полагает, что Игорь - двойник Спектора http://mspu.org.ua/pulicistika/9450-i-snova-o-tom-zhevladimir-spektor-sergey-malmedov.html. Без комментариев.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Виталий Айриян

Дата: 19-07-2021 | 19:13:14

Ок. Его присутствие на сайте после скандала красноречивее всего говорит о личности плагиатора. Так что многие не ошиблись в ее оценке. 
А у ресурсов, оставивших это стих-е под именем Спектора, тоже, видать, ни стыда, ни совести.
Спасибо, что вспомнили замечательного поэта Игоря Меламеда. 


Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 19-07-2021 | 19:43:54

Да какая там совесть... Эзотерики, ...
И Вам спасибо, Виталий.
Игорь человек огромной силы духа, поступил великодушно и благородно, а вся эта суета - она для вечности ничто, он душе своей не повредил ("прости им, не ведают, что творят...") - и это главное. Светлая ему память и Царствие Небесное.

* * *

В ненадежных и временных гнездах
и тела обитают, и души.
Но Спаситель приходит, как воздух,
посреди мирового удушья.
Посреди мирового мороза,
в безысходных глубинах страданья,
раскрывается сердце, как роза,
от Его дорогого дыханья.
Все оплачено было сторицей
и искуплено страшною кровью,
чтобы ты бесприютною птицей
возвратился под вечную кровлю.


***

Может быть, оттого не должны
умирать мы по собственной воле,
чтоб на тех не осталось вины,
кто не смог защитить нас от боли.
Может быть, оттого и должны
мы забыть об отравленных чашах,
чтобы меньше осталось вины
на невольных мучителях наших.
И должно быть, затем не вольны
мы покинуть земную обитель,
чтобы меньше осталось вины
и на тех, кто нас гнал и обидел…

1988

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Виталий Айриян

Дата: 19-07-2021 | 23:17:07

Замечательно. Большой поэт всегда поэт предчувствия. Сейчас что "ребята", что "девчата" пишут невесть о чем стихи, сварганенные в механосборочном цехе. Своей темы в творчестве нет, а без нее из поэзии дух вон, зато ерничанья и словесной эквилибристики завались. Но поэзия ведь не жанр фантастики, в ней без лично пережитого никак нельзя. Это просто неинтересно в конце концов. Но штамповщиков ничего не останавливает -  находят собратьев по перу на разных уровнях и пошло поехало:" Ты поэт и я поэт, вместе мы поэты." Десятки лайков и восторженных отзывов на "гениальные" вирши. Количество "поэтов" зашкаливает, стили неотличимы, море, океан заимствований, всеядных авторов можно штабелями складывать, благо места в журналах и интернете навалом...
И еще. Надо иметь большое мужество, чтобы, как Меламед, продолжать писать с такой тяжелой травмой. Это удел очень сильных личностей, людей с особым мироощущением, ибо поэзия не проза, ее невозможно писать когда захочешь. Игорь это смог. И его стихи для нас не только высокая поэзия, но и школа выживания. Не знаю, что важнее. 

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 20-07-2021 | 15:25:47

Виталий, столько нравоучительных благоглупостей Вы тут наговорили, что не смог не отозваться.


«Большой поэт всегда поэт предчувствия.» – например?


«Сейчас что "ребята", что "девчата" пишут невесть о чем стихи, сварганенные в механосборочном цехе.» - так это не «сейчас», а всегда так и было. Просто с появлением компьютеров появилась возможность тиражировать на бумаге, не переписывая от руки, а с появлением доступного Интернета – тиражировать в электронном виде. И, кстати, среди «ребят и девчат» немало людей пенсионного возраста, которые вдруг ощутили творческий зуд. И их тоже нельзя всех грести под одну гребёнку. Но и скидок на возраст (юный, средний, почтенный) делать не следует. При оценке конкретных сочинений, а не способностей автора.


«Своей темы в творчестве нет, а без нее из поэзии дух вон, зато ерничанья и словесной эквилибристики завались.» - что значит «своя тема» - пресловутая «яйла», например? А какая «своя тема» была у А.С.Пушкина или у В.С.Высоцкого?


« Но поэзия ведь не жанр фантастики, в ней без лично пережитого никак нельзя. Это просто неинтересно в конце концов.» - а вот В.С.Высоцкий не воевал, не сидел, грузовики за Урал не гонял, золото не мыл и на звездолётах не летал. Да и А.С.Пушкин Черномора за бороду не дёргал (а Черноморы у него даже и не родственники).


И, насколько мне помнится, В.Айрияну в концлагере ни в качестве узницы-еврейки, ни в качестве охранника-гестаповца тоже не довелось побывать. А замыслы-то были, нет?

:о)

 

«Но штамповщиков ничего не останавливает - находят собратьев по перу на разных уровнях и пошло поехало:" Ты поэт и я поэт, вместе мы поэты." Десятки лайков и восторженных отзывов на "гениальные" вирши. Количество "поэтов" зашкаливает, стили неотличимы, море, океан заимствований, всеядных авторов можно штабелями складывать, благо места в журналах и интернете навалом...» - а это вот да. Только оказывается, что штамповщик штамповщику рознь: к конвейерным поделкам отдельных штамповщиков следует подходить с трепетом и пониманием. Учитывая прошлые заслуги, пролетарское происхождение и категорическое нежелание штамповщика перейти от конвейера к ручной сборке (это когда чтобы не каждый день, к полуночи, было что-то новое готово). При том, что и сам штамповщик вполне отдаёт себе отчёт в конвейерности и нешибковысокохудожественности своих поделок. Но ему проще вылить ушаты грязи на того, кто об этом осмелится сказать, чем хотя бы явные ляпы у себя исправить. Хотя и сам он может признаться, что «вот, дескать, если бы в книгу - то да, там бы я в лучшем случае одно из десяти опубликованных взял, да ещё и подработал бы, а на сайте выставить – это вроде черновик набросать на бумаге, а выбрасывать в корзину жалко, в стол - неохота. А тут схавают. Особенно если кто по взаимозачёту должен.»

 

Но самое главное, что Вы вообще упустили (на мой взгляд) в своей гневной отповеди всему плохому, агитируя за всё хорошее, так это способность к сопереживанию. Поскольку палитра чувств и ощущений у всех как раз примерно одинакова. Разница – в уровне их выражения. И только махровый эгоист уверен в том, что именно его ощущения и переживания бесподобны, уникальны и неповторимы.

А человек, который способен к искреннему, а не деланному сопереживанию, и может «влезть в чужую шкуру».

:о)

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 22-07-2021 | 19:49:48

Сейчас очень много шуму, Виталий. И голоса хороших молодых авторов расслышать трудно.

Недавно умерла критик, поэт, культуртрегер Людмила Вязмитинова (светлая ей память!), с которой я была очень давно знакома. Вот ее последнее интервью, взгляд человека, который во всем этом варился https://www.ng.ru/ng_exlibris/2021-07-21/10_1087_person.html. Очень хорошо понимаю, о каких новых тенденциях говорит Людмила. О совершенно другой эстетике...
 Людмила была особенным человеком - связующий мост между поколениями. Я бы сказала, переводчик. ) Ее очень любили - и именно молодые, она их опекала и способствовала их творческому росту. Такие люди необходимы, чтобы смягчать (и просвещать) нас, ворчащих на ломку канонов и засилье графомании. 

 

Пусть пишут, спорят, создают многочисленные школы. Культурологический протест не кровопролитен.  У любого человека должно быть пространство самовыражения, если только он этим пространством не нарушает правила общежития, не манифестирует его на каждом перекрестке, не душит инаковое пространство. А у нас есть возможность и право уйти с мероприятия (закрыть онлайн страницу).

Но мы не знаем, что будет дальше и что за прорыв ожидается в новейшей литературе. Наши ключи (культурные коды) никто не отнимает. А у них ключи потеряны (см. статью), куются новые... ). И мы не станем взирать на это с печалью. Голод по настоящим смыслам  у пишущих и читающих еще придет, когда будет набрана критическая масса всего этого экспериментаторского разнообразия.
Ведь подобные тенденции были и сто лет назад - если пристальнее вглядеться в салоны Серебряного века.

 

Одно верно - соцсеть портит автора. Круг друзей щедр на виртуальные поглаживания.  Редкий стихотворец имеет мужество идти туда, где критикуют, чаще уходит (хлопая дверью или без пыли) опять в теплое гнездышко лайков, сердечек и уменьшительных суффиксов. Критиков (а Людмила Вязмитинова была одним из них) мало, теоретиков литературы еще меньше.


А Игорь был, безусловно, провидец. Он был верующим человеком, глубоко понимающим смысл страдания. Дар его поэтический уникален. Но если мы вспомним Игоря Лавленцева, Виктора Гаврилина, то разве не в своем даровании черпали они силы для преодоления немощи не только телесной, но и некого отчаяния и бессмыслицы? Просто у Меламеда исповедание этого преодоления наиболее обнажено, откровенно. Он жил по своим правилам, не стыдясь слез (в поэзии), говоря правду в лицо. Почему и  сетовали, что, мол, характер резкий там, человек неудобный … Честности не нужны маски, разве что литературные (имею в виду его блестящие мистификации, с помощью которых он опять же развенчивал тщеславие, глупость, дутые величины). 


Для меня очевидна миссионерская составляющая поэзии Игоря. Он был свидетель. Вы правы, он писал исходя исключительно из опыта своего страдания, но, собственно, это и есть критерий настоящей поэзии, все остальное - литература.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Виталий Айриян

Дата: 23-07-2021 | 11:44:39

Охотно верю Вам, Ольга, что Вязмитинова была прекрасным человеком и, конечно, жалею об ее уходе. Но вот ее литературных пристрастий отнюдь не разделяю. У Водолазкина оригинален только "Лавр", где "выстрелила" его профессия, в остальных вещах много Шишкина. Что касается писательниц, то там для полноты проекта Шубиной только Абгарян и Яхиной не хватает))). И, вообще, в отношении женской прозы я, увы, убежденный сексист. Про Кутенкова и ему подобных я писал выше, когда говорил о бестемье и стихах, сварганенных в механосборочном цехе. Просто поставьте рядом наугад любое стихотворение пиита и Игоря Меламеда и все станет ясно как божий день. Если говорить о современных поэтессах, то оригинальный и сильный голос у Айгерим Тажи. Вот отличное  стих-е Айгерим, номинированное на премию "Поэзия -2019", конкурс, в котором невнятная длиннота Веденякина обошла ее предельно лаконичную выразительность.
 
В коробке из-под немецкого шоколада
мать прячет бирки, зубы, первые волосы
сына, живущего где-то в пределах города,
звонящего в день рожденья уставшим голосом.
Когда приходит этот, уже мужчина,
с руками в венах, с букетом цветов дешёвых,
она наливает чашку до половины,
чтобы он поскорей ушёл.

 

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 27-07-2021 | 22:08:12

Виталий, из-за загруженности не получается ответить вовремя. Но тут момент важный.
Мы не обязаны разделять пристрастия других. И если нам эти пристрастия не мешают (не навязывают, не навязываются), то и пусть их...
 А я, признаться, кроме "Лавра", ничего не читала. Замечательный писатель, интереснейший человек, буду его читать ещё. Ученик Лихачева! Вот еще воспоминания о Лихачеве, о Пушкинском доме его читала - уникальные воспоминания. И слушала его на "Спасе" http://spastv.ru/blog/2018/11/11/evgenij-vodolazkin/ - все выстрадано, глубоко, умно.
Единственное, что можно противопоставить развалу (уничтожителям) культуры, - это создавать альтернативу, делать спокойно свое дело. Популяризировать достойное, не тратя время 
на гулкую пустоту.
Мне не близок верлибр (за редким исключением), нерифмованные стихи - не считаю поэзией, которая очень близка музыке. К слову, и рифмованные версификации могут не быть поэзией.  
Поэтому я солидарна с меламедовской позицией отстаивания  критериев традиционной поэзии. С ним и как с критиком мало кого можно рядом поставить.
 Вокруг Игоря, хоть и была группа поддержки (очень одаренные люди), но все были самодостаточные. Это была дружба, а не тусовка.
  Такая же  в "Первом круге". И это есть настоящая творческая интеллигенция. Она узнается по любви друг к другу, уважению, поддержке, отсутствию какого бы то ни  было соперничества, претензий на места. По словарю, регистрам, интонации... Игорь им очень дорог.
Истинность не отстаивается в спорах, она просто есть, ее ничто отменить не может - ни клевета, ни зависть. И вот это знание очень примиряет с такой некрасивой, такой слишком человеческой действительностью. 

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Виталий Айриян

Дата: 27-07-2021 | 23:12:44

Разумеется не обязаны. Мы вообще никому ничем не обязаны. Сколько людей, столько и мнений.
В "Лавре" стилистика особая, "смешанный", оригинальный язык и концовка замечательная. Да и роман сейчас актуален из-за пандемии. В "Авиаторе" уже многое взято от Шишкина, хотя ноги растут у обоих из Набокова, и, конечно, Саши Соколова, куда ж без него.
Стих-е Тажи замечательно тем, что в нем сказано много больше, чем там написано. Неважно, верлибр это или в рифму
Что касается поисков истины... Увы, на сайте споры теперь зачастую ведутся ради спора, а примесь ксенофобии и шовинизма придают им особую пикантность))



Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 31-07-2021 | 17:10:26

Вот прочитаю еще Евгения Германовича, тогда смогу судить... А вообще хорошая проза  всегда с аллюзиями. Для меня совершенно особняком стоит только Сигизмунд Кржижановский.   Вот как раз в его прозе - такие короткие новеллы, в которых говорится больше, чем написано, - идут  через строчку. Плотный текст, яркий, поэтичный, его видишь, как сновидение - в котором все до ужаса реально. А коли есть такая проза, которая не исчерпывается философией одного сюжета - психологической зарисовки, то, конечно, мне недостаточно таких миниатюр. Вот, пожалуй, почему мне нерифмованные стихи не интересны. И Вы мне помогли сейчас это - пусть приблизительно - сформулировать.

В отношении  споров -  каждый опять же увидит свое. Я вижу замаскированную под отвлеченные темы русофобию с антиклерикальным душком и реакцию на это, может быть, не очень достойную.  Реакция может быть неприятной, но непосредственной. А вот провокация целенаправленная. Но лента мало кому из сторонних интересна, только насельникам, поэтому личные разборки - выхлоп  в пустоту. 

Тема: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Семён Эпштейн

Дата: 17-07-2021 | 15:57:59

Поэт милостью Божьей!

Тема: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Холодова Светлана

Дата: 21-07-2021 | 09:31:54

Спасибо, Ольга!

Тема: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Автор удален

Дата: 30-07-2021 | 11:00:01

Спасибо Ольга за Вашу работу! Кому-то не позволяете забыть, а кого-то (как меня например) знакомите с творчеством замечательных поэтов.

Тема: Re: Игорь Меламед. 14.7.1961 - 17.4.2014

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 31-07-2021 | 17:25:24

Спасибо, дорогие друзья, за отклик, память и добрые слова о поэте!

Книги Игоря Меламеда можно купить:

"О поэтах и поэзии" https://www.labirint.ru/books/464581/ (нет в продаже)

"Арфа Серафима" (стихотворения и переводы)
 https://www.labirint.ru/books/527302/

Кольридж, Вордсворт: Лирические баллады и другие стихотворения (в переводе Игоря Меламеда)
https://www.labirint.ru/books/284218/

"Литературные маски" (о литературных мистификациях поэта)
  https://www.labirint.ru/books/766098/ (досадная опечатка в заголовке на сайте)